Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 декабря 1998

“ВСТРЕЧНЫЙ БОЙ”

“ВСТРЕЧНЫЙ БОЙ” (с декабрьского заседания “клуба яйцеголовых”)
51(264)
Date: 22-12-98
Возврат Ельцина к активной деятельности сопровождается попыткой совместить внешне несовместимые политические курсы. С одной стороны, проельцинская группировка раскручивает массированную идеологическую кампанию против "экстремизма" и "антисемитизма", а с другой — Москва вынуждена осуждать удары по Ираку, нанесенные США и Великобританией при поддержке Израиля, и высказываться за тройственный союз России, КНР и Индии. Подобная попытка сидеть сразу на двух стульях, да еще в разгар социально-экономического кризиса, выглядит как минимум странной.
Каковы основные цели, задачи и средства этой стратегии, которую проталкивают через посредство Ельцина недавние "олигархи", прежде всего Березовский и Гусинский? Как совместить требования Березовского о "запрете КПРФ и коммунистической идеологии" с антиамериканской внешней политикой? Где внутренние точки опоры для намечаемой либерально-олигархической диктатуры с чистками и люстрациями, с тюрьмами и концлагерями, с разгонами забастовщиков? Есть ли основания для получения при этом 50 млрд. долл. и продовольствия от того же Вашингтона на поддержание режима подобной диктатуры в России?
Подобные вопросы сразу приходят в голову любому непредвзятому обозревателю, пытающемуся определить направление, в котором развивается политическая ситуация в РФ.

ОСЕНЬ "ОЛИГАРХОВ"
Напомним, что после дефолта 17 августа исполнительная власть ушла из рук радикалов-монетаристов в связи с отставкой Кириенко-Чубайса и провалом "олигархического" проекта (Березовский-Гусинский) протолкнуть Черномырдина как наследника Ельцина. Новый кабинет правительства во главе с Примаковым стал напоминать лоскутное одеяло, сшитое то из ставленников Чубайса (министр путей сообщения Аксеенко, например) и Березовского-Гусинского (вице-премьер Булгак или глава Минатомпрома Адамов), то из представителей "старой гвардии плановиков" (Маслюков). Главное же, что характеризовало и характеризует Примакова, — сохранение прежнего монетаристского курса при весьма робких попытках его "социальной корректировки". Тем не менее из-за состояния здоровья Ельцина реальная власть неуклонно перетекала в его руки. Иного нельзя было и ждать в свете дефолта и последующего сентябрьского столкновения, когда Лужков не сумел стать "создателем короля", а Зюганов и компартия показали себя в новом свете, завалив всю схему Березовского.
То есть расстановка сил "наверху" приобрела новые акценты в рамках прежнего каркаса ельцинского режима президентской власти, хотя сохраняется прежняя перспектива дальнейшего увязания РФ в сетях финансовой зависимости без всяких надежд на выход из социально-экономического кризиса. Одновременно формировался и блок будущих наследников Ельцина в виде негласного альянса Примаков-Лужков-Госдума. Такое развитие ситуации отрезало "младореформаторам" и "олигархам" (за исключением разве что Гусинского) возможность сохранить в послеельцинской России свой властный статус. Фактически для Чубайса и Березовского выявилась перспектива стать в ближайшем будущем "козлами отпущения" за "ошибки и преступления, допущенные в ходе проведения реформ". Кроме того, под угрозой оказались прибыли "олигархов", замороженные в ГКО и других ценных бумагах РФ после 17 августа. Готовность Примакова и Геращенко в первую очередь соблюдать интересы групп Березовского и Чубайса вызывала очень серьезные сомнения. На такие жертвы "живота своего", даже во имя сохранения "демократической России", либерально-олигархический истеблишмент, в особенности подгруппа Березовский-Дьяченко, согласиться не могли.
А поскольку эта перспектива была связана с тем, что ряд членов семьи и ближайшего окружения президента стали связывать свое будущее именно с фигурой Примакова как гарантом их безопасности, то главной задачей "либерального реванша" стала замена премьер-министра и наследника ельцинской власти. Но для этого нужно было разрушить "старономенклатурный Карфаген", что выглядело невозможным без активизации Ельцина. Требовалось демонстрировать "живого" президента хотя бы несколько часов в день на протяжении как минимум трех месяцев — иначе все схемы переворота с отставкой Примакова и роспуском Думы с последующим запрещением партий и общественных движений, а также люстрацией кадров оказывались выстроенными на песке. Самым близким к Ельцину из "олигархов" и самым уязвимым был Борис Березовский. Ему, как говорится, сам Бог велел восстанавливать "статус-кво".
В связи с этим по настоянию Березовского через Т.Дьяченко были предприняты достаточно эффективные, но с непредсказуемыми последствиями меры чисто медицинского характера. Визит в Кремль Ельцина и быстрая чистка им собственной администрации призваны были показать готовность полубольного президента утверждать свою власть самыми радикальными методами. Такая "тренировка на кошках" обозначила старт подготовки запланированных на январь-февраль 1999 года политических изменений. Идеологические и пропагандистские столпы этой подготовки — борьба с "антисемитами" и возврат к "разоблачению сталинизма". Выступление генерала Макашова на митинге 4 октября, где он заявил, что подвергается угрозам физического уничтожения со стороны сионистов, но и в смертном бою "унесет с собой в могилу десяток жидов", оказалось искомым поводом для начала тотальной кампании. Березовский и вслед за ним Гусинский задействовали все свои "информационные стволы" вокруг "угрозы фашизма и экстремизма". Словно по заказу, произошел и ряд событий, которые могли быть интерпретированы в том же духе — в частности, убийство Галины Старовойтовой 21 ноября. В ходе "управляемой дестабилизации" Ельцина стали усиленно "накачивать" на соответствующее антикоммунистическое и “антифашистское” заявление, а в промежутке — на получение принципиального согласия со схемой "либерального переворота" у Вашингтона и Бонна. Но схема стала давать сбои в самом начале ее осуществления.
ЗИМНИЕ МАНЕВРЫ
Это произошло прежде всего из-за "непредсказуемости" Ельцина. "Дед", вынужденный в сентябре предложить Думе кандидатуру Примакова, потерпел второе (после изгнания в Госстрой РСФСР из кабинета первого секретаря Московского горкома КПСС) за свою жизнь серьезное политическое поражение. Известно, насколько тяжело он переживал тогда утрату лидерства. Известна и его доходящая до патологии мстительность. Отсюда понятно, что сегодня Примакова президент воспринимает едва ли не как личного врага и лихорадочно ищет выход из сложившейся ситуации. Ведь "выкинуть" Примакова или часть его кабинета сейчас — невозможно, слишком мало прошло времени со дня назначения. Ельцин пытается выстроить новую конфигурацию "верных" кадров для "финишного рывка". К этому его побуждает Татьяна, которая понимает, что утраченный ею и Березовским контроль над Центробанком и главное — над премьером, требует контратаки. Юмашев был "изгнан из рая" из-за того, что поддерживал Примакова. Но "верховный", даже находясь в полубессознательном состоянии, сейчас не может и не хочет идти дальше. Ведь рокировка Черномырдин-Кириенко-Черномырдин не удалась именно на завершающем этапе и в целом стала ошибочным шагом. Повторение маневра с Примаковым может усугубить положение. Ведь Примаков — не верный Черномырдин, "повязанный" с президентом на октябре 1993 года. Нынешнего премьера наверняка активно поддержит Лужков — хотя бы в благодарность за контроль над налоговой службой, что позволило ему, пока не подсекая, "взять на крючок" клевретов Березовского из ОРТ. Может оказать сопротивление и Совет Федерации, и Госдума. Что дальше? Разгонять и запрещать? Но на дворе давно не октябрь 1993 г., да и опыт Пиночета в конечном итоге оказался плачевен. Кроме того, неясна позиция силовых ведомств, армии и ряда региональных руководителей, особенно "красного пояса". А там недалеко и до фактического двоевластия в стране, то есть излюбленный Ельциным "блицкриг" может превратиться в Отечественную войну, от поражения в которой спасения нет. Поэтому президент и не решается на радикальные действия, надеясь "пересидеть" Примакова, через Ресина подружиться с Лужковым и пойти по мягкому варианту. Но для осуществления такой модели требуется "сдать" Березовского (без Татьяны) и провести серию "очистительных" антикоррупционных судов, особенно с использованием ряда коммерческих комбинаций, которые в свое время провел Березовский вместе с Черномырдиным. Этот маневр и суд, "скорый, но справедливый", над недавними подручными может "сбросить" ответственность на них, а самому "гаранту" начать переделывать "партию власти" под Примакова в обмен на гарантии своего будущего. И в такой вариант может встроиться нынешняя "борьба с антисемитизмом", поскольку она фактически устраняет самостоятельность Лужкова, подчиняет его Примакову и проецирует противостояние Ельцин-Зюганов образца 1996 года в новом формате на год 2000-й. Более того, Примакову хватило ума дистанцироваться от "клеймения русского национализма и фашизма", в то время как Лужков "купился" на эту приманку и во многом испортил свою президентскую перспективу. Есть над чем задуматься.
Вдобавок, позиция радикального крыла КПРФ, озвученная Илюхиным, и растущий национальный компонент в общественном самосознании делали линию тотальной конфронтации безнадежной для ельцинской группировки. Окончательный и смертельный удар ей нанесли бомбардировки Ирака, которые поставили крест на тайных переговорах с администрацией Клинтона о выделении очередных кредитов, призванных обеспечить переворот в обмен на ратификацию СНВ-2 и уступки в финансово-экономической сфере.
В этой связи можно задаться вопросом о том, что думают и на что рассчитывают главные организаторы данной схемы. Неужели Березовский и Гусинский, активизируя антиклинтоновскую линию в российском руководстве (что, между прочим, отвечает интересам премьера Израиля Нетаньяху), надеются одновременно осуществить роспуск Госдумы и запрет оппозиционных организаций с переводом губернаторов русских областей на "назначаемость" без поддержки не только офицерского корпуса, но даже армейской верхушки? Ведь для переворота нужен военный штаб. Иными словами, необходимы Коржаков и Грачев. Это при наличии хоть какой-нибудь социальной опоры для политики Чубайса, Гайдара, Березовского и Гусинского, которая исчезла после августовского дефолта. Финансово-экономический кризис и растущее недовольство общества, причем не исключая и столичные мегаполисы, представляют собой объективную и тяжелую реальность. Столкнуть камень недовольства "влево", даже обладая мощными ресурсами для информационной войны, будет очень и очень непросто.
НА ЧТО НАДЕЮТСЯ "ОЛИГАРХИ"?
Следует выделить следующие аспекты развития текущего момента, которые могут давать "олигархам" надежды на реванш.
Экономическая ситуация в конце 1998-го — начале 1999 годов, даже при умеренной эмиссии до начала и затем в обход "жесткого" примаковско-маслюковского бюджета, будет определяться прежде всего усилением инфляции и нехваткой оборотных средств в производственном секторе. Основной задачей правительства будет сбор валютных средств — на текущие выплаты по внешнему долгу (если не удастся договориться с клубами кредиторов) или "про запас" на бюджетные траты. Следовательно, поддержание курса доллара выше паритетного и поддержка экспорта (можно предположить, что последнее обострение иракского конфликта на руку кабинету Примакова, какой бы ни была заявленная им позиция) — основные задачи на 1999 год, до введения в оборот наличного "евро". Активизации реального сектора и насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, в идеале, должно служить также снижение НДС и других налогов.
Однако переход на новую схему налогообложения должен в I-м квартале 1999 года практически до нуля снизить госрезервы. И этот период будет критически опасным для правительства. На фоне начинающегося избирательного цикла по выборам в Госдуму возможно резкое недовольство регионов отсутствием или задержкой "трансфертов", а также ростом цен, неизбежным из-за падения рубля и импортной зависимости. На это реально накладывается ужесточение позиции западных, и прежде всего американских кредиторов, вслед за чем не исключены различные санкции и провоцирование "национальных" и "сепаратистских" конфликтов на территории самой России. Прогноз Гайдара-Чубайса относительно вероятного правительственного кризиса и переориентации Примакова на "новых людей", видимо, связан с этими оценками и стремлением "взять свое", что называется, не мытьем так катаньем. В роли "катанья" должна была выступить именно угроза тотального переворота, схема которого изложена выше. И от того, что надежды "олигархов", скорее всего, не сбудутся, ситуация для оппозиции не выглядит легче.
ВАРИАНТЫ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ
Народно-патриотическая оппозиция и ее представители в Госдуме стоят перед нелегким выбором. Им предстоит либо поддержать правительство и с высочайшей вероятностью проиграть думские выборы, либо пойти на конфликт с кабинетом Примакова, что может быть использовано как повод для удаления более-менее нейтрального Примакова с близкими деятелями "старой гвардии"(Маслюков и ряд других). Им на смену очевидно готовятся "радикалы" с установкой едва ли не силовыми методами устранить левый блок. Во всяком случае, "суррогатный оппозиционер" Явлинский со своим "Яблоком" точно будет голосовать против кабинета по модели 1990-91 годов с расчетом на "гражданские права" избирателей, попранные якобы коммунистами и левыми, которые протолкнули бюджет, устроили конфронтацию с демократическим миром и являются источником и причиной всех лишений. На фоне ожидаемых в I-м квартале следующего года забастовок, а возможно, и более объемных волнений, которые будут подхвачены ТВ-компаниями "олигархов", позиция Явлинского будет выигрышной, как выигрышной была позиция Ельцина восемь лет назад.
Иное дело, что на дворе — не 1991 год, кое-какой жизненный и политический опыт население России ценой огромных лишений приобрело, так что вполне объяснимая ненависть его к власть предержащим на итогах думских выборов скажется самым нетривиальным образом.
Помимо всего прочего, надо понимать, что "силою вещей" Россия несколько вытолкнута из приоритетного круга забот "мирового сообщества". Денег за рубежом нет и не будет ни для Примакова, ни для Чубайса, ни для Зюганова. Речь может идти лишь о характере реструктуризации российского долга и о связанных кредитах для импортных поставок из стран-кредиторов. Поэтому последний пропагандистский "накат" относительно "антисемитизма" и "экстремизма" должен быть правильно оценен оппозиционными силами и трансформирован в адекватные действия. Несомненно, антисемитская кампания призвана подорвать связку КПРФ с социалистами, и прежде всего с Европарламентом, чтобы последние, если и не поддержали "либеральный" путч, то отнеслись к нему как "меньшему злу". С другой стороны, общероссийская ненависть к НТВ и ликам "олигархов" автоматически делают из Макашова и Илюхина героев отечественного сопротивления. Выход из создавшейся ситуации есть, и он несложен. Для этого потребуются соответствующие обращения руководства КПРФ и НПСР к законодательным собраниям и населению регионов с фактической радикализацией позиций, что поможет традиционной оппозиции сохранить свой электоральный спектр.
Такие фундаментальные проблемы, как деприватизация и национализация основных производственных фондов, особенно в сфере высокотехнологичного экспорта (вооружения, космос, авиация, транспорт), а также восстановление монополии на экспорт сырья при сохранении всей сетки нынешних сырьевых компаний должны закладываться КПРФ уже в "бюджет развития" на 1999 год.
При этом особые усилия следует направить на формирование и пропаганду основополагающих позиций по истинному характеру фашизма и геноцида в России. Во взаимоотношениях с евросоциалистами следует прямо подтвердить свою интернациональную линию, противостоящую космополитической финансовой "олигархии". В то же время следует твердо дать понять, что фракция сдавать своих членов не будет ни при каких обстоятельствах. В то же время имеется возможность делегировать как Макашова, так и Илюхина, на создание нового избирательного объединения. Все это позволит создать щит на пути "запрета компартии" и повести встречное наступление. Но ни в коем случае нельзя допускать ратификации СНВ-2 и принимать "жесткий" бюджет по рецептам МВФ. Это будет означать уход радикалов с созданием альтернативного блока, что разорвет оппозиционный электорат и низведет нынешних лидеров КПРФ и НПСР до уровня фигур второстепенной значимости. Главное для оппозиции сегодня — это воля к победе и готовность к рискованному "встречному бою" с нанесением внезапных ударов, вплоть до инициации досрочных выборов. Если региональные лидеры оппозиционных сил прямо заявят в ближайшие недели о целевом противодействии готовящемуся антиконституционному путчу, то замыслы олигархов будут сорваны.
1.0x