Сообщество «Форум» 19:07 15 мая 2021

Залезть в чужую шкуру и походить в ней. Неуместные мысли к 130 - летию Михаила Афанасьевича Булгакова.

Булгаков призывает всеми доступными ему способами к исполнению человеческого Долга, к Совести, Добру и Любви.

Справка : «Родился Михаил Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором-богословом, мама, Варвара Булгакова, растила детей и занималась домом. Михаил был самым старшим ребенком в семье, кроме него подрастали еще два брата и четыре сестры. Миша на правах старшего старался помочь родителям, частенько нянчил младших. Его брат Николай впоследствии сделал карьеру ученого-биолога, Иван эмигрировал, и за границей приобрел популярность виртуозной игрой на балалайке. Образ сестры Варвары Булгаков запечатлел в романе «Белая гвардия», с нее списана Елена Турбина».

Введение:

«Во 1-х, я не верю в оздоровляющую силу кровавых революций - все они развиваются по одной схеме: сначала кровавая баня, затем анархия и хаос и как результат - самая дикая диктатура. Это раз. И во 2-х, я совсем не способен метать бомбы в кареты министров и еще меньше с красным флагом распевать "Марсельезу" на баррикадах. Просто не способен.» (молодой Антон Макаренко – брату "Мой брат Антон Семёнович. Воспоминания")

Есть расхожая фраза – «Большое видится на расстоянии». В целом, как мне думается, она правдива. Но, как и всякая мудрость, помещённая в «скорлупу ореха», она не всеобъемлюща.

В жизни каждого человека обязательно есть череда странных происшествий. Каждый из нас может рассказать о неожиданном обороте, счастливой случайности, или роковом стечении обстоятельств, круто изменившем, либо сохранившем жизнь его - каждого из нас.
И чем масштабнее человек, тем необъяснимее происходящие с ним нелогичные и нестандартные, выходящие за обычные рамки течения жизни, случаи или знаки Судьбы. Выходит - значение человека соседствует с определением «предназначение человека». Что бы ни происходило, как бы ни складывалась реальная жизнь, но как будто кто-то следит за тем, чтобы человек невредимым прошёл узловые моменты, чтобы выполнил он свой, назначенный ему «урок», чтобы его жизнь кирпичиком легла в фундамент построения таинственного здания «жизни будущих поколений».

И не отвернуть в сторону, не отказаться…

Перед Михаилом Булгаковым тоже возникла его личная чаша «горечи земной»

Да и кто сможет отвести руку, подающую её, эту чашу?


Я – читатель. И мои оценки – сугубо личные. Мои наблюдения и ассоциации основаны на впечатлениях собственной жизни. Но также и на мыслях и убеждениях тех писателей, что послали мощный заряд своих раздумий и творчества во Вселенную - копилку проживших душ - увеличивая в мире потенциал Добра и Зла.


Ибо я твёрдо уверена в правоте дамы Агаты Кристи, которая, видя современные ей тенденции мировой политики и морали, без устали предупреждала – если отрицать существование Зла – оно захватит и Вашу душу!


Глава 1. О Добре и Зле в произведениях Михаила Булгакова.

Творческая Голгофа Михаила Булгакова : страшное противодействие обнародованию его творчества, кривая критика того, что ему удавалось напечатать.

Всего три прижизненных положительных рецензии.

Удивительна судьба его рукописей, ужасна ранняя смерть писателя, верна памяти Мастера его Маргарита, сумевшая донести и воплотить творения ушедшего в мир иной Михаила Булгакова в печатные издания и фильмы.

Народная мудрость гласит: « Конец – делу венец».

двойной клик - редактировать изображение

Но каков был этот незримый венец на челе Михаила Булгакова?
Лавровый?
Терновый?

Михаил Булгаков завуалировано, но узнаваемо, описал свою собственную жизнь. Впрочем, как и каждый настоящий писатель, в котором горит ничем не истребимый огонь творчества, который осенён благодатью и высшим дозволением сказать по-своему те главные слова о Любви, Сострадании, Стойкости к испытаниям, Верности и Родине. Слова о Добре и Зле…

Вместе с Булгаковым и его героями прошла и я в своих мыслях и воображении путь страданий, отчаянья, сладких воспоминаний, сожалений, безумий любви и, наконец, признания безнадёжности борьбы против обстоятельств, уничтоживших в 48 лет самого писателя.

В конце - концов просившего Создателя уже только о покое…

Другой Михаил, Лермонтов, в сомнениях и душевных терзаниях, схожих с описанными в последнем романе Михаила Булгакова, как бы произнёс вердикт им обоим, говоря о жизни, любви и метаниях другой великолепной и тонкой игрушки Судьбы – о княжне Тамаре:

«Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!»
И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул».



И Рай открылся для любви! Я верю, что так и стало.

И возникает вопрос, а имеем ли мы право отвлечённо и строго судить авторов, наполовину живущих в нездешнем мире? Авторов, на чью судьбу фатально и непоправимо, обломками, обрушился мир, их родивший и сложивший их мировоззрение и мироощущение? Тот мир, к воспоминанию о котором они тянулись сердцем в самые страшные моменты жизни и своей, и страны?


Имеем ли право судить их мы, не испытавшие на своей шкуре столько физических и моральных мук? Тех мук, что выпали радиоактивными осадками на рубеже российской жизни в 1917 году?

Да, мы обрушились душою вместе с СССР в те, 90-е годы поворота к капитализму. Но даже нам не понять ни Есенина, столь горько и доступно выразившего всеобщее мнение о той революции, ни Блока, ни Маяковского, ни Булгакова. До донышка - не понять. Скорее, образы и мысли этих мастеров слов и рифм смогут прочувствовать читатели и писатели, оставшиеся в Донбассе, прожившие вместе с родной землёй и крушение, и предательство, и кровь невинных, и муки разрушений. Проживших …и не бросивших свою землю. Как Есенин и Булгаков, Блок и Маяковский не бросили свою Родину и прошли положенный путь. Каждый - на свою Голгофу.

Как же нам оказаться в «шкуре» Булгакова и «походить немного в ней»? Для более близкого понимания?

А если попытаться посмотреть на одного человека через призму восприятия схожего с ним человека?


Попробуем?


В романе Булгакова «Белая Гвардия» мы видим ужас обывателя перед лицом неотвратимой катастрофы.
Мы вместе с героями романа (а по сути, вместе с семьёй и близкими самого автора, угадывающегося в старшем Турбине - Алексее) пытаемся укрыться от Апокалипсиса, за защитой… всего лишь кремовых штор.
Мы видим неоднократную смену разномастных властей в «матери городов русских» - Киеве.

Но уютно падаем в лузу впитанных с молоком матери мнений об этих событиях.
Фактически, о Событии, потрясающем основы многовековой России.

И не понимаем автора до конца, ожидая от него восторга от победы «наших», отбрасывая напрочь, что у него были «свои».
И именно «своих» и «свой устоявшийся быт и мировоззрение» с любовью и ностальгией описывал Булгаков. Со скрытым неприятием, даже неприязнью намекая на Зло наступившей эпохи в жизни его Родины.

Примерно так не понимаем мы его, как не поняла родного отца Олимпиада Макаренко, пионерка, приёмная дочь и родная племянница Антона Семёновича Макаренко, воспитанная им с младых ногтей.


Младший брат Антона, Виталий (Виталий Семенович Макаренко, 1895-1983г.г.), чем-то напоминает мне уже взрослого, оставшегося в живых Николеньку из «Белой Гвардии».

двойной клик - редактировать изображение

Послушаем же слова очевидца тех давних киевских событий, может этот бело-эмигрант приоткроет нам дверь в душу писателя Булгакова:

«…Надо отметить, что два года, которые мы провели в Высшем начальном училище, 1917-1919, прошли под знаком крайних материальных лишений: власти сменялись чуть ли не каждые 2 месяца (большевики, немцы, вновь большевики, петлюровцы, антоновцы, григорьевцы и пр.), и население было разорено: ни масла, ни сахара, и даже простого хлеба не хватало. Крестьяне не отдавали продуктов за деньги, на которые они сами ничего не могли купить, так как не было ни обуви, ни мануфактуры, вообще ничего. Единственная возможность достать что-нибудь - обмен: надо было отдать пальто, сапоги или пару простынь, чтобы получить немного муки, хлеба или сала. Так же трудно обстояло дело с одеждой.

…Добровольческая ("Белая") армия организовалась на юге России из элементов населения, жизни и благоденствию которых угрожала опасность со стороны большевиков, которые видели в них своих "классовых" врагов. Это совсем не были представители правящего класса. Аристократы, помещики и капиталисты, все те, у кого были деньги, в большинстве покинули Россию сразу же после Февральской революции. Добровольческая армия была укомплектована главным образом офицерами, юнкерами военных училищ, студентами, представителями духовенства, мелкими коммерсантами и т. п. Большой процент также составляли зажиточные крестьяне.

Эта армия с большим успехом наступала на север, по направлению к Москве. Ответ большевиков на это наступление: они объявили "красный террор".

Наступили мрачные, тяжелые дни. Людей арестовывали и уничтожали не за какое-нибудь преступление, но только за то, что они могли быть "потенциальными" врагами.

У нас (как и везде) арестовывали ночью, без суда, на грузовиках отвозили на Кременчугское кладбище и там расстреливали. На другой день, за подписью так называемого "революционного трибунала" в местной газете "Приднепровский край" печатался список казнённых - как указывалось, за контрреволюционную деятельность.

…Население встречало Добровольческую армию, как освободительницу - со слезами и цветами. Но уже через несколько дней стало ясно, что у этой армии, сражавшейся храбро и мужественно, не было никакой новой политической программы и что фактически, сама того не желая, она сражалась за восстановление дореволюционного режима. Воины не могли об этом думать, а у высшего командования не было нужного авторитета.

Восторг сменился разочарованием. Стало ясно, что население, в особенности крестьянство и рабочие, не поддержат Добровольческую армию, что ее успехи временные и в конечном итоге ее ожидает поражение.
…наш мужик еще слишком темен… он не дорос еще до степени гражданственности. Он еще не гражданин и совершенно лишен социального начала. Он дикарь и может интересоваться только своей хатой, своими быками и лошадями…

…В декабре 1919 г. началось отступление. Я попал в Крым, где мы держались еще 10 месяцев, до ноября 1920 г., когда Крым был занят большевиками. Я эвакуировался в Константинополь, провел год в лагере в Галлиполи и в конце 1921 г. попал в Болгарию».

(по журналу "Советская педагогика" 1991,6,7), часть изданной марбургской (Германия) лабораторией МАКАРЕНКО-РЕФЕРАТ под руководством Готц Хиллиг. «Мой брат Антон Семёнович. Воспоминания»).

Виталий Макаренко, вовсе не родовой аристократ, скорее – разночинец из рабочей семьи – ставший офицером и принявший присягу ( которой остался верен), вычеркнутый по политическим соображениям из жизни и биографии великого педагога вовсе не им, старшим братом, но боящимся окружением Антона, написал письмо родной дочери в Советскую Россию из Ниццы.
Получил же в ответ чёткие и резкие слова истинной пионерки и воспитанницы Макаренко с оценкой революционных событий в советском ключе. Виталий Семёнович с горечью писал ей : ты видишь романтику и героический флёр, я же вижу грязь, кровь, мучения, развал. Не найдя общей точки зрения с родным отцом, дочь прекратила общение.

Вот так примерно и мы читаем произведения Михаила Булгакова. Выискивая в них не то, что автор «хотел сказать», но то, «что мы сами хотим прочитать между строк».

Между тем, вся жизнь писателя, как на исповеди, лежит перед нами.
Его семья, устои, врачебная практика и реальная польза от его медицинской деятельности. Попутно видим мы и дремучесть, беспросветность захолустной жизни того времени. (Сборник сочинений «Записки юного врача», «Морфий»).
Видим и переломные годы России («Белая гвардия» , роман, 1922—1924 ), изгнание-исход из неё тех, кто не желал, не поддерживал «новые идеалы и лозунги» .
Их неприкаянные страдания на чужбине, вспомним брата Ивана Булгакова, эмигранта, (пьеса «Бег» 1926—1928).
Попытки душевно и физически изломанного, но наделённого мучающим его талантом, писателя найти своё место в литературных и театральных кругах нового общества Советской России - «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году). Убийственная ирония, сквозящая в каждом слове этого произведения, фактически развенчивающая «алхимию нового театра», в котором «правит бал» местничество, склоки, пересуды и сплетни. Автор не обманывался на свой счёт. Он видел себя со стороны этих обывателей от театра. Не случайно «волк», «волчий оскал» вместо улыбки, так и мелькает на страницах «Театрального романа» при описании автором себя самого… Он предсказал свою безвременную кончину в качестве драматурга советского театра той поры МХАТа и Мейерхольда, Центрального театра рабочей молодёжи. Так и произошло. И никакие силы уже не могли вернуть пьесы Михаила Булгакова на сцену, а его самого в круг престижных и признанных писателей.
Как и Виталий Макаренко, Булгаков дал присягу и остался ей верен. Любовь к родине и патриотизм - это часть той присяги. И когда Булгаков видел разгул антирусских событий (кстати, погубивших под руководством Н.К. Крупской и великолепные педагогические опыты Антона Макаренко), изгнание из страны учёных, писателей, тех, кого сам Булгаков признавал за «цвет нации», то великая ирония, сарказм вырывался стоном из груди писателя. «Зойкина квартира» (пьеса, 1925г., в СССР поставлена в 1926г., вышла массовым тиражом в 1982 году). «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году) , «Роковые яйца». Перечислять всё - нет надобности.
Это и так известно.
Весной 1930 года отчаявшись быть хоть когда-то напечатанным, Михаил Булгаков письменно обратился к партийному руководству и попросил принять какое-то решение в его дальнейшей судьбе – или подписать документы на отъезд за границу или дать ему возможность продолжать трудиться. Булгаков удостоился ответа от самого Сталина, который лично позвонил и разрешил ему работать в театре режиссером. Однако ни одна из книг Булгакова больше не была напечатана.


Автор искал точку опоры. Он нашёл её в своих прекрасных жёнах. Каждая в своё время спасла его от неминучей гибели. От морфия, от отчаяния, от болезней. Но именно третья - Елена Шиловская (Нюрнберг) вдохновила М. Булгакова на создание самого известного и столь долгое время неизвестного романа «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, полностью в 1973 году). Неувядающая, экзальтированная Любовь. Спасение через Любовь – вот так вижу я основную мысль романа.

Могут возразить: а как же чертовщина? Бесы, Сатана-Воланд, наконец?


Другие могут ответить – чертовщина в романе не заслоняет истории сына звездочёта и нищего философа, вечно идущих по лунной дороге рука об руку и сердечно обсуждающих сокровенные вопросы мироздания.

А те фигуры, что в романе описаны силами Зла, удивительно точно повторяют и действуют строго по регламенту эпиграфа из Гёте, представляя собой известнейшую фразу Мефистофеля: « Я – часть той силы, Что вечно хочет зла. И вечно совершает благо».

Да полно, так ли? Нет, я не соглашусь, что Зло может творить добро. Это софистская уловка Мефистофеля для поимки души бедного, старого, наивного Фауста.

Зло – есть чистое Зло. Однако, отчаявшемуся и разочаровавшемуся, больному и усталому Михаилу Булгакову так хотелось, чтобы всё свершилось по закону Конфуция. За добро – добром, а за зло – по справедливости!

Но кто же был в состоянии совершить такое чудо? Воздать людям за сотворённое зло по справедливости? Ведь известный Булгакову с детства Закон Божий гласил : «Подставь другую щёку и отвечай добром на зло».

Вот тут и выходит у Михаила Булгакова «третья сила» для воздаяния за зло по справедливости, некий «порученец Высших Сил». В православной религии нет ему названия, поэтому Булгаков обозначает его и его свиту как умеет. Но кажется мне, что подобно Блоку, который в поэме «Двенадцать» хотел изобразить Антихриста, а выходил у поэта на деле - «тот, другой»,
так и Михаил Булгаков, желая изобразить Сатану, в том не преуспел.

Вышла у него некая могущественная «третья сила», исполняющая по сути роль сурового, но справедливого Загробного Судьи ( одна из ключевых фигур китайского пантеона древних богов). Загробный Судья не Добро и не Зло. Он – воплощённая Справедливость и Неотвратимость ответа человека за свои поступки.

Тем временем, рассуждение о Свете и Тени – очень опасно. В современном мире мы находим расходящиеся широкой волной притчи о том, что Зла нет!

Что Зло – есть отсутствие функции Добра. Как холод и темнота – отсутствие света и тепла.

Именно против таких иезуитских трактовок и выступала дама Агата Кристи. Провидя современный беспредельный сатанизм. Фактически, полную замену культа Бога и Добра на культ Сатаны и Зла.


Есть два начала, а не одно начало и его отсутствие.


Есть философские рассуждения о единстве и борьбе противоположностей. Но для этого единства и борьбы следует признать реальное наличие этих двух противоположностей. А не «одно» и «его отсутствие».

В романе Булгакова мы видим попытку автора осмыслить именно единство противоположностей, по мнению писателя, работающих на вечное равновесие мира. Убедительно ли удалось?


Простите, по моему мнению – нет. Воланд и его свита представлены в романе… в конечном итоге … добрыми. Это просто мечта автора о справедливом воздаянии всем за поступки и проступки. По моему мнению, с истинными образами Сатаны и бесов, как их видел, например, кумир Булгакова – Николай Гоголь, эти булгаковские образы никак не соотносятся, представляя собой просто силы неотвратимого наказания каждого человека по делам его.


Итак, суммируя.
Из книг Булгакова я вынесла следующее:
- каждый приходит в этот мир для совершения определённой миссии и Провидением ему оказывается режим наибольшего благоприятствования в этом,
- человек обладает свободой поступка, выбора пути Добра или Зла,
- за всё, рано или поздно, следует воздаяние по делам самого человека.

А уж в какие литературные образы воплотились поэтическим талантом или болезненным воображением Михаила Булгакова эти простые максимы – не суть важно. Давайте зрить в корень.

Ведь главное, что автор призывает всеми доступными ему способами к исполнению человеческого Долга, к Совести, Добру и Любви.

Вот отчего его рукописи и не горят.


Глава 2. Истинное Зло.

А настоящие акты Зла истинного, и верно, «видятся на расстоянии». Ибо они – колоссальны.

Взглянем же на официальную Историю в «высоты птичьего полёта». Что там, внизу?

Постоянные уничтожения более-менее гуманных государств, начиная с Древней Греции, просто раздавленной фактически эллинами, Филиппом и Александром Македонскими. С теми же последствиями, что сопутствовали и революции 1917 года в России – изгнание наиболее думающей или властной части общества, разрушение государственности, воцарение культа монетаризма, всеобщее падение морали.

А если взять восстание Кромвеля? То же самое изгнание и «вырубание под корень» … расчистка поля для посевов прагматизма и монетаризма, чем так славна Британия теперь.


Посмотрим на Францию и революцию 9 термидора… гильотины, Вандея, эмигранты, войны, падение нравственности, воцарение банковского культа. Ротшильды выходят из тени.


Россия 1917 года… а чуть раньше – век Серебряного кокаина, привёдший к сатанизму в литературе и умах, подготовивший почву для восприятия крови и насилия.


А Германия после Первой мировой? Как описывал её А.Вертинский.

Именно тогда и там произошло наступление инородного банковского капитала на промышленность и с/х Германии, когда инфляция в течение одних суток лишала немецких хозяев «заводов , газет, пароходов» их собственности, передавая эту собственность за одни сутки в руки банкиров- инородцев. Озлобляя население той, позорно проигравшей Англии и Франции, страны Германии…

А если вспомнить политические процессы и экономические приёмы, испытанные уже на нашей Родине в 90-е? В годы поворота от развитого социализма к рабовладению? Уже опробованные после разгрома кайзеровской Германии банкирские приёмы лишили теперь уже и жителей нашей страны всего нашего достояния…общего и коллективного. Обогатив …да известно кого обогатив.
Что повторять.

Так где в этих актах ограбления, уничтожения и стран, и целых цивилизаций, видно «справедливое воздаяние Воланда»?

А нигде не видно.

Ибо тут мы имеем дело не с литературными мечтами измученного автора о справедливости, а со Злом в чистом виде. В его физическом проявлении, отрицать существование которого теперь нет возможности.

И развязка близка. Ибо Зло полностью вышло из тени. И мир уж на краю.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x