Сообщество «Форум» 12:00 23 мая 2020

Вперёд - «в прошлое»

Карантин…

С его реальными штрафами и наказаниями возвращают нас к временам мрачной царской реакции, когда административно – бюрократический аппарат своим бездействием вызывал недовольство народа. И время создания этого «положения» и его сущность свидетельствовали о реакционном направлении внутренней политики. Это была эра розги и кнута. Мнение не только возмущенного народа, но и передовой общественности царской властью полностью игнорировалось. Но чтобы держать народ в повиновении власть может отдельные местности и даже губернии объявлять заной охраны или военного положения.

Так определяет закон 1881 года условия введения усиленной и чрезвычайной охраны. Как военное положение, так и усиленная охрана, поскольку ими преследуются цели охранения государственного порядка и общественной безопасности, влекут за собою: 1) расширение круга обязанностей и пределов власти существующих военных и административных установлений и 2) усиление ответственности частных лиц и административных властей. И не было в России мест или городов, где не применялся этот закон,действовавший годами.

Расширение пределов власти лиц начальствующих в существенных чертах в том и другом случае выражается в праве издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, и устанавливать за эти нарушения взыскания в административном порядке: арест до 3 мес. Или штраф до 3000 руб. при военном положении и арест до 3 месяцев. Или штраф до 500 р. при усиленной охране, воспрещать всякие coбpaния, ( более трех не собираться), делать pacпopяжения о закрытии торговых и промышленных заведений, воспрещать пребывание отдельным лицам, передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, и дел политических, утверждение приговоров судов и т. д.

Эти полномочии общие как при усиленной oxpaне, так и военном положении, при последнем усиливаются правом закрытий собраний - городских и земских, правом приостановления периодических изданий, закрытия учебных заведений, высылки отдельных лиц, устранения должностных лиц всех ведомств, не занимающих должностей первых трех классов.

Кроме сего существенное различие между военным положением и усиленной охраной заключается в том, что при первом высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит представителю военного ведомства: главнокомандующему или командующему, коему предоставлено право отмены распоряжений начальствующих лиц гражданского ведомства, при усиленной же охране все полномочия вверяются начальнику края, т.е. лицу гражданского ведомства.

Местные начальники полиции, а также начальники жандармских управлений и их помощники, как при военном положении, так и при усиленной охране, имеют право производства обысков и выемок и задержания лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или приготовлении к ним, а также принадлежащих к противозаконным сообществам, - на срок не более двух недель.

Указом 3 декабря 1905 г. генерал-губернаторы и градоначальники не нуждаются для объявления местности на положении усиленной и чрезвычайной охране не только в разрешении министра внутренних дел, но даже в в санкции Высочайшей власти, так как имеют право вводить усиленную и чрезвычайную охраны собственной властью. Все знают, что такое усиленная охрана по продолжительному опыту ее применения.

Это исключительное положение вошло в обиход всей жизни царской России. Вот что писала пресса за многие годы XIX века и начало XX-го:
- «Мы в Петербурге этого не чувствуем так, как чувствует провинция».
- «Ведь там положительно житья не стало. Все законы пошли на смарку».
- «Всякое чувство закономерности потеряно».
- «Никто не гарантирован, что он спокойно пройдет по улице, ибо никто не может предусмотреть тех самых неожиданных случайностей, которые могут с ним приключиться. Везде имеются какие- то типы, стоящие под особым! покровительством властей: держат они себя так вызывающе, что не всегда удержишься oт столкновения. А тогда тип всегда окажется правым. И за последние годы это положение дел, все развиваясь, дошло до того, что вся провинциальная жизнь густо окрашена этой специфической постановкой дела».

Оценивая момент наибольшего применения этого «положения», мы видим, что оно вводилось преимущественно тогда, когда правительство желало задавить общественную самодеятельность. Практика показала, что усиленная охрана не принесла ожидаемого от нее успокоения, а по свидетельству комитета министров даже нанесла большое вред стране. Однако жестокая критика «положения» об усиленной и чрезвычайной охранах даже со стороны такого правительственного учреждения, как комитет министров, не привела к отмене этого «положения».

Мы являемся свидетелями еще большего усиления исключительных полномочий администраций уже в наше время. Мы не должны забывать, что полная изоляция, — А НЕ ВИРУС — наносит катастрофический вред. Ограничение в движениях, солнечного света, активности организма препятствуют адаптации человеческого организма к внешней среде. Нагнетание страха в обществе порождают широкомасштабную катастрофу в области здравоохранения в дополнение к серьезному экономическому ущербу, который может привести к кризису нищеты.

Справка с энциклопедии 1903 года:
1. Административные наказания (А. взыскания). По современным правовым понятиям, наказание вообще может быть налагаемо только по суду за проступки, предусмотренные законом. Такой принцип признается и нашим законом. Так, ст. 1 Уст. угол, судопр. гласит, что «никто не может подлежать судебному преследованию» «не быв привлечен» в порядке, указанном Уставом (т. е. судебном). На Западе право наказаний у администрации сохранилось только в дисциплинарных взысканиях и в случаях крайней опасности для государственного порядка, когда объявляется осадное положение.
В России, кроме дисциплинарных взысканий, которые налагаются начальством на подчиненных во всех сферах государственной службы, Административные наказания применяются еще по отношение к печати, затем по отношению ко всем обывателям - органами общей государственной полиции, наконец право Административных наказаний предоставлено земским начальникам. В военной службе область дисциплинарных взысканий довольно обширна и предоставлена начальствующим лицам всех степеней по отношению к подчиненным. В гражданской службе сфера дисциплинарных взысканий значительно уже. Особое значение имеет так называемое «увольнение от службы по „третьему пункту» - 838ст. Уст. О служб. без объяснения причин в тех случаях, когда чиновники, по убеждению начальства неспособны к исправлению возложенных на них должностей, или почему либо неблагонадежны, или сделали вину, известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами» “ (ст. 788 т. III).
Об Административных наказаниях в области печати (см. цензура) Положением о мерах к охранение государственного порядка и общественного спокойствия Министру Внутренних дел предоставляется в случае опасности для государственного порядка и общественного спокойствия, объявлять города и местности в положении усиленной охраны, которым право Административных наказаний возлагается на Административные органы. Высшее руководство принадлежит министру, который может отменять распоряжения подчиненных ему органов. В местностях, объявленных на положении усиленной охраны, генерал- губернаторам, губернаторам и градоначальникам (а в местностях, подчиненных ген. губернаторам, эти последние могут уполномочивать на это подчиненных им губернаторов, градоначальников и обер-полицеймейстеров) предоставляется: 1) налагать Административные наказания за нарушение изданных ими обязательных постановлений, 2) запрещать всякие собрания, 3) закрывать торговые и промышленные заведения, 4) высылать из подведомственной им местности ОТДЕЛЬНЫХ личностей, без назначения местожительства. Высылка в определенную мест¬ность Европейской или Азиатской России для безвыездного пребывания с определением срока (от 1 до 5 лет) назначается, по представлении подлежащих властей, особым совещанием из двух членов от мин-ва внутр. дел, двух членов от мин-ва юстиции, под председательством заведующего полицией товарища мин-pa внутр. дел и с утверждения министра вн. дел. Лицо, высланное таким образом, подвергается, на время ссылки, гласному полицейскому надзору.

Лица, состоящие под гласным полицейским надзором, обязаны жить в назначенных местах безотлучно, причем все документы их удерживаются полицией. Отлучка поднадзорных допускается только: в пределах уезда, с разрешения местного начальства, в пределах губернии - с разрешения губернатора, и в другие губернии - с разрешения мин. вн. дел. Лица поднадзорные не могут состоять на государственной и общественной службе (служба по найму допускается с разрешения мин. вн. дел), не могут заниматься педагогической деятельностью, обучать ремеслам и искусствам, читать публичные лекции, участвовать в ученых обществах, участвовать в сценических представлениях, содер¬жать типографию, книжную торговлю и питейную торговлю; врачебная, акушерская и фармацевтическая практика допускается только с разрешения мин. внутр, дел; ходатайство по судебным делам ограничено только собственными делами и делами ближайших родственников. Bcе остальные занятия могут быть воспрещены губернатором, который доводит об этой до сведения министра вн. дел (см. прилож. к ст. 1 [прим. 2] Уст. о предупр. и пресеч. преступи.). Земские начальники имеют право налагать, по своему усмотрению, Административному наказанию на лиц, подведомственных крестьянскому общественному управление (т. е. всех крестьян своего участка) - арест до 3-х дней и штраф до 6 руб.

2. Военное положение, исключительный порядок управления, который может быть установлен во время войны в местностях военных действий и других местах, где то потребуется в военных целях. Военное положение вводится либо по Высочайшему повелению одновременно с объявлением мобилизации, либо впоследствии властью командующего войсками. В силу военного положения генерал - губернатор получает все исключительные полномочия, связанные с положением чрезвычайной охраны (см. охрана и административная наказания) и сверх того право высылать иностранцев из пределов государства, но, с другой стороны, он подчиняется командующему армией, который может отменять его распоряжения. Командующий apмией имеет право назначать реквизицию, воспрещать вывоз продовольственных припасов, перевязочных средств и всяких предметов, нужных для военных действий, воспрещать выезд лицам, coдействие которых может потребоваться, и т. п. Все дела о бунте, государственной измене и преступлениях, имеющих целью воспрепятствовать успешному действию войск, судятся в местностях, объявленных на Военном положение, военным судом по законам военного времени. (см. мнение госуд. совета 18 июня 1892 г. о местн., объявлении на Военном положение).

3. Охрана имеете место при объявлении какой-либо части государства в исключительном положении применяется в случаях нарушения общественного спокойствия рядом посягательств против существующего государств, строя или безопасности частных лиц (положение усиленной Охрана) , или когда такими посягательствами население местности приведено в тревожное настроение (положение чрезвычайной Охраны). Право первоначального объявления местности в положении усиленной Охраны принадлежит министру внутренних дел, представляющему о поводах принятая этой меры на Высочайшее благоусмотрение, положение чрезвычайной Охраны вводится Высочайшим утвержденным положением комитета министров. Срок Охраны усиленной - год, Охраны чрезвычайной - полгода и можете быть продлен в том же порядке. Меры Охраны состоит в усилении власти генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, в изъятиях из общей подсудности и установлении более строгих наказаний, в ряде особых полицейских мер, например - запрещении устройства собраний, ограничении права неприкосновенности домашнего очага и др.

Пример: распоряжения царской власти в тревожные предреволюционные годы:
«Усиленная охрана. Министерство внутренних дел, в представление комитету министров, полагало:
1 Высочайше утвержденное 14-го августа 1881 года положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия утвердить, в виде временной меры, впредь до завершения предписанного п.5 Именного Высочайшего указа правительствующему сенату 12-го декабря 1904 г. пересмотра исключительных законоположений, во всяком случае, не долее как на три года.

2. Состоящие по Высочайшему повелению 25-го июня 1904 года в положении усиленной охраны местности Империи, а именно, губернии: С.-Петербургскую, Московскую, Харьковскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую; г.г. Ростов на Дону, Таганрог и Нахичеван, Таганрогский округ, село Касъеровку, станицу Гниловскую и железоделательный завод Пастухова, области войска Донского; гор. Елисаветград, посады Богоявленск, Каляновку и Воскресенск., местечки Варваровку и Кривой Рог, Криворогские рудники и Гданиевский рудоплавильный завод, Херсонской губернии; Покровский и Шуйский уезды и гор Иваново-Вознесенск, Владимирской губернии; градоначальства С.-Петербургское, Московское, Одесское и Николаевское и местности, подведомственные кронштадтскому военному губернатору, оставить в том же исключительном положении до завершения пересмотра исключительных законоположений и во всяком случае на срок не более одного года, т. е. по 4 сентября 1906 г., предоставив кронштадтскому военному губернатору по званию главного командира кронштадтского порта права, указанный в ст.ст. 15 и 16 Положения о мерах к oxpaнeнию государственного порядка и общественного спокойствия.

3 Объявить на тот же срок, начиная с 4-го сентября 1905 года, в положение усиленной охраны поселок Гданцевку и часть Криворогского рудного paйона, расположенного в Моисеевской волости Александрийского уезда Херсонской губернии и.
4. В местностях Империи, не объявленных в состоянии усиленной охраны, сохранить действие ст. ст. 28, 29, и 31 вышеозначенного положения.
Рассмотрев настоящее представление, комитет полагал: настоящее представление утвердить с тем, чтобы в виду производящегося ныне пересмотра Высочайше утвержденного, 14 августа 1881 года, Положения о мерах к охранению государственного порядка общественного спокойствия, действие означенного Положения было продлено, в виде временной меры, впредь до завершения указанного пересмотра, но во всяком случае на срок не долее одного года.
Государь Император в 25-й день июня 1905 года на положение комитета Высочайше соизволил».

1.0x