«ЗАВТРА». 10 декабря 1987 года Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Сейчас Бродский для многих непревзойдённый мастер слова, ему подражают тысячи поэтов. Но я предполагаю, что восхищение этим автором просто считается хорошим тоном в стане либералов, он из тех символов, скорее, политических, по которым узнают своих. Алина, в чём, на Ваш взгляд, заключается гениальность Бродского?
Алина ВИТУХНОВСКАЯ, поэт, общественный деятель.
Я считаю Иосифа Бродского величайшим гением 20-го века и величайшим поэтом. Те, кто знают меня - знают, что к слову "поэт" я отношусь скептически. Но Бродский величина такого масштаба, что это слово перестаёт смущать даже меня. А это поэт монументальный, поэт скорее прошлого, чем настоящего. Это некий "цементеющий памятник" и он был таким изначально. Т.е. он не производная своей биографии, которая, по мнению многих, была "сделана". Он - этакая "вещь в себе", производная от самого себя. Иными словами - субъект Бытия.
Это гений не только русский - скорее мировой. Он у меня не ассоциируется с Россией, а больше ассоциируется с Англией. Бродский для меня такой английский джентльмен.
Мне нравится его умение работать над словом, сдержанность, продуманность каждого словесного жеста и мне импонирует именно то, что не нравится романтическо-истерическо-чувственному большинству. То, что в нём нет этой поэтической разухабистости, надрыва, лишних чувств - того, чего ждут от поэта - эмоциональной предсказуемости и невротической нестабильности. А под его строками "Я не люблю людей" из стихотворения "Натюрморт" я бы подписалась:
----
1
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
Я сижу на скамье
в парке, глядя вослед
проходящей семье.
Мне опротивел свет.
Это январь. Зима
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма,
тогда я заговорю.
2
Пора. Я готов начать.
Неважно, с чего. Открыть
рот. Я могу молчать.
Но лучше мне говорить.
О чем? О днях, о ночах.
Или же - ничего.
Или же о вещах.
О вещах, а не о
людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.
3
Кровь моя холодна.
Холод ее лютей
реки, промерзшей до дна.
Я не люблю людей.
Внешность их не по мне.
Лицами их привит
к жизни какой-то не-
покидаемый вид.
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.
4
Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них - и внутри нутра.
----
На мой взгляд, это адекватный приговор человеку - такому, каков он есть.
Бродский, конечно, никакой не имперский поэт, которым его недавно попытались сделать — это поэт нечеловечный и надмирный.
То, что восхищение Бродским – пароль для либеральной среды, это миф. Несколько моих знакомых либеральных взглядов его на дух не переносят. Авангардисты (некоторые) не переносят. Когда мне понравился Бродский, я знать не знала, кто такие либералы. К слову - два лучших русских поэта, на мой взгляд - Георгий Иванов и Бродский. Меня интересует, в первую очередь, качество текста. Я не рассматриваю такие фигуры в политическом контексте. Это было бы мелочно и пошло. И очень ожидаемо.