Авторский блог Николай Анисин 03:00 21 декабря 1998

СТРОЕВ КАК ЖВАНЕЦКИЙ

СТРОЕВ КАК ЖВАНЕЦКИЙ
51(264)
Date: 22-12-98
Личности юмориста Михаила Жванецкого и спикера Совета Федерации Егора Строева, которые одинаково часто мелькают на телеэкране, на первый взгляд, роднит лишь наличие лысины у обоих. В остальном они вроде бы прямо противоположны друг другу.
Жванецкий выступает перед публикой по бумажке. Строев излагает ей свои крупные мысли по памяти. Жванецкий всегда булькает эмоциями на грани приличия, а Строев говорит монотонно, как пономарь, и взвешенно, как классная дама. Монологи Жванецкого у одних телезрителей вызывают смех, у других — злобу: до каких пор бред будут показывать! Монологи Строева ни у кого никаких чувств не пробуждают и навевают только скуку.
Юморист и спикер — явно не близнецы-братья. Но есть, есть у них нечто общее, кроме лысины. Жванецкий двадцать лет назад вступил в Союз писателей. Строев вырос на родине писателей Тургенева, Лескова, Бунина и в последние годы стал пробовать себя в художественном творчестве, причем юмористического плана. То есть стал писать такие же, как и Жванецкий, произведения, которые у одних вызывают смех, у других — злобу.
Первое из известных общественности юмористических произведений Егора Строева — спикера Совета Федерации и по совместительству губернатора Орловской области — появилось на свет 7 октября 1996 года и за номером 4-979 было адресовано немецким предпринимателям Юргенсу, Шмитцу и Мартину из фирм “КВС”, “БАСФ” и “Франц Кляйне”.
“Уважаемые господа!
Несмотря на то, что Орловская область расположена в наиболее благоприятном для выращивания свеклы почвенно-климатическом регионе России, за последние пять лет наблюдается тенденция к ее сокращению. В целях возрождения и дальнейшего развития свекло-сахарного производства в области разработана комплексная программа увеличения производства сахарной свеклы. Обеспечение роста урожайности планируется достичь за счет применения высокопродуктивных семян, эффективных средств защиты растений, передовой сельскохозяйственной техники.
Большое значение придается привлечению к решению этой проблемы на взаимовыгодных условиях иностранных инвестиций.
Так, в 1996 году при содействии АО “Агровнешнаука” были привлечены немецкие фирмы к содружеству и выращиванию сахарной свеклы в трех хозяйствах области на площади 600 га.
Однако сдерживающим фактором сотрудничества является отсутствие у хозяйств на начальном его этапе необходимых финансовых средств для выплаты 30 процентов предоплаты за предоставляемые фирмами услуги. Учитывая, что данное сотрудничество для обеих сторон является выгодным — российская сторона имела бы высокий урожай сахарной свеклы, а ваши фирмы — гарантированный большой рынок сбыта своей продукции, просим вас рассмотреть возможность уменьшения предварительной оплаты ваших услуг или полной ее отмены под ответственные гарантии администрации области с полным расчетом после уборки урожая”.
Настоящее произведение было напечатано на бумаге с гербом РФ, с титулом “Глава администрации Орловской области” и украшено личной подписью Строева. Все это заставило господ Юргенса, Шмитца и Мартина воспринимать его не как продукт художественного творчества, рожденный пером начинающего писателя-юмориста, а как официальный документ с предложениями и обязательствами высокого должностного лица. Немецкие предприниматели приняли также к сведению, что полгода назад, то есть в марте 1996 года, Строев за номером 1-272 уже выдал посреднику их фирм в России — АО “Агровнешнаука” — гарантию рассчитаться за товарный кредит на 500 тысяч марок и решили: сотрудничество с Орловской областью надо впредь развивать на условиях губернатора.
Через десять дней после получения обращения Строева немецкие фирмы пригласили в Германию двух руководителей хозяйств, двух глав районов и заместителя губернатора Майорова.
По возвращении со стажировки господин Майоров провел совещание областного сельхозактива, где отмечалось: использование немецких технологий, семян, машин и средств защиты растений позволило обеспечить в хозяйствах Глазуновского района урожайность свеклы в 280-300 центнеров с гектара (при средней в области — 120-130).
Совещание не только всецело одобрило сотрудничество, но и выработало план из 11 пунктов по всемерному его расширению. Притом вопрос о расчетах за уже поставленные из Германии материалы не поднимался, ибо само собой как бы подразумевалось, что в соответствии с заключенными договорами долги за товарный кредит будут полностью погашены после реализации выращенной по новым технологиям свеклы. Но это не случилось ни до конца 96-го, ни в начале 97-го. Немцам перевели известную русскую пословицу о том, что первый блин — всегда комом, и они не шибко встревожились, поскольку на руках у их посредника АО “Агровнешнаука” было долговое гарантийное обязательство от губернатора Строева, а сами они имели его письмо с подтверждением гарантий.
К весенней посевной 97-го одна немецкая фирма бесплатно поставила на орловщину семян на 26 тысяч долларов, вторая — без предварительной оплаты завезла средства защиты растений на сумму в 170 тысяч долларов. Сотрудничество на условиях Строева продолжилось. Но наступила осень, второй урожай свеклы по новой технологии был успешно собран и реализован, а денег немецкие партнеры как не видели, так и не увидели. 23 декабря 1997 года Арбитражный суд Орловской области, рассмотрев иск “Агровнешнауки” и трех фирм из Германии, признал долг перед ними со стороны хозяйств Глазуновского района и обязал их расплатиться. Хозяйства решения суда оспаривать не стали и заключили с истцами соглашения о поэтапном погашении долга в 750 тысяч марок с учетом штрафных санкций с доходов от урожая 1998 года. Но в августе произошел обвал рубля, который, по сути, поставил крест на этих соглашениях. Вероятность того, что хозяйства при всем желании сумеют рассчитаться с долгом, — ничтожны. И на кого теперь должны оборотить свой взор немецкие фирмы и “Агровнешнаука”? Разумеется, на гаранта оплаты их товарного кредита — на губернатора Строева. Но гарант безмолвствовал в 96-м и 97-м, безмолвствует и сейчас, давая понять, что подписанные им бумаги — это лишь некие литературные произведения в духе Жванецкого: читай их — и хочешь песни пой, хочешь спать ложись.
Строев склонил немецкие фирмы к сотрудничеству, заставил их раскошелиться под обязательства областной администрации и от исполнения обязательств устранился. То есть, говоря попросту, “кинул” немецких партнеров. Они потеряли 750 тысяч марок. Строев потерял лицо в глазах трех ведущих фирм из Германии. На этом можно было бы поставить точку, если бы акт “кидания” совершил рядовой губернатор, а не официальный лидер всех губернаторов, и если бы с носом остались спекулянты с Запада или импортеры продовольствия, а не поставщики передовых иностранных технологий.
Нужда в этих технологиях у России была, есть и будет. Но кто их к нам повезет на выгодных для нас условиях, если третье должностное лицо в нашем государстве ведет себя с поставщиками технологий, как писатель-юморист?
Николай АНИСИН
1.0x