Сообщество «Форум» 14:13 24 января 2022

110 лет со дня рождения Бориса Александровича Покровского

Концерт «Приношение великому мастеру» на Камерной сцене Большого театра 22 января 2022 года

На Камерной сцене Большого театра состоялся концерт, посвящённый 110-летию со дня рождения выдающегося оперного режиссёра Бориса Александровича Покровского.

Режиссёром мероприятия выступила Ольга Тимофеевна Иванова, благодаря которой вечер приобрёл характер глубокого, прочувствованного мероприятия. Организаторам удалось достигнуть сути, подчеркнуть главное.

Удивило и понравилось многое:

– чувство присутствия и дуновения гениальности Покровского;

– зримое ощущение преемственности традиции, идущей от предыдущих поколений людей Театра к новому поколению, вступающему на нелёгкий, но захватывающий путь творческих исканий;

– талантливые молодые артисты, сила воздействия которых заставляла вспомнить виденные образцы воплощений образов на именитых сценах и задаваться вопросом о том, как много талантливых людей и как преходяща мирская слава – только взошли на олимп исполнители-звёзды, но на горизонте уже появляются новые, сияние которых отнюдь не меньше, а даже свежее и ярче;

– широта географического охвата исполнителей, среди которых были представлены:

Оперный театр Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского,

Оперная студия Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского,

Оперный театр-студия имени Ю.А. Сперанского Российской академии музыки имени Гнесиных,

Оперная студия Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,

Оперная студия Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова,

Оперная студия Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки,

Российский институт театрального искусства ГИТИС.

Зрительный зал был украшен шестью фотопортретами Бориса Александровича Покровского, между частями концертной программы демонстрировались фрагменты записей интервью Покровского, выражавшие не только профессиональное, творческое и этическое кредо Мастера, но и органично подводившие аудиторию к восприятию представленной молодыми артистами программы.

Был отлично продуман сценарий мероприятия, подготовлен выверенный, хороший текст для ведущих концерта – Анастасии Солохи и Данилы Чернецова.

Как и большинство выдающихся деятелей искусства, Борис Александрович Покровский видел в нём воплощение этики, источник облагораживания и преобразования общества, его гуманизации и одухотворения. Организаторам концерта удалось донести эти ценные мысли, не только показав соответствующие фрагменты из многочисленных интервью Покровского, но и проиллюстрировать блестящей реализацией замысла всей программы мероприятия. Хочется надеяться, что хоть что-то из сказанного будет воспринято, присутствовавшим на концерте директором Большого театра, из уст которого ничего сопоставимого мы никогда не слышали.

В первом отделении поразила Мими Натальи Ловягиной из Оперного театра Московской консерватории. Поразила потому, что исполняющие эту партию на наших сценах часто грубоваты для этого образа. И поют хорошо, да нежности не хватает, лиричности. И это у состоявшихся артисток. А здесь и голос, и нежность, воздушность, много искренности и блеска в глазах. Когда-то выделил для себя Аниту Хартиг в «Богеме» постановки Франко Дзеффирелли. Своеобразный образец нежности. И вот выросла смена. Удивительно и приятно! Хочется увидеть такую артистку прямо на Новой сцене Большого театра, да и на Исторической, конечно, если бы шла там «Богема».

Искромётно-захватывающим оказалось исполнение сцены из оперы Сергея Прокофьева «Игрок» (четвёртый акт, третья картина «Каморка Алексея в отеле») Карлена Манукяна (Алексей) и Марии Анчуговой (Полина) представителей Оперной студии Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Столько страсти, огня и эмоций! Смотришь и думаешь: и это концерт «начинающих артистов»!

Обаятельно, заразительно и динамично прозвучал речитатив и дуэт Лизетты и Графа Робинзона из оперы Доменико Чимарозы «Тайный брак» в исполнении Артёма Акимова и Елены Минаевой из Оперной студии Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Второе отделение снова открылось «Богемой», но уже заключительными сценами в исполнении студентов Оперной студии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Исполнили самую сложную, трагическую сцену оперы Джакомо Пуччини и высоту эту взяли. Мими – Дарьяна Бобарыкина, Рудольф – Александр Мангутов, Мюзетта – Валерия Лебедева, Марсель – Максим Даминов, Коллен – Степан Завалишин, Шонар – Виталий Новиков. Сильно, красиво, профессионально. И… снова удивительная Мими… И это при том, что в самой сложной, эмоционально насыщенной сцене. Таким людям нужна сцена!

Замечательно рассказали о годах работы начинающего режиссёра Бориса Александровича Покровского в Театре оперы и балета Нижнего Новгорода (тогда Горького) и исполнили сценку «Шимми» из оперетты Имре Кальмана «Баядера» студенты Оперной студии Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки Марина Петрова, Анастасия Солоха, Антон Климовских и Даниил Огнев (режиссёр-постановщик Сергей Владимирович Миндрин).

Завораживающе сильно исполнила партию вердиевской Виолетты Алиса Федоренко. Прочувствованно и психологично. И та же мысль: удивительные студенты! Столько выразительности! Дар Божий!

Исполнялись и другие произведения. Отметил лишь самые запомнившиеся и воодушевившие.

Завершился концерт финалом «Иоланты» П.И. Чайковского. В хоровом исполнении приняли участие все выступавшие артисты.

Оркестром Камерной сцены имени Б.А. Покровского дирижировал Антон Гришанин.

Чем более удивительными и талантливыми оказываются молодые исполнители, тем больше желаешь им попасть в хорошие руки достойных режиссёров, людей, следующих художественным, этическим и эстетическим принципам Бориса Александровича Покровского. Исполнение, талантливость увиденного дают основания полагать, что такие здоровые силы есть, нужно только найти, поддержать, убрать с творческого пути всё лишнее, среди которого, часто можно наблюдать и случайных не всегда талантливых и заслуживающих занимаемых мест людей.

Когда-то во времена Камерного музыкального театра дни рождения Бориса Александровича Покровского отмечали показом записей интервью с режиссёром и выставкой его фотопортретов в фойе театра. Это запоминалось надолго и привлекало внимание к музею Покровского, который многие посетители Камерной сцены не замечают.

То, что Большой театр отпраздновал 110-летие со дня рождения Бориса Александровича Покровского – важное событие, дающее надежду на возрождение и поддержание традиций. Важно отметить, роль Ольги Тимофеевны Ивановой, которая как никто чувствует и знает Покровского, способна передать эстафету Великого Мастера следующим поколениям. Пока есть такие люди, необходимо учиться, слушать и запоминать. Большой театр не должен разбазарить это наследие, пренебрегать этим уникальным опытом.

2022 год запомнится празднованием 110-летия со дня рождения Бориса Александровича Покровского. Хочется надеяться, что традиция фестивалей спектаклей Покровского и празднования его дня рождения укоренится и продолжится.

Отдельного внимания заслуживает необходимость поддержания литературного наследия великого режиссёра, написавшего за свою жизнь много замечательных книг и статей, популяризирующих оперное искусство, давшего многочисленные, до сих пор не утратившие актуальность интервью. Это наследие достойно того, чтобы войти в полное академическое собрание сочинений Мастера, собрание сочинений, которого нет, но которое нужно издать, которое должно быть.

К сожалению, COVID-19 продолжает вносить коррективы. В рамках фестиваля спектаклей Покровского, собственно 23 января, в день рождения великого режиссёра, должно было состояться представление оперы Д. Шостаковича «Нос», отменённое в связи с последствиями пандемии.

23 – 24 января 2022 года

1.0x