Сообщество «Форум» 23:43 22 октября 2021

За желанием Узбекистана арендовать земли в России стоит интерес КНР?

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ведёт переговоры с министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан о передаче узбекистанским организациям в аренду российских земель сельскохозяйственного назначения

двойной клик - редактировать изображение

1. В начале октября 2021 года стало известно, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ведёт переговоры с министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан о передаче узбекистанским организациям в аренду российских земель сельскохозяйственного назначения. Проект соответствующего договора вызывает много вопросов – на плодородные земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в южных субъектах Российской Федерации, узбекистанцев не пустят ни за что, а осваивать просторы Сибири и Дальнего Востока для выращивания овощей – тяжело и дорого. Но если предположить, что представители властей Республики Узбекистан «торят дорожку» в Российскую Федерацию не для своих фермеров, а для фермеров нового старшего брата – КНР, то картина выглядит уже совсем по-иному.

Нужно сразу сказать, что КНР была первым государством, которая пыталась арендовать российские земли сельскохозяйственного назначения. Ещё в 2015 году бывший депутат государственного собрания (ил тумэн) Республики Саха (Якутия) III и IV созывов (29 декабря 2002 года – 2 марта 2008 года, 2 марта 2008 года – 14 декабря 2011 года), бывший депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (14 декабря 2011 года – 1 марта 2013 года), тогдашний 2-й губернатор Забайкальского края (18 сентября 2013 года – 17 февраля 2016 года, бывший 1-й врио губернатора Забайкальского края (1 марта 2013 года – 18 сентября 2013 года)) Константин Константинович Ильковский (12 января 1964 года, посёлок городского типа Батагай, Верхоянский район, Якутская АССР, Дальневосточный экономический район, РСФСР, СССР (ныне – посёлок городского типа Батагай, муниципальное образование «Городское поселение „Посёлок Батагай“», Верхоянский улус (район) (муниципальное образование «Верхоянский улус (муниципальный район)»), Республика Саха (Якутия), Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация)) подписал с Чжэцзянской инвестиционной компанией Лтд. «Хуаэ Синбан» (городской уезд Юйхуань, городской округ Тайчжоу, провинция Чжэцзян, КНР) декларацию о намерениях. По этому правовому акту, 115 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения передавалось в долгосрочную аренду китайской организации. Предполагалось, что Чжэцзянская инвестиционная компания Лтд. «Хуаэ Синбан» будет выращивать сельскохозяйственные культуры и аптечные травы, а также заниматься животноводством. Первый этап освоения этих земель в Забайкальском крае китайцами планировалось завершить к 2018 году, а затем увеличить площадь арендованных земель до 200 тыс. гектаров. Но план этот не был реализован, хотя как посмотреть...

двойной клик - редактировать изображение

2. Власти Забайкальского края объясняли своё стремление к сотрудничеству с КНР большими площадями «брошенных» земель сельскохозяйственного назначения. По сравнению с советскими временами в Забайкальском крае на тот момент и правда не обрабатывалось более 800 тыс. гектаров земли сельскохозяйственного назначения. «Мы рады любому инвестору. Мы провели достаточно большое количество переговоров с нашими ведущими российскими грантами, которые занимаются обработкой сельхозземль, но в силу того, что у нас – зона рискованного земледелия, россиян, желающих войти сюда, нет», – говорил К.К. Ильковский. Однако, его инициативы народной поддержки не нашли. Местные жители уже давно имеют дело с китайцами, которые активно ведут свой бизнес в Забайкальском крае. И местные жители знают, что китайцы просто отравили свою землю пестицидами, отчего и ищут теперь новые территории. Поэтому инициативу К.К. Ильковского многие забайкальцы восприняли в штыки. И это, возможно, послужило одним из поводов окончания политической карьеры К.К. Ильковского – в 2016 году он досрочно покинул губернаторское кресло.

Отступились ли китайцы от Забайкальского края (Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация)? Похоже, что нет. Просто они колонизируют Забайкальский край не в соответствии с межгосударственными двусторонними договорами, а тихой сапой. Сегодня в Забайкальском крае полным-полно проживает переселенцев из северных провинций КНР. Они строят там теплицы, занимаются лесным промыслом. Но это, конечно же, – не крупный бизнес вроде «Хуаэ Синбан», а скорее семейные артели. И чем они в общей сложности владеют, подсчитать не представляется возможным. То же самое имеет место и в соседних субъектах Российской Федерации. Из официальных лиц на эту тему однажды разоткровенничался бывший 5-й губернатор Еврейской автономной области (22 сентября 2015 года – 12 декабря 2019 года, тогдашний 1-й врио губернатора Еврейской автономной области (24 февраля 2015 года – 22 сентября 2015 года)) Александр Борисович Левинталь (18 октября 1957 года, город областного подчинения Биробиджан, Еврейская автономная область, РСФСР, СССР (ныне – город областного значения Биробиджан (муниципальное образование «Городской округ „Город Биробиджан“»), Еврейская автономная область, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация)). На ежегодном деловом российском мероприятии в экономической сфере – Петербургском международном экономическом форуме 2015 года – он заявил, что 80 % земель сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области контролируется китайцами. «Когда меня назначил президент, ко мне кинулись инвесторы: мы знаем, что вы – сельскохозяйственная территория, – будем развивать сельское хозяйство. Но в управлении сельского хозяйства мне сказали, что земли для инвестиционных проектов нет. Потому что вся земля роздана на лоскутки, порезана. Где-то есть российские фермеры, но, по моим данным, 80 % земли контролируется китайцами: законно, незаконно, разными способами. В результате сельское хозяйство идёт в тупик, к катастрофе. 85 % земель засаживается соей – культурой, которая убивает землю, если два-три года её сажать», – говорил А.Б. Левинталь. После этого никто из руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации уже не рисковал публично высказываться в пользу сотрудничества с китайцами, и тема ушла из информационной повестки.

3. Между тем КНР активно ищет новые земли сельскохозяйственного назначения на постсоветском пространстве. Самый лакомый кусок для него – степи Республики Казахстан. Началась китайская экспансия в степи Республики Казахстан ещё в 1994 году, когда правительство Республики Казахстан передало КНР 946 квадратных километров бывшей советской территории, дабы урегулировать вопрос с границами. С тех пор Чжуннаньхай считает своим главным стратегическим партнёром в Средней Азии Республику Казахстан и щедро подкармливает правительство Республики Казахстан кредитами. Взамен получая доступ к природным ресурсам Республики Казахстан. В 2016 году в Земельный кодекс Республики Казахстан были словно нарочно внесены поправки, позволившие иностранцам брать земли в аренду. Вскоре после этого стало известно, что китайцам готовятся отдать 1,7 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения для выращивания рапса. Это возмутило местных аграриев, которые и сами были не прочь подзаработать на перспективной культуре. В итоге по Республике Казахстан прокатились антикитайские митинги. И хотя уличные выступления были подавлены властями Республики Казахстан, но всё же они под угрозой народного гнева отыграли вопрос с арендой земель иностранцами – был введён мораторий на аренду земель иностранцами до 2021 года. Теперь его собираются продлить ещё на шесть лет, но существенное влияние на реальную картину это вряд ли окажет. Китайский бизнес уже вовсю пользуется казахстанскими землями сельскохозяйственного назначения. Формально пашней владеют казахстанские организации, но истинные её бенефициары скрыты с помощью мутных схем. Обычно китайцы действуют, не спеша и аккуратно. Сначала они просто закупают продукцию у крупных казахстанских сельскохозяйственных организаций. А случись у тех проблема (засуха, неурожай), подставляют партнёрское плечо в виде кредитов. После чего нужные люди входят в число совладельцев казахстанских сельскохозяйственных организаций, и они окончательно оказываются привязаны к китайским поставщикам и покупателям.

По аналогичному сценарию развивается ситуация в Республике Таджикистан. Территориальная экспансия началась ещё в 2011 году передачей КНР богатых полезными ископаемыми приграничных территорий Республики Таджикистан, относящихся к горной системе Памир. Затем дело дошло и до сельскохозяйственных угодий. Первые 15 тыс. гектаров были выделены КНР в аренду в 2015 году на 49 лет. Здесь выращивают хлопок, который отправляется на переработку в КНР. Секрет успеха инвесторов – дешёвая таджикистанская рабочая сила. Местные женщины вкалывают на полях за копейки, да и то время от времени жалуются на задержку оплаты.

Республика Узбекистан среди своих среднеазиатских соседей стоит особняком с точки зрения сотрудничества с КНР по земельным вопросам. Открыто тема аренды пашни между Республикой Узбекистан и КНР даже не обсуждалась. При этом кабинет министров Республики Узбекистан объявил КНР «ближайшим партнёром». КНР активно обеспечивает узбекистанцев кредитами и рассматривает Республику Узбекистан как важнейшее звено своей политико-логистической системы и инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь» (кит. трад. 一帶一路, кит. упр. 一带一路, пиньинь Yī Dài Yī Lù, палл. И Дай И Лу). Ведь «кольца анаконды» бывают не только американскими, или англо-саксонскими. И вот вдруг такой поворот: Республика Узбекистан собирается взять пашню в долгосрочную аренду у Российской Федерации.

двойной клик - редактировать изображение

4. Чем объясняется эта неожиданная инициатива? Пресс-служба министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан заявила, что Республика Узбекистан хочет арендовать российские поля, чтобы выращивать на них сельскохозяйственные культуры для собственного потребления. Речь идёт о масличных, сое и пшенице. В будущем Республика Узбекистан планирует арендовать до 1 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации. Но для начала узбекистанский финансист и государственный деятель, бывший председатель Национального банка Узбекистана (2009 год – 2017 год), бывший первый заместитель председателя Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана (2017 год – август 2017 года), бывший первый заместитель председателя Счётной палаты Республики Узбекистан – начальник Инспекции по контролю за полнотой поступлений в государственный бюджет (август 2017 года – 2017 год), бывший министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (2017 год – 28 января 2019 года), действующий 2-й министр сельского хозяйства Республики Узбекистан (с 28 января 2019 года), действующий член политического совета Либерально-демократической партии Узбекистана (с 1 сентября 2020 года) Джамшид Абдухакимович Ходжаев (узб. Jamshid Avduxakimovich Xojaev/Жамшид Абдухакимович Ходжаев, 1979 год, Ферганская область, Узбекская ССР, Среднеазиатский экономический район, СССР (ныне – Ферганская область (вилоят), Республика Узбекистан)) предложил арендовать у Российской Федерации 35 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения «для налаживания контактов и механизмов взаимодействия, а также их практической отработки с последующим вывозом урожая в Узбекистан».

В этих словах Д.А. Ходжаев очень верно расставил акценты. Главная проблема состоит не в том, чтобы взять в аренду у Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и вырастить на них урожай (к слову сказать, 35 тыс. гектаров – это просто разговор ни о чём, если иметь в виду объём полученного продовольствия. С этих земель сельскохозяйственного назначения, к примеру, можно получить всего лишь около 0,2 млн. тонн пшеницы, а в последние годы Республика Узбекистан закупает около 3 млн. тонн пшеницы). Гораздо сложнее будет урегулировать все экономические и фискальные вопросы. К примеру, сейчас в Российской Федерации устанавливается новая система пошлин на экспорт продовольствия. Эксперты уже говорят, что если узбекистанцев обложат пошлинами по общему правилу, то их бизнес будет обречён. Значит, они будут выторговывать для себя какие-то преференции. Другой вопрос – закупка удобрений. В Российской Федерации действуют льготные цены с дисконтом от мировых. Будут ли узбекистанцы пользоваться этим преимуществом? Очевидно, что они на него рассчитывают, если нацелились работать на нашей территории. Но всё это потребует долгих переговоров, согласований и политического торга. Зачем всё это Республике Узбекистан, если урожай с арендованных земель не сыграет существенной роли в обеспечении её продовольственной безопасности? В конце концов, если Республике Узбекистан не хватает пшеницы или сои, то закупку этих продуктов можно оформить в считанные дни. А уже по поводу цены можно торговаться, в том числе, и с учётом политических позиций.

В качестве объяснений некоторые эксперты говорят, что Республика Узбекистан пытается создать рабочие места для своих граждан. Но ведь узбекистанцы и без того едут на заработки в Российскую Федерацию! Здесь для них создают рабочие места российские компании, и у них это неплохо вроде бы получается.

Но российскому народу не так уж существенно, чем руководствуется власть Республики Узбекистан. Для российского народа гораздо важнее вопрос: зачем всё это нужно ему? Российская власть и так открыла шире уже некуда ворота для гастарбайтеров из бывших советских республик Средней Азии. И ширина между их «створками» – мощный политический рычаг. Аренда российских земель сельскохозяйственного назначения иностранными организациями никак не усилит позиции Кремля в переговорах с Республикой Узбекистан. А вот если добавить в это уравнение Чжуннаньхай, то картина становится интереснее.

двойной клик - редактировать изображение

5. Российская Федерация, а если быть более точным, то российский народ, несмотря на всё богатство российских природных ресурсов попросту вымирает на пока ещё собственной территории, в лучшем случае становясь обслугой иностранных (читай – глобальных) интересов: европейских, китайских, турецких, американских, иранских, арабских и так далее. Этот процесс был запущен ещё в позднесоветский период, начиная примерно с 1967 года, но приобрёл угрожающий и совершенно трагический характер для российского народа после распада-развала СССР. Всё это связано лишь с тем, что та власть, которую принято называть российской, носит откровенно оккупационно-компрадорский характер по отношению к российскому народу: какие-то воровские группы получают фантастические барыши за счёт нещадной эксплуатации российских природных и человеческих ресурсов, иногда даже за счёт бюджетной системы Российской Федерации в Африке, но российский народ вымирает со всё большей скоростью. И ничего другого уже 30 лет просто не происходит, несмотря на все якобы победные реляции.

Пустить китайцев в Сибирь и на Дальний Восток, пусть даже под видом узбекистанцев, – это значит позволить им создать логистические коридоры для вывоза продукции. Выход на гигантский китайский рынок стал бы красивой галочкой в послужном списке бывшего 4-го председателя правления акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» (26 мая 2010 года – 18 мая 2018 года), действующего 6-го председателя наблюдательного совета акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» (с 23 июля 2018 года), бывшего 10-го и действующего 11-го Министра сельского хозяйства Российской Федерации (18 мая 2018 года – 15 января 2020 года, с 21 января 2020 года, бывшего 7-го врио Министра сельского хозяйства Российской Федерации (15 января 2020 года – 21 января 2020 года)) Дмитрия Николаевича Патрушева (13 октября 1977 года, город республиканского подчинения Ленинград, Северо-Западный экономический район, РСФСР, СССР (ныне – город федерального значения Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Российская Федерация)). И открывшимся коридором гипотетически могли бы воспользоваться близкие к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации агрохолдинги. Так что, надо полагать, в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации заинтересованы в реализации такого проекта. Вот только какую цену может заплатить за эту предполагаемую выгоду вся российская экономика, и, прежде всего, аграрный сектор? Так долго говорили о необходимости развивать свою глубокую переработку, чтобы вывозить её продукты, в том числе, и в КНР, – и тут такой разворот. Стоит ли после этого ждать инвестиций в высокотехнологичные перерабатывающие предприятия? Отдельная тема – это влияние китайских аграрных технологий на российскую экологию. Свою землю китайцы уже загубили. Ну а теперь пришёл черёд загубить китайцам и российскую землю?

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x