Сообщество «Конспирология» 00:04 1 июня 2022

Барьер конца капитализма

господствовавшая в западном мире более 400 лет парадигма перестала работать
1

Последние три десятка лет мы жили в праволиберальной парадигме «конца истории», где развитие экономики рассматривалось исключительно в рамках верховенства капиталистических принципов и неизбежности глобализации. Все это сопровождалось мантрами про переход мировой экономики на бескризисный этап развития и неограниченный линейный рост. Времена, однако, изменились, старые представления разрушены, остро необходим ответ на вопрос – какой будет экономика будущего

Кризис 2008 года наглядно показал иллюзорность принципов и лозунгов «конца истории», озвученных Фрэнсисом Фукуямой, и крах мечтаний о дальнейшем спокойном и устойчивом развитии на капиталистических принципах. После же 2012 года пришло понимание принципиальной неразрешимости многих проблем, вслед за чем экономические вопросы разом исчезли из основных тем международной повестки.

В январе 2020 года в России произошла отставка «цельнолиберального» правительства Дмитрия Медведева и экономический курс начал плавно и неторопливо изменяться. С унынием и дрожью воображаешь себе полное сохранение старых подходов и персон в течение, например, всей эпопеи с covid-19 – при европейском закручивании гаек и полном отсутствии даже минимальной помощи!.. А в феврале 2022 года мы вообще вступили в новую эпоху: явно и сознательно разорвав с падающим в катастрофу и распадающимся глобальным миром, наша страна дала дерзкий старт построению собственного будущего. Вопрос создания новой экономики встал в полный рост, однако ответов на него пока нет.

Конец капитализма

Прежде чем озадачиваться описанием посткапитализма, нужно рассмотреть два вопроса – конечность модели капиталистического развития и возможность дальнейшей эволюции. А то ведь вдруг окажется, что капитализм вечен и является венцом развития человеческого общества, либо по-другому: он все-таки конечен, но никакой иной формы за его пределами быть не может, – и что, мы теперь в шаге от прекращения общественной эволюции?

Капиталистическая система, требующая постоянного расширения, была альфой и омегой западноевропейской цивилизации более четырех сотен лет. Движущей силой и бонусом постоянного расширения/экспансии стала возможность сброса кризисов из метрополии на периферию, чем в значительной степени достигался спад напряжения и противодействия социальным изменениям, вызываемых развитием технологий и экономики. Общий результат, сопутствующий ограблению периферии, ускоренному развитию и внедрению новых технологий, всем известен. Это – научно-технический прогресс. На рисунке показаны принципы развития этой системы, в основе её роста лежит постоянная агрессивная экспансия с ограблением и эксплуатацией, а также с доминированием разделения труда над разделением знания/углублением труда.

двойной клик - редактировать изображение

Капиталистический центр/метрополия использовал два механизма поддержания опережающего роста и снижения социального накала из-за более быстрого развития:

- прямой, полный и жесткий, грабеж ресурсов и активов части некапиталистической периферии, с переводом ее в капиталистическую периферию [колониальная система, соглашения СРП, разрушение Советского блока и др.];

- мягкий системный грабеж капиталистической периферии путем создания правил для неэквивалентного обмена [принципы ВТО, Вашингтонский консенсус и др.].

В колониальный период (17-19 вв.) в большем масштабе, путем внеэкономических методов принуждения, использовался первый механизм, в 20-м веке в процесс были внесены коррективы, под красивые слова о равенстве, развитии, цивилизованности и т.д. возобладал неэквивалентный обмен, а некапиталистическая периферия стала быстро сжиматься.

В последние 20 лет после завершения основного этапа ограбления Советского блока капиталистическая мир-система перешла в состояние стагнации и перманентного кризиса. Доход от грабежа сжимающейся некапиталистической периферии перестал расти столь надежно и устойчиво, чтобы позволить метрополии по-прежнему закрывать глаза на усиление и накопление сигналов кризиса. В настоящий момент все текущие и ожидаемые ресурсы третьего мира уже учтены, а метрополия/центр мир-системы, не получая избыточных, дополнительных ресурсов, начала стагнировать. Страны капиталистической периферии (Китай, Россия и др.) по уровню развития и влиянию приблизилась к центру/метрополии и начали оспаривать право на позиции и привилегии. То есть выяснилось, что для сохранения капитализма недостаточно эксплуатации лишь капиталистической периферии, как и то, что повышать эффективность за счет разделения знания/углубления труда капиталистический центр умеет плохо. Оказалось, что лежащее в базисе капитализма использование ресурсов (каждый планирует сам, нарушая планы других), руководствующееся, по Адаму Смиту, волей «незримого/Божественного Провидения» (более точный по смыслу перевод «невидимой руки»), является, по сути своей, неоптимальным и при недостатке ресурсов ограничивает любое развитие.

В этой ситуации сохранить капитализм удастся, лишь «откатив» назад и понизив общий уровень развития мир-системы лет на 100. Сделать это можно, например, через Мировую катастрофу и создание новой некапиталистической периферии/Диких земель. Именно в этом направлении ведется работа в широких рамках инклюзивного капитализма, экологизма/борьбы с глобальным потеплением, цифрового и медицинского концлагеря и т.д. Но можно ведь и выйти на посткапитализм – с приматом углубления труда/разделения знания (снижения себестоимости и повышение качества, это – из сталинской экономики) в сочетании с директивным централизованным планированием для крупных компаний, рекомендательным (экономические механизмы, поощрение) планированием для средних компаний и свободной инициативой для малых форм.

И, да, указанный принцип – переходный, поскольку в 6-м укладе (в 2035-2040 гг.) нужно уже будет переходить от экономического планирования к планированию всей общественной сферы…

Таким образом, нет сомнений, что крайне агрессивная форма экспансии капиталистической мир-системы западноевропейской цивилизации позволила ей чуть больше чем за 400 лет взять под контроль практически всё человечество и запустить в обиход идею неизбежности научно-технического прогресса. Ускоренное развитие центра обеспечивалось именно грабежом некапиталистической и эксплуатацией капиталистической периферии.

К тому времени, когда выяснилось, что дальнейшее развитие на старых принципах невозможно, что капитализм не способен принять главенство разделения знания над разделением труда, что лежащие в основе капиталистической системы принципы и законы свободного рынка в рамках ограниченных ресурсов весьма неэффективны, внутри данной мир-системы оказалась уже практически вся планета. И вот теперь капиталистическая система поставлена перед следующими перспективами:

- переход к государственному капитализму или фашизму;

- катастрофа и откат назад, для повторного прохождения пути;

- переход в посткапитализм.

В ближайшие 10-15 лет, судя по всему, грядет катастрофа, затем восстановление, откат назад, после чего максимально актуальной станет идея перехода в посткапитализм. Разберемся теперь, стоит ли во всем верить маститым специалистам и ученым, которые, по большому счету, так и не смогли описать дальнейшее развитие.

Утопии и конец истории

В естественных науках, которые располагают подтверждаемыми/проверяемыми эмпирически доказательствами, для применения теорий существуют четкие барьеры. Отсылки к известным законам обычно доводятся до исчерпывающих пределов, а все попытки расширить границы, придумать новые теории часто так и не приносят результата. Если проблема ясна, а все новые выдвигаемые теории всякий раз не подтверждаются экспериментально, то приходится прибегать к конструированию все новых и новых костылей, заплат и исключений поверх исключений.

К примеру, последние сто лет в физике идут попытки создать общую теорию, для которой теория относительности и квантовая механика будут лишь частными случаями. Положительного результата все еще нет, посмотрите, сколько размерностей ввели в теорию струн, превратив ее из стройного, симметричного и компактного здания в дикое перекошенное нагромождение фавел на пригорке. Все прекрасно понимают, что человечество пока еще не в состоянии пробить этот барьер и что это – дело времени, рук опускать не будем.

В общественных науках ситуация сложнее, там нет эксперимента как критерия истинности, каждый волен придумывать нечто свое, истина определяется наличием предсказательной силы, которую часто – за словесными кружевами и хитросплетениями авторских изысков – не так-то просто обнаружить и постичь. Это часто приводит к избытку различных моделей и построений без всякой гарантии, что среди них имеется верное. Общественно-научные теории (экономика, социология, политология и др.) делю на четыре группы:

- претендующие (на) и реально обеспечивающие предсказательную силу на какой-то период;

- утопии (игнорирующие противоречия и создающие идеальные картины);

- антиутопии (выделяющие одно из противоречий как важнейшее);

- «концы истории».

Последний вариант встречается сейчас очень часто, есть множество описывающих прошлое и настоящее теорий, в рамках которых авторы не способны даже в общих чертах описать средне- и долгосрочное будущее, отличное от немного улучшенной/ухудшенной версии настоящего, смелое и нетривиальное изменение подходов им недоступно. Общественное сознание очень изменчиво, хаотично, в нем нет места стазису, но, как ни странно, очередные ученые раз за разом провозглашают завершение поисков и открытие универсального на все времена закона.

В любой момент времени на общество воздействует множество сил и факторов разной направленности с нелинейной интенсивностью, но четко видим мы лишь самые заметные. Приведем пример: при высоком среднем уровне образования в постсоветских школах, выбор школы, в которой будет учиться ребенок, в 1990-е гг. процентов на 95 зависел от близости к дому, мало кто возил детей даже в соседний микрорайон. Хотя были и другие факторы: специализация, учителя, состав учащихся, материальный уровень семьи, необходимость и размер доплат и многое другое.

Прошли годы, и второстепенные факты стали основными, усложнив задачу выбора. Попытки устроить ребенка в хорошую школу, даже если она далеко, стали всеобщими, ради этого люди иногда меняют место жительства. Прогнозы из 1990-х живущего в модели «конца истории» автора не рассматривали даже возможность подобного изменения мотивации. Если автор и апологеты общественной теории не видят множества критериев разной силы и значимости и не способны обоснованно предположить, в какой период веса поменяются, для них есть большой шанс оказаться в положении Фрэнсиса Фукуямы.

И, да, инклюзивный капитализм – антиутопия, а коммунистическая теория – утопия, в них есть будущее, но картина мира при этом сильно искажена в обеих.

Таким образом, следует признать, что описания «конца истории» являются не столь уж редкими: не видя дальнейшего развития теории, выходя за пределы её применимости, вместо пробивания барьеров, авторы берутся за предсказание будущего как продленного настоящего. К сожалению, большая часть современных экономических теорий точно так же оказалась неспособной увидеть завершение модели капитализма, а политэкономия так и не смогла описать посткапитализм.

Экономическая модель для России

Министерства, ведомства, ЦБ и либеральные институты РФ продолжают по инерции формировать пустые и уже бессмысленные прогнозы на базе старых моделей. Политэкономисты говорят о необходимости возвращения советской плановой экономики, игнорируя тот факт, что для ее успеха нужен советский народ. Вышедшая в свет недавно книга Александра Галушки и его товарищей "Кристалл роста" глубоко анализирует сталинскую экономику (системный антикапитализм, но не посткапитализм) и может использоваться в качестве примера, но она не дает ответа на вопрос, какой же должна быть посткапиталистическая экономика.

Можно ещё вспомнить экспертов, экономистов и последователей притчи Хаджи Насреддина об осле и халифе, жаждущих власти и денег сейчас, в обмен на что обещают найти ответы на актуальные вопросы когда-нибудь потом. Как ни обидно, но даже многие учёные РАН, занимающиеся не наукой, а удержанием достигнутого социального статуса, по части продуктивной и полезной деятельности ушли от этого недалеко.

Итак, вопрос о будущем экономики поставлен. Ответов нет. Выделим нужные для понимания ключевые моменты и тезисы этой проблемы. В рамках очерков о стратегии России многое уже было обозначено, поэтому разберем сейчас в плане среднесрочной перспективы отдельные штрихи вопроса и пройдемся по экономике крупными мазками, чтобы немного направить развитие мысли:

- человечество вступило в мировую катастрофу всей общественной сферы, а отнюдь не только экономики, причина – возросшая связанность и сближение с фактическим концом капитализма, текущие события ускоряют процессы, но не формируют новых вариантов будущего;

- принцип «конца истории» из-за невозможности расширения экономики идет от непонимания разницы между разделением труда и разделением знания/углублением труда;

- Россия имеет хорошие перспективы восстановиться после катастрофы и построить свой собственный панрегион в рамках существующих экономических моделей, сочетая элементы капитализма и системного антикапитализма/социализма;

- экономические принципы взаимодействия панрегионов уже понятны (в ближайшие дни выложу большую статью);
финансово-экономические принципы России на переходный/мобилизационный период (до начала 2030х годов) описаны ранее;

- восстановление/создание промышленности и экономики на базе технологий 4-го и 5-го укладов (до начала 2030-х годов) вполне реализуемо (разберем отдельно);

- для понимания посткапиталистического мира необходимо от противопоставления «экономиксизм – политэкономия» перейти в пространство: хаос/свобода – порядок/регламентация и макро – микро (разберем отдельно);

- после 2030 года невозможно рассматривать развитие экономики отдельно, нужно переходить к развитию всей общественной сферы – это важнейшая особенность посткапитализма;

- управление всей общественной сферой невозможно без ответов на серьезнейшие морально-нравственные и духовные вопросы, а уход от жуткой идеи создания «цифрового концлагеря» требует продуманного формирования балансов и самоограничений;

- для успешного входа в посткапитализм следует найти оптимальный баланс и области применения директивного планирования и свободы воли/деятельности (здесь, на мой взгляд, уместна аналогия с теорией относительности и квантовой теорией в физике), нужен и учет особенностей России;

- в 2035-2040 гг. при переходе в 6-й технологический уклад необходим уход от планирования и управления экономикой к планированию и управлению всей общественной сферой, что и станет основой посткапиталистического общества.

Ответы на обозначенные тезисы позволят «найти» и детализировать посткапитализм, эти тезисы можно и нужно расширять, распространять частностями, наполнять примерами, опровергать и т.д. – словом, на их основе совершать кропотливую научную работу. С точки зрения практики, после постижения основных деталей и продумывания ответов на указанные тезисы можно смело брать «Кристалл роста» за основу и адаптировать этот труд под общие принципы, т.е. отвечать на вопросы, что из описанного берем без изменений, что – корректируем/развиваем дальше, а что – более неприменимо. Очевидно и разумно, что следует делать сразу две модели – первую, промежуточную, на ближайшие 10 лет, до начала перехода в 6-й уклад, вторую – для трансформации в полноценное посткапиталистическое общество.

И, да, многое из этого я уже рассказывал, еще кое-что постараюсь описать на базе основных схем – может быть, это поможет профессиональным экономистам определить, в каком направлении следует двигаться, а я тем временем вернусь к геостратегии))).

Таким образом, как ни трудно в это поверить, но эпоха перемен действительно настала, старый мир уходит, не дав ответа, какой же должна быть экономика будущего. В рамках доминирующего сценария – распада глобального мира, возросшей связанности и конца расширения, а значит, и существования привычной за последние 400 с лишним лет капиталистической системы – переход к посткапитализму, в том числе к его не постигнутой обществом экономике, становится одной из насущных задач человечества.

Мировая катастрофа приведет на некоторый срок к серьезной деградации общественной и технологической сфер, поэтому в ближайшие 10-15 лет станет возможным и построение локальных вариантов экономики на старых принципах, так как будет доступно локальное расширение панрегиона, сходное с принципами развития капитализма и антикапитализма/социализма. Завершение формирования панрегиона с необходимостью приведет к уходу от разделения труда к доминанте разделения знания/углубления труда. Наиболее близки к этой данности достижения поздней сталинской экономики, но она для нас – не более чем удачный промежуточный этап, требующий дальнейшего углубленного развития.

Резюме

В середине мая 2022 года МинЭк опубликовал макроэкономический прогноз развития России. Это классический пример документа, словно бы сделанного спинным мозгом, вместо головного, под влиянием некомпетентности, невежества и лени. Люди не отрефлексировали даже изменения ситуации в мире, не удосужились подумать над сменой макроэкономических моделей – просто загнали новые вводные и продлили линии. Никакой перестройке экономики в их головах места нет.

К сожалению, это совсем не удивительно, так как никаких кадровых изменений не было, текущее управление осуществляется в ручном режиме, а на среднесрочное попросту не хватает ресурсов. Относиться к этому «прогнозу» нужно как к тяжелому горячечному бреду, а всем поставившим на документе визу без «особого мнения» хорошо бы добавить в личное дело метку «профнепригоден». В принципе, приходит время полной зачистки/роспуска министерств, как это делать, я писал раньше.

Мировая катастрофа всё ближе и ощущается всё больше, причины две – повышение связанности мира и невозможность дальнейшего развития капиталистической мир-системы. Это и есть так называемый конец капитализма, о котором много писали классики марксизма. Отсутствие подходящей для грабежа некапиталистической периферии и проблемы с эксплуатацией капиталистической периферии требует изменения модели.

К несчастью, несмотря на актуальность проблемы, теории дальнейшего развития и построения экономики так и не представлено, хотя господствовавшая в западном мире более 400 лет парадигма перестала работать. Между тем, задача не выглядит столь уж нереализуемой, в ближайшие 10 лет, в рамках переходного периода, экономику можно строить на известных принципах, максимально близких к сталинской экономике.

В дальнейшем, после завершения формирования панрегиона и по мере «сборки» пространства для восстановления и экспансии, необходим переход на новые принципы, в основе которых будет не разделение труда, а разделение знания/углубление труда, директивное планирование не только экономики, но и всей общественной сферы и нахождение баланса между интересами общества в целом и частной инициативой на местах.

Источник

Комментарии Написать свой комментарий
1 июня 2022 в 08:50

Мы уже 46 лет могли бы жить в коммунизме http://zavtra.ru/blogs/mi_uzhe_40_let_mogli_bi_zhit_v_kommunizme

Римский клуб объявил о кончине капитализма. https://ru-polit.livejournal.com/13847736.html Конечно, впереди нас ожидает бурный спор о приоритете этого величайшего открытия (факта гибели капитализма). В России, например, об этом заявила еще десять лет назад большая группа рядовых коммунистов, руководимых В. Г. Горбуновым, связавшая гибель капитализма с отменой золотопаритетности денег в 1976 г., назвавшая, происходящее после гибели капитализма, фглонизмом.
Но это потом. Прежде всего, нам всем надо вникнуть в обстоятельства гибели капитализма, чтобы быть в этой гибели абсолютно уверенными, чтобы понять, что нам это дает, что нам с этим делать дальше.
Чтобы уверенно понять факт гибели капитализма после отмены золотопаритетности денег, надо знать кое-что из теории прибавочной стоимости Маркса. Надо знать о превращении прибавочной стоимости в выпускаемые (у Маркса – добавочные) деньги. То есть надо знать, что эксплуатация нас совершается не присвоением нашей абстрактной прибавочной стоимости, а присвоением наших выпускаемых денег, в которые превращается прибавочная стоимость. Тогда станет понятно, что после отмены золотопаритетности денег, выпуск денег изменился, капиталисты перестали получать выпускаемые незолотопаритетные деньги, превращенную прибавочную стоимость, и исчезли. Сегодня эксплуатация нас, по нашей же неизмеримой тупости, перешла в руки ворья, фглонистов, частных банкиров, незаконно выпускающих себе деньги. Избавиться от этой эксплуатации стало просто. Надо направить общие (коммунистические!) выпускаемые деньги в общий (коммунистический!) кошелек - в бюджет. Что и так положено делать по закону и совести.
Чтобы уверенно знать, что после кончины капитализма нам надо входить в коммунизм, а не в социализм или еще куда, надо знать кое-что из учения Маркса о развитии человечества. Многие знают, что формацию определяет соответствующий способ производства, что каков способ производства, такова и формация. Многие ошибочно считают, что производительные силы меняют производственные отношения, выдвигая новый способ производства, позволяющий войти в новую формацию. Но немногие сегодня знают, увы, что впереди способа производства и самой формации идут формационно образующие цивилизационные подвижки, позволяющие резко увеличить производительность труда и сменить способ производства и саму формацию. И только тогда производительные силы начинают изменять производственные отношения, в интересах формирования новой формации.
К. Маркс,, Ф. Энгельс, И. В. Сталин говорили, что феодализм – это ветряная и водяная мельницы, капитализм – это ткацкий станок и паровая машина. В. И. Ленин, по аналогии, даже предположил, что коммунизм – это электрификация.
Но оказалось, что коммунизм – это отмена золотопаритетности денег, снявшая все объективные причины, ограничивающие рост производительности труда. Теперь не требуется больше таких подвижек, потому что достигнут высший уровень условий для роста производительности труда. Теперь наращивай производительность труда, сколько нужно, теперь выпускай товаров, сколько сможешь, только успевай выпускать соответствующие деньги для реализации товаров. Именно об этом, о сплошном (полном) потоке продукта и мечтали коммунисты всех времен и народов.
«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»(К. Маркс «Критика Готской программы», К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в трех томах, том 3, М. 1986 г., стр. 16)
Все это уже или осуществилось или стало осуществимым. стало осуществимым,
Мы, в результате отмены золотопаритетности денег в 1976 году, получили способ производства, окончательный для человечества. Теперь человечество начало выход на простор своего развития.
Но пока этот могущественнейший способ производства работает не на всех. Пока этот простор открылся только для ворья, для фглонистов, для частных банкиров, незаконно выпускающих себе деньги и присваивающих этими, преступно выпущенными, деньгами всю прибавочную стоимость (и всю прибыль), нарабатываемую в стране.
Чтобы появившийся способ производства заработал на народ, став коммунистическим, чтобы мы вошли в коммунизм, надо, опять же, направить общие (коммунистические!) выпускаемые деньги в бюджет.
В этом году предлагаю обзавестись законопослушанием и совестью и войти в коммунизм.

1.0x