Авторский блог Завтра рекомендует 13:14 26 февраля 2020

Владислав Сурков: мне интересно действовать против реальности

путинизм еретического толка, Украина и Донбасса, медитация, задачи на будущее
19

По просьбе «Актуальных комментариев» директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в жанре смс-интервью пообщался с Владиславом Сурковым.

— 25 января вы сказали, что покидаете госслужбу и будете целый месяц предаваться медитации. Прошёл ровно месяц. Как в итоге помедитировали?

— Результативно. Не то, чтобы я целый месяц просидел в позе лотоса или провисел вниз головой в позе летучей мыши. Медитация разная бывает. Я практикую такой один из видов, так называемое безмыслие. Потому что в детстве сильно испугался, когда впервые осознал, что все время, абсолютно непрерывно о чем-нибудь думаю. Что в мою голову безостановочно лезут разные мысли — хорошие, плохие, умные, глупые, свои, чужие, очень много, слишком много мыслей.

И главное, мысли лезут сами, помимо моего желания. Их наплыв не поддается контролю и регулированию. Их слишком много и все больше, и больше. А голова ведь не резиновая. К тому же довольно маленькая. Я ведь еще маленький был. И подумал: «ну, ...» И мне показалось, что просто треснет моя бедная маленькая нерезиновая голова. Мозг захлебнётся в мыслях.

Вот я и попытался остановить, перекрыть поток сознания. Это оказалось непросто. Задержка мышления, она как задержка дыхания — надолго не получается. Вот сколько вы можете не дышать? Минуту. Две-три. Пять, если вы очень крутой. А десять-двадцать минут это очень мало кто может. Если вообще это не трюк, не знаю. Так и не думать вы сможете не больше пяти минут. Если вы нормальный человек. Я, поскольку с детства занимаюсь, умею обходиться без мыслей до четверти часа. Это уже на грани. Не нужно пытаться повторить.

Безмыслие — это не какая-нибудь релаксация под звуки ситара. И не духовная медитация, при которой люди монотонным пением доводят себя до отупения. Которое называют почему-то просветлением. Безмыслие надо применять только в случае крайней необходимости.

Зачем мы задерживаем дыхание? Не для познания же истины и не для релакса и детокса. А для того, чтобы выжить в среде, в которой нельзя дышать — например, в воде. Задержка мышления точно так же нужна, если вы оказались в ситуации, когда мыслить вредно или невозможно. Чтобы пережить эту ситуацию и выйти из нее.

— Вышли? Пережили?

— Определенно да.

— Вы обещали рассказать о причинах отставки...

— Ты все-таки вспомнил. Надеялся заговорить и отвлечь рассуждениями о медитации. Да кому эти причины интересны? Может, в следующий раз?

— Давайте в этот. Некоторым интересны.

— Не знаю. Надо как-то не соврать, но и лишнего чего не сказать... Я ведь Донбассом и Украиной занимался в основном. Контекст изменился, скажем так. То есть, в итоге я должен был продолжать ими заниматься. Но контекст изменился...Давайте так. Я лучше не буду сам тут ничего объяснять. Но и полностью уходить от ответа не буду. Мне удалось некоторые комменты по моему уходу прочитать. Некоторые довольно правильные. Не точные, конечно, в деталях и не слишком, возможно, доброжелательные, но по сути, в целом верные. Тогда ещё сразу, в январе, Владимир Соловьев описал причины. Я не автора «Трёх разговоров о конце всемирной истории» имею в виду. И не Владимира Рудольфовича уважаемого. А это Соловьев из «Коммерса». И даже Леша Венедиктов довольно верно изложил. Уже после указа. Так что, некоторые, которым уж очень интересно, могут эти комментарии сами найти.

— Вы сами попросили об отставке? Или вам предложили написать «по собственному»?

— Сам. Это была чистая самоволка.

— Дмитрий Песков сообщил, что вы были у президента незадолго до опубликования указа об увольнении. О чем говорили?

— О том, о чём счёл нужным говорить президент. Я же со своей стороны был рад возможности сказать ему слова огромной благодарности. За то, что он позволил мне 20 лет работать на него. И в меру сил участвовать в его великих делах. Было круто. Большая честь для меня.

— Почему между вашим заявлением и выходом указа об отставке прошло так много времени?

— Не знаю. Одна умная женщина мне сказала, когда затянулось это дело: «Это они тебе, дураку, дают время одуматься». Но полагаю, всё проще. Понятно же, что моя бумажка ну далеко не приоритетный документ. Пока походила по кабинетам, там полежала, тут полежала...

— Не жалко уходить? Не скучно будет без великих дел?

— Было бы жалко, не ушел бы. Цеплялся бы. Смирился бы с изменением контекста. Но давно пора.

— Вы еще в 13-м году хотели уйти...

— Уже тогда понял, что мне нет места в системе. Я, конечно, создавал эту систему, но никогда не был её частью. Это не проблема системы, это моя проблема. Чувствую отчуждение. Не потому, что мне что-то не нравится. Как раз нравится. Просто я не умею заниматься чем бы то ни было дольше пяти лет.

— Почему?

— Мне интересно работать в жанре контрреализма. То есть, когда и если надо действовать против реальности, менять ее, переделывать. Пока проект проживает стадию становления, развития, роста, в нем интересно участвовать. Есть место для новых идей. При столкновении замысла с реальностью происходит распад старых структур и синтез новых, от этого идет активный выброс энергии. Весело. А когда новое создано, оно резко превращается в старое. Проект вступает в фазу стабильности, сам становится реальностью. Переходит на низкий энергетический уровень. Рутинизируется. И от тебя уже не требуется ничего нового. От тебя ждут только самоповторов. А зачем? Пусть другие повторяют за мной.

Я долго занимался внутренней политикой. Политическая система и основы новой государственности были созданы. И в 13-м году пришло время уходить.

Я и ушёл было. Но тогда вернулся на госслужбу. Были причины. И еще потому, что получил уникальную возможность самому выбрать проект. Выбрал Украину. Чисто интуитивно. Никто мне не подсказывал и сам я ничего не знал. Да и никто наверняка не знал. Я почувствовал просто, вернее, почуял — будет большое дело. Догадался уже тогда, когда ничего ещё не начало происходить, что будет настоящая борьба с Западом. Серьезная. С жертвами и санкциями. Потому что Запад не остановится ни перед тем, ни перед другим. Да и мы за ценой не постоим. Правда, предчувствовал. Сам сейчас удивляюсь, как я это предвидел летом еще 13-го года. В полной тогдашней тишине. Так всё и случилось. Горжусь, что был участником.

Но прошли те же пять лет... Началось естественное торможение и этого проекта. Я бы, конечно, в обычной ситуации не стал бы отпрашиваться с такого горячего участка. Поскольку это было бы безответственно. Но и участок более-менее остыл, и главное, контекст изменился. Не мог же я пять лет идти в одном направлении, а потом резко повернуть оглобли и двинуться в противоположном. Я бы об этом с самим собой ни за что не договорился. Так у меня появились и причина, и повод уйти окончательно.

— Окончательно? Значит, возвращение не планируется?

— Не планируется. Невозможно.

— Вы не разочарованы в системе, которую создавали, из-за того, что для вас в ней в итоге не нашлось места?

— Нет, конечно. Наоборот. Это сильная система. Нужная для страны. Мое тщеславие навсегда удовлетворено тем, что я приложил руку и голову к строительству нового русского государства. А если по ходу строительства этого мощного здания какой-нибудь отдельно взятый вольный каменщик вроде меня свалился с лесов, здание ведь от этого ни ниже, ни хуже не стало.

Люди гораздо покруче меня не находили себе места в собственных проектах. Джобса вот выдавили же когда-то из «Эппла». Ничего.

— Политикой будете заниматься?

— Буду, конечно. Я всегда политикой интересовался. И до прихода на госслужбу. И после буду.

— В чём это будет выражаться?

— Поскольку больших дел у меня пока нет, буду практиковать малые политические формы. А именно: кухонные дебаты. Или выступления в рюмочных для малознакомых собутыльников. Или сочинение трактата не для печати о  предоставлении частичных избирательных прав ботам в качестве первого шага к эмансипации виртуальной личности.

— Ну а если без шуток?

— А это и есть без шуток. Будущее вызревает не в мейнстриме. Не в президиумах. А как раз на кухнях и в рюмочных. И в странных трактатах. На тёмном и тихом дне информационного потока.

— И какие идеи будете на кухнях продвигать?

— Ну ты же знаешь. По политическим убеждениям я  - русский. По политическим предпочтениям -  путинист. Отчасти еретического толка.

— Что вы думаете об Украине, о её перспективах, о будущих отношениях с Россией?

— Украины нет. Есть украинство. То есть, специфическое расстройство умов. Удивительным образом доведенное до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет. Брошюра «Самостийна Украйна» есть, а Украины нет. Вопрос только в том, Украины уже нет, или пока еще нет?

Я, как ни странно, укрооптимист. То есть, считаю , что Украины нет пока. Но со временем она всё-таки будет. Хохлы ребята упрямые, они сделают. Однако, какая именно это будет Украина, в каких границах она будет существовать и даже, может быть, сколько будет Украин — вопросы открытые. И в решении этих вопросов России так или иначе предстоит участвовать.

Отношения с Украиной никогда простыми не были, даже когда Украина была в составе России. Украина для имперской и советской бюрократии всегда была делом хлопотным. То атаман Полуботок подведёт, то западенцы к Гитлеру переметнутся. Принуждение силой к братским отношениям — единственный метод, исторически доказавший эффективность на украинском направлении. Не думаю, что будет изобретен какой-то другой.

— Что для вас Донбасс?

— Донбасс для меня не что, а кто. Люди прежде всего. Замечательные люди. Захарченко, Ходаковский, Бородай, Пинчук, Болотов, Безлер, Толстых... Многие другие. Извиняюсь, что не перечислю всех. И что права не имею всех назвать. И что назвал живых в одном ряду с мертвыми. Они настоящие воины. Их не нужно, конечно, идеализировать. Разных людей война притягивает. Война дело мутное, муторное. Но нужное. Они взялись за эту тяжелую работу. И справились.

На Донбассе, там ведь и на гражданке жизнь не сахар. Все его жители прошли через тяжелые испытания. И сейчас там непросто. Все они герои. Как есть города-герои, так там весь народ-герой.

— Донбасс вернётся в состав Украины?

— У меня недостаточно сильное воображение, чтобы такое вообразить. Донбасс не заслуживает такого унижения. Украина не заслуживает такой чести.

— На парижском саммите вы видели Зеленского. Какое впечатление он произвел? Что вы можете о нём сказать?

— Не лох. Во всяком случае, в Париже все приняли его за президента...У него легкость необыкновенная в мыслях.

— Предстоящей реформой российской конституции интересовались?

— Мне неизвестны планы на эту тему. Документы не изучал. Читал то, что было в новостях. К тому же, там нет еще текста окончательного. Рано пока судить. Хотя какие-то обнадеживающие сообщения были. Вроде должны искоренить этот подрывной тезис, что международные договоры для России выше её собственных законов. Давно пора эту норму убрать. Пока она есть, наша демократия не может считаться вполне суверенной.

Надеюсь еще, что будет покончено с мнимой независимостью местного самоуправления от госвласти. Ведь все знают, что нет ни экономических, ни социальных, ни психологических предпосылок для такой независимости. Любого губернатора спросите, он вам скажет — "офф рекорд", конечно, но точно скажет — что давно пора встроить муниципалитеты в общую вертикаль госуправления. И прекратить профанацией заниматься ради видимости евроценностей.

Если будут в итоге как-то уточнены полномочия президента, а вроде бы об этом тоже говорилось, то правовая логика приведёт к необходимости заново начать отсчет президентских сроков. Потому что с новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства. На него не смогут распространяться ограничения нынешнего президентства. Во всяком случае, если власти не пойдут на новый отсчёт, они сильно погрешат против юридической чистоты. Это моё частное мнение, конечно. Но основанное на опыте законотворчества.

У нас уже по факту, естественным образом сложилась не просто президентская, а гиперпрезидентская форма правления. Она органична для нашей политической культуры и, моё мнение, её надо формально-юридически закрепить.

Но повторю, пока рано выводы делать, нет текста окончательного, ещё идёт обсуждение. Посмотрим, что будет на выходе.

— Идея упомянуть в конституции бога вызвала много споров...

— Слышал. Но как-то не думал об этом. Не знаю. Можно, конечно... В сущности, без разницы.

На мой взгляд, вообще-то, богу ни жарко, ни холодно от того, что его запишут в конституцию. Ему от этого скорее смешно. Во всяком случае, тому богу, с которым имею дело я.

— Где собираетесь работать?

— Слушай, не торопи меня. Я двадцать лет жизнь видел только из окна моего персонального автомобиля. Дай осмотреться. Похожу, потолкаюсь по рынку, найду что-нибудь. Я ведь с моим набором санкций и политической токсичностью совсем не на расхват. Скорее, наоборот — потенциальные бизнес-партнёры при моем появлении разбегаются кто куда. Тем интереснее задача.

— У вас есть враги? Можете их назвать?

— Надеюсь, что есть. Я ведь так старался. Называть без особых причин не положено. Вражда вещь интимная.

— Ничего сенсационного для интервью не заготовили? Какой-то инсайд, может быть?

— Ни в коем случае. Корпоративная этика: всегда говори то, что думаешь; никогда не говори то, что знаешь.

Публикация : Актуальные комментарии

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
26 февраля 2020 в 13:36

Ничего. Вообще ничего. Только душок нехороший...-"леша венедиктов"

26 февраля 2020 в 15:30

назовите хоть одно реальное достижение этого гениального политика
нет ни одного
поэтому не надо газете завтра рекламировать этого почитателя эха москвы

26 февраля 2020 в 15:38

"Мое тщеславие навсегда удовлетворено тем, что я приложил руку и голову к строительству нового русского государства."

Вероятно, имеется в виду государство, где голова еврейская, потому и как бы нет русских, что в Конституции, что и в других официальных документах, кроме "Русского лото" и " Русского стандарта". Самонадеянный кадр считает, что это будет "долгое государство", которое даже в официальной международной юрисдикции государством не числится, да и "бог" у него явно Израилев, о котором Христос сказал иудеям, что отец их дьявол (Ин.8:44). Похоже, действительно 20 лет видел жизнь только из окна автомобиля.

26 февраля 2020 в 17:13

Фамилия человека мелькала в самых высоких сферах. Жизнь "под боком у Самого" приучила говорить что-либо, только долго подумав. Иногда вообще лучше промолчать...
Однако, вывалившись из условий, где самая большая опасность - вякнуть что-нибудь, что не понравится Самому, этот господин и сегодня не может ясно и четко выражать свои "глубинные и долгие" мысли. Бывает...

26 февраля 2020 в 18:52

Да, западник он, Сурков. Скорее всего, друг Медведева.

26 февраля 2020 в 19:35

Почувствовал, что запахло нехорошим концом этих строителей новой России, сделавших Россию бесприбыльной, гибнущей в убыльности, когда выпускаемые деньги в России (превращенная прибавочная стоимость, прибыль) уходят к ворью, к фглонистам, к частным банкирам, незаконно выпускающим себе деньги.
Только что в России обанкротилось пять сахарных заводов. Чего, нам не нужен сахар? Любое предприятие в бесприбыльной России, сделанной такой и Сурковым, не направляющим УЖЕ выпускаемые деньги в России законно (бюджетно) населению России, рано или поздно банкротится. Вот и предприятие Суркова решило обанкротиться.
И ведь никакого покаяния за все беды. причиненные нашему народу?!

26 февраля 2020 в 19:41

Уверен, что Сурков сейчас начнет валить все на Путина. Посмотрите внимательно на его высказывания. Он уже подошел к этому. А его креатуры уже давно валят Путина. Поэтому и был уволен.

26 февраля 2020 в 22:31

Валуев... ох, извините, Волобуев, а что, думаете Сурков в медитации постиг факт гибели капитализма в 76г,? Или это Путин знает, а Сурков мешает ему донести это до народа? Ведь создавая государственный совет, он тем самым возвращает советскую власть.

27 февраля 2020 в 19:02

Сурков не глупее фрау Меркель, постигшей факт гибели капитализма. Или нашего Юрия Носкова.
Это у Вас Пахомов, с Вашими мозгами напряженка. Или со знаниями. Или с лентяйством. Или в одном флаконе.
Неужели так трудно понять, что эксплуатация совершается присвоением выпускаемых денег, в которые превращается абстрактная прибавочная стоимость, прибыль? Поняв это, можно понять, что эксплуатируют нас сегодня не капиталисты, а ворье, фглонисты, незаконно выпускающие себе деньги в России.
Но Сурков не мог, как подчиненный Путина, заявить, что капитализм погиб. Теперь сможет.
Но я все еще надеюсь, что раньше Суркова это сделает А. А. Проханов.

26 февраля 2020 в 22:42

"Донбасс не заслуживает такого унижения . Украина не заслуживает такой чести". ---- Хорошо сказано! Жаль, не хватило России семи лет "кураторства" Донбасса для признания итогов референдума там в 2014г. Или для инициативы Россией общеукраинского референдума о самоопределении ее областей (через ОБСЕ или ПАСЕ). Как историческая мать Украины Россия имеет моральное право на такую инициативу, а как правопреемник СССР - юридическое. Чтобы произошел мирный раздел Украины на 2-4 новых государства. Альтернатива мирному разделу "незалежной" - раздел по итогам военного конфликта с Украиной, который будет неизбежен, если она будет продолжать стремиться в НАТО (или продолжать будут "наши западные партнеры"). А если без раздела, то В.В. Путин может исправить преступную ошибку Ельцина, Кравчука и Шушкевича, которые в 1991г. в Беловежье не создали СРУБ (союз России, Украины и Белоруссии). Или обновленный СССР - Союз Славянских Социалистических Республик.

26 февраля 2020 в 23:37

А я думаю, что, раз в путинский проект Владислав не вписался, значит левые в 22-ом заберут к себе. Путин своих не бросает.
Суркова бросил. Значит Сурков не свой, ну а значит, значит, не знаю что это значит?

27 февраля 2020 в 05:16

Жизненная позиция у этого чикагского мальчика странная - действовать против реальности. Есть в нем нечто общее от всей группы кучерявых назначенцев из обкома. Взять того же премьера Киндер-Сюрприза, что медитировал на Аум-Сенрике.
Не с проста они так демонстративно и открыто демонстрируют эти экзотические практики.

27 февраля 2020 в 11:04

Береги мысли, Владислав, они, как утверждают знающие люди – скакуны.
С мыслями-то оно конечно всегда трудно. Особенно когда много мыслей из ничего. Когда смысла-то нету. И вот как обмыслишь бессмысленность-то, так, бывает, и впадёшь в безмыслие. Отчего? - спрашивается. А оттого, что на безмыслии-то и попугай - пророк. Во как.
Раньше-то солидные-то люди, которые себе добра-то желали, за каждой малостью к Ивану Яковлевичу в сумасшедший дом ездили. Спрашивались. А мы сегодня такие большие дела без всякого совета делаем. Куда катимся?

27 февраля 2020 в 11:14

Ужакин, с точки зрения эзотерических практик, судя по всему, Сурков копает не глубоко. Мож дошёл до второй дхияны. А их восемь. Хотя, конечно, хлопец он интересный и имеет талант. Ему бы дальше идти по ступеням совершенствования. Хотя бы дойти до высоких порталов типа Шамбалы (говоря мистически конечно)), тогда он конечно увидел бы своё коренное заблуждение прицепленности к либерству. А так - и обречён болтаться на уровне недалёких каббалистических йогов, с их невозможностью вырваться из разных ловушек эгоизма и тщетного концептуального субстанционализма. Не дотягивая даже до высших реализованных суфиев.)))

27 февраля 2020 в 14:23

Всё верно. Думаю он (Сурков) мелковат и даже первую дхияну вряд ли проскочит, не говоря уж о восьмой. Куда, ему, с его-то мозгом? Если уж попал в ловушку тщетного концептуального субстанционанизьма, пиши хана, не вырвешься. Всю кураторскую деятельность на Украине завалил, он ведь там один за всё отвечал. Двинул бы пару корпусов Новороссии до Львова и все дела.

27 февраля 2020 в 13:51

Эй, байцы, нада 10 млн намордников. Бабы есть. Звонить сюда.

27 февраля 2020 в 15:48

Не берусь судить его восточные практики, потому, как уверен, что все это чистейшей воды блеф, игра. Как во времена Анны Иоанновны страну наводнили авантюристы, так и при Великом кормчем пришло время политических тараканов. Попроси обывателя назвать государственного деятеля исторического масштаба, и ведь плюнет обыватель и перекрестится. Вот этот стратех, к чему не прикоснется все в черепки. Суверенная демократия, туды его в кучель. Временщики.

29 февраля 2020 в 19:56

Э-экий шедевр нарциссизма! А по результатам? Более 90% Окраины под бандерлогами. Обстреливают Донбасс и гибнут люди уже 6-й год и конца не видно. Каждый новый гауляйтер Окраины мерзостней предшественника. Чем бахвалиться-то?
Конечно ответственность за положение (на...) не только г-не Суркове - есть и более высокопоставленные лица, но ...

1 марта 2020 в 13:58

Конечно, ответственность за массовую гибель людей должны разделить и Ужакин с Золотухиным, 44 года нагло голословно обманывающие народ, что капитализм якобы все еще существует. И им здесь плюй в глаза, но они будут продолжать обманывать, чтобы спасти свою шкуру. А люди пусть гибнут.
см. Отмена золотопаритетности денег отменила капитализм http://zavtra.ru/blogs/otmena_zolotoparitetnosti_deneg_otmenila_kapitalizm