Авторский блог Сергей Черняховский 02:33 2 марта 2020

ЮКОС и мировое право

Россия в юридической форме сама зафиксировала, что процессы приватизации в стране были незаконны
25

У Ленина в свое время была фраза о том, что «право есть возведённая в закон воля господствующего класса». Оппонирующие юристы, представляющие иные идеологии, никогда с этим не соглашались и считали, что право должно стоять над перипетиями противостояния классов, интересов и воли.

Спорить о том, что более верно, можно долго. Только нужно учесть, что оппоненты Ленина говорят о том, как должно быть, Ленин писал о том, как оно есть на деле.

Перефразируя, вполне можно сказать: «Международное право есть возведенная в закон воля мирового доминирующего политического субъекта». То есть международное право есть оформление более сильной международной воли. Отклонения, конечно, могут быть – комбинации меняются. И субъекты правосудия могут стремиться к повышению своей значимости, а отсюда – демонстрировать возможно искреннюю веру в то, что суд в Гааге может быть независим от воли в Вашингтоне или Брюсселе.

НО для этого в любой правовой системе существуют инстанции, правомочные поправлять подобные иллюзии.

Апелляционный суд в Гааге в своем «деле ЮКОСа» присудил России выплату 50 млрд долларов в пользу «наследников ЮКОСа» не потому, что аргументы и юридические доводы его адвокатов были весомее доводов России, а потому, что воля и интересы субъектов «западной коалиции» для Гааги были весомее доводов адвокатов России.

Западная коалиция вполне спокойно приняла арест Ходорковского и национализацию его компании пятнадцать лет назад, потому что Россия выглядела тогда слабой и послушной, и не выглядела для Коалиции неким конкурентом. Тем более, что продемонстрируй в тех же США некий магнат экономические и политические амбиции в противостоянии с существующей властью, правовая система США решила бы проблемы с ним много безжалостней.

Но все изменилось: Россия перестала быть послушной – и поставила вопрос об изменении порядка взаимоотношений, установившегося после раздела СССР. Россию решили наказать за непокорность. И правовая система вполне естественно стала выражать данную политическую волю. Потому что правовые системы для того и существуют, чтобы правовыми постановлениями оформлять политическую волю сильного.

А Россия в свое время объявила свою правовую систему частью мировой политической системы.

То есть, возможно, вполне неосознанно приняла на себя обязательство в решении тех или иных текущих вопросов – от «дела Юкоса» до «дела Украины» — не выходить за рамки норм, правил и политической воли господствующих в мире политических субъектов. В рамках соблюдения ей этих правил ей благожелательно позволили бы национализировать компании хоть Ходорковского, хоть Авена с Фридманом, хоть Потанина или Дерипаски с Вексельбергом по принципу: «Ваши холопы — вы с ними и разбирайтесь».

Ситуация изменилась, и ей решили разъяснить, что пока она не вернется к покорности, любой возникающий спорный случай будет трактоваться не в ее пользу. И судить ее будут любые суды, на участие в которых она не соглашается и процессы, на участие в которых она согласия не давала.

При этом доводы, к которым апеллировала, судя по заявлению Минюста РФ, Россия в суде – просто игнорировались. И это было интересно в том отношении, что эти доводы были бесспорны с точки зрения формальной юриспруденции и международной, и национальных правовых систем Запада – но противоречили тем негласным политическим условиям, на которых Россию западная коалиция соглашалась в 90-е годы признать равноправной. Точнее, относительно равноправной: в рамках общей покорности воле мирового гегемона.

Суть доводов российской стороны была в том, что это решение было вынесено, несмотря на то, что Россия не давала своего согласия на такое арбитражное разбирательство, а экс-акционеры ЮКОСа не являлись добросовестными инвесторами, что они получили контроль над активами с помощью целого ряда незаконных действий, и в ходе управления компанией мажоритарные владельцы прибегали к уклонению от налогов, нелегально выводили активы за рубеж, отмывали деньги и совершали прочие противоправные действия.

К чему бы приговорили некое лицо в США или иной западной стране с устоявшимся правосудием, незаконно получившее компанию, не платящую налоги и отмывающую нелегальные средства, можно не комментировать. Но эти правила – для тех внутренних элементов системы. Как внутреннему элементы системы ей никто бы не стал пенять на наказание подобной предпринимательской группы.

Но для России эти же действия были своего рода правилом и экзаменом на вступление в систему. Её в систему принимали именно за то, что она позволила всё это в 90-е годы делать. Потому что это делал не только Ходорковский и ЮКОС, это в той или иной степени делали все, кто проводил приватизацию и кто участвовал в приватизации.

Для любой международной инстанции признать правоту России на основании данных аргументов значило признать право России на пересмотр всех условий, по которым она в систему входила. Причем, если бы эти условия были формально зафиксированы, ситуация была бы иной: есть условия, на которых Россию приняли в систему, Россия условия не соблюдает и об этом говорит прямо, официально и честно их оспаривая — суд это признает и фиксирует, и либо Россию из «системы» исключает, либо предлагает сами условия пересмотреть.

Только все было не так: все эти условия по демонтажу своей экономики и созданию на незаконных основаниях класса крупных предпринимателей сами по себе противоречили правовым нормам системы, в которую Россию вовлекали. То есть для вхождения в систему России предложили исполнить условия, считающиеся равноправными в самой системе, и зафиксировать их в легально юридической форме было невозможно.

А поскольку сами условия были противоправны, признать это для судебной системы Запада – означает признать и отменить свои же противоправные действия, вернуть приобретенные средства (а по некоторым расчетам, они доходят до 50 трлн долларов) либо признать свою обязанность их выплачивать и при этом признать и юридически зафиксировать, что Россия имеет право пользоваться преимуществами участия в этой системе без соблюдения условий, перед ней поставленных, причем с правами на получение компенсаций за все убытки, причиненные Западом России в ходе 1990-х гг., — и на возврат всех вывезенных из России капиталов.

Это, конечно, не безоговорочная капитуляция в Потсдаме, но полная юридическая фиксация поражения Запада в той своеобразной войне, которую он минимум треть века вел против России. И нужны достаточно специфические условия, чтобы он на это согласился.

Но важнее другое. Выдвинув в качестве аргумента, обосновывающего право государства на экспроприацию имущества крупных компаний, все сказанное, Россия, практически, в юридической форме сама зафиксировала, что процессы приватизации в стране были незаконны. И что любая компания, получившая от государства имущество с помощью незаконных действий в ходе приватизации либо уклоняющаяся от уплаты налогов, либо выводящая активы за рубеж, либо использующая отмыв средств и иные противоправные действия – потенциально подлежит национализации. То есть любая компания, получившая государственное имущество в ходе приватизации, может быть национализирована.

И эта, пока несколько завуалированная констатация, имеет несколько адресатов. Конечно, во-первых, при развернутости ее в сторону электората и доступной подаче она окажется приподнято воспринята обществом и получит усиление поддержки существующей власти.

Во-вторых, она ещё раз объявляет крупным предпринимательским кланам страны: мы признали ваше имущество незаконно нажитым. Будем ли мы из этого делать практические выводы или нет – зависит от вашего поведения и уже не только лояльности, но и активного участия в решении национальных задач страны.

В третьих, оно обращено и к международному бизнесу и говорит ему: вы очень много получили за наш счёт в 90-е годы. Очень много. Поэтому решайте: разберитесь со своими политиками и юристами. Они нам надоели. Поэтому либо вы приводите их к порядку и жизни по согласованным с нами нормам, либо мы открыто поставим вопрос о том, как вы вели себя в нашей стране в 90-е годы и сколько наших денег себе присвоили. И тогда вы очень многое можете потерять.

И здесь уже определенным и демонстративным — и реальным укрепрубежом, пригодным и для обороны, и для наступления, — становится принцип приоритета национального законодательства над международным. Причем нигде не говорится, что этот приоритет будет действовать исключительно на территории России. По сути означающий, что никаких ваших судебных либо иных решений, за исключением отвечающих нашим интересам, мы исполнять не будем. А будем руководствоваться исключительно нашими законами и решениями, отвечающими нашим национальным интересам. Причем и на нашей, и на вашей территории.

В конкретном же прикладном значении сегодняшнего дня признание Россией всего сказанного означает возможность тех или иных форм национализации применительно к любым бизнес-компаниям России, основывающих свою деятельность на приобретениях и выгодах, полученных в ходе приватизации.

Публикация: km.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
28 февраля 2020 в 23:39

Очень много слов в статье, но нет ГЛАВНОГО:
потому как 15 лет назад Россия сама признала юрисдикцию Гааги по данному делу.
Тогда мы все жили в другом мире. Ещё не прозвучала Мюнхенская речь путина, российская армия не принуждала к миру соседнюю Грузию, "вежливые люди" посещали Крым исключительно как туристы, а российская экономика продолжала подъём, получив допинг от дорожающих газа и нефти. В общем, была – несмотря на некоторые трения – дружба с Западом.
И вот на этом фоне Россия, стремившаяся продемонстрировать свою инвестиционную привлекательность и правовую цивилизованность, заключила одно "небольшое" соглашение. В конце октября 2005 года на предварительном слушании по делу российская сторона подписала с истцами – бывшими основными акционерами "ЮКОСа" – соглашение, по которому обязалась следовать в этом конкретном деле положениям Энергетической хартии в части защиты инвестиций и, соответственно, правилам рассмотрения споров в Постоянной палате третейского суда в Гааге. Что надо подчеркнуть особо, по статусу этого арбитража, он может рассматривать любое дело только с согласия всех спорящих сторон.
Более того, по установленным правилам, споры разбираются тремя арбитрами. По одному назначает каждая из спорящих сторон, третьего, независимого, эти двое назначенцев выбирают уже сами. Соответственно, российская сторона своего арбитра назначила, тем самым подтвердив согласие на процесс.
И в итоге три арбитра – единогласно – пришли в июле 2014 года к выводу, что государство осуществило полномасштабную атаку на "ЮКОС" и её бенефициаров с целью обанкротить компанию и присвоить её активы в пользу госкомпаний "Роснефть" и "Газпром", таким образом экспроприировав собственность и нарушив положения Энергетической хартии.
Так какие претензии у автора к западу? Все было сделано с согласия путина и его окружения. Единственный правдоподобное объяснение этого антигосударственного преступления - это использование Гааги для грабежа России группой "неизвестных" акционеров, в число которых могут входить и путпотовцы, доверившее решение российских внутренних вопросов Гааге.

29 февраля 2020 в 03:41

Виктор, спасибо, как всегда очень емко и профессионально. А скажите, из этой ловушки, что приготовил нам Запад с Ходором, средствами буржуазной государственности как то можно выпутаться? Ведь видно же, что Запад нас сейчас просто обваливает, чтобы не допустить сохранение Великого кормчего во власти. Им надо, чтобы он ушел, пришли новые с правого фланга, после чего мы окончательно становимся сырьевой колонией. Как нео-буржуазия способна кризис решить, ил и придется отдавать и поднимать пенсионный возраст еще на пару лет?

29 февраля 2020 в 07:52

В данном случае оба варианта хуже некуда: выплата по суду приведет к окончательной потере остатков, даже не уважения, а лояльности к этой "власти". СМИ пестрят сообщениями о выплатах Россией дани Украине, Грузии, продажи золота Лондону на сумму более 5 млрд. долларов и т.д. Невыплата путпотовцами дани тоже приведет к колоссальным имиджевым потерям России, которую достаточно справедливо обвинят во всех грехах, появится возможность шельмовать ее везде и по любому поводу, ареста заруб. активов. Собственно, решение Гааги стало дополнительным и весомым аргументом для перевода подготовки поправок Конституции в "режим ловли блох". Главнюку срочно понадобилась убежище в СФ или Госсовете, что лишний раз подчеркивает его изворотливость и продвинутых в шкурных, личных моментах. Следовательно сразу возникает вопрос: как и почему путин мог проявить столь вопиющую "близорукость" по отношении к России, доверившись Гааге? Можно ли представить, что путин или кто-то из его окружения после отставки согласится свою деятельность на посту президента подвергнуть ревизии в Гааге? История доказала: если политик начинает работать на запад, то он теряет всякий авторитет в России и за рубежом.

29 февраля 2020 в 08:03

Вероятно единственным выходом из этой ловушки может быть объявление антигосударственным преступлением приватизацию, которая привела к ельцинскому и путпотовскому геноциду население России. Материалы по геноциду собирала ГД еще во времена ельцина. Сейчас эти материалы вместе с новыми могут пригодиться.

29 февраля 2020 в 14:35

Сергей, не одна статья на эту тему опубликована Юрием Болдыревым в Св.прессе еще пару лет назад.
Предупреждал, что нельзя привлекать иностранных адвокатов! На какие- то нюансы приватизации опирплся. Он же собаку сьел на этом.
Предупреждал, что всё для нас консится плачевно.
Тщетно.

1 марта 2020 в 11:11

Виктору Родионову. Спасибо за аналитику. Серьезно вы работаете, обстоятельно.
Надежда и вам спасибо за подсказку, прочту. Иностранные, что адвокаты, что юристы это всегда угроза. Могут сделать закладку мины такую, что потом рванет по крупному.

28 февраля 2020 в 23:42

... Юридическая фиксация поражения Запада...
--Если это начало анекдота, давайте, жгите дальше, по моему концовка будет ещё пикантнее.
--Россия перестала быть послушной, зато вы Черняховский видно уж больно послушны.

29 февраля 2020 в 08:44

Как человек, имеющий прямое отношение к делу ЮКОСа в качестве бывшего владельца ее акций и потерявший их в результате "атаки на ЮКОС с целью обанкротить и овладеть ее активами"*, хочу дать кое-какую информацию и заодно спросить кое о чем - может автор или В.Родионов смогут ответить на мои вопросы.

Автор не пишет о том, что в 2014 году Арбитражный суд Гааги удовлетворил требование акционеров ЮКОСа о компенсации потерь бенефициаров от того грабежа в размере 100 миллионов долларов. Затем, в 16-ом, это решение суда им же было отменено, когда Россия и вправду находилась в режиме "покорности" "воле мирового доминирующего политического субъекта" (конечно же, ленинское определение права сильного для Черняховского - человека системы - неприемлемо). Но, несмотря на это, в США в том же 16-ом году было создано Агентство по распределению денежных средств бывшим акционерам ЮКОСа под эгидой компании Гарден Сити Груп, составной частью другой компании - Шлихтинг администрациекантоор файнэншл перфоманс холдингс". Но откуда деньги? Мне было предложено возместить мои потери по 15 долларов за акцию. Два года моих хлопот ради доказательства права на компенсацию привели к тому, что мне вместо обещанной суммы вот уже третий подряд шлют транши в виде смешных сумм в 1,5 - 2 тыс. рублей в год.

Что это было и что это есть - кто объяснит? Значит, Россия платит (заплатила), несмотря на решение суда, этому "Шлихтингу.... ", а он делает вид, что платит бывшим акционерам ЮКОСа, выплачивая им смехотворные деньги в качестве дивидендов от оборота бывших активов ЮКОСа, перешедших на служение другим лицам, в числе которых наверняка фигурируют грабители награбленного отечественного происхождения.

Приходится ставить жирный знак вопроса автору статьи: всерьез ли он думает, что Россия (читай - Путин) вышла из-под влияния Запада, или же мы читаем очередной панегирик действующей власти перед очередным ее маневром в виде поправок к ельцинско-бушевской Конституции, в которой по ошибке, на волне эйфории от кровавой победы, была вписана статья, что Россия является социальным государством.

* в третьей строке сверху: это цитата из Первого дела Арбитражног осуда Гааги.

29 февраля 2020 в 08:46

Поправка: 100 миллиардов, а не миллионов, долларов.

29 февраля 2020 в 12:45

У меня тоже нет полных сведений о путпотовском разграблении России и манипуляциях с акциями и акционерами. Но информацию к размышлению дает недавняя статья В.Симчеры: "..Явно и наглядно эту раздвоенность и двуликость России демонстрирует сегодня Газпром, как якобы самая типичная и первоклассная её компания, её так называемое национальное достояние. Тот самый Газпром, 50% акций которого в явном виде и 25% в неявном виде принадлежит иностранным компаниям и подставным офшорным лицам, происхождение капиталов которых и их чистота неизвестны. "
Как видите В.Симчера прямо указывает на то, что "Нац. достояние" российским уже не является. Возможно, что и в отношении Роснефти, которая управляется, фактически, западными членами совета директоров, это тоже может иметь место.Тот же Катасонов в одной из своих статей отметил, что во время расследования дела Юкоса следователи обнаружили небольшую фирму ротшильдов, которая и управляла Юкосом. Сейчас официально 20% акций Роснефти принадлежит ротшильдам.
Помните как во времена ельцина нищая Россия с куцым бюджетом, который грабили все кому не лень начала платить "неведомым акционерам" царские долги. В прошлом году потомки держателей обязательств по "царским долгам" опять потребовали от России уже 53 млр. евро.

Но тем не менее информация В.Чернова представляет большой интерес и подтверждает мою версию. Кто-то пытается "компенсировать ущерб акционерам Юкоса", зная уже в 2016г, что России придется платить и на этом можно нажиться. Таким образом, бенефициары гаагского суда находятся и в России.

29 февраля 2020 в 14:28

Виктору Родионову признательность за отклик на мой комментарий-вопрос.

Впрочем, у меня самого не было сомнений относительно судьбы отобранных у Ходорковского активов, якобы национализированных, по С. Черняховскому, в пользу государства.

29 февраля 2020 в 16:33

У меня к Вам личный вопрос: как я понимаю у Вас нет акций Юкоса в "чистом" виде, а, скорее всего, есть депозитарная расписка о наличии этих акций с записью в реестре акционеров. Такой вариант практиковал Газпром.
Таким образом, отчасти понятны некие манипуляции с акционерами(или реестром акционеров?), людишек имеющих инсайдерскую информацию из Гааги и кремля.
Знаменитое дело браудера-магницкого связано с покупкой акций Газпрома. По российским законам покупать акции Газпрома иностранцам было запрещено. Но браудер и магницкий делали ЭТО БЕЗ ВСЯКИХ ПОМЕХ со стороны силовиков. Закупили порядка 26,2% акций Газпрома, которые сейчас обращаются на биржах США. Потом разразился скандал, руководство Газпрома вроде бы пыталось бодаться, но проиграло. Главный свидетель магницкий погиб в тюрьме, похоронив возможность привлечь к ответственности тех, кто участвовал в этом преступлении. путпотовцев нагнули в очередной раз и они признали действительными проданные акции нац. достояния. В этот период многие миноритарные акционеры продавали свои акции браудеровцам. Но потом увидев, что дивиденды продолжают поступать, умудрились продать их еще раз. Через некоторое время продавцам все таки пришлось заключать договор отказа от акций Газпрома.
Т.е. этот пример доказывает, что рос. государство лишилось "руля и ветрил" и оказалось во власти рыночной стихии и наживы.

29 февраля 2020 в 16:40

Вообще -то оценку деятельности шлихтинга должны давать правоохранительные органы, которых в Росси, похоже, нет. Как можно проводить манипуляции с акциями компании, которая обанкрочена и не существует уже много лет?

29 февраля 2020 в 18:23

Юкос, это начало передела собственности от *семейных* к силовикам и преданным друзьям Путина. Так что это только начало и в зависимости от выполнения решений суда, впереди будет водопад исков с катастрофияческими последствиями. Предвидя это, жулики во власти решили срочно подогнать Конституцию под воровские интересы. А потому пойдём мы или не пойдём голосовать, им наплевать - они уже агонизируют и второпях наломают дров ещё больше, чем если бы признали приватизацию незаконной.

29 февраля 2020 в 19:38

Да, Вы правы - была выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг вместо акций, с указанием, что выписка не является ценной бумагой.

Подробный комментарий модератор почему-то не пропускает - какой-то сбой или... Никакого криминала в тексте не было.

1 марта 2020 в 12:08

Вот и я примерно так же думаю. Жулики подавились слишком большим куском. При этом "приверженность" либерастному западному образу жизни сыграла с путпотовцами злую шутку - на западе все таки есть правила и законы для власти. А путпотовцам - закон не писан.
Еще когда только дело Юкоса начиналось, мудрый Геращенко, к моему удивлению, высказался против банкротства Юкоса и настаивал на сохранении этой компании(хдк и пр. от тюрьмы он нет защищал). Время доказало правоту Геращенко. Роснефть за бюджетные 56 млрд. дол.приобрела ТНК-БП, потом экспроприировала Башнефть, получила колоссальные "преференции" от путпотовцев за счет казны, но капитализация ее в районе 50 млрд. долларов так и держится. Разоряет ценами на ГСМ крестьян и граждан России. Когда -нибудь отчет от ее деятельности станет бестселлером для всех в.комбинаторов. Чем хдк и др. хуже "сеченых"?

1 марта 2020 в 13:26

Решение государственного апелляционного суда в Нидерландах, к каким бы новым ухищрениям ни пытались теперь прибегнуть в Кремле, поставило точку в многолетней тяжбе акционеров ЮКОСа и России. Одна из самых больших компаний страны была просто украдена и распилена государством, которое теперь должно вернуть пострадавшим 50 миллиардов долларов.

Не знаю уж, какой видит свою роль в истории сам Владимир Путин, но в одном я уверен: в учебниках он останется как правитель страны-воровки. При нем Россия все время что-то крадет, не останавливаясь. Чужие компании, чужие территории, чужие корабли, чужих граждан, чужие победы - когда меняет мочу в пробирках. Нет ничего, что не было бы основано на воровстве.

Говорят, что Путин с презрением относился к рецидивисту со стажем Виктору Януковичу, но отчего же? Янукович хотя бы не притворялся и не скрывал бандитских судимостей в своей биографии. А Путин и его приближенные гордятся своими офицерскими погонами, а ведут себя как заправские карманники, готовые выхватить кошелек из любой незастегнутой сумочки: что ЮКОС, что Крым, что старое украинское судно – все пойдет.

При этом постоянно проигрывают все судебные процессы, как начинающие уркаганы, которые еще не успели обзавестись хорошими юристами. Морской арбитраж, который потребoвал от Москвы отдать Киеву похищенных моряков и корабли. Арбитраж по газу, который потребовал от "Газпрома" вернуть недоплаченное "Нафтогазу". Дисквалификация российского спорта - почти перманентная. Теперь вот процесс по иску ЮКОСа. Все время выглядят виновными, незадачливыми, вороватыми. Но зато очень богатыми. За чужой счет. И за счет репутации страны, власть в которой они захватили.

Потому что самое главное, что украла эта пиратская бригада, - она украла у русских Россию, превратила ее в страну-воровку после нескольких лет бесплодных надежд на выздоровление государства.

Эта кража и есть самое главное историческое достижение Путина.

Виталий Портников, 20.02.2020

Ваше мнение?

1 марта 2020 в 16:18

Собственно никаких иллюзий нет. 90-е, доклад Салье, город " кинули" на 120 млн. долларов (цифра по памяти, возможно не точная) по программе "Сырьё в обмен на продовольствие". Когда-нибудь снимут фильм о тех временах с символическим названием " Начало", по аналогии с замечательным советским фильмом, но с противоположным "ароматом".

1 марта 2020 в 19:23

В общем-то с большей части фиминого комментария я согласен, кроме вот этого пассажа: "..Не знаю уж, какой видит свою роль в истории сам Владимир Путин, но в одном я уверен: в учебниках он останется как правитель страны-воровки. " Здесь у Фимы глубочайший блуд (или заблуждение?).
У России путпотовцы уже тридцать лет воруют, накопленное за тысячу лет. Юкос под патриотическими лозунгами отжали в пользу друзей путина(не в пользу России- наша страна от этой сделки получила колоссальные убытки). пут. друганы сказочно обогатились за счет Роснефти, сбросив все убытки и "издержки" на Россию и население. Т.е. у России сначала хдк и К украли нефтяную компанию, которую путпотовцы отжали в свою пользу. Теперь российское население за "незаконное обогащение путпотовцев" с точки зрения международного "права" наказывают население. путпотовцы при любых раскладах ничем не рискуют.

1 марта 2020 в 19:30

Вопрос к Фиме: почему Гаага не наказывает персонально чиновников и "правителей", причастных к банкротству Юкоса? Ведь в Нюрнберге судили не Германию а ее правителей? В решении гааги присутствуют фашистские мотивы. Точно также нацисты приговаривали к смерти целые страны и народы.

1.0x