Авторский блог Анатолий Баранов 03:00 23 июня 1998

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
25(238)
Date: 23-06-98
Прошедшие во второй половине мая локальные кризисы могут являться генеральной репетицией событий, которые, по замыслу их инициаторов, повлекут за собой распад РФ.
17 мая при активной поддержке СМИ Гусинского-Березовского генерал Лебедь был избран губернатором Красноярского края. Триумф генерала оказался знаковым. Через несколько дней Совет Федерации впервые встал в открытую оппозицию президенту, подавляющим большинством преодолев его вето по всем законопроектам. На состоявшейся вскоре встрече Ельцин публично выразил свою обеспокоенность “образовавшейся трещиной между президентом и губернаторами”.
На тот же период пришлась и “рельсовая война” — блокирование шахтерами железных дорог. В данной связи следует вспомнить о той роли в развале СССР, которую сыграло шахтерское движение 1989-91 годов. Тогда во главе его стоял Независимый профсоюз горняков (НПГ) — организация, созданная при участии американской АФТ-КПП по образцу польской “Солидарности”. Реанимация шахтерского движения по целям аналогична той, что была 5-7 лет назад. Достаточно взглянуть на карту блокирования магистралей. Так, отрезанными от Москвы оказались Красноярск и Хакасия, возглавляемые братьями Лебедями, и вся остальная территория Восточной Сибири и Дальнего Востока. Во-вторых — Ростов и Северный Кавказ, где активно прорабатывается проект “Общекавказского дома”. В-третьих — не только Инта и Воркута, но и Салехард — столица Ямало-Ненецкого округа, где находятся основные запасы природного газа.
Доходило до смешного. Смотришь НТВ, диктор говорит: в этом месте движение перекрыто, а здесь поезда идут в обход. На следующий день, глядишь, шахтеры заблокировали новый участок — именно тот, на который указало НТВ. Иными словами, трудно отделаться от впечатления, что “рельсовая война” управлялась по телевизору — сидит в студии Киселев и руководит “революцией”.
21 мая Дом правительства в Махачкале был захвачен вооруженным формированием братьев Хачилаевых, после чего в районе села Карамахи имели место боевые столкновения правоохранительных органов Дагестана с отрядами ваххабитов. Это — новый виток конфликта, переход его из фазы террористических актов, сотрясающих соседнюю с Чечней республику вот уже несколько лет, к открытым военным действиям. Братья Хачилаевы известны как “икорные короли”. Лидер лакского движения, депутат парламента Дагестана М. Хачилаев контролирует АО “Дагрыба”. Депутат Госдумы от НДР Н. Хачилаев, в прошлом президент Дагестанской федерации бокса, получил мандат полтора года назад, после гибели своего предшественника Гамидова в результате заказного убийства. С 1995 г. Н. Хачилаев возглавляет созданный им Союз мусульман России. В этом качестве он установил контакты с талибами в Афганистане, исламскими кругами на Ближнем Востоке, режимом Каддафи в Ливии, суданским радикальным мусульманским авторитетом аль-Тураби и лидером негритянской экстремистской организации США “Нация ислама” Фарраханом. Именно братья Хачилаевы являлись организаторами поездок Лебедя в Чечню и его переговоров с Масхадовым, увенчавшихся Хасавюртом. Вообще, связи Хачилаевых в Ичкерии достаточно крепкие. Так, в январе 1996 г. М. Хачилаев являлся посредником на переговорах с Радуевым, захватившим заложников в Кизляре.
Обострение в Дагестане произошло на фоне теракта против российских военных в районе Моздока, похищения представителя президента в Чечне Власова и конгресса народов Дагестана и Ичкерии, взявшего курс на объединение двух республик в единый имамат. Еще один примечательный факт: по словам М. Хачилаева, ему в захваченный Дом правительства несколько раз звонили из Москвы, призывая продержаться еще два часа и обещая, что в этом случае власть в республике падет.
Параллельно режим Шеварднадзе предпринял попытку развязать конфликт в Гальском районе Абхазии. Однако благодаря твердости правительства Ардзинбы регулярные части Шеварднадзе под командованием “генерала” Курашвили и криминального “авторитета” Шангелия были разгромлены и агрессия прекращена.
Наконец, финансовые рынки России в конце мая пережили острый кризис, едва не приведший к краху денежной системы и банкротству государства. Его причины, несомненно, носят объективный характер. Главная из них — порочная экономическая политика, делающая невозможным переход к росту производства. Негативную роль сыграла пирамида ГКО. Сказались последствия азиатского кризиса, панические настроения, вызванные общей политической нестабильностью, мрачные прогнозы ЦБ о росте доли бюджетных расходов, идущих на погашение гособязательств. Вместе с тем, важное значение в “подталкивании” кризиса имели беспрецедентные по жесткости заявления главы Мирового банка Вульфенсона, известного тесными связями с Черномырдиным. Вульфенсон сравнил ситуацию в России с Индонезией, где, как известно, финансовый крах привел к массовым погромам и свержению президента Сухарто. Далее глава МБРР, глядя в телекамеру, сказал, что Ельцину следует уйти на пенсию. Наконец, он посоветовал представителям прессы избавляться от рублей и срочно покупать валюту. Понятно, какую реакцию спекулянтов вызвало подобное поведение столь видного международного финансиста.
Наивно думать, что столь плотные во времени (от 17 мая, момента избрания Лебедя, до 27 мая) сразу три кризиса: шахтерский, кавказский и финансовый,— явление случайное. Нельзя здесь не обратить внимание на крайне провокационное и, что любопытно, откровенно антипрезидентское поведение ведущих СМИ, финансируемых Березовским и Гусинским.
Березовский является влиятельным лоббистом и главой финансово-информационной империи. Его сильные стороны — незаурядные личные качества, а также финансовые связи с семьей и окружением президента. К слабостям можно отнести отсутствие международной поддержки и случайный кадровый и структурный состав “империи”, которая, случись что с самим олигархом, немедленно рассыпется. Спорный результат приносит публичная активность магната, откровенность высказываний о “неизбираемости” Ельцина. Хотя не исключено, что это — специфическая форма саморекламы. В последнее время влияние Березовского упало. За поддержку Лебедя президент даже пригрозил выслать его из страны. Олигарх не сумел провести на ключевые посты в новом правительстве своих людей, а также создать (совместно с Ходоровским) холдинг ЮКСИ. К достижениям магната можно отнести разве что назначение на пост исполнительного секретаря СНГ, что дает ему некоторые возможности лоббирования нефтяных проектов на юге и проведения операций с долгами стран Содружества России. Однако главное достоинство новой должности в том, что она переводит Березовского с российского на международный (хотя и в рамках СНГ) уровень и дает своего рода иммунитет на случай открытого конфликта с Ельциным. Характерно, что лоббистами назначения олигарха выступили президенты Украины, Грузии и Азербайджана — стран, проводящих антироссийскую, прозападную политику.
Другая медиа-империя, “Мост” — принципиально отличается от детища Березовского тем, что являет собой не случайную комбинацию людей, объединенных вокруг яркой личности, а крепко сбитую организацию с давней историей, уходящей к моменту создания Ф. Бобковым 5-го управления КГБ. “Мост”, случись что с Гусинским, легко найдет ему замену в лице Хаита или кого-либо еще. Сильной стороной “Моста” является унаследованная кадровая база и агентурные контакты, весьма разветвленные в политических, творческих, журналистских и еврейских кругах. Последнее обстоятельство предопределило прочные позиции в Израиле. Недавнее принятие Гусинского в холдинг “Маарив”, возглавляемый людьми из военной разведки “Аман, конечно, не означает допуска бывшего 5-го управления КГБ к участию во внутриполитической жизни Израиля. Истинный смысл альянса — публичная презентация мощнейшей международной “крыши”, под которой “Мост” и НТВ смогут и далее безнаказанно, не опасаясь гнева президента, проводить свою линию, в частности, продолжать в пику Ельцину “раскручивать” “Яблоко”, шахтеров, Лебедя и Черномырдина, а также (через Зверева) осуществлять проникновение в Газпром.
Вместе с тем, было бы ошибкой считать СМИ Гусинского-Березовского главными организаторами большой геополитической игры с целью развала России. Вольно или невольно ведущие персоналии и структуры этой игры “засветились” на начальном этапе избирательной кампании в Красноярске, стартовавшей с визита Лебедя в США. В ходе нее генерал был принят в Нефтяном клубе Хьюстона, имел беседы с республиканцами в конгрессе США и провел закрытую встречу в Нью-Йорке с представителями еврейской общины.
Относительно позиции последней следует сказать, что часть ее одобряет мирные усилия Клинтона на Ближнем Востоке. Другая же часть поддерживает непримиримую линию Нетаньяху. На сегодняшний день антагонизм Клинтона и Нетаньяху достиг пика. Израильский премьер почти открыто развернул кампанию против администрации США, задействуя возможности “Амана” и политической разведки “Моссад”. В данном контексте не вызывает удивления наличие соответствующего следа в сексуальном скандале “Моника-гейт” и обвинениях в адрес Клинтона, что он избирался на деньги китайских шпионов. В том же ряду раскачивание ситуации в России, способное привести к падению Ельцина, на поддержку которого Клинтон пять лет назад сделал ставку. Крах кремлевского режима, несомненно, будет иметь для администрации и Демократической партии США даже более серьезные негативные последствия, чем в свое время для Картера имело падение шаха Ирана. Более того, распад России неизбежно активизирует военную составляющую исламского фактора, что способно переключить внимание мусульманских радикалов с Палестины на Кавказ, Центральную Азию и Поволжье.
Долгосрочный интерес нефтегазовых компаний США также очевиден. Устранение России гарантирует им безраздельное господство над ресурсами Каспия и Центральной Азии. С другой стороны, образование по рецептам Бжезинского Сибирской и Дальневосточной республик поставит в повестку дня вопрос о выживании этих малонаселенных квазигосударств, обладающих огромной территорией и ресурсами, в условиях этнодемографического натиска Китая и тюрко-исламского мира. Единственной гарантией от подобной угрозы станет введение протектората США с передачей им контроля над сырьевым сектором.
Нельзя игнорировать и такой фактор, как падение мировых цен на нефть. В 1985 году имела место аналогичная акция. В мемуарах бывшего директора ЦРУ Кейси подробно описано, как он убеждал саудовцев перенасытить нефтяной рынок, спекулируя при этом страхами короля перед иранским наступлением на Ирак и расточая обещания относительно американских гарантий безопасности. Это привело к резкому сокращению валютных доходов СССР и, в конечном итоге, дало импульс “перестройке”. К тому же, сегодня Саудовская Аравия — признанный центр ваххабизма, осуществляющего агрессию против России.
Как будут развиваться события в перспективе — зависит от того, получит ли Кремль международную финансовую помощь, которая позволила бы прекратить эмиссию ГКО. Однако при продолжении нынешнего курса катастрофа все равно неизбежна. Причем ускорить ее могут апробированные 17–27 мая факторы.
Во-первых, фактор Лебедя. Каждый шаг генерала широко освещается ОРТ и НТВ. Заместитель Гусинского Костиков в прессе заявляет о неизбежности избрания Лебедя президентом в 2000 году. Вместе с тем Лебедь вряд ли станет пассивно дожидаться выборов-2000. Наверное, уже этим летом он приступит к формированию в Красноярске параллельного центра. Примечательна его мысль о будущем “Сибирского соглашения”, которое сегодня, без Лебедя, не эффективно. Несомненно, консолидированных действий даже 5–10 регионов будет вполне достаточно для введения явочным порядком одноканальной системы налогообложения, переподчинения силовых структур и нового передела собственности.
Во-вторых, в июле прогнозируется новое обострение в Дагестане. Центр устами Степашина ясно дал понять, что силового вмешательства Москвы ожидать не следует. Оно, при нынешнем состоянии армии, невозможно. А раз так, то ключевые группировки: лакцы во главе с Хачилаевым, аварцы, возглавляемые лидером “Фронта имама Шамиля”, руководителем “Дагнефти”, вице-премьером Махачевым, даргинцы, ведомые мэром Махачкалы, “держателем” рынков и потребкооперации Амировым, лезгины, кумыки, представитель которых — премьер Шихсаидов, чеченцы-акинцы и ваххабиты, чтобы избежать резни, будут вынуждены искать “разводящего”, роль которого сможет сыграть наиболее мощная сила в регионе — Чечня в лице Басаева. Как Басаев “разведет” враждующие стороны — вряд ли вызывает сомнение. Очевидно, он проведет идею чечено-дагестанского имамата, после чего Россия окончательно потеряет контроль над регионом. Вероятно, свою роль здесь суждено сыграть и Лебедю.
Следует понимать, что Дагестаном конфликт не ограничится, как, вопреки надеждам архитекторов Хасавюрта, не ограничился он Чечней. Следующим этапом станут грабительские набеги на Калмыкию, Астрахань, Ставрополье и Моздок, захват которого откроет путь для дестабилизации Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгеи. Наряду с Кавказом возможна новая “разборка” в Таджикистане, ваххабитские мятежи в Ферганской долине и Ошской области, которые могут перекинуться на нестабильный Казахстан, что рано или поздно дестабилизирует юг Урала и Сибири.
В-третьих, всегда при организующей роли электронных СМИ вновь на полную мощность может быть включен фактор шахтеров, проблемами которых серьезно заниматься никто и не собирается.
Наконец, самым неожиданным образом может быть задействован антиельцинский настрой Госдумы. Так, существует вероятность перехвата лозунгов относительно внесения изменений в Конституцию. Очевидно, что без поддержки Совета Федерации они обречены на провал. Однако, по мере нарастания хаоса, сенаторы могут поддержать думские инициативы, но внесут в них свое собственное понимание — ослабление Центра и превращение страны в конфедерацию.
На сегодняшний день главный вопрос — угроза хаоса и распада России, а вовсе не мифические выборы-2000, как внушают СМИ Гусинского—Березовского. Основные причины такого положения: ускоряющийся регресс в экономике, негативная ценностная ориентация общества, вырождение нации, полное безразличие основной массы населения к судьбе государства, алчность и крайне узкий кругозор правящей элиты, отсутствие дееспособной оппозиции режиму, тотальная криминализация всех сфер жизни. В этих условиях Россия как никогда беззащитна перед “мягкими” формами внешнего давления.
Необходимо понимать, что конфедерализацией страны процесс деградации не завершится, как не прекратился он с распадом СССР. Следующим, третьим, этапом трагедии станет изменение этнической карты. Так, русские уже покидают Крайний Север. Для эксплуатации его ресурсов вахтовым методом американцы, по-видимому, будут доставлять туда рабочую силу из третьих стран. Дальний Восток, если следовать рекомендациям Бжезинского, может стать разменной монетой в геополитическом торге между США и КНР. Тогда через 10-15 лет основным населением там станут китайцы. Наконец, при продолжении натиска ваххабитов вполне реален их выход на рубеж Ростов-Волгоград-Казань-Челябинск-Тюмень-Омск-Барнаул.
К сожалению, события развиваются по наихудшему сценарию. Совершенно невозможно переломить их ход путем вынужденного подписания олигархами бессодержательных “писем десяти”. И только если основная масса населения осознает нависшую угрозу, займет активную позицию в деле сохранения единого государства,— можно будет рассчитывать на успех.
Антон СУРИКОВ,
Анатолий БАРАНОВ
1.0x