Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 октября 2000

“КАКИЕ-ТО МАРГИНАЛЫ...”

“КАКИЕ-ТО МАРГИНАЛЫ...” (Олигарх Фридман — о русских и о России)
43(360)
Date: 25-10-2000
В ОДНОМ ИЗ НЕДАВНИХ НОМЕРОВ "Московских новостей" напечатано интервью с одним из столпов российского бизнеса, президентом "Альфа-банка" М.Фридманом.
Ну и что тут особенного, скажет читатель. Новые хозяева жизни сейчас денно и нощно красуются на экранах телевизоров, не сходят со страниц газет. Особенность этого интервью в том, что оно имеет предельно откровенный, прямо-таки саморазоблачительный характер. Подавляющее большинство олигархов обычно маскируются, выдают себя за радетелей народного блага. А вот г-н Фридман абсолютно не скрывает своего кредо. Высказывания главы "Альфа-банка" настолько выразительны, что не нуждаются в обширных комментариях. Предоставим читателю самому судить о менталитете одного из выдающихся представителей "новых русских"*.
— Михаил, про вас известно только то, что вы олигарх, что ваш "Альфа-банк" — единственный, кто красиво вышел из августовского кризиса. И все. Расскажите, пожалуйста, откуда вы вообще?
— Я родился в 1964 году во Львове в самой обычной полуинтеллигентной еврейской семье. Родители у меня обычные инженеры, совершенно нормальные советские люди. Ныне они проживают в городе Кельне, буквально полгода назад уехали...
— Долго собирались! Многие по два-три раза уехали и вернулись...
— А не было смысла уезжать. Их поколению, несмотря на все противоречия советской действительности, повезло. Это единственное поколение, которое в советское время прожило нормальную, спокойную, очень мирную жизнь..."
Это примечательное заявление. Г-н Фридман очень напирает на то, что сам сильно пострадал — то медаль в школе не дали (якобы по "пятой графе"), то в физтех, а затем в аспирантуру Института стали и сплавов не приняли по той же причине,
Однако дальше он говорит: "отец мой стал лауреатом Госпремии в 89-м году по электронике. Работа, за которую его наградили, была связана с системами опознавания для военной авиации".
Что-то не вяжется... Не получается картинки дискриминации по национальному признаку. Да и свои мнимые обиды г-н Фридман так ловко оборачивает в будущие успехи, что интервьюер ехидно замечает:
— Да… Везет вам, евреям! А были бы вы русский или хохол, то прозябали бы сейчас где-то в Академгородке".
А глава "Альфа-банка", не моргнув глазом, подхватывает:
— Да. Возмущался бы невы
платой зарплаты бюджетникам, перекрывал бы дорогу, стоял бы поперек нее с транспарантом "Наука — будущее России".
Но сначала — студенческие годы. Становление личности идет в борьбе. Но в борьбе не за знания, не за идеалы, а за ... театральные билеты.
— Меня заинтересовал театр. Я занимался билетами на лучшие спектакли, Помните, как это было? Студенты с вечера занимают очередь у касс, к утру подходит толпа из того же вуза и становится к своим в начало очереди.
— Стояли в очереди всю ночь?
— Нет! Я координировал....
— А как те билеты делили?
— Одну пару билетов получал тот, кто стоял в очереди, а другая причиталась мне.
— Вы билеты продавали?
— Как можно! Нет, конечно! Деньги я зарабатывал иначе — работая грузчиком в магазине, там, кроме денег, еще и продукты всегда под рукой... А билеты менялись — на подписки, на талоны, которые, в свою очередь, менялись на грузинское вино из дегустационного зала ВДНХ ...и так далее.
— Да... И вот уже 20 лет вы занимаетесь все одним и тем же. Только теперь у вас вместо театральных билетов...
— Нефть и кредиты банковские. Или, к примеру, все тот же глинозем.
— Дальше вы — выпускник, молодой специалист. Надвигается распределение, допустим, в солнечный Норильск. Или в Ачинск...
— Да... Ведь меня, к счастью, не взяли в аспирантуру. Так что пришлось распределяться. Но поскольку у меня в руках был такой мощный инструмент влияния, как билеты, я распределился хорошо. Хорошо — с точки зрения иногороднего, человека без прописки: в Электросталь, на металлургический завод имени Тевосяна. Через полтора года работы там я...
— Получил квартиру?
— Естественно. Войдя в неформальные отношения с руководящими работниками.
— На какой почве? Вы же перестали быть московским студентом и поэтому оторвались от распределения дефицита?
— Нет, нет. Билеты я из-под своего контроля не выпускал! Зачем же?.. У меня же в Москве был бизнес, и мне, чтоб вопросы решались, приходилось постоянно что-то кому-то доставать, приносить...
— А была такая мысль, что все это неправильно? Что надо честно трудиться? Ехать, к примеру, на БАМ?
— Нет, наше поколение об этом уже не думало. На БАМ ехали какие-то маргиналы...
— Вы смогли бы работать в правительстве, как некоторые другие олигархи?
— Я достаточно хорошо знаю историю России и уверен: что бы я ни сделал, никто мне благодарен не будет. Благодарности народа я не получу, а абстрактного желания его осчастливливать против его воли у меня нет... Нет, пусть уж русские люди, которые чувствуют себя частью народа, идут его учить жизни...
— А ваша жена, дети тут или тоже уехали?
— Они живут в Париже зимой. Летом— в Сан-Тропе. Жена моя там, во Франции, рожала из медицинских соображений: там качественная медицина. До кризиса она с детьми ездила туда-сюда, а после я их там оставил.
— Теперь вы один тут, за границей... Вы себя, наверное, чувствуете вахтовиком, который ездит зарабатывать на дикий, суровый, неустроенный Север, а семья, слава Богу, в хорошем месте.
— Не совсем так. Я себя вахтовиком не чувствую. По мне это более или менее нормальный режим — вот так ездить. Если б я так уж мучился без жены, я б заставил ее вернуться.
— А сейчас, когда вы банкир, какие чувства вызывают у вас разговоры о социальной справедливости?
— Дебильную формулу "всем все поровну" я никогда не мог воспринимать с пониманием. Для меня лично никогда не было никакого равенства, никакой справедливости... Та доктрина, которая насаждалась в стране и советским народом более или менее акцептуема, для меня всегда была абсолютно чуждой.
— Это чувство вашей отдельности ведь не ослабло со временем?
— Общественные ценности меня если касаются, то опосредованно. У меня свои обстоятельства и своя система координат. Это как религия, понимаете? Так мусульмане живут внутри христианского общества, не разделяя его идеалов и держась за свои ценности...
Вот такое интервью. В нем, разумеется, обходится наиболее интересный момент: как обычный спекулянт театральными билетами превратился в одного из богатейших людей России. Но в этом, собственно говоря, нет особой необходимости. Технология хорошо известна: пару лет назад кто-то из незадачливых идеологов "реформ" заявил, что определенная группа людей была назначена миллионерами и миллиардерами.
Наши нувориши получили свои капиталы на блюдечке с голубой каемочкой, поэтому и о вкладывании средств в расширении производства у них и мыслей особых нет. Задача сейчас — урвать те куски собственности, которые еще остались в ведении государства, и отобрать то, что плохо лежит, у конкурентов.
Дело не в личности г-на Фридмана. Он не хуже и не лучше других олигархов. Россия для него не друг и не враг — он к ней равнодушен. Это место, где сейчас можно получать сверхприбыли. Иссякнут эти прибыли — можно будет перебраться в любое другое место на планете, где норма прибыли выше. Семья уже выведена за рубеж. В России его уже мало что держит.
А вот нам отнюдь не все равно, в чьи руки попало национальное богатство, созданное тяжелейшим трудом нескольких поколений наших отцов и дедов. И проблема не в отдельных олигархах. Трагедия нашей страны в том, что "демократическая" Россия оказалась под пятой особой формы колониальной зависимости. Прошли времена классического колониализма, когда англичане или французы назначали своих генерал-губернаторов и чиновников, а туземцы допускались только на самые низшие посты в колониальной администрации.
В начале ХХ века в ЮАР возникла уже новая форма колониализма, когда и угнетатели (белые), и угнетенные (черные) жили на одной территории. Сейчас, в начале ХХI века, отрабатывается еще более совершенная модель.
Б.Ельцин был генерал-губернатором нового типа, управлявшим Россией под надзором Запада.
Г-н Путин самоустранился от экономики, позволяя колониальной администрации в лице людей типа Чубайса продолжать разгром высокотехнологичных отраслей и перекачивать сырьевые ресурсы на Запад. Бизнесмены вроде г-н Фридмана, несомненно, являются частью этой администрации.
Приведем еще один отрывок из интервью г-на Фридмана.
— Значит, если вам государство начнет объяснять, что хорошо, а что плохо, вы не можете к этому серьезно относиться?
— Я в этом и без государства разберусь.
— То есть вы только те законы готовы соблюдать, которые вам кажутся правильными? А не все подряд?
— Это, безусловно, так. Какие законы в моей системе координат являются хорошими, а какие плохими — я знаю и без государства. А в тех случаях, когда его представления о жизни совпадают с моими, я его могу даже поддерживать.
— А в чем-то и не поддерживать?
— Абсолютно! Когда государство говорит о своих империалистических замыслах, объявляет нас великой страной и хочет решать, как всем жить, — мне это не близко. На доказательство того, что мы великая страна, я денег не дам.
Вот так-то, уважаемый читатель!
Вячеслав Тетекин
1.0x