Авторский блог Редакция Завтра 03:00 10 марта 1997

НАТО ПРЕТ, КАК ТАНК

<br>
НАТО ПРЕТ, КАК ТАНК
Author: Анатолий Гушер, генерал-майор в отставке
10 (171)
Date: 11–03–97
_____
_____Диалог НАТО с Россией ведется, во-первых, по схеме глухого с немым и, во-вторых, вокруг таких высоких материй, за которыми не видны главные проблемы. В первую очередь военные, которые, собственно, и положены в основу идеи расширения НАТО и поэтому в наибольшей степени должны волновать и российское общество, и народы других европейских государств.
_____России обещают различные схемы “сотрудничества”, гарантии, хартии и тому подобное. Соглашаются не развертывать на территориях государств — новых членов блока — своих военных контингентов, не размещать ядерное оружие и т. д. Но никто не хочет пообещать России отказаться от расширения НАТО и похоронить эту идею, уже материализованную в соответствующих решениях руководящих органов этого военно-политического блока. Отсутствие такого желания обусловлено тем, что слишком выгодная геостратегическая ситуация складывается в Европе для Запада с приближением границ зоны ответственности НАТО непосредственно к российским границам. Россией хотят управлять. Управлять в основном при помощи силы.
_____Для профессионалов-военных уже сегодня ясно, что означает расширение НАТО в военном смысле.
_____Во-первых, профессионалы знают, что стратегическое и оперативное планирование осуществляются с учетом самых жестких реалий и ситуаций, которые только могут возникнуть. Именно поэтому, как только возникла тема расширения НАТО, военные поняли, к чему надо готовиться. Можно на все сто процентов быть уверенным, что в натовских штабах уже проведены все необходимые в таких случаях стратегические оценки, оперативные расчеты и корректировки всевозможных оперативных планов. Если бы этого не было сделано, можно было бы говорить о профессиональной беспечности и непригодности органов военного управления НАТО.
_____Во-вторых, военные профессионалы знают, что любые количественные и качественные изменения в составе сил и средств вероятного противника (НАТО — вероятный противник, а то почему бы все так волновались?) на театре военных действий внимательно отслеживаются в штабах оперативного и стратегического звеньев для того, чтобы учесть их в оценках соотношения сил и, соответственно, в мобилизационных и оперативных планах. В тех случаях, когда количественно-качественные показатели этих изменений становятся угрожающе опасными (а именно такая ситуация сложилась сейчас на Европейском театре войны и станет еще более опасной для России в случае реализации планов расширения НАТО на Восток), те, кто отвечает за обеспечение военной безопасности страны, должны сильно озаботиться и незамедлительно принять адекватные меры по выравниванию возникшего перекоса стратегического баланса сил (например, развертыванием на опасных направлениях новых группировок войск, разработкой и принятием на вооружение новых современных средств поражения, внесением соответствующих изменений в план применения стратегических ядерных сил и т. д.). Если этого в России, допустим, не делается или даже если об этом просто не думают те, кому это положено, можно говорить о полном параличе государственного управления и государственной воли. До этого мы, судя по всему, еще не дошли и, даст Бог, не дойдем.
_____В-третьих, профессиональный уровень и долг военного не позволят ему серьезно воспринимать заявление натовской стороны с обещаниями не размешать ядерное оружие и свои воинские контингенты на территории восточноевропейских стран и другие заверения подобного рода. Для людей знающих эти заявления могут означать только лишь то, что политики (в первую очередь западные) пытаются ввести россиян в заблуждение. Во-первых, оперативное оборудование этих территорий пока не отвечает требованиям блока, и пока все будет приведено в соответствие, изменится и сама военно-политическая ситуация, в которой уже никто не будет спрашивать Россию, согласна она или нет на размещение военных структур блока у ее границ. Во-вторых, все это в случае необходимости можно разместить в считанные дни на той военной инфраструктуре, которая осталась после ухода из Восточной Европы российских групп войск. В-третьих, даже без предварительного развертывания ядерных средств и сил общего назначения на новых, восточных территориях стратегические и оперативные возможности НАТО существенно расширяются, так как исчезнет существующая сейчас фактически между НАТО и Россией буферная зона в лице бывших стран участниц Варшавского Договора.
_____В-четвертых, ликвидация Организации Варшавского Договора и распад СССР разрушили всю Ялтинскую схему послевоенного устройства Европы и Хельсинскую систему безопасности в Европе. Фактически уничтожено и военно-политическое основание Договора об обычных Вооруженных Силах в Европе (ДОВСЕ). Запад, несмотря на это, продолжает настаивать на выполнении Россией условий и положений этого договора. Расширение НАТО на Восток вообще перевернет эту ситуацию с ног на голову — хотя бы уже потому, что армии стран Восточной Европы станут органичной составной частью военной организации блока НАТО. Итак, НАТО расширяется на Восток и при этом хочет сохранить основы ДОВСЕ и всей системы СБСЕ. Спрашивается, может ли после этого трезво мыслящий человек, тем более — профессионал — верить в благие намерения политических и военных стратегов блока?
_____В-пятых, в оценках профессионалов, расширение границ зоны ответственности блока НАТО вплоть до западных границ России (ведь вопрос о вступлении в состав блока Украины и стран Балтии не праздный!) и развертывание на “новоприобретенной” части территории передовых группировок войск блока поставит под угрозу поражения обычными средствами, особенно высокоточного оружия, многие стратегически важные районы и объекты на европейской части Российской Федерации. Если возникает такая угроза, а она появится обязательно, если планы расширения НАТО будут реализованы, России придется постоянно думать о том, как обезопасить себя. По другому быть не может — таковы правила игры, такова “железная” философия современного мира, что бы там ни говорили наши российские демократы. Значит, снова нужно будет идти на колоссальные материальные затраты, создание новых систем вооружений, подготовку войск и территории и т. д.
_____В-шестых, нельзя упустить из виду и такую немаловажную сторону намеченного расширения состава НАТО, как приведение Вооруженных Сил новых участников блока к натовским стандартам. Это, с одной стороны, новые заказы для западного военно-промышленного комплекса, а с другой — потеря Россией части своего рынка вооружений. По-видимому, и это учитывается в столицах натовских государств. Но все же на первом месте здесь стоят геополитические и военно-стратегические задачи.
В целом представляется, что сейчас Россия находится на очень важном историческом этапе. По существу, Россию и новые независимые государства, возникшие на пространстве бывшего СССР, пытаются лишить плодов их многотрудных ратных и созидательных усилий XX века. Не хотелось бы, чтобы национальные интересы страны были принесены в жертву каким-либо временным конъюнктурным соображениям политиков.
Анатолий ГУШЕР, генерал-майор в отставке
1.0x