Авторский блог Александр Проханов 03:00 14 октября 1996

Китайский ответ

<br />

КИТАЙСКИЙ ОТВЕТ
Author: Александр Проханов
42
Date: 15-10-96
_____
_____Газета "Завтра" нередко обращается к теме Китая, внимательно вглядываясь в реформы, которые несут стране и народу благо, а не разруху. Эти публикации вызывают интерес у китайских коллег, и недавно влиятельная газета "Гуанминжибао" пригласила в гости главного редактора "Завтра" Александра Проханова. Итогом этой поездки стал материал, который мы начинаем сегодня публиковать.
_____
_____ ПЯТЬДЕСЯТ ВОПРОСОВ, ЗАДАННЫХ АВТОРОМ
СЕБЕ САМОМУ
У ВЕЛИКОЙ
КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ
В РАЗМЫШЛЕНИЯХ
О ДАЛЕКОЙ РОССИИ
_____
_____Китайская кухня — это не просто насыщение, не просто гастрономия, но мистическое религиозное действо, жертвенный ритуал и театр, когда белок в своих бесчисленных комбинациях, воплощенных в животный и растительный мир, исследуется на вкусовые свойства и переживания. Превращается то в наслаждение, то в страдание, в изумление или экстаз, открывая вкушающему человеку бездны в загадочном чувственном мире, через который человек познает сотворившее этот мир божество.
_____Перед вами на стол ставится треножник с огнем, на нем — малая вскипающая кастрюлька. И вы сами деревянными палочками, как пинцетом, хватаете с подноса разложенные там, еще сырые, неприготовленные яства, кидаете их в кипяток. Это может быть тонкий ломтик баранины, который мгновенно сворачивается в золотистый благоухающий комочек, и если окунуть его в сложную, из двадцати компонентов подливу, мгновенно тает во рту, побуждая вас повторить этот опыт. Но вы удерживаете себя и вместо баранины кидаете в кипяток стеклянную с ломкими усиками креветку, которая тут же становится розовой. Затем — жемчужную ракушку с влажным моллюском. Сочный стебель капусты. Или язык утки. Или тонко нарезанный хрящ свиного уха. Или желудок курицы. Морской гребешок. Круглый глаз глубоководной рыбы. Отрезок змеи с сочным розовым позвонком. Ломтик земляной груши. И этому жертвоприношению нет предела, перед вами кипит жертвенный алтарь, пиала с подливой благоухает сложным ароматом ванили, сосны, чеснока и водорослей. И ваш язык горит, и губы трепещут от постоянного возбуждения, греховного, с точки зрения христианской этики, но вполне объяснимого для китайцев, которые через такие же бесчисленные опыты над другими видами материи изобрели порох, шелк, бумагу, фарфор, Великую Китайскую стену, а сегодня, как выяснилось, и свое “китайское экономическое чудо”.
_____Не вопросами китайской кухни занимался я, приехав в Китай. Иные вопросы задавал я себе, посещая заводы, университеты, новые города и лаборатории, семейства обывателей и сообщества художников и литераторов. Иные загадки загадывал я себе, занося в блокнот пятьдесят сакраментальных вопросов, рожденных в постоянных сравнениях великого Китая и моей любимой, несчастной Родины.
_____Почему, спрашивал я себя, распался коммунистический Советский Союз, окрасивший в свой победный пурпурный цвет весь ХХ век, а коммунистический Китай не только не распался, а создает свою грандиозную цивилизацию, изумляя мир?
_____Почему сегодняшняя демократическая Россия входит в новое столетие разутая и раздетая, без идеи, мечты, без воли к развитию, а коммунистический Китай, бодрый, организованный, миллиардный, знает свою стратегическую цель, мощно воплощает понятное ему достижимое будущее?
_____Почему в России не утихают изнурительная склока и рознь бедных с богатыми, русских с нерусскими, центра с окраинами, правительства и Думы, стариков и молодых, “белых” и “красных”, и любая попытка строить и действовать залипает в тошнотворной, не имеющей завершения склоке, а Китай, консолидированный, управляемый из единого стратегического центра, конструирует новое небывалое общество?
_____Почему Америка, враждебная коммунизму, вкладывает капиталы в развитие коммунистического Китая, обеспечивает ему режим наибольшего благоприятствования в торговле, вливает свою энергию в китайский потенциал, а демократическая, дружественная Америке, зависящая от нее Россия ждет — не дождется американских инвестиций, стоит перед Белым Домом с протянутой рукой, и могучая Америка не желает участвовать в экономическом строительстве демократической России?
_____Почему демократическая Америка, осудив расстрел китайских диссидентов на площади Тяньаньмынь, продолжает накачивать экономику Китая, способствует усилению его ракетно-ядерного потенциала, а в России, приветствуя фашистский расстрел демократического парламента, проводит удушение российских военных технологий, стремится обескровить и разрушить Россию?
_____Почему государственные магазины Китая, коим нет числа, завалены отличными товарами отечественного производства — модной и дешевой одеждой, современными телевизорами, холодильниками, бытовой техникой, раскупаемой простым народом, а буржуазная, сломившая социализм Россия превратилась в страну лотков с ядовитой фальшивой водкой, с редкими частными магазинами для миллиардеров?
_____Почему борьба с коррупцией в Китае сопровождается увольнением мэров, снятием крупных партийцев, а в России ограничивается болтовней, глумливым смехом ворующих мэров-гангстеров?
_____Почему в руководстве страной, управлении промышленностью, телевизионном вещании заняты коренные китайцы, а в России во всех этих сферах — ничтожная доля русских?
_____Почему гениальный Дэн Сяопин, творец “китайского чуда”, почувствовав себя старым и дряхлым, ушел в тень, уступил первые роли молодым и способным политикам, а хворый, дышащий на ладан Ельцин, разрушивший страну, отлучивший ее от развития, показавший полную неспособность властвовать, снова устремился во власть, закупорил своей дряхлой плотью, неполноценным рассудком и волей все живые сосуды российской политической жизни?
_____Почему Китай, рискуя развязать Третью мировую, претендует на остров Тайвань, как на свою неотъемлемую часть, а Россия, потеряв половину территории, разбросав ЗО миллионов русских, отказывается теперь от Чечни, порождая распад России?
_____Такими вопросами я терзал себе душу в Китае, и пока стоял на перекрестке двух пекинских проспектов у подножия стеклянно-стального небоскреба, мимо меня на шелестящих велосипедах и глазированных “вольво” и “фольксвагенах” прокатил миллион китайцев.
_____
_____Великая Китайская Стена — значительней марсианских каналов. Она — воплощение китайского глобализма, чудо имперской геополитики, венец организационных усилий, на которые способен народ, мыслящий категориями континентов. Если эпоху, в которую возведена Стена, а также поколения мыслителей, генералов, поэтов, воплотивших в Стене свою государственную идею, историческую философию и религиозную мечту, сравнить с огромным моллюском, который жил, пульсировал и умер, то Стена — это остаток раковины, в которой существовал и укрывался моллюск.
_____Я стою на Стене, держась за ее шершавый холодный камень, и она уходит от меня, изливается из моих рук вверх по зеленому склону и выше — до крутого в рыжих осыпях гребня, опадает за ним, возникает вдали на другом с клоне, до каменной туманной вершины, скрывается за ней, возносится вдали на синей горе, уходит в поднебесье, пропадает в тучах, прорывается сквозь них на далеком хребте, течет по снегам, по скользящим лучам, по морозным камням, сливается с ледником, оттаивает, влажно ниспадает в долины. Омывается горячими ливнями, режет пески пустыни, омывается океаном. На одном ее конце — шумный соленый вал, синяя бесконечность, куда она погружает свое зубчатое ребристое тело, а на другом, за пять тысяч верст — раскаленное, посыпанное желтым песком плато с белесыми черепами умерших верблюдов. Моя рука, прижатая к камню, чувствует протяженность стены, округлость земли, рельеф хребтов и долин.
_____Я думаю о неведомых мне солдатах, облаченных в кожаные доспехи, с загадочным чувством героики, подвига, смерти, что сражались на этой Стене, прогоняя по ней боевые, запряженные четверкой коней колесницы.
_____Но, видит Бог, не затем я приехал в Китай, чтобы оказаться у Великой Стены и смотреть, как по ней — мерно, все в одну сторону, идут тысячи черноволосых, с узкими глазами людей, исчезая за облаками, осуществляя пешком свое восхождение в Космос.
_____Почему, задавал я себе непрерывные вопросы, посещая заводы и научные центры, встречаясь с интеллектуалами и обывателями, почему Китай претендует на свой цветущий остров Тайвань, устраивает военные маневры, угрожает захватить остров, но при этом не воюет, мирно возвращает себе Гонконг, а Россия, потеряв половину территории, отказавшись от 30 миллионов русских, продолжает разваливаться, отказывается от Чечни, от Башкирии и Татарии, пренебрегая судьбой миллионов живущих там русских, и при этом воюет — бездарно, кроваво и беспросветно, вызывая к себе отвращение мира?
_____Почему Народно-освободительная армия Китая — могучий инструмент государства, почитаемый в обществе, где каждый, вне зависимости от сословий, юноша из миллиардного населения, проходит военную службу и офицер причислен к элите страны, и дух победы над Японией, над Чан Кайши и Америкой питает народное сознание, а в России поруганная, безоружная, безденежная армия рассыпается на глазах, поносимая прессой, привилегированные слои не отдают своих сыновей на воинскую службу, из Чечни в цинковых гробах присылают детей крестьян и рабочих, а офицер, одичавший от безденежья, ночами украдкой разгружает вагоны с овощами или пускает себе пулю в лоб?
_____Почему китайский юноша жадно учится, стремится в институты, высшие школы, овладевая профессиями строителя, элекетронщика, летчика, антрополога, а российский юноша, растленный примитивным стяжательством, мелко торгует, бездельничает, ищет развлечений, и роли челнока, охранника, слуги богатого хозяина, а также рэкетира, проститутки и киллера стали престижными, почти открыто поощряются общественной моралью?
_____Почему на пекинском телевидении действуют два десятка каналов, среди передач много образовательных программ, передачи о жизни деревни, завода, города, множество исторических, прославляющих Китай фильмов, фольклор, знаменитая Пекинская опера, и если это передачи об Америке и Европе, то это рассказ о достижениях технической цивилизации, о шедеврах искусства, а на российском телевидении среди пяти однообразных программ главное место занимают пошло-развлекательные игры, КВН, фестивали анекдотов, непристойности, пошлости и тошнотворная, приторная реклама, затмевающая реальную жизнь огромного страдающего народа?
_____Почему в Китае народ всей своей миллиардной массой богатеет, умнеет, хорошо одевается, много читает, пользуется все большей интеллектуальной и экономической свободой, открыто критикует недостатки режима и при этом чтит власть, разумно и твердо управляется этой властью, а в России народ нищает, деградирует, погружается в тьму, поносит и ненавидит власть, отказывает ей в доверии, высмеивает ее, отрицает все, что связано с этой властью, а власть боится народа, презирает его, отгораживается непроницаемой стеной сословных, административных, информационных барьеров, из-за которых вылетают к народу тысячи неумных, неисполняемых указов?
_____Почему коммунистический Китай — самое динамичное на планете общество, где прирост валового продукта достигает 13 процентов годовых, где города на глазах превращаются в скопища небоскребов, где первоклассные трассы чертят страну от тропиков до тайги, где в устойчивом социалистическом укладе возникают “свободные экономические зоны” буржуазного уклада, новый стиль жизни, новые, связанные с рынком либеральные ценности, и при этом жизнь остается стабильной, избавленной от внешних и внутренних потрясений, а в буржуазно-либеральной России, где власти постоянно твердят о стабильности, происходят постоянные потрясения, катастрофы, отрицающие всякую возможность развития, делающие человека жалкой песчинкой среди социальных бурь и конфликтов?
_____Почему в Китае, наряду с ведущей компартией, существуют и другие, около десятка, политические партии, представляющие интересы либеральных и буржуазных слоев, посылающие в парламент своих представителей, где соперничество этих партий не выливается в грызню, в непрерывный лишенный правил конфликт, раздирающий народ на части, блокирующий всякую возможность развития, как это имеет место в современной России, где группировки и партии, потеряв из вида общенациональную цель, целое пятилетие терзают изнуренную страну взаимной враждой и ненавистью?
_____Почему в Китае, сознательно насаждающем капиталистические отношения, привозят из Америки и Японии целые отрасли сверхсовременных производств, миллиардные капиталы, ученых и менеджеров, почему этот буржуазный американо-японский капитал не пускают в космическую и ракетно-ядерную индустрию, в химические отрасли, в оборонные технологии, а в России ЦРУ, американские и немецкие эксперты осведомлены о всех параметрах российского военно-промышленного комплекса, “влезают” в самые закрытые предприятия, стали обладателями контрольных пакетов, переориентируют эти сверхсовременные военные предприятия на производство примитивной бытовой техники, навсегда лишая Россию уникальных, устремленных в грядущее производств?
_____Почему миллиардный Китай затрачивает титанические усилия с тем, чтобы остановить рост своего населения, формируя семью с одним ребенком, борясь с демографическим взрывом, а в России царит бездетность, люди не желают вступать в брак и иметь детей, население убывает по миллиону в год, и наши города и деревни все больше и больше заселяются стариками и немощными?
_____Почему в городах Китая идет гигантское строительство жилья, заводов, гостиниц, и облик Пекина, Шанхая меняется ежегодно, формируется сотнями небоскребов, мостов, автострад, а в России осыпаются и сгнивают опустевшие заводы, рушатся здания, и единственный вид строительства —это ремонт старых, купленных богачами особняков, стекляшки банков, поражающих своей однообразной убогостью?
_____
_____Пекинская опера — искусство магическое. Волшебство, связанное с трансформацией человеческого образа, снятием с человека его оболочки. Работа над этой оболочкой в магической лаборатории. Возвращение человеку его трансформированного образа, пропущенного через руки мага, делает человека условным, превращает его в подобие человека, выпаривает человека в сухой остаток.
_____Кто они, эти облаченные в разноцветные шелка мужчины и женщины из древней китайской мифологии — императорские воины, сборщики податей, слуги, принцессы, феи? Что значат их странные, составленные из дуг, окружностей, лекальных кривых движения, когда рука с тонко изогнутым пальцем прочерчивает в пространстве синусоиду и замирает в гаснущих колебаниях, как пружина в сопровождении тонкого электронного звука, который, теряя гармоники, медленно затихает вслед за движением руки? Что значат эти нарумяненные, покрытые белилами золоченые маски, под которыми не видны живые лица, а их мимика — это всего лишь несколько условных выражений гнева, восторга, лукавства?
_____Я несколько раз, когда выпадало время, ходил в Пекинскую оперу и, пережив многократное таинственное наслаждение, вдруг понял природу этой восхитительной условности, той самой, что так волновала европейских художников в начале века.
_____В природе действа лежит театр кукол, когда человек поручает кукле играть себя самого, упрощаясь и укрупняясь в кукле, оставляя от себя один каркас. Однако китайцы пошли дальше и поручили человеку играть куклу, воспроизводя с помощью сложной психологической игры условную, упрощенную жизнь марионетки. Это двойное упрощение — движение от человека к кукле и от куклы к человеку — и создает иррациональное ощущение, когда на освещенной сцене под аккомпанемент космической музыки в пятне яркого света движутся, как в танце, загадочные существа, выкликая металлическими мембранными голосами стихи, молитвы и притчи.
_____И ты вдруг узнаешь в этой древней китайской традиции ультрасовременную эстетику, все эти “рэпы” и “стэпы”, когда танец и звук воспроизводят электронного робота, кванты его движений, его механические траектории, его утробные, записанные на пленку речитативы.
_____И к списку изобретений китайской древности — фарфор, бумага, порох, шелк, книгопечатание — можно прибавить и эту ультрасовременную эстетику, имеющую свое философское и антропологическое объяснение.
_____Но поверьте, не этих открытий я ждал от поездки в Китай. Не этими вопросами задавался я, оставаясь после огромного, насыщенного встречами дня в пустом гостиничном номере, глядя на экран телевизора, где, не касаясь земли, парили люди-куклы, сотворяя свой иррациональный волшебный мир.
_____Почему в Китае политики, партийные вожди, мэры городов, губернаторы остаются вне коммерции, им запрещено участвовать в бизнесе; в случае нарушений пойманные за взятки, за тайные связи с банкирами, они беспощадно изгоняются из власти, подвергаются суду и преследованиям, а в России высшие чины государства, мэры, министры связаны с криминальным бизнесом, являются самыми богатыми, безответственными перед законом и общественной моралью людьми?
_____Почему в демократической России разрушены все достижения социализма, закрыты пионерские лагеря, детсады, уничтожены агрогорода и индустриальные Города Будущего, а в коммунистическом Китае укрупняются и совершенствуются бесплатное обучение, медицина, строится бесплатное жилье, а в деревнях создаются поселения, отвечающие лучшим архитектурным и коммунальным стандартам?
_____Почему в Китае разрушители, нигилисты, растлители, моральные извращенцы, мерзавцы и злодеи, оскверняющие строй, культуру, тип жизни и национальные ценности, не допущены на телевидение, в школы, в идеологические центры, обречены на существование в унылых диссидентских кружках, а в России разрушители годами вещают с экранов, пишут учебники, руководят культурой, политикой, превращая национальную жизнь страны в ад?
_____Почему китаец, где бы он ни находился, — в глухой деревне или на европейском форуме, испытывает гордость за свою страну, чувствует к себе почтение как к представителю гигантского, рвущегося в мировые лидеры государства, а русский, будь то “челнок” или атомный физик, испытывает уныние и боль за свою разрушенную Родину, а со стороны других народов — равнодушие, потерю интереса или брезгливое сострадание, как к калеке, не сумевшему сохранить свое здоровье?
_____Почему в Китае создано множество научных и политических центров, где изучают причины распада СССР, исследуют каждую деталь, каждую мелочь, описывающие крушение советского коммунизма, а в РФ, жалкой наследнице великого Советского Союза, нет ни одной серьезной работы, исследующей крушение могучей цивилизации, а вместо этого — дешевые пропагандистские штампы, демократические мифы, не имеющие научной цены?
_____Почему Дэн Сяопин, гонимый Мао Цзедуном, ученик парижской политической школы, начав реформы, сохранил коммунистический строй, добившись бурного развития Китая, а Горбачев, баловень, благополучный номенклатурщик, начав реформы, запустил механизм разрушения и безжалостно погубил СССР?
_____Почему Китаю удалось создать громадные накопления, собрать ресурсы, отказывая себе в самом необходимом, сконцентрировать потенциал, а потом направить его в развитие, создать технотронную цивилизацию ХХI века, а в России “реформаторы” разворовали доставшиеся от СССР богатства, переправили за рубеж металлы, золотой запас, технологии, обрекая страну на деградацию, спад производства, на экономическую пустыню, где больше невозможно развитие?
_____Почему Китай, совершив экономическую революцию, революционно меняя уклад, стремительно видоизменяясь, поддерживает политическую стабильность, социальную гармонию, управляя противоречиями, не давая выхода катастрофическим энергиям, а в России власть будто специально ввергает страну в катастрофы, важнейшие из которых — распад СССР, шоковая терапия, расстрел парламента, чеченская война, смертельная болезнь президента?
_____Почему в Китае к Великой китайской Стене съезжаются миллионы простых людей из самых отдаленных провинций, приобщаются к родной истории, а в России, где когда-то туризм был самым любимым занятием граждан, теперь безлюдно у Софии Новгородской и в Ферапонтовом монастыре, куда не в силах приехать обнищавшее измученное население?
_____Почему ранним утром на пекинских улицах можно увидеть множество стариков, занимающихся гимнастикой, и молодых, танцующих бальные танцы, а в тот же час на улицах Москвы — замерзшие бомжи и усталые, идущие с промысла проститутки?
_____


Пекин—Москва, октябрь 1996 г.
окончание следует

4 апреля 2024
25 апреля 2024
1.0x