Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 декабря 1998

ПОЛЕТ “БИГ-МАКА”

ПОЛЕТ “БИГ-МАКА”
51(264)
Date: 22-12-98
Всем известно, как старательно защищают США интересы своего производителя. Если нужно, то даже силами морской пехоты подтверждают они право американских товаров на место под чужим солнцем. И уж если создана тамошним правительством организация FAA, призванная защищать интересы авиаперевозчиков Америки в области безопасности полетов, то будьте уверены — на каждый самолет, допущенный в авиапространство США из Старого Света, FAA потребует допустить на европейский рынок аналогичную американскую машину. Создана подобная организация и в России, называется она межведомственный авиационный комитет (МАК). Однако за годы деятельности этой организации российская авиапромышленность оказалась вытесненной не только с международного, но и с отечественного рынка. И это при том, что в советское время наш авиапром уступал только американскому...
Сертификация российских воздушных судов, производимая МАКом, не признается Западом. Да что там Запад — Украина и то прекратила взаимоотношения с МАКом, поставив под сомнение легитимность выдаваемых им сертификатов. В результате отличные отечественные машины, такие, как Ту-204, вызывают интерес у западных покупателей, но приобретать их не торопятся — вывести эти самолеты на международные линии весьма сложно.
Зато для западной техники МАК открывает широкие двери — однажды МАК “просертифицировал” 83 двигателя западного производства за 45 дней. Летайте, дорогие господа, над Россией. А если какой-нибудь “Боинг” потерпит аварию где-нибудь под Екатеринбургом, то расследование может тянуться до бесконечности. Юридически и дипломатически МАК практически неприкосновенен. Это не частная организация, но и не государственная. С 1991 года МАК ни перед кем толком даже не отчитывается, а его руководитель г-жа Анодина не может быть ни отправлена в отставку как госслужащий, ни переизбрана как руководитель АО. Минюст России, извещал руководство МАК о некоторых несоответствиях в ее статусе, но безрезультатно.
Между тем сертификация авиационной техники часто передается через частную фирму “Трейс” — сертификат летной годности здесь можно получить буквально за неделю. “Боинг” и “Эйрбас”, например, не имеют финансовых отношений с МАКом по сертификации, на счет “Авиарегистра”, организации, входящей в МАК, деньги не поступают. Зато доллары текут в одну из оффшорных зон. А МАК исправно получает средства из бюджета России. например, кабинет Кириенко перевел МАКу порядка 2 млрд. долларов на ремонт здания... из которого МАК вскоре съехал. Следует отметить, что в это время денег в бюджете ни на шахтеров, ни на врачей и учителей не нашлось. Крупные суммы получал МАК и от российских авиакомпаний, которые переводились на счет в санкт-петербургском филиале Промстройбанка. Спрашивается, нужна ли России такая организация? Не лучше ли создать на ее месте полноценный федеральный орган, где трудились бы госслужащие, защищались бы интересы государства, не утекали бы бюджетные деньги в никому не ведомые и неподотчетные карманы?
Сергей МАКЕЕВ
1.0x