Сквозь современные стихи вдруг проступит нечто средневековое – по ощущениям: странными изломами не привычной в яви звукописи работающее, увеличивающее поэтическую силу:
Пока ты прошлому внимала,
У самых ног разверзлась мгла
Грядущего и взгляд сожгла —
Сверкнуло в черной яме жало,
Целебное, на первый взгляд.
А все лекарства – это яд.
Так, развернётся много в себя вобравшее стихотворение Н. Злотникова «Обращение», и его горестное повествование будет звучать словно из предшествующего далека, а не от жизни – из которой оно вообще-то взято, и которой пропитано.
Посула грешного привада —
Не что мы ждем, а что ждет нас,
О, был бы легок крайний час!
Неужто скучен рай без ада?
И звезды посреди небес —
Суть искры, что подбросил бес?
Странные волны выплёскивают из антологии старой поэзии, как будто, хотя извечные сомнения, одолевающие человеческий мозг, и современны, и взяты из недр былого.
В поэзии Злотникова есть, ощущается – хоть тонко, лучом сверкая – некая соприродность многому, бушевавшему в бесконечном океане поэзии мировой: словно горизонт сходства означен в дальних волнах стихов, когда-то накатывавших на читательский брег – и нынешних.
Я этот мир увидел чудом,
А первой смерти мало мне,
Чтоб дар, таившийся под спудом,
Чужой принадлежал казне.
Кажется, это поэзия с хорошей родословной, крепкой, красиво выверенной; и – предельно современная, пропитанная всеми нюансами жизни, выпавшей на долю поэта в определённое время.
Странные, красивые, иногда замедленные стихи.
То кружатся в ритмах медленного вальса, то рассыпаются одесской барахолкой, то взмывают высь: мнится: к средневековому представлению о высотах духа; и вместе, сведённые в единство книг Н. Злотникова, представляют собой интересное, светящееся явление современной поэзии…