Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 августа 1998

КАК ВЫЖИТЬ ПРИХОДУ?

КАК ВЫЖИТЬ ПРИХОДУ?
34(247)
Date: 25-08-98
Восстановление православных храмов, общин и приходов вокруг них явилось одним из немногих благих плодов последнего времени в нашей стране. Нынешние власти щедро возвращают Русской Православной Церкви поруганные, изувеченные здания храмов, где в советское время располагались цеха, склады, кинотеатры, дома культуры и прочее. Но для людей, так или иначе причастных к церковной жизни, в этом бурном росте приходов стали очевидными очень тревожные тенденции. Их-то следовало бы обсудить соборно.
Церковная община во главе с настоятелем, поднимающая храм из руин, сталкивается с огромным числом проблем и трудностей: от оформления документов на здание церкви и принадлежащие ей постройки до поисков немалых сумм на ежемесячные коммунальные платежи. Неудивительно, что задолженности по коммунальным услугам во многих храмах быстро растут, и храм оказывается под угрозой отключения телефона, отопления, освещения, воды...
В этих условиях каждый приход ищет свои пути выживания: книгоиздательская деятельность, продажа книг и церковной утвари, открытие платных православных гимназий, иконописных и певческих школ, поиск спонсоров, сдача в аренду какого-либо помещения храма, не предназначенного для богослужения и т.д. На этих путях в наше время легко заплутать, ошибиться, попасть впросак, особенно в сотрудничестве с многочисленными коммерческими организациями, которые охотно предлагают свои услуги церквам.
Казалось бы, не сбиться с верной дороги должно помогать общине священноначалие — Благочинный и епископы Патриархии. Но тут-то и начинается непонятное. Словно бы выждав, пока настоятель и община разгребут завалы, восстановят хоть в какой-то степени храм, возобновят в нем богослужения, чиновники Патриархии на уже готовую почву “высаживают” нового, своего настоятеля, удаляя прежнего или восстанавливать следующий храм или служить где-нибудь подальше рядовым священником, или вообще выводят его за штат. Повод найти нетрудно, особенно с помощью “подсадного” сотрудника.
“Своего” же настоятеля, как правило, “экумениста”, этим благодарят за оказанные услуги с расчетом на услуги будущие. Особенно ярко проявляется эта система взаимоотношений в Москве, где любой церковный человек сразу может назвать несколько облагодетельствованных таким образом приходов, сменивших вначале настоятеля, а затем — общину. Подобное произошло в церкви Введения во Храм Богородицы в Барашах, в церкви Святой Троицы на Грязех, церкви Святого Сергия Радонежского в Бусинове, церкви Святых Петра и Павла в Ясеневе, церкви Всех Святых на Кулишках и во многих других.
Характернейшей чертой всех этих историй является абсолютное игнорирование чиновниками патриархии мнения прихожан, все прошения и письма которых безответно растворяются в канцелярских глубинах. А ведь в церковь, как в лечебницу духовную, приходят верующие, особенно нуждающиеся в заботе и внимании пастыря, они тянутся всем сердцем к мудрому и искреннему наставнику, который, воссоздавая вместе с ними храм внешний, помогает каждому воссоздавать свой внутренний храм. И этот храм, как гласит старинная русская пословица, — “не в бревнах, а в ребрах”. Именно его призваны созидать священники в сердце своей паствы везде и всегда.
Новый же настоятель, как правило, приходит со своей “командой” и с жесткими установками в отношении прежней общины. Неважно, как его принимают: в штыки или со смирением, ожидая добра и понимания, — результат в подавляющем большинстве случаев один — от прежней общины очень скоро не остается и следа, людей всеми способами выдавливают, выпроваживают из церкви, где они немало потрудились, но стали вдруг не нужны: ни они, ни их дети.
Никого при этом не волнует духовное состояние попавших в такую ситуацию верующих, состояние их “внутреннего храма” — ведь для нового настоятеля это “чужие овцы”...
Церковная жизнь на приходах, конечно, предполагает какие-то перемены с течением времени: и в составе общины, и в составе клира. Но это должны быть естественные изменения, которые вносит жизнь, а не целенаправленное выкорчевывание “неугодных” настоятелей. Создается впечатление, что в Патриархии существуют влиятельные силы, для которых подлинная соборность и созидательный дух приходской жизни представляют какую-то опасность...
Стоит ли такой ценой, ценой израненных человеческих душ восстанавливать внешнее благополучие? В пророчествах старцев говорится о временах, когда храмы будут блистать великолепием, но молиться в них христианину будет нельзя!
Не стараются ли чиновники от Патриархии приблизить это время? И не должны ли истинно верующие воспрепятствовать его приближению?
раба Божия Ольга
1.0x