Авторский блог Валерий Скрипко 17:27 15 августа 2019

ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ "ДРЕВНЕГО РИМА"

Валерий Скрипко

ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ «ДРЕВНЕГО РИМА»

Сегодня прочёл очень яркий комментарий Сергея Ужакина к статье в «Завтра». Поводом стал один случай. Блогерша Бузова в видеоблоге лизала тарелку и говорила, что она –блокадница! Далее в комментарии Ужакина говорится:

Взрощено новое буржуазное поколение - вот оно! То самое, о котором мечтал Ржавый Толик и его команда. Они ждали, когда вымрет советская Россия и на смену ей придет новое поколение буржуазной Эрефии. И вот они пришли, наша обязанность положить их под микроскоп, рассмотреть и изучить все свойства буржуазных инфузорий.

Они без свойств. Сними грим и ничего не останется, лишь улыбка чеширского гламурного кота. Они без принипов, и Бузова ничем не отлична от Н. Медведевой, озвучившей слова сценариста про генерала Карбышева.

Наша обязанность понять кто они!

Дорогой Сергей! И понимать тут нечего. Свойств –то нет!

Есть показная игра в «людей» во имя всеобщих удовольствий всемирного общества потребления.

1.

А всё потому, что с начала 70-х годов в современном мире успешно внедряется идея футуролога Элвина Тоффлера о модульном человеке. Его главная особенность –повышенный конформизм, способность встраиваться в любые выгодные для него системы отношений, обстоятельства, виды деятельности. И с такой же лёгкостью выходить из них.

В теледебатах на российском телевидении политологи давно говорят о том, что «учение о модульном человеке» давно стало образцом во всех американских школах и вузах. Молодёжь учат «толкаться локтями», уметь быть лидерами, уметь маневрировать. Много десятилетий учителем жизни на Западе был Дейл Карнеги и его книги. В институтах существовали специальные курсы для студентов.

Их российские сверстники в наши дни тоже пытаются учиться «мобильности». Сами по себе, эти знания воспринимается большинством как необходимое условие выживания и утверждения в современном мире. У них есть заботливые помощники в этом деле. Для создания «модульного ума» надо очистить сердце и душу от всех святынь и духовных идеалов. «Расчистка» идёт по всем направлениям. В театры – Министерство культуры направляет режиссёров - мастеров пост- модерна, которые уже отличились на поприще попрания святынь, в литературе на конкурсах и в издательском деле ведущие позиции захватывает российский ПЕН- центр, активнейший «агент» западного влияния. Дружно с ними работают чиновники на местах, которые не могут найти средства на финансирование патриотических изданий- книг и толстых журналов, на поощрение творческих людей, любящих свою родину.

На подмостках театров – «реформаторские» постановки пьес с натуралистическими пьянками и изрыганием содержимого желудка на сцену, в книгах, подробные описания соблазнения мальчика коварным педофилом, повести, где всё действие проходит вокруг выгребной ямы общественного туалета.

С начала девяностых годов в столичных толстых журналах либерального направления торжествовали духовные анархисты. Выскочившие из воспалённых «демократических» умов демоны, бесы и бесята, отвечающие за себялюбие –скакали по страницам изданий, исходили «иронией», брызгали, как слюной, ядовитым сарказмом.

Но наше смутное время не только калечит, но еще иногда лечит! Недавно, прочитал в «Новом мире» такое, что невольно делаешь вывод: даже либералов «припекло», даже им надоела крайне- нездоровая атмосфера в российском обществе. Вот что пишет Виктор Кривулин:

«С начала ХХ-го века центр общественных противоречий переместился из области борьбы классов в область противоречий между личностью и государством. Но это…явление временное. Нужны общеобязательные нормы в жизни и искусстве. Господствующее государство отвечает тенденциям времени.»

Увы! Само государство в вопросах культуры по многим направлениям оказалось под «пятой частника»

Кинорежиссёр А.Сокуров в одном из интервью сказал:

«…Для чего существует государство – чтобы существовало полноценное культурное развитие людей. Это самое главное, для чего существует государство – только для развития культуры. А все остальное, в том числе государство – это только инструмент для ее развития: будет определенный уровень культуры – будет определенный уровень культуры правительства, будет определенный уровень культуры армейский, другое министерство иностранных дел будет, и так далее, и так далее.

Всё это так, но, чтобы оказать столь благотворное влияние на государство, сама культура должна быть ОСНОВАНА на философской почве, объединяющей нас! Той «почве», которая складывалась в нас веками. Есть даже такое понятие как «культурная помять». «Полноценное культурное развитие», о котором мечтает кинорежиссёр, невозможно без глубокого изучения духовных основ жизни большинства населения данного государства, его обычаев, традиций и веры.

Для эгоцентриста ( либерала и космополита) –такая полноценность –в принципе недостижима, прежде всего, потому- что в основах православной культуры лежит чужая, даже враждебная эгоцентристу философская «почва», которая предполагает сострадание и любовь к ближнему с открытым сердцем.

Почти всё, что дорого русским людям только по родству с собой, со своей историей и своим менталитетом- подвергается беспощадной критике эгоцентриста. Как пушкинский Сальери он строго «поверяет» своей эгоистической «алгеброй» любую народную духовную гармонию, сложившуюся в результате коллективных усилий. И в итоге остаётся один на один со своими ложными представлениями. .

2.

Профессор МГУ Бибихин в одной из своих работ ссылался на древнего философа Сократа, который не хотел ни в чём разбираться, не разобравшись в самом себе. Надо и каждому из нас, кто прикасается к искусству, беспощадно «проинспектировать» своё сознание и выяснить, ЧТО мы собрались «проповедовать»!?

Знание мировоззренческой основы творца -есть самый верный «метод» распознавания сути любого творения искусства. Только так мы поймём, что перед нами: новое проявление высокого Божественного духа, или очередное самооправдание человеческой испорченности.

В ведущих театрах России теперь совсем другой зритель. Философская основа его мышления – «гедонизм» -учение, согласно которому удовольствие является высшим благом. В таких условиях –театр должен соответствовать тренду общего развития потребительского общества, и быть в стране одним из популярных видов развлечений, удивляя сценическими эффектами на грани и за гранью всех прежних представлений о приличии и нравственности.

Да и не может действовать прежняя христианская по своему происхождению и составу мораль в сообществе новых язычников двадцать первого века.

«Древний Рим ожил»! Возвращается языческая «простота нравов». А новым «язычникам надо чего «погорячее…» Так, чтобы встряхнулись, повеселились, внешней новизне удивились… Новые формы на сцене в наши дни -это те же новые блюда, что ищут наши туристы по всему миру. В интересах гурманов и обжор канал «Телепутешествия» бросил показывать музеи, и культурные центры и переключился на показ национальных блюд разных стран. Причём, прошу заметить важную примету нашего времени: и в кулинарии, и в театральной постановке – главное требование к «блюду» одинаково. Это пикантность, острота соусов, необычное сочетание компонентов. Требования кулинарно- культурного «рынка» понимает и Министерство культуры РФ, назначившее режиссёра –авангардиста возглавить один из ведущих театров страны.

Марк Любомудров в своей статье о Большом драматическом театре северной столицы пробует «вразумить» постановщиков пьесы «Что делать?» в БДТ, напоминая об истории театра, о том, что когда-то здесь «не мыслили искусства в отрыве от социальных и политических проблем, выдвинутых эпохой.»

Всё верно, но зачем благополучному российскому «середняку» из мегаполиса - пьесы с животрепещущими социальными проблемами? «Середняк» такой «жалостливый» репертуар просто отвергнет, «голосуя рублем», то есть отказываясь брать билеты на спектакль, где ему будут два часа напоминать: какой он не хороший, потому- что стал обеспеченным за счёт бедных сограждан! Это совсем «не комфортно». Деловой человек хочет занятного зрелища, «забавной читки» требует с актёра, а вовсе не «полной гибели всерьёз», как завещал поэт Борис Пастернак.

Возможно, и в сознании «середняка» есть центр по духовному совершенствованию. Но он нередко почивает крепким сном. Слишком много трагедийного, запредельно серьёзного нужно испытать такой испорченной «рынком» душе, чтобы почувствовать потребность в духовной благодати. Весьма вероятно, что для этого придётся жертвовать комфортом и удобствами. Но много ли преуспевающих людей способно на такие жертвы? Слишком много качественно-новых материальных благ и услуг дал мировым элитам и их прислуге новый технологический уклад. Каждому потребителю, как ребёнку он вложил в уста волшебную соску с чудотворным «молоком». Чмокайте, господа, соску до прихода Антихриста.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1) ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я и centrum — средоточие, центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма.

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое* учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью.

1.0x