Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 декабря 1996

«КРАСНАЯ ДУМА» И ЧЕРНЫЙ КУРС

<br />
«КРАСНАЯ ДУМА» И ЧЕРНЫЙ КУРС
Author:
51
Date: 17-12-96
_____
_____Оппозиционные фракции в Госдуме 15 декабря проголосовали за принятие проекта федерального бюджета в первом чтении, обусловив этот свой шаг одиннадцатью пунктами. Второе чтение запланировано на 25 декабря, а окончательное утверждение правительственного проекта состоится, по всей видимости, в первой декаде января.
_____Прошедшее голосование фактически означает принципиальное принятие идеологических основ текущего курса исполнительной власти. Тем более, что большинство из 11 пунктов, по которым правительство должно дать “официальные” обещания, носят, скорее, рекомендательный, нежели ультимативный характер. На одно из самых громких из них — отстранение от власти Чубайса — Черномырдин уже определенно ответил: не надо смешивать бюджет и политику. Трудно поверить, что правительство в течение месяца погасит задолженность по зарплате и разрешит кризис неплатежей. Столь же утопично звучат требования принять чрезвычайные меры по борьбе с преступностью к власти, главные представители которой уже несколько лет без устали работают над выведением гибрида госчиновника и коммерсанта, постоянно “путают” казенный карман с собственным. “Требования” же стимулировать российских товаропроизводителей, строить жилье для молодежи, выделить средства на военную реформу, финансировать науку и образование вряд ли заставят правительство немедленно засучить рукава.
_____С точки зрения борьбы оппозиции за расширение своего влияния в обществе и давления на режим с тем, чтобы оно пересмотрело губительный для страны финансово-экономический курс, данный шаг также выглядит достаточно сомнительным.
_____Мы считаем, что совершена ошибка и ее последствия скажутся уже в ближайшее время. В то же время мы далеки от того, чтобы видеть за ней какой-то злой умысел, сговор или предательство. Скорее, дело в недостаточной компетентности, не совсем верном понимании общественных тенденций и сути событий. В этой связи редакция “Завтра” будет стремиться сделать все возможное, чтобы оппозиция лучше разбиралась в современной ситуации и расстановке политических сил, имела ясное представление о наиболее вероятных действиях основных ее противников. Эту цель преследует и нижеследующая публикация.
_____
СЕНАТ ПРОБУЖДАЕТСЯ
_____
_____Вся неопределенность и непредсказуемость нынешней политической ситуации в России объясняется тем, что в российском истеблишменте сложилось несколько центров власти, интересы которых резко расходятся по главным политико-экономическим проблемам. Соотношение сил этих групп крайне неустойчиво, так как меняется по ходу взаимной бескомпромиссной борьбы, в центре которой находятся ни много ни мало как финансово-экономический курс страны и гигантских размеров собственность — последний остаток общенародного достояния советской державы.
_____Первая группа — это прорвавшийся к власти после “обеспечения” победы Ельцина на выборах финансовый блок во главе с Чубайсом и Березовским. Его главная опора — налаженный прочный механизм взаимодействия с Б. Ельциным через Т. Дьяченко.
_____Вторую составляет “отраслевое” правительство во главе с Черномырдиным, который более всего ассоциируется с “Газпромом” и ТЭКом, а уж только потом как лицо, причастное к деятельности машиностроительных, ВПКовских и других отраслей.
_____Наконец, третья группировка сегодня активно формируется вокруг Лужкова, давая ему возможность выходить на более высокий политический уровень, чем тот, что соответствует его положению мэра столицы. Она представляет собой ассоциацию региональных лидеров, прекрасно осознающих преимущества, которые дает им возможность заявлять совместно о своих интересах и требованиях к центральной власти. Между тем эта группировка неоднородна и способна к фрагментации в зависимости от конкретных вопросов и конкретных ситуаций.
_____Несколько в отдельном положении находятся силовые структуры и ВПК, которые колеблются между главными политическими группировками, отдавая предпочтение, в зависимости от обстоятельств, то одной, то другой, но в целом пока тяготеют к премьеру. В частности, ВПК и машиностроительные отрасли сейчас стоят перед острой необходимостью консолидироваться, выдвинуть своего собственного политического лидера в истеблишменте или же заключить временный союз с одним из действующих лидеров.
_____В условиях углубления социально-экономического кризиса стратегические устремления упомянутых трех группировок приходят во все большее противоречие друг с другом. Это противоречие, вероятнее всего, будет иметь силовое разрешение в ближайшие три-шесть месяцев. Причем все большее воздействие на события будет оказывать новое конституционно-структурное устройство, которое сложится после завершения нынешней кампании выборов. Впервые в истории России будет осуществлена выборность местных “воевод”. На наших глазах складывается принципиально новая ситуация, когда региональные лидеры будут располагать качественно такой же политической легитимностью, как и президент страны. Снятие с должности строптивого губернатора, избранного всеобщим голосованием, становится для центральной власти почти немыслимым. Такое действие сразу же поставило бы под вопрос всю систему нового государственного устройства. Оно создало бы прецедент, который открыл бы дорогу не только для снятия других губернаторов, но и самого президента, нарушившего Конституцию.
_____Куда более уверенно сенаторы будут себя чувствовать не только с президентом, но и с премьером и другими высшими государственными чиновниками — “назначенцами”. Их “новое” реальное поведение и взаимоотношения с Центром уже накладывают определенный отпечаток и на процесс принятия бюджета, и на усиление бюджетного и финансового кризиса, и на растущее недовольство низов. Пока эта новая политическая реальность не “встроится” окончательно в общее политическое пространство, изменяя его по собственному образу и подобию и встречая ответное резкое сопротивление, она будет выступать катализатором для радикализации всех группировок истеблишмента и общественно-политических партий.
_____Для НПСР и КПРФ кардинальное повышение роли Совета Федерации будет означать (при нынешней пассивной линии в Госдуме и в особенности после одобрения проекта федерального бюджета) маргинализацию их роли в политической процессе. На практике это, по-видимому, выльется в резкое усиление оттока от КПРФ сторонников радикального противодействия курсу правительства в направлении ультралевых группировок, а более умеренных — к становящимся “сильными” региональным лидерам. Все это будет происходить на фоне роста спонтанных выступлений протеста обездоленных масс людей.
_____
ПЕРЕД РЕШАЮЩЕЙ СХВАТКОЙ
_____
_____Основные задачи группы Чубайса на ближайшее будущее просматриваются достаточно ясно. Прежде всего — удержание властных полномочий и политических позиций в целях осуществления второго этапа перераспределения собственности в стране. Теперь очередь дошла до основных фондов крупнейших российских “естественных” монополий — “Газпром”, энергосистема и транспорт. Для выполнения этих планов группа Чубайса будет добиваться благоприятной расстановки сил в Совете Федерации, в частности, за счет создания противостоящих друг другу региональных группировок. Отсюда же попытки “накачки” федерального бюджета с использованием чрезвычайных мера по сбору налогов (ВЧК) — группе нужна хотя бы временная, на период второго этапа приватизации, социально-экономическая стабильность на местах. Предполагается захват московскими финансовыми структурами главных ролей в новом гигантском переделе бывшей общенародной собственности и дальнейшая перепродажа контрольных пакетов акций заполученных предприятий стоящим за спиной этих структур иностранным финансовым кругам. Все это должно расширить зоны доверия и “стабильности” во взаимоотношениях с США и “семеркой” при углублении российской задолженности МВФ. Последняя становится в то же время своего рода гарантом этой “стабильности”, так как делает все более утопическими попытки вернуться к “державной” самостоятельность России как во внешних, так и внутренних делах. Финансовые же структуры, обеспечившие “победу” для МВФ, как на недавних выборах для Ельцина, получили бы соответствующий статус в мировой финансовой системе и право на роль колониальной администрации в постельцинской России.
_____Группа Черномырдина под напором мощной атаки на “естественные” монополии со стороны группировки Чубайс—Березовский и МВФ сегодня, в первую очередь, озабочена самосохранением. Премьерская группа действительно находится в трудном положении и готова “заплатить” за политическое выживание серьезными уступками. В настоящий момент перед ней стоит цель прежде всего сохранить Черномырдина в качестве председателя правительства, затормозить “накат” со стороны финансового блока на переструктуризацию “естественных” монополий. Для этого необходимо, в частности, быстрое наращивание потенциала финансовых структур “Газпрома” и ТЭК при одновременном урегулировании бюджетных проблем. Это можно было бы достичь списанием налогов с ТЭК или же передачей ему, в счет покрытия неплатежей, основных фондов машиностроительных отраслей, понижением акцизов и других сборов в пользу бюджета. Приоритетной здесь считается именно передача фондов должников в руки энергетиков. Одновременно будут делаться попытки укрепить сложившееся распределение акционерных пакетов в главных энергетических структурах (РАО ЭС и региональные компании, “Газпром”, нефтяные и нефтеперерабатывающие заводы в рамках сложившихся вертикальных структур).
_____Группа Черномырдина особенно заинтересована в политической стабильности. При этом не последнюю роль играют принятие бюджета и закрепление доверительности во взаимоотношениях с Ельциным и его семьей при постепенном вытеснении группы Чубайса с доминирующих позиций. Премьер пока еще сотрудничает с Чубайсом, но его люди надеются, что сумеют подготовить радикальную атаку на Чубайса и “отвязавшихся банкиров” где-то в феврале-марте, когда финансовая ситуация станет безысходной и придется отбросить нынешнюю установку “незаимствований” Минфина у ЦБ. Такой поворот дела, естественно, потребует кадрового оформления. К мерам по сохранению политической стабильности любой ценой, по-видимому, следует причислить и достижение договоренности с чеченскими и другими кавказскими верхушками, в рамках которой ТЭК согласился на ничтожную долю в нефтяных проектах и фактически утрату российской юрисдикции над ними. Нелишне добавить к этому, что данная группировка стремится к углублению взаимодействия с немецкими газовыми компаниями и нефтяными концернами преимущественно европейского базирования, которые заинтересованы в бесперебойном получении российских энергоносителей.
_____Группа Лужкова и примыкающие к ней региональные лидеры, вероятнее всего, будут наиболее напористыми в предстоящих политических схватках. Им не терпится освоить свой новый потенциал через действия обновленного Совета Федерации. В этой связи следует ожидать и своеобразные “разведки боем”, и общее агрессивное “давление” на сложившийся финансово-экономический и имущественный порядок.
_____Следует иметь в виду, что для группировки Лужков-регионалы выгодно постоянно “взрывать” существующие реалии, делая ставку на изменение финансово-экономического курса и выдвижение требований нового перераспределения собственности в пользу региональных элит.
_____Прежде всего, видимо, последуют попытки добиться увеличения поступлений средств в регионы за счет федерального бюджета. Сделать это можно только за счет урезания федеральных программ (Армия, ВПК, ядерные объекты и фундаментальная наука). Одновременно более настойчивыми станут требования понизить потолки фиксированных цен на электричество и энергоносители по сравнению с параметрами, принятыми правительством на 1 января 1997 г. Важным направлением борьбы станет перевод имущественных пакетов акций и прав по управлению собственностью, включая недра, на областной уровень. Возобновятся попытки уменьшить долю областных отчислений в пользу федерального бюджета при снижении ее до уровня республик.
_____Учитывая вышесказанное, становится понятным, что в среде региональных руководителей обновленного состава практически сразу проявится резкое недовольство жесткой финансовой политикой правительства. Отсюда — нарастание требований инфляционной модели, которые наложатся на процесс введения новой налоговой системы и на политическую ситуацию в целом.
_____
ДУМУ ВСЕ РАВНО РАЗГОНЯТ
_____
_____Возможные варианты событий в ближайшие шесть месяцев сводятся к трем.
_____Первый вариант связывается с сохранением нынешнего статус-кво. Госдума принимает бюджет и проявляет растущую готовность поддерживать линию Кремля и правительства по всем направлениям.
_____Второй вариант предполагает ограниченную конфронтацию — бюджет принимается после известного сопротивления, Черномырдин сохраняет пост премьера на ближайшие три месяца, причем оппозиция может даже получить дополнительные места в федеральном правительстве.
_____Наконец, третий вариант формируется вокруг жесткой конфронтации с Госдумой.
_____При первых двух вариантах идет медленное перераспределение власти в пользу местных структур, что до известной степени соответствует интересам группы Черномырдина, а в еще большей мере — Лужкова. Последняя уже выработала и заявила публично свое видение экономического курса в ряде совещаний регионов-доноров. Имеются в виду снижение уровня цен на электричество и энергоносители, понижение тарифов и акцизов, уменьшение доли федеральных отчислений, списывание долгов и задолженностей, усиление значимости местных властей при дальнейшем распределении собственности. Наиболее важным элементом этого видения ситуации в стране является предлагаемый отход де-факто от нынешнего эмвээфовского курса и переход на инфляционную модель с дополнительной денежной эмиссией.
_____Данная платформа не сильно расходится с интересами ТЭК и оппозиционного блока. И это особенно тревожит группу Чубайса. Более того, имеются сведения, что Черномырдин достиг некоторых соглашений с Лужковым при обсуждении экономических проблем и перспектив действий СФ в ближайшие месяцы. В силу всех этих обстоятельств для группы Чубайс—Березовский необходим жесткий конфликт и выход на поляризацию политических платформ. Тогда, доминируя лишь в окружении Ельцина, она была бы в состоянии “взять все”, если бы добилась назначения “своего премьера”.
_____Соглашение Черномырдина и Лужкова, вероятнее всего, достигнуто. Но при его выполнении опять же будет происходить дальнейшая девальвация фактора КПРФ и Зюганова в политической жизни. Для оппозиционного блока и его лидера, если он настроен на повышение своей политической роли, равно как и на борьбу за сохранение своего “объединяющего” положения в оппозиционных силах, наиболее выгодной является линия на реальную активизацию роли Госдумы и упреждающие шаги на всех главных направлениях. Лучшим вариантом при этом стал бы отказ от утверждения проекта бюджета с переносом его рассмотрения на более поздний срок, формирование блока с Советом Федерации и выработка общей с ним позиции к правительству уже в январе 1997 г. В дальнейшем можно было бы ставить вопрос о “недоверии” правительству. Повторные выборы в Госдуму, если бы президент пошел на ее роспуск, дали бы оппозиции серьезные шансы на подавляющую победу. Добиваться скорейшего проведения таких выборов можно было бы через Совет Федерации и свои группировки в нем. Причем новый состав СФ, скорее всего, будет отвечать идеологическим запросам корректировки курса. При выборах, проводимых в марте, выигрыш был бы наиболее существенным — позволяющим выставить ультимативное требование смены курса и кадровых замен в правительстве.
_____Группа Чубайса активно готовится к схватке. По некоторым источникам, в президентской администрации уже в течение месяца функционирует секретная аналитическая спецструктура. Она разрабатывает варианты действий в целях сосредоточения всей полноты исполнительной власти в руках главы президентской администрации и радикальных монетаристов (Потанин, Лившиц, Кокошин и ряд губернаторов областей). Судя по всему, чубайсовская группировка склоняется к разработке и осуществлению поэтапного плана “раскачки” ситуации, которая завершится роспуском Госдумы. Причем если Госдума проголосует за бюджет, что, по-видимому, вскоре и произойдет, предполагается “додавить” ситуацию при помощи указа Ельцина по отставке Черномырдина и назначения радикального премьера, неприемлемого для Госдумы. Отсрочка по выборам на три-шесть месяцев, по этим замыслам, облегчит финансовому блоку “работу” с субъектами федерации и даст возможность “сыграть на опережение” с передачей части собственности местным элитам за счет “Газпрома” и РАО ЭС. Этот же период (шесть-десять месяцев) создаст условия и для скорейшей передачи главных акционерных пакетов в руки “близких” иностранных банков. Большая семерка российских банков сыграет здесь роль “посредника” со значительными для себя дивидендами.
_____Сегодня становится особенно актуальным вопрос о выработке позиции Госдумы и НПСР по каждой из перечисленных моделей действий. Отсюда вытекает как возможность союзов, так и конкретных политических и законодательных решений. Худший вариант — это следование Госдумы в фарватере навязываемых ей решений, неизбежный ее роспуск и откладывание выборов на максимально длительный срок.
_____Главным препятствием для реализации данной политической комбинации является недостаточно полный контроль группы Чубайса-Березовского над Советом Федерации и силовыми ведомствами. Именно поэтому ею прорабатываются варианты стимулирования ряда мелких, но эффектных кризисных ситуаций, которые приведут к замене ведущих силовых фигур и ухудшат взаимоотношения Госдумы и региональных лидеров.
_____Для нового броска “демократов” к власти необходимо удаление в первую очередь Родионова (предположительно выдвижение Кокошина), Куликова (рассматривается кандидатуры Ерина и Савостьянова), а также глав ФСБ и ФАПСИ. Здесь особое место отводится провокациям в Чечне и на Кавказе в целом. Параллельно просматриваются возможности сколачивания “группы поддержки” “неконституционному варианту” среди губернаторов и глав республик. В этом русле потребуется новая волна телеистерии, которая должна будет начаться сразу после роспуска Госдумы.
_____
ОППОЗИЦИЯ ДОЛЖНА НАСТУПАТЬ!
_____
_____Что же можно противопоставить “антиконституционному” варианту?
_____Прежде всего — активное вовлечение Совета Федерации и местных властей (как губернаторов, так и законодательных собраний) в процесс обсуждения экономического курса, затягивание принятия бюджета. Укрепление связи с силовыми ведомствами также вполне осуществимо через совместные меры по сохранению целостности РФ, через защиту их интересов при обсуждении бюджета, а также по военной реформе. Крайне необходима выработка и опубликование заявлений НПСР по данным вопросам.
_____Резерв оппозиции — связи с областными центрами “красного пояса” с прицелом на создание там “запасной площадки” в случае “неконституционного” варианта.
_____Судя по всему, наиболее острым периодом станет март-апрель 1997 г. Особенно если он включит возможные новые выборы в Госдуму. На этих выборах НПСР и оппозиционный блок в целом могут и обязаны добиться решительного успеха, ведущего к изменению нынешнего губительного политического и финансово-экономического курса.
_____Как мы уже говорили, ошибочное решение оппозиции в Госдуме проголосовать за принятие проекта бюджета поставит ее в крайне невыгодное положение.
_____Оппозиция утратит всякую реальную политическую инициативу после того, как почти без боя выпустит из своих рук важнейший рычаг воздействия на исполнительную власть. Фактическое одобрение нынешнего финансово-экономического курса окончательно парализует ее волю к тому, чтобы возглавить нарастающую в стране волну социального протеста. Тем самым завершится отчуждение народной оппозиции от думской, после чего отношение к последней со стороны широких народных масс рискует стать враждебным.
_____Оппозиция становится добровольным заложником нынешнего режима. Правительство, разумеется, не выполнит никаких условий, чем загонит оппозицию в своеобразную “вилку” — либо идти на запоздалый вотум недоверия, либо на окончательное соглашательство с властью. Не будет среднего и самого продуктивного — возможности вести свою игру, проявлять инициативу, самой навязывать условия борьбы.
_____Одобрение проекта бюджета станет источником новых напряжений между партийными верхами и низами. В случае же отказа и в дальнейшем от “вотума недоверия” и новых выборов, НПСР и КПРФ неизбежно будут утрачивать свои позиции и подвергаться необратимой фрагментации. Российская общественность встанет перед необходимостью заняться поиском нового “объединяющего” вождя и соответствующей политической организации.
_____Мягкотелость Госдумы станет причиной перехода политической инициативы в руки Совета Федерации, который еще до голосования 15 декабря выдвинул достаточно жесткие требования к изменению экономического курса правительства. Эти требования идут гораздо дальше декларативных условий, поставленных Госдумой перед одобрением проекта бюджета в первом чтении. Таким образом мы можем стать свидетелями быстрой утери Госдумой своей ведущей роли в борьбе за будущее России. Слияние красной оппозиции с черным курсом может дать лишь траурные цвета думского заката.
_____
Ч. П.
1.0x