Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 мая 1997

ЦАРЬ «ЭКИП»

<br>
ЦАРЬ «ЭКИП»
Author: Александр Руденко
18 (179)
Date: 5–05–97
_____

ЦАРЬ «ЭКИП»
НО НЕ НА ТРОНЕ — А В ЗАГОНЕ,
КАК ВСЯ РУССКАЯ НАУКА ЭПОХИ “РЕФОРМ”…


ЭТО — СЕНСАЦИЯ!

_____Сквозь утренний туман на водной глади озера просматривалось большое дельфинообразное тело. Покачиваясь на воде, оно медленно поворачивалось и уже походило на перевернутую тарелку с короткими “отростками” по бокам. “НЛО”, — невольно подумал я, доморощенный уфолог. “Пришелец” уставился на меня “глазами”-иллюминаторами, потоптался по воде, заурчал, фыркнул рассерженным котом и, оставляя за собой водяной шлейф, взмыл вверх и скрылся за просыпающимся лесом.
_____Детище авиаконструктора Льва Николаевича Щукина уже наделало шума и прозвано в западной печати “летающей тарелкой”. Сам автор “Безаэродромного, амфибийного летательного аппарата нового поколения “ЭКИП” (Экология и прогресс) ” считает, что его изобретение ничего общего с областью фантастики не имеет.
_____— Наш аппарат, конечно, не преодолевает волнового и гравитационного сопротивления, но нам удалось справиться с аэродинамическим, — говорит доктор технических наук, профессор Щукин. — В основе “новшества” заложено так называемое “толстое крыло” малого удлинения, соединяющее в себе функции самих крыльев и фюзеляжа. Благодаря этому мы получили большую площадь несущей поверхности. Вместо шасси “приспособили” воздушную подушку. Нет шасси (в самолетах это одно из самых уязвимых мест) — и отпала тьма проблем. “ЭКИП” может взлететь с любого поля, лесной поляны, с водной поверхности. И туда же садиться. Давление на грунт совсем ничтожное — даже пашне, случись аварийная посадка, вреда не нанесет. Но аппарат, кстати, практически безавариен. Вся соль гладкого скольжения по воздуху — в безотрывном ломинальном обтекании машины воздушным потоком, что помогает ей “чувствовать” себя в полете едва ли не как рыбе в воде. Предположим, остановились все двигатели — аппарат будет планировать, и скорость снижения составит не больше трех метров в секунду. Никакого заваливания, опрокидывания, штопора не может быть…
_____“Обтершись” об облака, летающая амфибия огромным жуком плюхнулась на озеро. Воздух из “подушки” волнообразным фонтаном взбудоражил водную гладь, гася скорость аппарата. “Всосав” в себя несколько тонн воды, “тарелка”, после короткого скольжения по озеру, вновь в воздухе и теперь, на малой скорости проплывая над лесом, поливает его благодатным дождем.
_____— “ЭКИП” может летать как в режиме самолета, так и экранолета, — продолжает генеральный конструктор, — на высоте от трех метров до 10 километров при скорости от 120 до 700 километров в час. При этом расходуя топлива меньше, чем самолеты.
_____Я слушал, разглядывал и щупал неведомую летательную новинку с чувством, словно присутствую при воплощении наяву фабулы увлекательного научно-популярного романа талантливого автора. Но радоваться или огорчаться — не знаю, ведь роман-то еще не дописан. “ЭКИП”, а точнее, целое семейство летательных аппаратов этого типа (грузоподъемностью от 2, 5 до 600 тонн) еще, что называется, в доводке. Надо еще разок-другой “крутнуть” машину в аэродинамической трубе, завершить комплекс исследований аэродинамических характеристик да провести некое количество полетов-налетов. Но у нашего государства нет денег. И это на “летающую тарелку” с невероятными возможностями! Ее можно использовать и в военных, и народнохозяйственных целях. “ЭКИПы” способны перебрасывать тяжелую технику и войсковые подразделения (до 2000 человек!) на большие расстояния. Крупнейший из этого семейства заменяет три, а то и четыре “Антея”: причем не забудем, что совершать посадку он может на любых мало-мальски ровных территориях, на реках, морях и озерах.
_____“ЭКИП”, между прочим, за рубежом знают получше, чем в нашей стране. В США телевизионные передачи об этом чуде XXI века прошли по 20 каналам. Знают и ждут его серийного изготовления. Канадцы умоляют профессора Щукина приступить к производству “безаэродромной летающей амфибии” на их родине. С ее помощью они рассчитывают покончить с измучившими их лесными пожарами. Готовы приобрести “тарелку” и другие страны, чтобы использовать ее при разных обстоятельствах. В качестве летающего госпиталя “ЭКИП” необходим в существующих и грядущих “горячих точках”, при авариях и крушениях, в том числе и на море.
_____Достоинства оригинальной техники бесспорны. Однако возрастающий к “ЭКИПу” интерес зарубежных стран может подсказать им путь к созданию подобного аппарата. И Россия вновь окажется в хвосте начатого ей технического переворота, как неоднократно это было из-за тупости, а сегодня и умышленной неповоротливости чиновников.
_____— Конечно, работы по созданию аппарата на основе толстого крыла ведутся на Западе, но летать их машины начнут нескоро, — успокаивает Лев Николаевич. — В “ЭКИПе” использован ряд систем, опережающих в своем инженерном решении западные страны. Например, в нашей машине задействованы достижения отечественного самолетостроения и ракетостроения. Применена система автоматической струйной стабилизации, разработанная для “Бурана”, двухрежимные двигательные установки (режим высшей тяги — для взлета, и экономичный — для полета) — к самолетам “ОКБ Сухого”, НПО “Сатурн” и другие перспективные разработки. Хотя в США по программе “Стелт” созданы боевые самолеты в виде летающего крыла, которые имеют высокое аэродинамическое качество и развивают скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Но они представляют собой тонкое летающее крыло, в котором ограничена полезная нагрузка и оборудование может размещаться только в первой части. Такое крыло обладает статической неустойчивостью.
_____Имеющийся в России и уже летающий аппарат будущего, способный вот-вот заявить о перевороте в авиации, подстегивает западных самолетостроителей к созданию подобной машины. Но нетерпение — не путь к успеху. Недавние испытания в США аппарата на основе толстого крыла закончились полной катастрофой их экспериментальной “тарелки”. Понятна теперь и возросшая настойчивость, с какой зарубежные страны интересуются “ЭКИПом” и даже предлагают свои услуги. Предложения эти далеко не бескорыстны: американцы, например, готовы вкладывать в проект средства, если аппарат будет изготавливаться в США, и они станут полными его хозяевами. Принять такую “помощь” Лев Щукин не желает и пока еще надеется на участие в реализации проекта самой России.
_____Надеется… А пока работы по запуску в серийное производство чудесных “тарелок” прекращены из-за отсутствия средств. И неизвестно, удастся ли отечественному НЛО пробить стену правительственного безразличия к русским беспрецедентным изобретениям.

ТОПЛИВНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
_____
_____Желтоватая жидкость, которой заполнена прозрачная цистерна модели бензовоза, — это аквазин, бессвинцовое высокооктановое топливо эмульсионного типа, содержащее 10 процентов воды. Авторы этого “невероятного” соединения — доктор химических наук, профессор, генеральный директор НПО “Аквазин” Эдуард Исаев и его ученики Ирина Егорова, Джамарт Алиев, Тагетта Федорова.
_____— Ничего невероятного здесь нет, — возражает профессор Исаев. — Положительное влияние воды на рабочий цикл двигателя известно еще с прошлого века, когда изобретатель двигателя внутреннего сгорания Н. Отто получил первый патент на применение воды в качестве компонента топлива. С тех пор во всем мире пытаются реализовать его идею. Но получали водно-топливные эмульсии с низкой стабильностью к эксплутационным характеристикам. Нам же удалось создать топливо с неограниченной по времени стабильностью. Несомненные преимущества аквазина перед традиционными видами топлива — это пониженное содержание вредных веществ и отсутствие соединений свинца в отработанных газах повышенная антидетонационная устойчивость уменьшение теплонапряженности двигателя на 200 °С и увеличение его мощности в результате повышения степени сжатия.
_____Технология производства нового топлива проста и основана на соединении низкосортного бензина с водой, продуктами переработки природного или попутного газа и эмульгатором. Аквазин имеет октановое число 85, что аналогично бензину марки Аи-92 и Аи-93, хотя приготовлен на основе отходов от производства бензина с октановым числом 50. Его можно использовать вместо бензина, керосина, дизельного топлива, не внося каких-либо изменений в конструкцию двигателя или карбюратора.
_____— Наши исследования, — продолжает Эдуард Иванович, — идут по двум направлениям — создание нового, эмульсионного топлива и двигателя, который будет максимально использовать преимущества водно-топливной эмульсии с повышенным содержанием воды — до 70 процентов! Это может показаться фантазией, утопией, чем угодно, но по результатам наших исследований и расчетам топливо будущих двигателей внутреннего сгорания будет состоять из… воды с добавлением бензина.
_____Дело тут вот в чем: серийный двигатель с искровым зажиганием без каких-либо переделок может работать на новом топливе с содержанием воды до 58 процентов, и это при условии, что поршневые двигатели имеют органический недостаток — степень расширения равна степени сжатия. Поэтому отработавший в них горючий продукт еще обладает большим запасом энергии — нынешний несовершенный двигатель не может всю ее использовать.
_____Простейшим способом повышения эффективности поршневого двигателя при использовании аквазина может быть, например, парогазовая турбина, установленная в системе выпуска отработанных газов. Изменяя соотношения в топливе водной и углеводородной составляющих, можно оптимизировать работу тепловой машины.
_____“Топливом будущего” назвал аквазин академик А.М. Люлька еще тогда, когда формула нового топлива едва начала просвечиваться. Он пророчил ему применение в двигателях самолетов нового поколения, где топливные баки будут размещаться уже не в крыльях, аквазин замерзает при −28‚f°С. Летательный аппарат профессора Л. Щукина “ЭКИП” полностью обеспечивает защиту топлива от холода, а оно позволяет “русскому НЛО” увеличить дальность беспосадочного полета благодаря своим экономичным качествам.
_____Чтобы заинтересовать родное государство альтернативным топливом через интерес к нему зарубежных стран, Исаев исколесил со своей моделью бензовоза Италию, Грецию, Турцию, Францию, Венгрию… На выставках даже у японцев глаза округлялись с полтинники при виде “живой” водно-топливной эмульсии.
_____— Естественно, заинтересованность за рубежом огромная, — печально говорит профессор. — Много предложений было продать разработки или остаться “там” для продолжения работ. По понятным причинам для одних и непонятным для других принять эти предложения не мог. У нас же отговорка одна — нет денег.
_____Как Н. Отто напророчил будущее водно-топливной смеси, так же и литературный деятель, издатель А. Суворин из XIX века предсказал нам сегодняшний день изобретателей на примере лесковского “Левши”: “Артистическая удаль наших взяла верх над мастерством англичан… Русский человек все понимать может, на все способен и не нуждается в руководстве иноземцев”. Но! “Русский человек у себя дома” превращается, по сути, “в существо низшего порядка”. Гениальный Левша (русский народ) преображается в забитого, безликого, чувствующего свое ничтожество рабочего… Выходит… что за границей на чужой стороне Левше было бы лучше, нежели дома — там и “образованность”, и все заманчивые льготы… а здесь одна беспросветная гибель… ”
_____Может, в Англии кирпичом атомные реакторы и не чистят, но и русские не лыком шиты. Сегодня нет в “цивилизованном” мире ни одной страны, которая бы оставила без внимания изобретение НПО “Аквазин”. Над созданием альтернативного топлива бьется весь мир. Японцы, к примеру, пытаются использовать водно-бензиновую смесь, внося в автомобиль дополнительные конструкции, оснащая его ультразвуковым генератором.
_____Простые расчеты показывают громадный экономический эффект аквазина. Если в Москве за день автомобильный транспорт сжигает 8 тысяч тонн бензина, то введение в это топливо только 10 процентов воды позволит сэкономить 800 тонн бензина, что равно 16 железнодорожным цистернам на сумму около трех миллиардов рублей. Это экономия только за день. В год экономится 292 миллиона литров бензина!
_____Но, как видно, не нужно России дешевое топливо. Даже притом, что хотя бы для сельского хозяйства оно — выход из кризисного состояния, ибо литр бензина крестьянину обходится в два раза дороже литра молока.
_____Рано или поздно, но альтернативное топливо будет открыто, как некогда паровой двигатель, телеграф и радио… Но его боятся не только “короли бензоколонок”, а целые государства. Так как новое топливо — это крах устоявшейся экономической системы, перераспределение инвестиций и трудовых ресурсов, возникновение новых энергетических отраслей, обесценивание акций нефтяных магнатов. С упорядочением цен на новое топливо, которые опустятся ниже стоимости газированной воды, наступит обнищание Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов…
_____Сегодня в лаборатории Исаева из-за пресловутого безденежья отключены электричество и телефоны. Можно спрятать и самого профессора ради процветания отечественного нефтебизнеса. Но процесс рождения нового топлива уже пошел. “Бомбу” не обезвредить. И за Исаевым уже охотятся. А если “умыкнут” профессора? Что тогда? Не надо быть ясновидящим. Появись альтернативное топливо на Западе, наша экономика будет подавлена окончательно, так как нефть для России — едва ли не главная составляющая ее экспорта и важнейшая статья дохода. О каком экономическом возрождении мы ведем речь, когда все мечты о будущем российском величии могут быть перечеркнуты простым введением воды в нефть с помощью эмульгатора. Хоть он и прост, как кусок хозяйственного мыла, но заработает лишь при знании его формулы, а ей пока что владеет только один человек…
_____Для государства что “ЭКИП”, что аквазин — решение многих финансовых проблем, а также проблемы занятости населения. Но это, смотря что будут продавать за рубеж — технологии или продукцию.
_____

1.0x