Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 августа 1999

СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ

СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ
35(300)
Date: 01-09-99
Ястржембский — фамилия несколько экзотичная. Но русский слух давно не смущают ни бронштейны, ни лившицы, ни орджоникидзе, ни грефы, ни тем более почти родные смоленские-березовские-гусинские на вершинах государственной власти. Интересен господин Ястржембский не фамилией, а тем, что и сущность у него тоже экзотическая. При первом же взгляде на гордый профиль Сергея Владимировича становится ясно — это настоящая хищная птица. Но — не орел. И не сокол.
На вершину популярности Ястржембский взлетел в 1996 году, когда за Ельцина "проголосовали сердцем". В результате пришлось даже слегка шунтировать итоги голосования, а сам избранник народа надолго слег "работать над документами". Именно тогда понадобился на посту пресс-секретаря человек, который смог бы публично рассказывать "акулам пера и эфира", какое крепкое у президента рукопожатие, и что он, президент, снова предпочел поработать без отрыва от ЦКБ.
Журналист Медведев оказался по части железного вранья слабоват. Нужен был ни в чем не колеблющийся человек, полностью понимающий "интересы момента" и интересы победившего клана, в котором первые роли тогда играл премьер Черномырдин и две "сладкие парочки олигархов": руководители ельцинского предвыборного штаба Чубайс со Смоленским плюс Березовский с Гусинским.
Выбор "великолепной пятерки" пал на тогдашнего чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Словакии господина Ястржембского который давно занял прочные позиции в "новорусской" элите. Во многом благодаря женщинам. В частности, на его сестре женат сын Генриха Боровика, глава холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик. Сам же "ястребок", в отличие от многих "голубков" президентского окружения, обладал традиционной ориентацией. "Советница по имиджу президента", сверхчувствительная Татьяна Дьяченко ничего против нового пресс-секретаря не возражала. Ястржембский произвел на нее благоприятное впечатление еще в 1994 году, когда семья президента выезжала в отпускное турне по Западной Европе и не преминула заехать по дороге в Братиславу.
Впрочем, в восточной половине бывшей ЧССР Сергей Владимирович занимался не столько тем, что разбивал хрупкие женские сердца. Его функции были гораздо более серьезны — не зря ради этой работы он оставил престижный пост руководителя департамента МИД РФ по информации и печати. Вот что писал по этому поводу В.Стрелецкий, ближайший сотрудник А.Коржакова, представитель группы, проигравшей схватку в июне 1996 года, когда до победы, казалось, им было рукой подать: "К середине 90-х гг. в Словакии сложилаась своеобразная ситуация. В этой маленькой бедной стране сосредоточились интересы Чечни, России и Азербайджана. Полным ходом здесь шла "отмывка" нефтяных и газовых денег. Ковались состояния наших магнатов. Миллионы и миллиарды бесследно исчезали из России, чтобы всплыть в Братиславе. (Не потому ли никому неведомый Сергей Ястржембский, тогдашний посол России в Словакии так быстро взлетел? Стал пресс-секретарем президента, заместителем главы ельцинской администрации?)"
"Бэнк оф Аустриа", в братиславском отделении которого, по сведениям того же Стрелецкого, лежали счета ближайших сотрудников Черномырдина по Газпрому и правительству РФ "на многие миллионы долларов", одним из первых получил банковскую лицензию в СССР, да и до сих пор пользуется особым расположением наших власть предержащих. Так, ему доверено управление внешними долгами удачно обанкротившегося "системообразующего" банка "Менатеп", весьма близкого к московскому правительству, и не только к нему.
Так бы и рос Сергей Владимирович, и дорос бы до степеней известных, однако все течет в этой жизни, все меняется. Распалась из-за долей в дележке великолепная пятерка "олигархов", увлеклась другими личностями "советница по имиджу". А Ястржембский то и дело поглядывал в сторону Лужкова. И в момент вылетел за стены Кремля.
Пропасть ему не дали родственно-дружественные связи в высших кругах столицы, и опыт работы с зарубежными партнерами, особенно по банковской части. Так и попал пернатый хищник к Лужкову, где ему как редкой птице выделили один из самых почетных вольеров. С пополнением вас, Юрий Михайлович! С преемственностью власти, так сказать.
Виктор ДРОБИН
1.0x