14:11 15 марта 2023 Политика Экономика

Вашингтон сам себя переиграл с санкциями на российскую нефть, а Китай переиграл США на Ближнем Востоке

Фото: ссылка

Отсутствие положительной динамики в санкционном давлении на перевозку российской нефти, заставляет Вашингтон идти на различные ухищрения, в рамках созданных ими мер борьбы с российскими углеводородами. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в интервью информационному агентству «Прайм» отметил, что власти США призвали мировых трейдеров активнее торговать российской нефтью, чтобы иметь возможность установить контроль над её экспортом.

Когда были введены ограничения, многие судовладельцы и трейдеры предпочли просто не связываться с российской нефтью, потому что не было ясно, как исполнять санкции, а попасть в «черный список» за нарушение им не хотелось. Такой поворот событий создал проблемы для США. Многие компании стали перевозить российскую нефть по «серой» схеме, при этом танкеры стали выключать транспондеры, и определить их местонахождение невозможно. Ни операции с нефтью, ни её перевозку зафиксировать также нельзя. Если, в будущем, нужно будет усилить санкции и добавить ограничения по объёмам, нужна будет информация о трафике и маршрутах поставок. В Вашингтоне – призадумались.

Из материала «Российской газеты»:

«В Сенат США очередной раз внесен законопроект против деятельности организации стран-экспортеров нефти - ОПЕК. Едва ли он опять будет принят, но его появление в информационном поле всегда свидетельствуют, что США начинают себя чувствовать на нефтяном рынке весьма неуютно.

Сейчас рынок нефти фактически разделился на два полюса. Один - это страны G-7 и Европы. Здесь все по старому: доллары, евро, биржи, фьючерсы, известные страховые компании и понятная Западу логистика. Другой полюс - это торговля нефтью, добываемой в странах под санкциями США и ЕС, то есть российской, иранской, венесуэльской нефтью.

Сейчас это более 18% от международной торговли нефтью, причем доля его с большой долей вероятности будет расти. Именно у России и Ирана есть реальная возможность значительно увеличивать экспорт своей нефти, а у Венесуэлы для этого есть серьезный потенциал - страна первая в мире по запасам нефтяного сырья, но добывает мало.

Противопоставить этим странам Западу фактически нечего. Только добыча в США, но "сланцевая революция" давно в прошлом, и сегодняшний рост слишком медленный, чтобы претендовать на роль гегемона на рынке, диктующего свои условия остальным. Для этого им нужен сильный союзник, который будет "играть по их правилам". ОПЕК явный кандидат на эту роль, но поскольку уговоры увеличить добычу нефти не сработали, сейчас Америка перешла к угрозам.

Кроме того, как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, США, увеличивая свое присутствие на физическом рынке нефти, теряют влияние на виртуальном рынке.

США сами выстроили и управляли всей системой мировой торговли нефтью, контролируя ее через финансовые инструменты, биржу, инвесторов, доллар, но сейчас теряют над ней контроль. Торговля уходит в тень, в серую зону, которая находится вне поля зрения Америки. Это видно по числу судов перевозящих санкционную нефть, по объемам серой перевалки и прочему. Этот рынок существует по другим правилам. А цель США сохранить контроль над всем рынком, управлять им, желательно, от добычи до продажи. Но решения ОПЕК, а тем более ОПЕК+, не вписываются в эту логику США, поэтому Америка пытается использовать все способы давления на Саудовскую Аравию и ОАЭ - финансовые, экономические, политические и юридические, поясняет Симонов.

В течение последних 30 лет было несколько попыток принять NOPEC - закон, запрещающий нефтедобывающие и экспортные картели, уточняет Партнер практики Налогов и права Группы "Деловой Профиль".

Последняя такая попытка была в октябре 2022 года, когда ОПЕК+ принял решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, вопреки просьбам США ее увеличить. И вот в марте 2023 года законопроект опять выносится на рассмотрение. Но рассчитывать на то, что законопроект, наконец, может быть принят тоже не следует, так как за его принятием последуют ответные меры, способные еще сильнее разбалансировать мировой рынок, считает Силков.

Почти одновременно с внесением в Сенат США законопроекта NOPEC, американский Минфин призвал крупнейших нефтетрейдеров вновь начать работать с российской нефтью и не опасаться торговать ею, сообщила газета Financial Times. Как не парадоксально, но это также продолжение борьбы США за господство на мировом рынке.

Добыча и экспорт нефти в России после ввода санкций (запрет на импорт нашего сырья ЕС, США и Канадой, а также потолок цены на нашу нефть) не только не снизились, но даже выросли. А переход отечественных компаний на работу с трейдерами локального масштаба с Ближнего Востока и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывели торговлю российской нефтью из поля влияния стран Запада, позволив, в том числе, отказаться от расчетов в евро и долларах в пользу национальных валют.

Крупнейшие же международные нефтетрейдеры встроены, как раз, в американскую систему торговли. Они работают через американские и европейские банки, оттуда же идут основные инвестиции, происходит кредитование сделок, а также страховое обеспечение. И именно эти компании еще на первых волнах санкций против России отказались работать с нефтью из нашей страны. Но в результате получилось, что это сработало против инициаторов антироссийских ограничений.

Минфин США сейчас говорит трейдерам, возвращайтесь к российской нефти, только нам всю информацию о сделках присылайте, что бы мы могли контролировать торговлю, поясняет Симонов».

Также отметим, что китайские товарищи преподносят Вашингтону неприятные для него сюрпризы. В течение марта, Пекин однозначно сильно сыграл на мировой площадке, применяя систему сдержек и противовесов. Друг за другом, прошли очень серьёзные визиты и встречи, и были сделаны принципиальные заявления.

Одним из таких шагов стало опубликование документа совместного заявления Ирана и Саудовской Аравии (два основных антагониста в регионе Ближнего Востока) о возобновлении отношений и возврате к соглашению по безопасности от 2001 года, уважении прав и невмешательстве во внутренние дела друг друга. В итоговом раунде переговоров, которые проходили в Пекине с 6 марта (пятом по счёту за календарный год), участвовали заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам КНР Ван И, секретарь Высшего совета по национальной безопасности Ирана Али Шамхани и советник по национальной безопасности КСА Мусаид Аль Айбан. Произошедшее очень важно, и может повлиять на будущий расклад сил в регионе.

Естественно, проводя стратегию примирения Тегерана и Эр-Рияда, Китай преследует свои геополитические и экономические интересы.

Из материала сайта topwar.ru:

«Для Пекина с его центростремительной экономикой и выходом в активную позицию нормализация отношений двух главных региональных соперников крайне важна. Суммарно КНР потребляет нефти в объёме около 350 млн тонн в год. Саудовская Аравия и Россия закрывают почти поровну потребности – 173 млн тонн (43,4 %), Ирак – 55 млн тонн (15,7 %), Иран – 20 млн тонн (ещё 5,71 %), 35 млн тонн (10 %) составляет доля ОАЭ, 14 млн тонн (4 %) Кувейт. А вот остальные 15 % приходятся на США, Венесуэлу и даже Норвегию. С Венесуэлой, которая неизбежно войдёт (и входит снова) в орбиту нефтяной отрасли США, договариваться можно, но проблемно. Ждать, пока США повторят фокус 2018-го с остановкой поставок Пекину, также нет никакого резона.

Конечно, наивно полагать, что замена определённых сортов нефти может произойти «по щелчку», но и работа в направлении создания на месте недавних горячих конфликтов своеобразной зоны «нефтяного спокойствия» велась Китаем не один год. В этом плане мы скоро увидим, какого дисконта от арабских стран добился Пекин в обмен на 50 млрд долл. инвестиций в саудовский технологический кластер на декабрьском прошлогоднем саммите в Эр-Рияде. Для Европы арабская нефть уже повысилась в цене на 1,3 долл. за баррель, и это явно не предел. В том числе как ответ на попытки «подкрутить руками» рынок.

Пока Саудовская Аравия держит цены, не выходя из соглашений по ограничению добычи, даже на фоне сокращения добычи у нас, Пекин подписывает во время визита иранской делегации ряд соглашений, суть которых не разглашается, но общая сумма неформально озвучивается на уровне невероятных 400 млрд долл. Иран же в лице президента Э. Раиси заявляет в Китае о том, что активная фаза протестов закончилась, рисков для вложений нет. Тем не менее такой инвестиционный объём чрезмерен даже для Китая, что может означать только то, что рынку даётся сигнал о том, что партнёрство между Пекином и Тегераном становится всеобъемлющим, а рисков внутренней дестабилизации Китай как инвестор действительно не видит. Также отметим, что в своё время Трамп буквально выгрыз из Эр-Рияда согласие на долгосрочные военные контракты как раз на 400 млрд долл. И вот на этом фоне намерение Китая инвестировать в региональное производство, а не забирать из него прибыль в обмен на стреляющее железо, означает своеобразный, но довольно «сочный» ответ т.н. «западным ценностям». На Западе про этот эпизод уже подзабыли, а на Востоке помнят.

В то же время разница между инвестиционными программами хорошо показывает, кто входит в будущий китайский экономический супер-кластер, а кто становится его партнёром. Иранскую экономику Китай втягивает в свою сферу, арабскую видит в качестве устойчивого коммерческого партнёра. При этом в целом регион рассматривается зоной сырьевого спокойствия. Выгоды реализации такого сценария для долгосрочной стратегии Китая сложно переоценить, поскольку равновесие сил между Ираном и Саудовской Аравией открывает прямую дорогу к новому этапу переговоров по Йемену (морские коммуникации) и Сирии. Тем более что как раз та самая основная часть непримиримых сидельцев, окопавшихся в сирийском Идлибе, напрямую ориентирована как раз на Эр-Рияд, который не особо хочет уступать место Асаду и Эрдогану. У России дожать этот вопрос не вышло, но кто знает, какие аргументы может привести вышедший в активную позицию Пекин?»

1.0x