19:56 17 января 2022 Политика

Что думают в Турции и Организации тюркских государств о казахстанских событиях

Фото: ссылка

Реакция Организации тюркских государств (ОТГ) на события начала января в Казахстане прошла с некоторой задержкой (как будто ждали, в какую сторону повернёт ситуация), а первый пресс-релиз появился лишь 6-го января, когда казахстанский «майдан» был уже в самом разгаре. Внеочередное же заседание Организации тюркских государств (куда входит Казахстан) прошло, и вовсе, 11 января 2022 года, когда президент страны Касым-Жомарт Токаев успел не только пригласить ОДКБ, но и объявить о том, что миссия ОДКБ в стране – завершена и начнется поэтапный вывод войск. При этом заседание, ОТГ прошло не на уровне президентов страны, а на уровне министров иностранных дел.

Как можно понять из последующих заявлений министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушогу, именно Казахстан отрегулировал и уровни, и последовательность проведения заседаний ОДКБ и ОТГ, между собой. Можно рассматривать это как один из реверансов в сторону ОДКБ и России, сделанных, впрочем, казахстанским лидером под влиянием внутриполитических обстоятельств «непреодолимой силы» — то есть, реверанс получился, в немалой степени, тактическим.

Тем не менее, назначение в Министерство информации и общественного развития Казахстана, на должность его главы, националиста и ярого русофоба Аскара Умарова должно быстро охладить энтузиазм тех, кто заговорил о том, что Казахстан удалось вернуть в «российскую обойму». И не надо говорить о том, что это – временный политический шаг, который призван сбить в Казахстане волну критики действующего руководства страны со стороны националистов. Очевидно, что происходит ровно то, о чем говорили турецкие официальные лица и аналитики: Казахстан не хочет/не может отказываться от проведения многоплановой, многовекторной внешней политики. И одним из этих векторов является казахский национализм. И, к слову сказать, казахский тюркизм, которые имеет отчетливое антироссийское измерение. Именно этим и может быть обусловлено то, что после «разброда и шатания», продолжавшегося несколько дней в турецких СМИ, обстановка пришла к некому единому знаменателю «без пены» и без лишних эмоций про «российское вторжение». Заметим, это произошло отнюдь не потому, что турецкие наблюдатели убедились в том, что всё сделано «по закону» — на основе приглашения казахстанской стороны и Устава ОДКБ. Произошло это потому, что Турция убедилась/получила необходимые заверения, что Казахстан продолжит следовать «своим» курсом, даже невзирая на то, что получил неоценимую помощь в критический для себя момент именно от России. И предпочёл её получить именно от ОДКБ, а не от ОТГ или же от Турции.

К слову сказать, есть момент, о котором не говорят: если бы Казахстан пригласил бы миротворческий контингент из ОТГ, то, немедленно, получил бы ту же самую критику, направленную из-за рубежа на ОДКБ, про «легитимность данного шага». Вот только ответить ничего бы на это не смог – поскольку нет в ОТГ военного механизма. И Турция подверглась бы жесткому давлению со стороны США и Запада за свои действия. Так что, в определенной степени, можно сказать, что ограниченное вмешательство ОДКБ в Казахстан может оказаться и в турецких интересах, при правильном развитии ситуации и при правильной подаче. Вышеупомянутое назначение лишь подтверждает эту турецкую убежденность: ОДКБ и российский миротворческий корпус пришли в Казахстан быстро и, как следует из заявлений казахстанского президента, уйдут из него с неменьшей скоростью. А турецкие инвестиции и мягкая сила останутся там же, где и были, на фоне благоприятного для себя националистического фона в Казахстане, который, разумеется, будет турками пестоваться. Более того, нынешние волнения в Казахстане могут оказаться очень даже на руку Турции в деле борьбы страны с угрозой национальной безопасности «№ 1» — с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» (FETÖ). Не является секретом, что значительная часть казахстанской элиты является выпускниками гюленовских школ в стране. И, невзирая на давление со стороны Турции, выражаясь мягко, казахстанское руководство не совсем разделяло турецкую обеспокоенность той угрозой, которую, по заявлению Турции, представляет для мира указанная секта, приравненная турками к террористической организации. Тем не менее, сейчас наступает время «смены элит» в Казахстане, и оно будет сопровождаться чистками, и здесь фактор FETÖ может сыграть одну из ролей – причастность к этой организации может стать одним из поводов увольнения и даже судебного разбирательства.

Вернёмся к заседанию Организации тюркских государств, которое 11 января состоялось в формате видеоконференции на уровне министров иностранных дел стран-участниц. Самое, пожалуй, интересное и важное прозвучало от министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, когда он заявил о том, что необходимо не просто крепить сотрудничество между подразделениями безопасности и разведки стран – участниц Организации. Речь идет о том, чтобы это сотрудничество было бы «более организованным и институциональным в рамках ОТГ». Именно в рамках ОТГ, чтобы изначально избежать любых двусмысленностей на данный счёт, поскольку осуществлять указанное сотрудничество можно и в рамках двусторонних соглашений, которые существуют или могут быть подписанными между сторонами. Здесь же, речь идет о том, что необходимо «институциализировать» сотрудничество между структурами безопасности и разведки – читай, создать и структуру и действующий механизм взаимодействия между странами-участницами. То есть, — это к вопросу о том самом — «сигнале к пробуждению», о котором заговорили определенные турецкие круги, после оперативной реакции ОДКБ на казахстанские события. Впрочем, заметим, что в своем выступлении, по крайней мере, в официально опубликованной части, не содержится слов про «террористическую организацию Фетхуллаха Гюлена», на которую Турция не могла не ссылаться в ходе своих контактов с казахстанскими партнёрами.

Заметим, подробный отчет о том военном участии, которое приняла в событиях киргизская сторона, прозвучавший от представителя этой страны. И именно с его стороны было озвучено предложение совершить «визиты на высоком уровне в Казахстан» с целью демонстрации «единства тюркских государств». Следует ожидать, что этот пропагандистский шаг будет принят ОТГ с интересом и одно из следующих заседаний ОТГ может пройти именно в Казахстане. Можно сказать, даже, что подобный «политический десант», причем на высшем уровне, имеет смысл провести как можно быстрее, чтобы уравновесить впечатление от появления в стране войск ОДКБ. Это, опять же, к вопросу о жесткой и мягкой силе, когда можно «поручить» «грязную работу» на земле силам ОДКБ, чтобы потом их «попросить на выход», а перед телекамерами выйти в составе ОТГ, демонстрируя не «онлайн», а «оффлайн» единство тюркского мира.

Отметим ремарку со стороны представителя Туркменистана о том, что его страна готова оказать «любую поддержку» Казахстану, но строго в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Полагаем, что этот представитель неслучайно подробно указал, какие сферы участия в казахстанских событиях видятся для Туркменистана в качестве приемлемых. И военно-политическое участие в этом списке не значится. И, наконец, выступление министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, который предложил странам ОТГ помощь в «правильной подаче» событиях в Казахстане в «европейских международных и правозащитных организациях». Неслучайно для ОТГ так важно сотрудничество с Венгрией, которая рассматривается в Организации как «окно в Европу».

Итак, подведем черту: участие ОДКБ и российского миротворческого контингента, составившего костяк сил быстрого реагирования, в казахстанском конфликте вызвало в Турции достаточно болезненную реакцию и подогрело желание Турции придать ОТГ военно-политическое измерение и это, пожалуй, — самое главное. Следует ожидать многократно растущей активности Турции в том, чтобы это произошло в период её временного председательства в Организации – то есть, уже в текущем 2022 году. Именно это прочитывается в словах министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу.

1.0x