19:25 4 мая 2021 Политика

Турецкие заявления по строительству канала "Стамбул"

Фото: ссылка

По сообщениям турецких СМИ, в июне месяце этого года Турция приступит к строительству первого моста на окраине Стамбула, который пройдет над будущим каналом "Стамбул". С соответствующим заявлением, уже после президента Р. Эрдогана, выступил министр транспорта и инфраструктуры Адил Караисмаилоглу. Также Адил Караисмаилоглу опроверг недавние обвинения в том, что «некоторые кредиторы неохотно финансируют проект».

«Мы заложим фундамент первого моста для канала "Стамбул" с нашим президентом в июне», — сказал Караисмаилоглу репортерам. И далее: «Мы продолжим производство других мостов. 2021 год станет важным годом для канала "Стамбул". Наша цель — провести тендеры и начать работу на полную мощность». Напомним, что проект канала "Стамбул", запущенный десять лет назад, соединит Черное море к северу от Стамбула с Мраморным морем и, как указывается турецкой стороной, призван снизить риск, создаваемый судами, перевозящими опасные грузы через Босфор, особенно нефтяными танкерами.

Президент Эрдоган подчеркивает, что канал "Стамбул" защитит Босфор, один из самых загруженных морских коридоров в мире, который проходит через «сердце Стамбула», путем изменения направления движения транспорта и предназначен для предотвращения несчастных случаев, подобных тем, что были в предыдущие годы. Ранее в апреле месяце турецкий президент пообещал продолжить реализацию плана, вопреки жёсткой критике со стороны оппозиционных партий и других оппонентов по поводу его стоимости и воздействия на окружающую среду, и сказал, что канал «вдохнет новую жизнь в регион». «Нравится вам это или нет, но мы начинаем и будем его строить», — сказал Эрдоган. Он отметил, что в ближайшее время будет проведен тендер на Канал. Также министр транспорта Адил Караисмаилоглу сообщил, что на трассе канала "Стамбул" будет построено шесть мостов. «Мы должны сделать это как можно скорее, потому что это альтернативный проект водного пути для движения через Босфор в Стамбуле», — отметил министр. Напомним, что, к настоящему времени, Министерство окружающей среды Турции уже провело экологическую экспертизу, которая открыла путь для реализации проекта.

двойной клик - редактировать изображение

В 2019 году стоимость проекта была оценена в правительственном отчете в 75 млрд турецких лир — или 13 млрд долларов на тот момент. В недавнем сообщении Reuters утверждалось, что некоторые банки Турции неохотно финансируют проект из-за экологических проблем, ссылаясь на глобальный пакт об устойчивости как на препятствие для финансирования. В свою очередь, министр транспорта А. Караисмаилоглу сказал, что эти сообщения «состоят из сплетен», предполагая, что проблем с финансированием не возникнет: «Мы встречаемся с финансовыми организациями со всего мира. С финансированием проблем нет». Также было озвучено, что: «Многие, в том числе Нидерланды, Бельгия, Китай и Россия, заинтересованы. Но мы будем делать эту работу с отечественными (турецкими) подрядчиками». На вопрос, будут ли турецкие банки участвовать в финансировании, пресс-секретарь и советник Эрдогана Ибрагим Калын сказал Reuters на прошлой неделе, что проект «обязательно» привлечет инвесторов и кредиторов, когда будут проведены тендеры. Калын также сказал, что уже есть интерес к торгам, которые будут открыты для всех, включая турецкие, европейские, американские и китайские фирмы. «Это — прибыльный проект, и мы уверены, что он будет продвигаться вперёд».

Как пишут турецкие СМИ, Москва обеспокоена тем, что канал "Стамбул" может не подпадать под действие Конвенции Монтрё, ограничивающей доступ иностранных военных кораблей в Чёрное море через Босфор. В свою очередь, турецкие официальные лица заявили, что новый канал не будет подпадать под действие конвенции, принятой в 1936 году. «Канал Стамбул, который не имеет ничего общего с Конвенцией Монтрё, принесет Турции больше комфорта и мира», — сказал Эрдоган в начале этого месяца.

Напомним, что Турция собирается взимать плату с коммерческих судов за более быстрый проход, чем они могли бы пройти через Босфор, где ожидание бесплатного доступа может длиться несколько недель. Канал "Стамбул", как ожидается, будет иметь пропускную способность 160 судов в день и должен принести, значительную экономическую выгоду за счет сокращения транзитных периодов и затрат, а также платы за проход. Впрочем, на этом этапе, самым главным является то, что чуть ли не впервые на официальном уровне, турки подтвердили сформулированный интерес России к проекту Канала "Стамбул", что есть — интересный разворот со всей этой историей и с этим проектом, и с Конвенцией Монтрё. Возможно, будет ещё один «мегапроект» в «копилку» российско-турецких отношений. Если это будет – так, то вопрос решится по итогам личного диалога и договоренностей между президентами В.Путиным и Р.Эрдоганом.

1.0x