Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 декабря 1998

НАД ВСЕЙ ЕВРАЗИЕЙ — МЕТЕЛЬ...

НАД ВСЕЙ ЕВРАЗИЕЙ — МЕТЕЛЬ...
51(264)
Date: 22-12-98
Бывший советник по национальной безопасности президента США, а ныне консультант американского Центра международных исследований Збигнев Бжезинский в 1997 году опубликовал в издательстве “BasicBookc” свою новую работу “Великая шахматная доска”. Сегодня эта книга вышла в русском переводе.
Редакция “Завтра” с удовлетворением отмечает тот факт, что взгляды и подходы одного из самых изощренных и прагматичных идеологов американизма хоть и имеют откровенно антирусский и антиевразийский вектор направленности, но формировались в контексте идей и представлений, заявленных на страницах нашей газеты. Об этом свидетельствуют как прямые ссылки на “Завтра”, так и общий жесткий тон рассуждений, лишенный привычного либерального камуфляжа. Так, в главе “Геостратегическая фантасмагория” Бжезинский приводит обширную цитату из статьи Александра Проханова “Трагедия централизма”, опубликованную в январе 1990 года. В статье предрекались катастрофические последствия для России так называемых “реформ”.
"Зима. Ночь.
Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, закрой глаза, вспомни недавнее прошлое, и мысленным взором ты увидишь... дорогие сердцу матери-Родины могилы погибших в сражениях бойцов. И в эту минуту ты острее вспомнишь те бесчисленные жертвы, которые принесла твоя страна в защиту родной советской власти, и величественным реквиемом зазвучат в твоей памяти слова сталинских приказов: "Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!" (М. Шолохов, 1948 г.)
Прошло полвека. И, как тогда, зима, ночь. Долго сижу я в тишине и одиночестве, плывут перед мысленным взором эти годы, и невозможно уйти от горькой тревоги за судьбы Родины, судьбы всего человечества, когда сравниваешь передуманное и пережитое с рассуждениями в книжке хорошо известного в России автора Збигнева Бжезинского, — книжке с вызывающим названием "Великая шахматная доска" и с американским флагом, воткнутым в середину Евразии, на обложке.
Америки Бжезинский не открывает. Он подробно, достаточно откровенно формулирует ближайшие, на одно поколение, ее цели и разбирает способы их достижения: "...цель политики США должна без каких-либо оправданий состоять из двух частей: необходимости закрепить собственное господствующее положение... и необходимости создать геополитическую структуру, которая будет смягчать неизбежные потрясения и напряженность, вызванные социально-политическими переменами, в то же время формируя геополитическую сердцевину взаимной ответственности за управление миром без войн".
Если к этому прибавить еще пару высказываний: "Американский жизненный уровень ни в коем случае не должен распространяться на весь мир" (Р.Соколоу, Принстонский университет) и "Американский образ жизни не подлежит обсуждению" (Дж.Буш), то становится ясно: причиной такой наглости может быть только неуверенность в себе — страх.
Чего может бояться всемогущая Америка? Есть чего. Западноевропейская цивилизация, завоевавшая мировое господство к концу ХХ века, сегодня привела нас всех к самому глубокому кризису в истории человечества.
Сегодня западная цивилизация стала глобальной. Она создала огромную армию голодного люда в "развивающихся" странах (хорошо развитие, если разница в жизненном уровне этих стран и стран "развитых" только увеличивается!). И она довела уровень мировой экономики до пределов, нарушающих равновесие природной среды на всем земном шаре.
Вот и приходится думать о создании "геополитической структуры, которая будет смягчать неизбежные потрясения и конфликты, вызванные социально-политическими переменами". Что это за перемены, видно на примере сегодняшней России, которую превратили в полигон для отработки методов перехода к "управляемому развитию", то есть управляемому с целью выживания той небольшой кучки, которая сама себя именует "элитой". Правда, "помыслы до небес, а нравы ниже уровня земли". Бжезинский понимает, что в одиночку концлагерь для всего мира даже Америке не построить — нужны помощники. Но, глядишь, кто-то из охранников и в лагерфюреры возжелает. И вот начинаются рассуждения об уравновешивании Германии — Францией и Польшей, а этих двоих Германией и Украиной...
Китай, конечно, большая проблема для Америки. Но Бжезинский оптимист: есть у Китая слабое место — Тайвань. Мы (Америка) Китаю — Тайвань, а они, считай, ничего. Права человека.
Остальное просто. Индия и Пакистан заняты друг другом, да и привиты "правами" еще при родах. Есть, правда, еще остаток России, "черная дыра" Евразии. Запихнуть бы ее вместе с мечтой о справедливости в какую настоящую черную дыру! Да вот беда: здесь нефть, газ, лес, золото и еще многое другое. И ребята пока еще в школе не на бейсбольных площадках бегают, что-то учат. А морозы российские, а просторы немеряные? Кто-то же должен этот поток добра обеспечивать. Так что пусть уж аборигены живут, точнее — существуют. Но чтоб чего не выкинули, пусть сами порежут остаток России ну хоть на три части: до Урала, до Байкала плюс Дальневосточная республика.
Для решения проблемы "лишних людей" (не Онегиных, а всяких там иванов, фрицев, джонов) "мы на радость всем буржуям мировой пожар раздуем". Ну не мировой, а так, маленький костерок. Один уже есть — Балканы. Другой — изобретение Бжезинского — Евразийские Балканы, то есть Ближний и Средний Восток, Кавказ, Средняя Азия. Там уже пять тысяч лет люди друг друга режут, зачем мешать? И свои джоны и фрицы, глядя на эти ужасы, голосовать будут за кого надо. Потому-то США и борются с атомной бомбой, что это оружие против элиты, а не против нас с вами. Давно бы после 1945 года плебеи уже резали друг друга, и голова бы у элиты не болела из-за перенаселенности планеты, если бы не бомба.
Вообще-то все это устанавливается ненадолго — на время жизни одного или двух-трех поколений. Все эти премьеры, президенты, партии (лагерная художественная самодеятельность) — к чему оно? Да и накладно. Вся эта система правой и левой руки, весов и противовесов нужна только, чтобы подготовить мир к правлению настоящего Хозяина: трех толстяков, финансово-промышленной олигархии. Причем — правления без войн! Возникает вопрос: а куда же денутся "потрясения и напряженность, вызванные социальными переменами"? Не дает ответа господин Бжезинский, даже сам вопрос не поднимает. А я отвечу. В США на работы по генной инженерии тратится в сто раз больше, чем на работы по окружающей среде. Атомная бомба есть оружие государств и направлена против государств. А манипуляции с генами фактически касаются уже отношений между государством и отдельной личностью. И тут человек беззащитен. Обезьяну уже клонировали. Собираются клонировать и человека. А лет через двадцать наши хозяева смогут закреплять социальное положение человека генетически, и размножением его управлять тоже генетически.
И все бы хорошо, да нехорошо что-то! Не в порядке точно рассчитанная комбинация. И червь сомнения точит гроссмейстера, Главного Архитектора Евразийского Концлагеря: "...и США, и Западной Европе оказалось трудно совладать с культурными последствиями социального гедонизма и резким падением в обществе центральной роли ценностей, основанных на религиозных чувствах (в этом отношении поражают параллели, относящиеся к упадку империй). Возникший в результате кризис культуры осложнился распространением наркотиков и, особенно в США, его связью с расовой проблемой. И наконец, темпы экономического роста уже не могут больше удовлетворять растущие материальные потребности, которые стимулируются культурой, на первое место ставящей потребление.... В наиболее сознательных кругах западного общества начинает ощущаться чувство исторической тревоги и, возможно, даже пессимизма".
Что-то похожее уже было: "Вместо того, чтобы работать, римский плебей предпочитал сидеть в театре; по части ничегонеделания аристократ мог смело померяться с пролетарием; если последний шатался по улицам, то первый нежился до белого дня на пуховиках",— писал Т.Моммзен. А относительно того, что "темпы экономического роста уже не могут больше удовлетворять растущие материальные потребности" (фраза какая-то очень знакомая, как из Программы КПСС) — так, во-первых, еще К.Маркс утверждал, что "потребности, удовлетворяемые товарами, в принципе безграничны" — с классиками не грех знакомиться, а, во-вторых, потребности даже в США у разных разные, "у кого щи пусты, а у кого жемчуг мелок". И, наконец, по поводу пессимизма. Еще О.Шпенглер пророчествовал и А.Тойнби предупреждал: Запад не застрахован от судьбы Римской империи. Так приятно было, особенно после краха СССР, слушать хайеков, фукуям и разных там синэргетиков. Конец истории! Да, конец. Но не такой, какой ждали. Не американское царство, а Апокалипсис.
Что посеешь, то и пожнешь. В основу философии Запада, к месту и не к месту поминающего религиозные чувства, положено вовсе не христианство, а языческий принцип того же древнего Рима: "Человек человеку — волк". Потому-то и Россию ненавидят за ее исконное стремление к равенству и справедливости.
Да, эта гонка без финиша за богатством создала все: пирамиды, технику, науку, культуру. Но "бесплатных пирожных не бывает", за все, и за прогресс, надо платить. Платит ведь тот, кто развивается — общество. А чем ему платить? Дрова, сгорая (развиваясь), платят связями между молекулами. Общество, развиваясь (сгорая), платит связями между людьми. Чем больше развито общество, тем свободнее в нем человек. Свободнее от связей с другими людьми. Рушится семья, приходят в упадок политические партии, профсоюзы, национальные культуры заменяются космополитическим суррогатом. Вместо сложной классовой структуры всего две ступени — внизу люмпены, наверху — "элита". Если снизу еще есть что живое, общество вскипает и отправляет "элиту" туда, где ей и место — на помойку. Революция. Но революции не бесконечны. После Спартака рабы Рима уже не восставали. После Коммуны утихли французы. И не надо пугать "всенародноизбранного" и присных его олигархов пугалом новой русской революции. "Мынулося, видгрымило". Все тихо и спокойно в центре Евразии. Как на кладбище. Революции не будет. Восстают помнящие свободу. Рожденный в рабстве восстать не может.
Нынешняя цивилизация стала мировой, и конец света готовится во всемирном масштабе. И повернуть процесс, если его еще можно повернуть, способна только Россия, да еще великий Китай. Неужели мы, потомки людей, свернувших шею немецкому фашизму, сами порежем свою Россию на куски и пойдем добровольно в концлагерь, где нас закуют не кандалами, а сникерсами, стиморолами и прокладками "оллдэйз"? Не в тряпках счастье, голыми мы приходим в этот мир, голыми и уйдем. Жизнь, и правда, "надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".
Зима. Ночь. Притихла огромная страна. Насовсем? Или это затишье перед Бурей?
Василий БУРЦЕВ
1.0x