В нескольких статьях, посвящённых застольному веселью мною было отмечено, что таковое, бытующее в пьющих компаниях, отличается от веселья же в компаниях трезвых(за чашкой чая или как то по – другому).
Веселье на трезвую голову не столь шумное, его меньше по количеству, но оно гораздо выше качеством. А пьяное веселье соответственно более шумное и менее качественное. Намеренно опускаю непредвиденные случаи непотребного поведения выпивших в пьющих компаниях.
И вот совсем недавно мне попадается на глаза сочинённое в 1906 году стихотворение Андрея Белого «Веселье на Руси». Оно меня потрясло, показавшись знаковым и пророческим. Оно вывело меня на предельный
уровень понимания веселья, вызванного алкоголем. Если выразиться совсем коротко, то этот (метафизический) уровень понимания веселья - смертный приговор нетрезвой жизни.
Вот это стихотворение.
Как несли за флягой флягу –
Пили огненную влагу.
Д’ накачался
Я.
Д’ наплясался -2-
Я.
Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.
Эх –
Людям грех!
Эх – курам смех!
Трепаком-паком размашисто пошли: -
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:
Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах –
Да обрабатывай!
По дороге ноги – ноженьки туды-сюды пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали-
Да притопатывай!
Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.
Гомилетика, каноника –
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!
Дьякон пляшет –
- Дьякон, дьякон –
Рясой машет –
- Дьякон, дьякон – -3-
Что такое, дьякон, смерть?
- «Что такое? То и это:
Носом - в лужу, пяткой – в твердь…»
……………………………………………………………
Раскидалась в ветре, - пляшет –
Полевая жердь –
Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.
Бирюзовою волною
Нежит твердь.
Над страной моей родною
Встала смерть.
Вот вам и Андрей Белый. Комментарий не требуется.
В расчёте на победу над своим эго добавляю следующее:
1.Трезвость является не просто нормой жизни,
признанной пока ещё сквозь зубы, но значительно более
качественной нормой(Виктор Слободчиков, Суть
времени, 2015, №138. С 13.);
2. Части сообщества, живущие трезво, несравненно более
контррегрессивны в противостоянии нынешнему бытию;
3. Нет никаких оснований сожалеть об исключении
алкоголя из жизни.
В эпоху революционных потрясений начала ХХ века смерть удалось отодвинуть введением прекращения продажи спиртного, которого потребовал народ сначала на время мобилизации, а вскоре на все времена. Царь Николай ll удовлетворил тогда просьбу народа. "Сухой закон" продержался до 1925 года и обеспечил рождение и рост поколений, практически неповреждённых алкоголем. Эти поколения полегли в боях Великой Отечественной, они добыли Великую Победу. Возврат к широкой алкоголизации шёл постепенно и достиг пика к 80 -м. Интеллигенция, возглавляемая СМИ постаралась опорочить шаги к оздоровительной трезвости в 1985 - 1987 гг. и страна была ввергнута в перестройку с возвратом беЗпредельного пьянства. На его плечах предатели коммунистической идеологии и Красного проекта вовлекли народ наш в дикий капитализм. Выжившему в годы перестроечного погрома Трезвенному движению(ТД) удалось сорвать с виопотребления романтические одежды и вместе с другими факторами и на этот раз отодвинуть смерть, о которой писал Андрей Белый. Но эта старуха с косой совсем близко и если не случится цепная реакция обета невзаимодействия с оккупантом(алкоголем), будет включён тот самый счётчик, воспоминания о котором бросают в холодный пот реально выживших в 90-е.
Вопрос один: "С кем вы, деятели культуры?"