19:18 28 октября 2020 Политика Война

Закавказье – новая точка давления на Иран?

Фото: ссылка

25 октября иранское информационное агентство Mehr сообщило, что Иран сконцентрировал танки и другую бронетехнику в северо-западном регионе страны для защиты своей границы с Азербайджаном и Арменией. Военная техника принадлежит  сухопутным войскам Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана, согласно информации, дополнительные силы КСИР находятся в городах Джульфа и Ходаферин провинции Восточный Азербайджан. Концентрация иранских вооруженных сил на своей северо –западной границе должна обеспечить стабильность на совместных границах трёх государств. По заявлению заместителя губернатора провинции Восточный Азербайджан Алияра Растгу порядка 70 ракет и снарядов упало на территорию приграничного иранского города Ходаферин из зоны карабахского конфликта, которые ставят под угрозу жизни иранских граждан. Также появились сообщения о падении на иранской территории сбитого над Карабахом беспилотника. 23 октября посол Ирана в Москве Казем Джалали уже сделал заявление о том, что власти страны не потерпят таких агрессивных действий против своей территории и будут внимательно следить за военными действиями в Нагорном Карабахе.

Дестабилизация обстановки на северных границах Ирана заставляет иранское руководство быть на чеку и обдумывать сложившуюся ситуацию, и то, что из неё может получиться в ближайшей перспективе. Возобновленный конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха – ещё одна конфликтная точка в серии большой геополитической  игры в регионе, и в Иране это ясно понимают. Ещё одни важный момент связанный с военными действиями в НКР то, что в ИРИ проживают  как армяне, так и этнические азербайджанцы, а происходящие события рядом с границей исламской республики негативно влияют на настроения среди граждан, порождая вспышку националистических выступлений на севере страны. В середине октября прошли несколько протестов, которые спровоцировал турецкий информационный вброс о том, что Тегеран якобы поставляет оружие армянской стороне. Иранский посол в Азербайджане опроверг такую информацию, но, несмотря на это, на севере Ирана прокатились волнения, а участниками протестов в основном были этнические азербайджанцы.

Помимо вышеперечисленных проблем в приграничных районах страны, обеспокоенность Ирана вызвана ещё одним фактором: в создавшихся условиях, опасения вызывает ухудшение обстановки в зоне конфликта, которое толкает руководство Азербайджана согласиться на  присутствие на своей территории  внешних акторов, а именно Турции и Израиля и их прокси - сил. В военном конфликте, азербайджанской стороне уже  оказывают помощь военные советники из Турции. Более опасным для Тегерана будет прибытие израильских военных советников и возможное намерение Израиля создать в Закавказье военные базы и опорные пункты. Тегеран крайне заинтересован, чтобы такого поворота событий не произошло. Обеспокоенность ИРИ также вызывают сообщения о переброске Анкарой бывших боевиков Сирийской свободной армии (ССА) (с которыми иранцы  сражались в Сирии), для участия в боевых действиях на территории НКР.

До недавнего времени Иран официально занимал подчеркнуто нейтральную позицию во вновь обострившемся карабахском конфликте, стараясь поддерживать хорошие отношения, как с Азербайджаном, так и с Арменией. При этом экономические отношения ИРИ с Арменией развивались довольно активно. Для Еревана большое значение имело то, что в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана армяно-иранская граница в 1992-1994 гг. оставалась открытой, а в страну шли бесперебойные поставки нефтепродуктов из ИРИ. В конце 2008 года началась поставка в Армению иранского природного газа по газопроводу Тебриз–Мегри–Каджаран–Арарат мощностью до 2,6 млрд куб. м газа в год. Оплата за полученный газ осуществляется поставками в Иран электроэнергии. Общая стоимость проекта, в реализации которого участвовала российская компания «Газпром», составила 250 млн долл. Ранее Армения получала природный газ только из России транзитом через Грузию. Между Арменией и Ираном уже действуют две высоковольтные линии электропередач, посредством которых осуществляются сезонные взаимоперетоки электроэнергии. Между ИРИ и Арменией построены две современные шоссейные дороги и подписано соглашение о строительстве железнодорожных коммуникаций. По предварительным данным, стоимость железной дороги составит 1,8 млрд долл., из которых 1,4 млрд предоставит Иран, а остальное профинансирует – ОАО «Российские железные дороги». Срок реализации этого проекта составит пять лет при ежегодном объеме перевозок 3–5 млрд тонн. с дальнейшим увеличением до 10 млрд тонн. Такая потребность  может возникнуть после открытия Прикаспийской железной дороги и аналогичной дороги Иран–Пакистан, что позволит Армении выйти на рынки Индии, Центральной Азии и России.

Отношения ИРИ с Азербайджаном не раз омрачались  политическими факторами. Серьезное недовольство в иранской политической элите в 1994 г. вызвало решение Баку об изменении маршрута нефтепровод Баку-Джейхан. Первоначально его планировалось строить не по грузинской, а по иранской территории (такой маршрут является экономически более выгодным). Это решение было принято под внешним давлением со стороны США и в силу ряда других причин, что привело к определенному охлаждению ирано-азербайджанских отношений. Несмотря на политические трения между Тегераном и Баку, иранское руководство всегда стремилось соблюдать в отношениях между двумя государствами внешнюю политкорректность и «привязать Азербайджан экономически». Существенное улучшение в ирано-азербайджанских отношениях продемонстрировал официальный визит президента ИРИ Хасана Роухани в Баку в 2018 году. В ходе визита состоялось подписание 9 соглашений, наиболее важными из которых явились Меморандум о взаимопонимании между министерствами экономики и финансов ИРИ и Азербайджаном, регулирующий финансовые взаиморасчеты, Соглашение между министерствами энергетики о разработке нескольких блоков на шельфе Каспийского моря и Соглашение о строительстве железной дороги  Решт-Астара. Последнее касается реализации экономического проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», в котором помимо Ирана и Азербайджана участвуют Россия и Индия.

Принципиальные противоречия между Израилем и Ираном и их противостояние  на Ближнем Востоке не для кого, не секрет. В условиях сложившейся конфронтации  Иран сильно обеспокоен стратегическим партнёрством и возрастающим объемом военно-технического сотрудничества Израиля и Азербайджана, который по своим показателям делает Азербайджан  лидером среди мусульманских стран-партнеров Израиля. Примечательно также, что в 2013 году  эти государства договорились об обмене разведданными. Многие иранские эксперты, наблюдающие за обострением армяно-азербайджанского конфликта, не скрывают своего недоверия, а то и враждебности к Азербайджану, и основания для этого есть.  В азербайджанских СМИ идет постоянная антииранская пропаганда. Баку обвиняет Тегеран в односторонней приверженности к Армении в ущерб азербайджанским интересам на основе того, что Иран обеспечивает почти изолированной географически Армении выход на мировой рынок. Таким образом,  Ирану в формирующихся новых условиях противостояния в Закавказье могут создать новый «фронт» для изменения  баланса сил в регионе и попробовать втянуть Тегеран (или таким образом оказывать давление) в Армяно – Азербайджанский конфликт для ослабления его позиций, как на внешнем контуре, так и на внутреннем. Впрочем, конфликт в Карабахе уже давно стал не двусторонним, а внешних игроков всё только прибавляется.

 

1.0x