Авторский блог Вячеслав Кочнов 13:50 25 ноября 2019

Музыкальные театры Санкт-Петербурга – детям

Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" возродил детскую оперу Цезаря Кюи "Красная Шапочка"

двойной клик - редактировать галерею

Школьные каникулы в городе на Неве ознаменовались сразу тремя премьерами музыкальных спектаклей для детей. Два мюзикла: совершенно новый «Белый клык» Анастасии Беспаловой (либретто Л. Яковлева по повести Джека Лондона) в «Зазеркалье» и знаменитые, любимые несколькими поколениями детей и взрослых «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова на большой сцене «Мюзик-холла», а также опера известного русского композитора-кучкиста Цезаря Кюи «Красная Шапочка», благодаря обилию балетных сцен, также очень похожая на мюзикл.

Цезарь Кюи сегодня известен больше как скандальный критик-полемист, позволявший себе в своих рецензиях поучать великих – Чайковского и Вагнера. Однако, по мнению главного режиссера и худрука музыкального театра «Санктъ-Петербургъ опера» народного артиста России Юрия Александрова, один из главный кучкистов Кюи – большой и недооцененный русский композитор, чьи произведения достойны самого пристального внимания и высокой оценки.

«Красная Шапочка», созданная композитором в 1911 году специально для наследника российского престола Алексея Николаевича, уже вторая его опера для детей, представленная на блистательной сцене театрального зала особняка фон Дервиза, куда можно приходить и как в музей – только ради его роскошных и изысканных интерьеров. «Кот в сапогах», сочиненный композитором двумя годами позже в 1913-м, был поставлен Юрием Александровым в прошлом сезоне, а его успех оказался просто ошеломительным – билеты на очередной спектакль раскупаются за неделю-две, а то и за месяц до представления. Это, конечно же, стало одним из мотивов новой постановки.

Сам могу подтвердить, побывав на обеих мини-операх: дети в полном восторге увлеченно наблюдают за тем, что происходит на сцене, а иногда и в зале, куда сказочные герои периодически спускаются, максимально приближая действие к маленькому зрителю. Красная Шапочка в исполнении Каролины Шаповаловой, чья вокальная и балетная подготовка выше любых похвал, изящно флиртует со страшным – со светящимися красными глазами – волком в исполнении Антона Морозова. Все пение сопровождается перманентными танцами с весьма изысканными и сложными пируэтами, придуманными хореографом Василом Панайотовым. При этом текст артикулируется очень четко, так что малышам не приходится переспрашивать у родителей: а что там спела бабушка или волк? Очень трогательна сцена в лесу, когда заблудившуюся Красную Шапочку без слов, только при помощи жестов и пластики, утешают Лягушка и Сова. Потрясает воображение и надолго запоминается страстное танго Волка и Бабушки, которым заканчивается первый акт.

Что касается музыки пожилого Цезаря Кюи, которому на момент сочинения оперы стукнуло уже полных 75, она достаточно скромна, спектаклю не мешает, а где-то даже и помогает. Мелодизма и изобретательности его оппонентов – тех же Чайковского и Вагнера – Кюи, конечно же, лишен, но спектакль Юрия Александрова, в данном случае, не про музыку, а про постановку и первоклассную актерскую пластику и игру. Вдохновенные декорации и костюмы молодого художника Василия Цырлина способны очаровать и увлечь не только детей.

Один существенный недостаток у спектакля все же есть: он слишком быстро заканчивается! И дети не спешат бежать домой к своим игрушкам – им хочется еще! Но, слава Богу, на «Шапочку» можно ходить не раз и не два, как и на «Кота в сапогах».

…Мюзикл «Белый клык» Анастасии Беспаловой, поставленный на сцене «Зазеркалья» Ольгой Фурман, в отличие от «Красной Шапочки», в значительной степени замечателен очень харАктерной, с настоящим индейским колоритом, и очень мелодичной музыкой. И снова на сцене звери: на сей раз, собаки и волки. «Белый клык» Джека Лондона – это еще и полноценная трагедия, в которой есть сцены грубой жестокости и торжества зла. Но музыка, танцы и актерская игра совершают настоящее чудо: зло не так больно ранит, когда музыка и пластика (балетмейстер-постановщик Ольга Красных, она же – одна из дублеров роли Волчонка) рассказывают своим языком о торжестве Добра и Любви.

Для того чтобы наиболее аутентично изобразить быт индейцев американского севера постановщиками «Белого клыка» был привлечен народный художник Республики Тыва Начын Шалык. Сцены камлания и с музыкальной точки зрения, и с хореографической, и как картинка упоительно захватывающи и достаточно откровенно намекают на происхождение такого современного культурного феномена как дискотека. Есть в спектакле и элемент убедительной антиалкогольной пропаганды в образе пропойцы-индейца, который на глазах у своего сына отдает Белого Клыка за ящик «огненной воды».

Санкт-Петербургский Мюзик-холл тем временем обратился к великому хиту советских времен – бессмертным «Бременским музыкантам». Поставила музыкальный спектакль команда во главе с режиссером-постановщиком Натальей Индейкиной, хорошо знакомая завсегдатаям «Мюзик-холла» по «Дориану Грею» и «Великому Гэтсби». Художник-постановщик Сергей Нарышев, сценограф Вадим Дуленко и художник по костюмам Татьяна Кудрявцева ориентировались на образы, известные всем нам по знаменитому мультику. Очень колоритен в роли Трубадура мюзик-холловский Дориан любимец дамской аудитории Александр Чернышев, да и артисты, играющие зверей – Максим Головчанов (Осёл), Юлия Асоргина (Петух), Вадим Рогозин (Пёс) и Сергей Груздев (Кот) увлекательно забавны, пластичны и очень правдоподобны. На премьере, прошедшей в среду 27 марта, большой зал Мюзик-холла был переполнен, спектакль закончился овациями.

Во всех трех спектаклях люди изображают зверей так убедительно, что начинаешь думать о том, что каждый человек имеет в своей природе звериную составляющую. Это очевидно. Но, быть может, и звери иногда бывают людьми, человеками, могут испытывать не только голод и страх, но и сострадание и любовь?

ФОТО Марат ШАХМАМЕТЬЕВ

1.0x