Сообщество «Экономика» 00:50 16 декабря 2020

Великое переселение корпораций

Американский бизнес мигрирует из "синих" штатов в "красные"

Из школьного курса истории Древнего мира все мы помним — «лучше всего запоминается последнее!» — о Великом переселении народов и падении Рима, обо всех этих готах, вандалах, лангобардах и гуннах Аттилы. После чего на территории нынешней Западной Европы закончился период Античности, и наступило «мрачное Средневековье».
Что-то похожее наблюдается сейчас в США. Только массово переселяются там не народы, а корпорации и, скажем так, экономически самодостаточные граждане. Но не хаотично, а из «синих», демократических штатов — в «красные», республиканские.

Так, о переезде своего бизнеса из Калифорнии в Техас заявил глава SpaceX и Tesla Илон Маск. То же самое проделали компании Oracle и Hewlett Packard Enterprise. Palantir Technologies Inc. переехала в штат Колорадо. Lockheed Martin, Northrop Grumman теперь частично базируется во Флориде, туда же отправился и аэрокосмическая компания Blue Origin, основанная Джеффом Безосом. Из Нью-Йорка во Флориду «эмигрировал» миллиардер Карл Айкан и его компания Icahn Enterprises.

И это — лишь верхушка айсберга, на пике которой — смена налоговой юрисдикции 45-м президентом США Дональдом Трампом, который официально перебазировался из Trump Tower на пересечении 5-й авеню и 57-й улицы родного для него Нью-Йорка в свое флоридское поместье Мар-а-Лаго осенью 2019 года.

Даже те корпоративные гиганты, которые намертво связаны с «синими» юрисдикциями, испытывают сложности с логистикой кадров и труда. Так, глава «империи Facebook» Марк Цукерберг заявил, что массово покидающим Калифорнию сотрудникам корпорации может быть снижена зарплата в соответствии с новым местом их проживания.

Всего за последние два года из Нью-Йорка уехало более 500 тысяч человек с годовым доходом свыше 250 тысяч долларов, а из Калифорнии — почти миллион. Полтора миллиона человек — казалось бы, не так много, меньше полпроцента от общего населения США, но это, можно сказать, «мотор» Америки, и процесс еще набирает обороты…

Что это, бегство от высоких налогов и диктата меньшинств в «синих» штатах? Нашествие носителей «нового уклада жизни» на американскую глубинку? Или все это происходит в иной парадигме — «исхода в землю обетованную»? Или США — вообще молодая «страна мигрантов», где все быстро меняется, и такие перемещения — норма для нее, то есть ничего экстраординарного вообще не происходит? Видимо, процесс этот многомерный, а потому его доминанты могут (и будут) изменяться с течением времени. «Варвары» тоже не сразу пошли на Рим — вначале они просили разрешения поселиться на землях, подвластных империи…

Кстати, последний вариант, с «естественным» течением событий, выглядел бы не только самым привлекательным, но и наиболее правдоподобным, если бы все это не происходило на фоне глубокого социально-экономического и политического раскола внутри США, маркерами которого стала эпидемия COVID-19, движение «Black Lives Matter», а также президентские выборы 2020 года и последующие связанные с ними события. Вплоть до недавнего, отвергнутого Верховным судом, иска Техаса, поддержанного еще 20 штатами, о незаконности «коронавирусных» изменений выборного законодательства в других штатах, что сделало возможным массовые фальсификации в пользу официального кандидата Демократической партии Джозефа Байдена.

В любом случае, это явный признак заката однополярного мира Pax Americana, поскольку «дом, разделенный в основании своем, не устоит» — эта истина была известна и неоспорима еще задолго до Великого переселения народов. А «имперский цикл» повторялся в истории не однажды — см. цикл «Путь империи» американского художника Томаса Коула (1833–1836).

Вряд ли в ближайшее время мы станем свидетелями распада США — пусть даже не окончательного, а временного, мимолетного — на два или даже три государства. Но и говорить об этой стране как о едином целом больше не приходится. Причем это касается всех американских элит: финансово-экономических, силовых и информационно-технологических. Противоречия и конфликты между ними и внутри них, судя по всему, будут только нарастать, и никакая диктатура: хоть военная, хоть «цифровая», хоть любая иная, — ситуацию здесь не спасет.

Ослабление США, уже неспособных диктовать свою волю всему миру, неминуемо ведет к укреплению и расширению сфер влияния их конкурентов, прежде всего — в лице российско-китайского стратегического союза. Но и другие центры силы в такой ситуации получают дополнительные шансы для развития.

В этой связи весьма показательна недавняя статья Сергея Караганова в «Российской газете», призывающая Кремль «перейти в наступление» — пока только информационное — на международной арене и быть «поставщиком мира» на внешние рынки. То есть начать динамически использовать свое потенциальное военно-технологическое преимущество, что, собственно, уже было опробовано в Сирии и отчасти — в Венесуэле. И в целом — «идти в новый, все более незападный мир, завоевывая выгодные, а порой и ведущие идейные и политические позиции, которые он нам предлагает…»

Заметим, что эти предложения звучат из уст почетного председателя российского Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), который долгие годы отстаивал идею встраивания нашей страны в «глобальный рынок». Времена меняются, и мы меняемся с ними…

В общем, на обозримую перспективу не исключено перемещение штаб-квартир транснациональных корпораций из стран коллективного Запада не только в Китай или другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и в Россию…

Источник

Иллюстрация: "Крушение" (1836) из цикла "Путь империи", художник Томас Коул

Cообщество
«Экономика»
1.0x