1000 лет назад. Самое значительное событие
Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 13:28 12 июля 2019

1000 лет назад. Самое значительное событие

Год 6527 от Сотворения Мира, 1019 от Р.Х.
4

*

Немало интересного для нас, ныне живущих, случилось ровно 10 веков назад. Любопытные могут обратиться к хроникам.  Меня же волнует библиотека, которую называют первой публичной в Отечестве. Я уже писал о ней, написанное публиковал в периодике и книгах. Но допустил неточность, датируя её основание 1016 годом, когда новгородский князь Ярослав, сын крестителя Руси  Владимира и наш «первый библиотекарь»  ненадолго овладел Киевом,  ввязавшись в кровопролитную замятню  с братьями за великое княжение. До книг ли ему было тогда?  Только утвердившись на престоле в 1019 году, можно было подумать о перевозе из Новгорода на Днепр собранных ранее книг и приумножать  бесценное собрание. Об этом и побеседуем.

Мы не знаем, с каких лет и где  нелюбимый и дерзкий, непокорный сын Владимира Святого  начал собирать книги. Пока был жив отец, Ярослав (в крещении Георгий) правил сначала в Ростове, потом в Новгороде Великим.  Во втором по значению граде державы Рюриковичей на Волхове-реке, близ озера Ильмень, им были основаны первая в стране школа  и скрипторий, как называли тогда собранные под одной крышей  издательство и переплётную мастерскую. Там переводились на церковнославянский и древнерусский языки доставленные из Царьграда манускрипты.  Им не было цены, их хранили как золотой запас  в надёжных помещениях, недоступных для огня и лихих людей, с них не спускали глаз.  Такое хранилище и было прообразом библиотеки,  вначале для избранных. Мне могут возразить, что в те «тёмные времена» на восточных окраинах христианского мира,  книгочеи  встречались нечасто.  Возможно, такое мнение верно  для Западной Европы. Там уже  появились  первые университеты,   которым  дали начало Академия Карла Великого, греки-ромеи и арабские просветители. Но развитие грамотности  тормозилось отсутствием доступного писчего материала. Иначе обстояло дело на северо-западе  Руси. Горожане и даже смерды буквально строчили друг другу письма по всякому поводу на практически даровой бересте.   Находки цыдулок в болотистых почвах – тому подтверждение: "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух* Игнат...".   

Но я отвлёкся.  Возвращаюсь к нашей первой публичной библиотеке и к её основателю.

 **

Чтобы стать зачинателем народного образования своей страны,  надо было родиться книжником, сызмала проявить любовь к чтению. Этим наклонностям  способствовала врождённая хромота княжича, будущего хозяина завидных владений: коль не суждено быть ему витязем, как деду Святославу,  то  станет во мнении народном мудрым правителем. И стал. Потомки нарекли первого библиофила в своей истории, первого собирателя книг Мудрым.  Он и для нас сейчас,  спустя ровно 1000 лет после  того,  как наследовал великое княжение, Ярослав Мудрый.  Обойдём тему его хитроумной борьбы с братьями за Киев.

Сейчас разговор об ином,  о появлении в Мати Городомъ Руськымъ доступного для грамотного люда книгохранилища, то ли перемещённого из северных владений, то ли зачатого здесь (впрочем, какая разница?  Держава-то была одна).

 ***

Заглянем мысленным взором в киевскую библиотеку Ярослава Мудрого. К сожалению,  летописцы не отличались многословием.  10 веков назад их заинтересованный взгляд ненадолго останавливался на  столь малом объекте, как помещение, в котором складировалась продукция мирного труда переписчиков и авторов оригинальных сочинений.  Тогда вся мудрость Востока и Античного Мира, переработанная христианской мыслью византийских мудрецов, вмещалась всего в несколько сотен, от силы – в тысячу томов. Их изготавливали любовно, медленно, тщательно в монастырских скрипториях. Переносили на чистые пергаментные листы старинные тексты духовного и, реже, светского содержания, ошибаясь в переводах, домысливали утраченное.  Листы сшивались в тетради. Книжный блок обретал богатый переплёт. Рукописные кодексы становились высшей духовной и материальной ценностью. Многие из них дождались Гуттенберга и других первопечатников, в том числе наших - полочанина Скорину и москвича Фёдорова, мастера «книг пред тем невиданных» (надпись на могильном камне).

Зная наклонности властителя огромной державы, размерами превзошедшей империю Карла Великого,  подданные князя и заморские гости отовсюду везли в княжескую резиденцию книги, пополняя  фонд манускриптов Ярослава Владимировича. Властительный книгочей велел в 1037 году разместить своё бесценное сокровище на хорах Софийского собора в Киеве. Таким образом, частное собрание стало, с известными оговорками, публичным. Слово «библиотека» впервые появилось в «Геннадиевской библии», переведённой и написанной в Новгороде в 1499 году, а в XI веке книгохранилище называлось Домом книги. Таким домом стал в столице добатыевой Руси Божий дом, и в этом особый для нас смысл…

Неизвестно, сколько томов (не считая отдельных документов) находилось в той библиотеке. Наверное, учитывая социальное положение первого собирателя, страстного книгочея, не меньше той тысячи, о которой сказано выше. Вполне вероятно, что, кроме богослужебных книг, сюда попали кодексы с сочинениями Платона и Аристотеля, Галена, Тита Ливия, Страбона… Тема эта увлекательная.  Но неужели библиотека погибла без следа? Неужели давно ведущиеся поиски её напрасны? Ведь рукописи, есть мнение, «не горят».  Предусмотрительные хранители «законсервированной мудрости», предчувствуя катастрофы, старались надёжно упрятать то, что является главным мерилом ценности. Увы, неизвестно, куда, в какое подземелье, под какие своды переместился с хоров Софийского собора Дом книги  князя Ярослава.  Но, по крайней мере, одна из них вроде бы уцелела.

Исследователи былого предполагают, что Реймское Евангелие, на котором присягали короли Франции, доверяя тексту, написанному на кириллице и глаголице, вывезла из Киева княжеская дочь Анна Ярославна. Книга составила часть её приданого, когда она стала королевой католической страны. После Анны французы читать её не могли. Для них она стала реликвией, наполненной кабалистическими знаками. Только через 700 лет после смерти Анны царь Пётр Первый, будучи гостем Реймса, прочитал вслух и перевёл на французский язык несколько фраз, к изумлению хозяев реликвии.

****

Вот такая история нашей первой (но первой ли!?) библиотеки.  Возможно, часть книг оказалась в также легендарном книжном сундуке Ивана Грозного, который уже больше века ищут энтузиасты. Ведь после Владимира Мономаха, когда под давлением половецкого поля и перенаселённости начался массовый исход жителей Поднепровья на север, за Оку, в плодородное  Ополье,  среди перевозимого скарба, отмечали хронисты, были книги, много книг.  Их завезли аж на берега Белого моря, в леса Северной Двины и дальше – Печоры, где (и только там!) сохранились былины, впервые запетые  на юге и записанные местными грамотеями.  За Окой потом обнаружили и «Слово о полку Игореве», сочинение киевского автора, как доказали исследователи.

А что те, кто остался в Среднем Поднепровье? Едва отбившись от половцев, они уполовинились при Батые и,  в конце концов, оказались под Польшей и Литвой.  То есть, надо полагать, стали почти европейцами (ещё не в ЕС, но на пути туда). Своих сородичей, ранее отъехавших в Московию и там смешавшихся с  потомками вятичей и кривичей, они, вслед за  панами поляками, прозвали москалями. От большой обиды на них. Ведь, по мнению свидомитов, переселенцы не только увезли книги с прочим скарбом, но и умыкнули вывеску с дэржавных ворот, с названием Русь. И на новом месте переиначили, переписали её, с подсказки подлых греков, – Россия.  Но потомки полян не зря назвали себя «хитрыми хохлами».  Лишившись старых книг, они начали красну пысьмэннисть «с нуля»,  думами «Про козака Голоту» та «Козака Мамая».  До «Кобзаря»  этого запаса хватило.  Правда,  Поднепровье было всегда обильно настоящими просветителями. Но они массово же, в течение последующих веков, уезжали в Московию, где был на них спрос. И там, вместе с коренными москалями,  писали книги на общерусском литературном языке,  развивали общерусскую культуру,  укрепляли общее для всех потомков Киевской Руси Государство Российское.  Яркое, прекрасное созвездие общерусской  нации.  Так по сей день. 

Может быть в этом ответ на сакральный вопрос – где сейчас книги из библиотеки князя Ярослава? Да они все, без потерь, в русской  (общерусской) художественной, научной и популярной литературе.   Они растворились в этом книжном море, передав ему  свою мудрость.

Послесловие

Закончив эту зарисовку,  я  сделал для себя открытие: оказывается, в 2016 году исполнилось  ровно 900 лет первому из сохранившихся летописных сводов. «Повесть временных лет» - традиционное название  первоначальной летописи, составленной иноком Киево-Печерского монастыря Никоном, хотя  до неё, предположительно, существовали два более ранних свода. Но  это, как принято говорить, совсем другая история...

Примечание

*свидетель

На заставке: Древний фолиант (яндекс-картинки)

Загрузка...

Cообщество
«ЦАРЁВА ДРУЖИНА»
37
4 октября 2019
Cообщество
«ЦАРЁВА ДРУЖИНА»
89
Комментарии Написать свой комментарий
12 июля 2019 в 15:03

“«Повесть временных лет» - традиционное название первоначальной летописи, составленной иноком Киево-Печерского монастыря Никоном, хотя до неё, предположительно, существовали два более ранних свода. Но это, как принято говорить, совсем другая история...”

Я как раз сейчас читаю “Повесть временных лет” в различных списках и переводах: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись, до Хлебниковского списка точно не дойду, т.к. возникло стойкое убеждение, что всё это сказки. Травите, Сергей Анатольевич, травите - мож кто и поверит.

12 июля 2019 в 15:15

В одном из списков есть фраза, что Рюрик убил Вадима Храброго и многих советников его. Я понимаю так: Рюрик с дружиной был нанят для защиты княжества, где одним из старейшин был мой тёзка и захватил власть. Остальные сочинения преследуют цель обосновать законность правления Рюриковичей.

12 июля 2019 в 19:39

Тайна библиотеки Ярослава Мудрого окружена легендами. Одна из них совсем недавняя:
/Все началось в 1934 году, когда в этом городе строилась загородная резиденция первого секретаря обкома партии г. Киева Постышева. Местом проведения работ была выбрана территория бывшего Межигорского монастыря. Во время копания котлована был найден подвал, полностью забитый древними книгами. Тогда партийное руководство приказало закопать подвал, а о находке помалкивать.

Так и было до 80-х годов прошлого века, когда тайну решил открыть кто-то из рабочих. Приблизительно в то же время загородную резиденцию начали перестраивать для другого государственного деятеля и снова наткнулись на злополучную пещеру. Но все попытки историков и археологов проникнуть туда были напрасными. Срочный государственный проект приказали закончить, а подвал закопать.

Для всего мира так и остался загадкой таинственный подвал, доверху набитый почерневшими от времени пергаментами./

Спасибо Автору публикации за поднятую интереснейшую тему и пожелаем успехов энтузиастам поиска этой святыни, хранящей множество тайн нашей истории.

12 июля 2019 в 21:49

"возникло стойкое убеждение, что всё это сказки"
- Не совсем так, хотя действительно считать летописи достоверными документами нельзя. В отличие от примитивных берестяных писем, упомянутых Сокуровым. К тому же летописи часто переписывались в угоду очередному конунгу. Да и в наши дни извращения древних текстов не редкость. К примеру, никто не осмелился возражать летописным основаниям якобы исконного названия Нижнего Новгорода: ведь шли они от профессиональных филологов вплоть до супер-специалиста по российским древностям Д.С. Лихачёва! В древнейшем церковном храме в Нижегородском кремле сие "подтверждение" даже находится на видном месте. Тем, кто хочет знать действительно первое имя приволжской столицы можно рекомендовать соответствующий том БРЭ.