Авторский блог Любомир Никишин 03:00 19 июня 2000

У АЛМАЗА ОТНИМАЕМ – БРИЛЛИАНТУ ПРИБАВЛЯЕМ...

У АЛМАЗА ОТНИМАЕМ – БРИЛЛИАНТУ ПРИБАВЛЯЕМ... (Как российская Государственная дума готовится обогатить израильских предпринимателей за счет граждан России)
25(342)
Date: 20-06-2000
Станет ли больше бриллиантов, если уменьшится алмазов, — это не заботит проправительственное большинство Государственной думы, которое голосует за принятие проекта федерального Закона "О внесении дополнений в пункт 1 статьи 5 закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", предложенного правительством.
Но депутаты-государственники призывают своих коллег к благоразумию, и при рассмотрении проекта в третьем чтении зовут воздержаться от опрометчивого шага. Дело в том, что дополнение в существующий закон ляжет тяжелым финансовым бременем на тех, кто добывает алмазы в вечной мерзлоте. Вся алмазодобывающая отрасль России представлена государственной акционерной компанией "Алроса". Ограночная отрасль — это 5 российских заводов и 124 совместных предприятия — СП. Правительственный проект выгоден последним. СП появились в России с помощью бывшего председателя Роскомдрагмета небезызвестного Евгения Бычкова, который находится под следствием по делу хищения драгоценностей из Гохрана на сумму 180 млн. долларов некоей фирмой Голден Ада. До сих пор СП, за многими из которых стоят израильские бизнесмены, словно пиявки, сосут деньги у России. А теперь им предоставится еще больше возможностей жить за счет тех, кто на страну работает и наполняет ее бюджет.

Жизнь у нас — что ни день, то новые испытания. А исходят они чаще всего из коридоров власти. Недавно там изобрели очередное испытание для добытчиков алмазов. Да и не только для них: если приглядеться внимательней, то это испытание — для миллионов россиян. Чем может аукнуться новая законодательная инициатива правительства, поясним ниже.
Но сначала несколько слов о предыстории вопроса. С 1991 по 1996 гг. в России действовал закон, по которому все покупатели алмазов должны были платить НДС. И никуда было от него не деться. Платили его и добытчики алмазов, приобретая необходимое для своей работы — машины, материалы, горючее. Затраты эти в определенной мере должны были покрываться им теми, кто приобретал добываемую продукцию. Но уже в 1996 лоббисты гранильных предприятий пробили поправку в закон об НДС. Под видом заботы об отечественной ограночной отрасли, которая якобы не может потянуть этот налог, гранильные предприятия, приобретающие алмазы у "Алросы" или у Гохрана, освобождались от уплаты НДС в случае, если потом продавали бриллианты за рубежом. Но поскольку почти 97 процентов бриллиантов шло именно на экспорт — в России у людей и на хлеб не хватало — то "Алросе" возвращался НДС только в размере 3 процентов.
Правда, если какое-то СП не предоставляло документов, подтверждающих сбыт бриллиантов за рубежом, оно вынуждено было все же платить НДС. Однако хитроумные СП, совершая торговые сделки по удобной для себя схеме, увиливали от налоговой обузы. Чтобы хоть как-то призвать их к исполнению закона, "Алроса" вынуждена была создать целую службу по контролю за движением драгоценного товара. Но даже ей далеко не всегда удавалось все отследить и принудить нарушителей законодательства возвращать компании положенные средства. Львиная доля разного рода затрат ложилась на "Алросу", сумма их ежегодно исчислялась в 24-25 млн. долларов.
Теперь о нынешних страстях. Снова лоббисты гранильных предприятий, главным образом тех самых СП, подсунули правительству, а оно внесло в Госдуму новую поправку к действующему налоговому закону. С ее принятием огранщики освобождаются и от налога, и от необходимости доказывать, что они продали бриллианты за границу.
Кому это выгодно? Обратимся к цифрам. "Алроса" продает на внутреннем российском рынке алмазов на 700 млн. долларов в год. Примерно половину из них покупают российские предприятия. Подчеркнем, российские не на бумаге, а по сути. К ним относятся смоленский "Кристалл", барнаульский "Кристалл", два завода в Орле, якутское предприятие. Вторую половину алмазов забирают 124 СП, которые, как уже отмечалось, далеко не российские. Но именно они приобретают российских алмазов на 350-400 млн. долларов. Что такое НДС с этой продукции? Это 20 процентов стоимости алмазов или 70-80 млн. долларов, которые эспээшники и обязаны были бы вернуть "Алросе". А та как государственная компания оплатила бы полученными деньгами тот же северный завоз или вложила бы их в развитие производства, или подняла зарплату бюджетникам Якутии, своим же работникам, у которых заработки по нынешним меркам невысоки.
Сколько об этом финансовом недоразумении, сложившемся между алмазодобытчиками и СП, ни писали в правительство и иные высокие ведомства, все остается неизменным по сей день. Наоборот, полуиностранные СП получают все новые и новые льготы! И сейчас, с принятием новой правительственной налоговой поправки, СП могут к тем 70-80 млн. долларов присовокупить новые кругленькие суммы. Кстати, в этой связи нелишне напомнить, что у СП существуют и другие лазейки для наживы. Согласно еще одной законодательной норме, действующей в России, каждое вновь созданное предприятие почти освобождается от уплаты налогов на 3 года. Зная это, многие СП, безбедно просуществовав 3 льготных года, "закрываются", а вместо них создаются новые. К примеру, закрылось СП "Векслер", а на его месте внезапно появляется СП "Каплан", которое снова может льготно существовать целых 3 года.
Кроме того, попадая в категорию российских предприятий, так как они регистрируются в России, но, подчеркнем еще раз, обладают иностранным капиталом, СП, наравне с исконно российскими заводами, обремененными "реформами" и долгами, пользуются еще одной льготой — ее предоставляет "Алроса" отечественным бриллиантщикам, продавая им сырье на 5-6 процентов ниже мировых цен. Кстати, на этом в середине 90-х СП солидно поживились, о чем писалось и говорилось немало. По мировой цене, как известно, центральная сбытовая организация (ЦСО) Де Бирс продает в Лондоне алмазы 150 фирмам. А уже другие покупатели алмазов приобретают их по более высоким ценам. Именно в их число и попадали бы вышеозначенные СП, окажись на мировом рынке в ряду прочих. Несложные арифметические подсчеты показывают, сколь выгодно и вольготно им живется в алмазодобывающей России... Но и это еще не все. Ведь называя себя российскими, СП имеют право выбирать алмазы, чего нет на мировом рынке. И на этом тоже можно делать неплохие деньги.
И вот их сторонники готовят для СП новые радужные перспективы: полное освобождение от НДС. Получит ли от этого хоть что-нибудь государство, авторы законопроекта не говорят. Они снова прикрываются словами о помощи гранильной промышленности. Но при этом умалчивают, что доходы светят в первую очередь СП, пользы от которых рядовые россияне не получали и не получат. До них эспээшникам мало дела. Еще чуть-чуть, и они, купив алмазы по льготной цене, начнут без всяких формальных и неформальных препон вывозить и продавать уже бриллианты по рыночным мировым ценам наравне с теми, кто покупал алмазы без всяких льгот. Остается только догадываться, какими станут их доходы после принятия Госдумой нового правительственного законопроекта.
Так кому же пришла в голову данная налоговая затея? Кто они, радеющие за СП и за их иностранных, по большей части израильских, хозяев? По их делам отчетливо угадываются лица продолжателей дела подследственного Бычкова, нежно лелеявшего в свое время всю эту ловкую братию. Напомним, что в его бытность и при его поддержке было учреждено около 160 СП, в том числе несколько из них — в самом помещении Гохрана. Позже выяснится, что СП служили удобным каналом перекачки алмазов на биржи Бельгии и Израиля, что отчасти способствовало падению на них спроса на мировом рынке.
В иной стране занялись бы тщательной проверкой деятельности СП. В России же им покровительствуют на самых высоких этажах власти. Помешало, скажем, дельцам-огранщикам торговое соглашение с Де Бирс, запрещавшее вывоз алмазов помимо концерна, так Чубайс и Лившиц, будучи в правительстве, предприняли массу уловок, чтобы максимально оттянуть сроки заключения нового такого соглашения. Семь раз эти господа под надуманными предлогами заворачивали отработанный готовый текст торгового соглашения между "Алросой" и Де Бирсом. Устроенная волокита, что теперь не секрет, была на руку СП, орудовавшим российскими алмазами в своих интересах.
Или взять бывшего ельцинского правоведа Орехова. Он немало приложил усилий по торпедированию закона о драгметаллах и драгкамнях, который препятствовал реализации "реформаторских" планов по расчленению "Алросы".
Все эти пробившиеся к власти на волне либеральной анархии дельцы жаждали подмять под себя российскую алмазодобычу. И до сих пор с этой страстью не расстались.
Сегодня следствие пытается разобраться, каким образом исчезли из государственного хранилища алмазы в годы правления в нем Бычкова. В “добычковский” период их числилось на 8-9 млрд. долларов, после его отставки камней осталось всего на 2 млрд. долларов. А недавно последний советский премьер Павлов в одной из бесед сказал, что в Гохране до Бычкова и появления СП хранилось алмазов в несколько раз больше.
История темная. Но вместо того, чтобы помочь следствию пролить на нее свет, в высших эшелонах опять запахло бычковщиной. Ею отдает от слов и дел нынешнего руководителя Гохрана и одновременно заместителя министра финансов Валерия Рудакова. Так, в ряде своих выступлений он прямо обвиняет "Алросу" в том, что она якобы мешает плодотворно развиваться совместным предприятиям. Он выступает против того, чтобы "Алроса" сама занималась обработкой алмазов, не беря во внимание то, что это выгодно не только компании, но, прежде всего, государству, в чей бюджет она отдает 70 процентов своих доходов. Но В.Рудакова, видимо, не очень заботит наполнение бюджета. Он не желает получить в лице алросовских гранильщиков конкурентов для тех же СП, которым, не дай Бог, будут ограничены возможности в закупке камней. Не хотелось бы думать, что Г.Рудакову по душе "лавры" г.Бычкова.
Кстати, В.Рудаков, о чем писалось в ряде изданий, обладает связями с иностранным гранильным сообществом, знаком он и с крупным предпринимателем, гражданином Израиля Львом Леваевым, который, по свидетельству специалистов, стоит и сегодня за некоторыми СП. Судя по свидетельствам прессы, в том числе израильской, это знакомство тянется еще с советской поры, когда Рудаков возглавлял Главалмаззолото, а Леваев только разворачивал свой бизнес в России. Теперь Рудаков поддерживает Леваева публично и не публично, а заодно с ним — и интересы СП. Не из этих ли истоков в правительство вбрасываются законотворческие идеи, играющие на руку СП, но отнюдь не российскому производству? Думается, премьеру Касьянову, предстающему сегодня в роли государственника, не грех было бы разобраться в сути такого рода проектов. Не может же главу правительства не волновать то, что десятки миллионов долларов дополнительных тягот лягут на уникальную, по мировым меркам, отрасль — алмазодобычу. В результате чего повысится себестоимость алмазов, перестанет индексироваться зарплата алмазодобытчикам. "Алроса" не сможет содержать социальную сферу, поддерживать Якутию, страдающую в последние годы от тяжких наводнений. Но самое главное — увеличение налогов отрицательно скажется на воспроизводстве. Пока "Алроса" остается одной из естественных монополий, которая не скукоживается, как шагреневая кожа, не делится на части, а разрастается, одолевая долгое противодействие антигосударственных сил.
А может, как раз эти факторы и не дают покоя кому-то из прорвавшихся к власти? Может, опять кому-то хочется испытать алмазодобычу на прочность и заново взяться за расчленение единого комплекса платежеспособной естественной монополии? Не с этой ли целью г. Рудаков вынашивает мысль о создании холдинга — чтобы влить в него "Алросу" со смоленским "Кристаллом"? Но это же известный ход! Что случается с такого рода структурами — все знают: сначала так называемый холдинг по отработанной схеме наберет взаймы денег, а когда придет время их отдавать, расплатится акциями "Алросы" и смоленского завода. Ну и ради чьих интересов задумка? Понятно, что не ради страны.
Государство выигрывает, когда "Алроса", более чем на две трети государственная компания, набирает силы. Известно, что ею уже достигнуто принципиальное соглашение о покупке большого пакета акций Архангельского месторождения у Де Бирс. "Алроса" развивает Севералмаз, способствует оздоровлению барнаульского и других гранильных предприятий. Возможно, об этом не знают некоторые депутаты, но тем, кто проталкивает законопроект, подрывающий устои встающей на ноги компании, все хорошо известно.
Так неужели, не разобравшись в оборотной стороне правительственной затеи с налоговым законопроектом, законодатели встанут в один ряд с антигосударственниками и навесят на рентабельную отрасль уплату налогов и за себя, и за того, не нашего, парня?..
Конечно, отдельные скептики могут сказать, что алмазы, мол, не хлеб и не колбаса, ими сыт не будешь. Кое-кто предрекал падение спроса на алмазы на мировом рынке, что отчасти даже подтвердилось в 1998-м. Но если в том же 1998-м алмазов было продано на 3,8 млрд. долларов, то уже в 1999-м уровень их продаж составил 5 млрд. долларов. Рост налицо. В этом году тенденция роста продолжается, и "Алроса" готова достойно выступить на мировом рынке.
Компания готова и к поддержке отечественных огранщиков. Но ради чего кормить под видом СП зарубежных ловкачей? А это произойдет, если СП останутся в перечне налоговых льготников в правительственном законопроекте. Те, кому дороги интересы страны, просто обязаны внести поправку в законопроект и вычеркнуть из него СП. Даже если законопроект придется вернуть после второго в первое чтение. Пусть льготой воспользуются чисто российские предприятия в Смоленске, Барнауле, Орле, Якутии. Их действительно надо поднимать. А вот игры с СП пора заканчивать. Самое время наводить порядок в российской экономике.
Любомир НИКИШИН
1.0x