Сообщество «Ельцин-центр» 10:08 15 апреля 2021

Время фанеры

мы растеряли в 90-е годы какой-то очень важный стержень

Мы растеряли в 90-е годы какой-то очень важный стержень. Стержень для всего и про всё. Исчезло то вроде бы эфемерное, но властное, что лежит в основании ремесленной гордости, ремесленное старательности. А ведь в каждом виде человеческой деятельности есть очень важная ремесленная составляющая. И в творчестве тоже. Вот что заставляет мастера хорошо делать свою работу? Это какая-то особенная культурная, этическая, эстетическая вязь, которая складывается десятилетиями и столетиями. Это тончайшим образом настроенная система мотиваций. Так было в Российской Империи, хотя и там можно было наткнуться на таракана в супе, приготовленном в московском "Яре", или "Бристоле". Так было и в СССР, хотя и там всякое бывало. Но в 90-е годы рухнуло вообще всё. И стало не очень понятно, а зачем стараться? Только заради денег. Но деньги выудить можно самыми разными способами, ведь лох – не мамонт.

А потому 90-е годы – это время фанеры. Отчасти пением под фонограмму можно было понять. Наши артисты могли зарабатывать какие-то деньги, только благодаря непрерывному гастрольному чесу. Денег за пластинки, диски и кассеты они толком не получали. Тогда все надували всех. Артистов тоже постоянно надували. И пираты, и организаторы гастролей. Ну, и они надували как могли и кого могли. Чаще всего надували публику. А у нас очень благодарная, неискушенная, невзыскательная публика. На поп-концерты она ходила не столько на послушать, сколько на посмотреть и на показать себя. Это были скорее светские, социальные события.

Признаюсь, я в 1990-е годы на поп-концерты не ходил. Только однажды в 1998 году мне посчастливилось побывать на стадионном выступлении Аллы Пугачевой. Там вроде бы всё было по-честному.

А так я больше слушал рокеров. Все они играли вживую. Пересмотрел и переслушал всех великих, известных и не очень известных. К разным исполнителям у меня, как и у всех, разное отношение. Но что меня даже тогда удивляло, так это то, что они так и не научились играть. Это можно сказать почти обо всех. Даже любимые мною тогда исполнители играли из рук вон плохо. Не набралось у них чего-то для реализации этой самой ремесленной гордости.

Впрочем это не только наша проблема. Я это понял на концерте "Роллинг Стоунз" в московских Лужниках в 1998 году. На разогреве там играл обильно раскручиваемый тогда Первым каналом "Сплин". И до чего же чудовищно он играл! В этом было даже нечто…Но роллинги тоже довольно фигово играли. Просто они очень профессионально и осмысленно плохо играли, но всё равно плохо. И что бы кто ни говорил, в блюзе они ни черта не понимают (улыбка).

1.0x