Авторский блог Редакция Завтра 03:00 12 октября 1998

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА
41(254)
Date: 13-10-98
Во вторник, 6 сентября, в Москве на семьдесят втором году жизни скончался художник Борис Свешников.
Странно... Когда хоронили Свешникова, мне подумалось, что в будущей энциклопедии русского искусства, например, Зурабу Церетели будет посвящен один абзац (“скандально известный... придворный художник-делец эпохи междустилья...” и т. д.), а Борису Петровичу Свешникову — целая статья... Впрочем, много ли это? Почему не роман и не книга? Ведь Свешников являл собой чистый (так сказать, без примесей) тип художника, чуждого навязшей в зубах “богемности”, но бесконечно увлеченный рисованием, самим этим чудным процессом...
В девятнадцать лет от роду Свешников был арестован и осужден Особым совещанием при МГБ. Все восемь лет лагерей Свешников упорно и стоически пытался рисовать. В бездне ледяной ночи, в недрах рассыпанной по Республике Коми системы Ухтижмлага, на обрывках бумаги Свешников создает свои, впоследствии знаменитые, “лагерные зарисовки “.
Удивительно — когда рассматриваешь свешниковский лагерный цикл, кажется, что автор почти что любит лагерь... Такое трепетное и любовное очарование окружающим миром (оно светится во всех без исключения работах Свешникова), очевидно, из чувства глубокой благодарности Творцу (за то, что дал счастье — возможность рисовать). В этом секрет его всегдашнего благородства, великодушия и скромности. Он всегда считал, что если есть угол, бумага и перо, то требовать у судьбы чего-то большего — непростительное безумие.
Он рисовал каждый день в течение многих лет. Увлеченно, не отвлекаясь на разговоры и “хозяйство”, он творил свои графические живописные произведения, оставляя ту тонкую драгоценную материю, которую принято называть Высоким искусством.
Свешников умер после того, как понял, что болезнь глаз не позволит ему больше рисовать.
За всю свою жизнь он не устроил ни одной персональной выставки. Не любил публичности, но любил отдельных людей (которым запросто дарил свои работы). Одно время даже не подписывал картин — считал это излишней самонадеянностью.
В пятницу, 9 сентября, в Москве хоронили Художника.
ТИТ

На снимке: картина из “запасников” газеты “Завтра” (драгоценный подарок Бориса Свешникова), лагерный пейзаж — “Ветлосян”. 1952 год.
1.0x