Авторский блог Редакция Завтра 03:00 12 января 1998

МАСТЕРА

МАСТЕРА(Работы по росписи восстановленного Казанского собора в Москве близки к завершению)
2(215)
Date: 13-01-98
Вот уже пять лет на Красной площади в Москве сверкает золочеными гранями воссозданный заново Казанский собор — святыня православной России. Инициаторами восстановления храма выступили активисты Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК).
Собор был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича во имя Казанской иконы Божьей Матери на месте захоронения русских воинов, павших при освобождении Москвы в 1612 году от польских захватчиков. Этот памятник русской доблести и славы был разрушен в 30-е годы, однако фундаменты не были затронуты, а потому захоронение сохранилось.
По научным обмерам, материалам фотофиксации и чертежам архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который проводил реставрацию собора в 1920 году, храм и восстановили.
Фотографий росписей храма до его разрушения не сохранилось. Поэтому особенно тщательно подошли к первоначальной концепции росписи. Было отвергнуто несколько вариантов, прежде чем окончательно утвердили вариант эскизов. И вот великая честь и великая ответственность расписывать храм на Красной площади выпала первоклассным художникам-иконописцам, съехавшимися вершить святое дело со всех уголков России.
Так, в состав группы вошли два поколения мастеров из знаменитого села Палеха, жители которого до революции занимались только иконописью. Художники окончили Палехскую художественную школу и имеют большой опыт в искусстве настенной живописи. Возглавил бригаду Виктор Иванович Миронов, человек с отличием окончивший в Палехе художественную школу, а затем и художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Из старшего поколения палежан здесь работают Константин Александрович Андрианов, Юрий Дмитриевич Милашев. К молодому поколению можно отнести братьев Георгия и Юрия Мироновых, Евгения Крайкина, Станислава Парнышкова, Сергея Тимоновского.
В роспись храма значительный вклад внесли также художники из Брянска: это Николай Павлович Сидоров и Александр Владимирович Чаенков, закончившие соответственно Суриковский художественный институт в Москве и Академию художеств имени Репина в Петербурге.
Работа проводилась под руководством отца Аркадия — настоятеля храма, помогали знатоки древнерусского искусства: Сергей Владимирович Королев, Александр Александрович Духин.
В основу росписей были положены результаты изысканий историка С. Смирнова: по историческим документам XIX века были определены темы росписей.
Роспись центральной части храма завершается Пантократором. Впервые в России Вседержитель изображен с златыми власами. В России известны только две значительные, крупные работы такого рода. Это "Ангел златы власы" (хранится в Русском музее) и новгородский образ XII века "Спас Нерукотворный".
Золотой фон дает особенный "фаворский" свет, который, начиная с купола, распространяется далее вниз по кромке нижней части барабана, где по золотому фону написаны слова: "БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО ОТНЫНЕ И ДО ВЕКА". Далее от этого золотого пояса отходят четыре мощных золотых луча, на которых изображены четыре евангелиста — Иоанн, Матфей, Марк и Лука. Между лучами идут сюжеты "Синайское законодательство", напротив которых изображена Нагорная проповедь. На восточной стороне мы видим "Сошествие Святого Луки на Апостолов"; на западной — "Вознесение Господне". Ниже "Вознесения" изображена композиция "Покров Пресвятой Богоматери".
Южная стена посвящена проповедям Апостолов Петра и Павла: проповедь Павла в Ареопаге и проповедь Петра в доме Корнелия Сотника.
На северной стене изображено видение Апостола Иоанна "Жена, облаченная в солнце" (символизирующая Церковь Христову).
Далее, ближе к иконостасу, на северной стене изображена композиция "Предста царица одесную тебе". А ниже — встреча Марии и Елизаветы. Вся живопись центральной части храма завершена широкой золотой полосой, по которой как орнамент струится в два ряда церковный текст, выполненный художником Анатолием Дмитриевичем Смеляковым. Да, несомненно, художники-иконописцы смогли воссоздать единый колорит и стилистические особенности храма в характереном для XVII века ключе.
Но все следует увидеть своими глазами, чтобы по достоинству оценить подвижнический труд, совершенный в столь короткий срок.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, ознакомившись с росписью стен Казанского собора, подчеркнул, что благодаря милости Божьей Матери храм достойно выглядит не только снаружи, но и внутри, и соответствует пониманию исторической описи храма и его убранства.
Нина ФИЛИНКОВСКАЯ
(фото автора)
1.0x