Сообщество «Круг чтения» 11:02 13 ноября 2021

Вечно новый Достоевский

К 200-летию со дня рождения великого русского писателя
24

В короткой обзорной статье, разумеется, невозможно представить исчерпывающую трактовку мирового значения Достоевского. Он до наших дней остается одной из величайших вершин русской и мировой литературы, будучи, пожалуй, наиболее популярным и востребованным из всех русских писателей не только на Родине, но и за рубежом. Объем написанного о нем необычайно велик, превосходя все, что писалось о ком-либо другом из его современников. Достоевского любят, им восхищаются, но его и ненавидят. Те, кто ненавидит Православие и Россию.

Слова писателя о либеральных ненавистниках России и Православия звучат настолько актуально для нашего времени, как будто они сказаны и написаны буквально вчера.

Но, разумеется, отнюдь не в этой необычайно прозорливой, пророческой критике заключено главное достижение Достоевского. Он необычайно ценен и важен для нас прежде всего тем, что он – хотя и не сугубо конфессиональный, но при этом глубоко христианский художник. Правда, известный консервативный мыслитель Константин Леонтьев в своем эссе «Наши новые христиане», посвященном Толстому и Достоевскому, говорил в применении к обоим о ненастоящем, «розовом» христианстве, обвиняя их в подмене подлинно евангельского, библейского духа нашей веры гуманизмом, но, думается все же, что, таким образом до известной степени уравнивая обоих, он был не вполне прав. Если Толстой действительно стал врагом Церкви, придумав свою особую «религию», которую можно определить как своего рода необуддизм в протестантской оболочке, то Достоевский всю жизнь любил Христа именно такого, каким Тот предстает в Священном Писании, в Евангелиях, а не в чьих-то поверхностных интеллигентских фантазиях. Старцы Оптиной Пустыни с глубокой симпатией относились к нему, называя «кающимся».

Невозможно требовать от светского художника, который всю жизнь шел против течения, борясь с идеологической доминантой своего времени, которую А.И. Солженицын называл действием «либерального поля», сугубо догматической точности и святоотеческой религиозной истины с ее духовной глубиной и аскетизмом. Во времена реформ Александра II, сопровождавшихся в общественном настроении бурным всплеском либерализма, когда все бóльшую власть над умами захватывал позитивизм и нигилизм, Достоевский, по сути, совершил творческий писательский подвиг: прозрел именно и прежде всего духовные, атеистические и богоборческие истоки тогда еще далекой революции, прикрываемые заботой об «угнетенном народе». «Если Бога нет, то все позволено» – эта максима героя «Бесов» Кириллова и Ивана Карамазова стала со времен Достоевского главным разоблачительным лозунгом, что начертал писатель на революционных знаменах, разглядев ее под заимствованными у Европы разлагольствованиями о равенстве и братстве. Он сделал это задолго до профессиональных философов и публицистов, без сомнения, опередив свое время.

Бесспорное открытие Достоевского, выразившее самое главное в сопутствовавшем ему духе времени – это непреложно выявленная им преемственная связь между идеологией либерализма, который сам по себе ведь вовсе не желает слома нормального хода жизни, и собственно революцией. В «Бесах» убежденный, так сказать, законченный либерал Степан Трофимович Верховенский порождает главного революционно-террористического «беса» романа – убийцу и профессионального провокатора Петрушу Верховенского с его знаменитым монологом, в котором тот излагает свой главный принцип, впоследствии сполна использованный большевиками – игру на понижение («Мы каждого гения удушим в младенчестве…»). А «гуманистический» бунт Ивана Карамазова против богоустановленного порядка жизни, «возвращение билета» на вхождение в рай, как показывает писатель всем ходом повествования – есть не что иное, как основа его разрушительной (в том числе и для самого ее носителя) философии, обоснование отцеубийства.

Диалектика греха и покаяния составляет, пожалуй, главный нерв зрелых произведений Достоевского, то, без чего невозможно понять душевные метания Раскольникова, Свидригайлова, Ставрогина, Ивана Карамазова и других его героев. Одно из художественных открытий Достоевского состоит в том, что он сумел средствами светской литературы показать процессы духовной жизни человека, которые описаны в основном в аскетической, святоотеческой литературе. В учении святых отцов о покаянии центральное место занимает так называемый «радостотворный плач», когда человек, оплакивающий свои грехи, продолжает плакать, но плач покаянный претворяется в плач радости, потому что человек всей душой ощущает, что покаяние его принято Богом и грехи прощены. В художественной системе Достоевского аналогом этого прорыва души к Богу является публичное исповедание героем своего греха, чему у Достоевского соответствует характерное выражение «объявить». «Объявить», то есть публично исповедать свой грех – и значит в художественной системе, созданной писателем, перейти Рубикон, отделяющий внутреннюю борьбу с грехом, внутреннее раскаяние от изживания греха через покаяние в церковном, христианском смысле. Это – та грозная, невыносимая для тленной природы человека реальность, перед лицом которой стоит и Борис Годунов у Пушкина (который так и не смог перейти эту границу), и многие герои Достоевского – Раскольников, Свидригайлов, Ставрогин, Иван Карамазов, Смердяков. Во вставной новелле – так называемом «Житии старца Зосимы», представляющей собой просто рассказ старца о своей жизни, есть центральная глава «Таинственный посетитель» – рассказ о человеке, который после долгих душевных мук под влиянием молодого Зосимы все-таки преодолевает себя и «объявляет» о своем давнем смертном грехе убийства. «Бог сжалился надо мной и зовет к Себе, – говорит он после покаяния. – Знаю, что умираю, но радость чувствую и мир после стольких лет впервые. Разом ощутил в душе моей рай, только лишь исполнил, что надо было». Это и есть светский художественный аналог «радостотворного плача», показ покаяния, принятого Богом, и греха, изглаженного навеки. В отличие от этого Свидригайлов, Ставрогин и Смердяков терпят поражение в борьбе с темной силой, кончают жизнь самоубийством, будучи не в силах стерпеть мук совести, но и не имея сил и мужества для публичного покаяния, для настоящей духовной работы над своей греховной природой. Ряд приведенных примеров в принципе можно было бы и продолжить.

Будучи далеко не всегда понимаем современниками, Достоевский с течением времени все в большей степени, все сильнее становился властителем дум. Его популярность и влияние (как прямое, так и косвенное) необычайно возросли на рубеже 19 – 20 веков, в эпоху так называемого «Серебряного века». Для этого времени он стал, пожалуй, самым читаемым и самым влиятельным из русских классиков. Без Достоевского невозможно себе представить очень многое в литературе того времени – стихи А.Блока и Вл. Соловьева, прозу Андрея Белого, лирику А.Ахматовой и М.Цветаевой, философию и публицистику «русского религиозного ренессанса» – творчество С.Булгакова и Н.Бердяева, философию Л.Шестова и Н.О. Лосского, всю «софийную» мифологию той эпохи, пронизывающую философские, поэтические, публицистические тексты, многие произведения живописи, косвенно отраженную и в музыке. Достоевский актуален для каждого по-своему, до сих пор никого не оставляя равнодушным.

Великий классик-пророк русской литературы предвосхитил многие интеллектуальные и философские течения, которые возникли и стали популярными лишь через несколько десятилетий после его смерти, например, психоанализ. И до сих пор, когда собственно в психологии это течение давно уже, по сути, преодолено, существуют специальные, в том числе и периодические психоаналитические издания и научные психологические школы и направления, которые сосредоточены главным образом на анализе его творчества. А о том, как и в чем Достоевский предвосхитил философию Ницше, дав критическую оценку ницшеанству еще до его возникновения, написано немало весьма объемных исследований. Общепризнанна его роль и как предшественника философии экзистенциализма.

Если приводить высказывания известных, выдающихся людей о Достоевском, то можно составить отдельный том. Многие, в том числе и писатели, в разных вариациях повторяют одну мысль: человек, прочитавший Достоевского, это качественно иной человек по сравнению с тем, кто его не читал. Приведем высказывание одного известного русского поэта: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его». Это, конечно, преувеличение, читать следует и многих других. Но ясно, что это сказано человеком любящим и верующим, православным.

Как подчеркивает современный литературовед, Достоевский всем своим творчеством «призывает искать правду, а не выгоду – и это всё приложится вам. Правда же – в Православии. В нём – и основа единства всеобщего, всечеловеческого». Это и есть то великое слово, которое Достоевский сказал, точнее, напомнил миру. Мы верим, что изгладить это слово из памяти народа совсем невозможно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Круг чтения»
11
20 декабря 2021
Cообщество
«Круг чтения»
23 декабря 2021
Cообщество
«Круг чтения»
3
Комментарии Написать свой комментарий
13 ноября 2021 в 12:16

В. Семенко: Петрушу Верховенского с его знаменитым монологом, в котором тот излагает свой главный принцип, впоследствии сполна использованный большевиками – игру на понижение («Мы каждого гения удушим в младенчестве…»).

***
Вы в этом основательно уверены, что большевики были именно такие?

13 ноября 2021 в 12:22

Конечно Достоевский -русский писатель, и православный. Но вряд ли восторгались им Эйнштейн, Ницше, Фрейд и т.д. именно из-за православия в нём. Впечатляет в нём именно его психоделичность, сверхобычность, живой психологизм, граничащий как и всё гениальное -с психиатричностью. И конечно русскому человеку ничего необычного в нём нет, а просто описание типично русских духовных и мировых проблем.

13 ноября 2021 в 14:19

не буду копать ямы в изтории, она и так перерыта кротами, котами, писателями и искателями приключений, история - вырождение человека, со всеми его падениями и попытками летать. Я участвовал в войне и мною увиденные геройские атаки и предательства отдельных "полководцев" сегодня уже искажены до предела. Героями карабахской войны стали долларовые миллионеры, вернее деньги сделали их живыми памятниками, обелисками, но народные иски, возможно, когда-нибудь оседлают этих ослов. Вернёмся к мудрецам, которых невозможно любить, если ты двоечник, лентяй, пьяница или депутат родной своей страны, в которой эти мудрецы разгоняют торговлю, экономику, ракеты и даже атомы. Представьте себе за большие деньги создают водородную бомбу, в то время когда вода, родной твоей страны ничего не стоит. Конечно есть за что ненавидеть этих иудеев, они даже не только родили бога, но и убили его, а нам приходиться верить и молиться на коленях, за все колени Авраама, бывшие, настоящие и будущие. За что? За какие наши грехи? Мигрантов невозможно любить, они, понаехавшие из местечек, оскверняют нашу святую землю, родину. Из нашей менделеевской таблицы крадут элементы и химичат. Эти химики, физики, музыканты, купцы и банкоматы мешают спать, отдыхать, работать на стройке, у станка, в поле - везде их песни, на всю катушку, их музыка. Мы гоняли их, гоним, и будем гонять из всех стран, как они элементарно разгоняют наши частицы у своего Андроника в коллекторе, извините, адронного коллайдера.

13 ноября 2021 в 16:16

Так Вы воевали?

2. "не только родили бога, но и убили его".
+++++ Сразу сомнение возникает. Видели картину, где Иисус пришёл к евреям.
Ей 500 лет, там он совершенно белый человек, белой расы.
Кажется. его всегда рисовали белым - и 500 лет, и 1000.

Так не пора признать, что он пришёл с севера?

13 ноября 2021 в 18:50

С севера только белые медведи приходят ибо там хорошо хранить мозги а сердце на юге горячее Природа не дура а избранные личности давно в вашей Библии вы немножко опоздали и будете жить в общем вагоне

13 ноября 2021 в 22:53

Насчёт признания надо с твоим лечащим говорить. И добавить на пару кубов галоперидола, состояние только ухудшается. Иисус пришел с севера. Из Кировочепецка. А Мария Магдалина, ее тоже рисовали белой- из города Гусь Хрустальный.

13 ноября 2021 в 15:39

Как подчеркивает современный литературовед, Достоевский всем своим творчеством «призывает искать правду, а не выгоду – и это всё приложится вам. Правда же – в Православии.
Да, конечно же в Православии......наверное.

13 ноября 2021 в 18:17

Здесь не та публика, для которой надо писать подобные статьи. Вы бы им про евреев. Вот визгу то было бы, а уж удовольствия.

13 ноября 2021 в 19:20

Вы правы, Уткин, еще и не написали о них, а некоторые уже некоторые раскрякались.

13 ноября 2021 в 21:15

Михаил очень верно подмечено .
Журавлев сразу прибежит с Ужакиным

13 ноября 2021 в 19:18

Достоевского уважали на Западе, но не признавали его Православие.
Но он ещё с тюрьмы обратился к этой полноценной философии. Допускаю, что католицизм так же обоснован. И некоторые другие религии.

У меня лично материалистическая философия. Она всё объясняет!

13 ноября 2021 в 23:40

Александр Суворов
Сегодня в 19:18
Достоевского уважали на Западе, но не признавали его Православие.
Но он ещё с тюрьмы обратился к этой полноценной философии. Допускаю, что католицизм так же обоснован. И некоторые другие религии.

У меня лично материалистическая философия. Она всё объясняет!
////////////////////////////
Сердюк - философ !

13 ноября 2021 в 22:57

Достоевский вечно новый. Я готов быть Родионом. Если старушкой-процентщицей будут члены авторы из газеты завтра. Все равно они старые, глупые и уродливые. А я на их деньги лучше в Таиланд поеду. С тайками шишку попарю.

13 ноября 2021 в 23:40

Не, Майкл, мы тебе предлагаем быть типа князем Мышкиным. Но только не князем. И не Мышкиным. Но точно - идиотом.))

14 ноября 2021 в 00:07

В школьные годы Престление и наказание мне давалось с трудом, слишком уж все серо и уныло. В студенческие годы на первом курсе принесли мне прочитать "Идиота". Я запойно его прочитал за 3-е суток. И когда после 2-го курса призвали в Армию (тогда стали всех студентов призывать), то в Армии я почти всего Достоевского прочитал на ночных дежурствах (по крайней мере, все то. что было в армейской библиотеке за границей). И по мнению автора статьи и некоторых других наших писателей, раз уж у меня это получилось, значит я особенный человек. Вот оно как. А среди всех его произведений мне больше всего в душу запал "Дядюшкин сон".

14 ноября 2021 в 10:51

=====Кирилл Пахомов===Конечно Достоевский -русский писатель, и православный. Но вряд ли восторгались им Эйнштейн, Ницше, Фрейд и т.д. именно из-за православия в нём=======

Называть Достоевского только русским писателем, неправильно и ошибочно. Потому что это писатель мирового масштаба. Этот гений принадлежит всему человечеству.

Вы по своему обыкновению ошибаетесь. Все вышеперечисленные граждане восторгались Достоевским.

Альберт Эйнштейн утверждал, что: ""Достоевский дал мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!"

Фридрих Ницше читал Пушкина, Лермонтова и Гоголя, но предпочтение он отдал Достоевскому.
Ницше писал: "Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…". Достоевский дал ему "ценнейший психологический материал" и был "единственным психологом", у которого ему было чему поучиться. Он писал: "Это психолог, с которым я нахожу "общий язык". От "Записки из подполья" Ницше "был опьянен от наслаждения".

Фрейд ставил Достоевского рядом с Шекспиром, и писал что роман "Братья Карамазовы" — ""дно из наивысших достижений мировой литературы".

Что же касается "и.т.д., то и они(в подавляющем большинстве) были аналогичного мнения.

14 ноября 2021 в 11:55

Рутц, а вы до конца дочитываете мысль? Вряд ли они восторгались Достоевским ИЗ-ЗА ЕГО ПРАВОСЛАВИЯ. В Гугле ж нет этого. Хотя покопайтесь ещё, мож и найдёте чего.

14 ноября 2021 в 13:05

В интернете, Кирилл, как в Греции, всё есть. Мне попались рассуждения "автора работ о творчестве Ф. М. Достоевского" - Ю. Карякина (подписанта пресловутого "Письма 42-х"). Этот господин из того факта, что Достоевский умер под фотографией Мадонны Рафаэля, подаренной ему В. С. Соловьёвым, с иконой Богородицы “Всех скорбящих радости” в руках, сделал вывод, что произошло примирение с католичеством.

14 ноября 2021 в 13:23

Формула Достоевского – Если бога нет, то всё позволено, в корне не верна, противоречит законам Природы.Формула материального мира, к которому принадлежит и мир людей – если закона нет, то всё позволено. Но в мире Природы, в любой её форме существует закон существования и развития этой формы. Периоды нарушения законности наступают в Природе, когда, по причине внутренних или внешних сил, происходит преобразование формы, мутация, изменение формы, например смерть, преобразование живой формы материи в неживую, период изменения законов, революция. В мире людей, как и в мире животных, всегда существуют законы существования видов животных и видов человеческих сообществ, в виде инстинктов и культур у людей. Формирование законов существования и развития видов человеческих сообществ происходило начиная с законов стай, законов родов, племён, народов государств и их союзов, законов божьих и светских, и продолжается постоянно в связи с постоянными видоизменениями в мире людей. Светские законы стали оформлять в виде Конституции, свода основных законов. В конституции советского народа, конституции СССР, бога не было, но законность была и советский человек был не хуже других, а можно сказать и много лучше некоторых. Против законов Природы не попрёшь, хоть ты даже и Достоевский

14 ноября 2021 в 14:35

=======Кирилл Пахомов==Рутц, а вы до конца дочитываете мысль? Вряд ли они восторгались Достоевским ИЗ-ЗА ЕГО ПРАВОСЛАВИЯ========

Вполне достаточно того, что они ИМ восхищались. Все остальное второстепенно. А фраза "вряд ли" свидетельствует о том, что и вы сами с уверенностью не можете ответить на этот вопрос.

14 ноября 2021 в 14:38

=====Борис Сорокин===Мне попались рассуждения "автора работ о творчестве Ф. М. Достоевского" - Ю. Карякина (подписанта пресловутого "Письма 42-х"). Этот господин из того факта, что Достоевский умер под фотографией Мадонны Рафаэля, подаренной ему В. С. Соловьёвым, с иконой Богородицы “Всех скорбящих радости” в руках, сделал вывод, что произошло примирение с католичеством=======

Вполне возможно что и так. Многие русские писатели не видели никакой разницы между православием и католичеством. Например Гоголь, который после путешествия в Италию в 1838 написал: "Лишь в Риме молятся, — писал он в 1838 году, — в прочих местах лишь притворяются". По мнению Гоголя, в плане догматики и учения: "наша религия и католическая абсолютно одинаковы, и потому нет на самом деле никакой нужды менять одну на другую".
Что касается Достоевского, то он просто боготворил Рафаэля, и в петербургской квартире Достоевского, в рабочем кабинете над диваном, действительно висела фотокопия "Сикстинской Мадонны".

Только человек мало смыслящий в православии может восхищаться рафаэлевской мадонной.

Православный взгляд на эту картину, высказал русский философ и богослов С. Булгаков: "Я не увидел Богоматери. Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? - да это хула и невозможность!". Ренессанс "создал искусство человеческой гениальности, но не религиозного вдохновения. Его красота не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев . Про эту красоту Ренессанса нельзя сказать, чтобы она могла "спасти мир", ибо она сама нуждается в спасении"...

Примирился Достоевский с католичеством или нет, нам доподлинно неизвестно. Но такую версию нельзя исключить.

14 ноября 2021 в 18:55

* Только человек, мало смыслящий в православии, может восхищаться рафаэлевской Мадонной*

Да уж, особенно, если учесть, что православные иконы раскрашивали ремесленники-богомазы по готовым канонам - *вдохновение* там измерялось в квадратных метрах и килограммах краски.

15 ноября 2021 в 09:11

=======Иван Фёдоров===Да уж, особенно, если учесть, что православные иконы раскрашивали ремесленники-богомазы по готовым канонам - *вдохновение* там измерялось в квадратных метрах и килограммах краски=======

Многие художники восхищались православными иконами. Например, известный французский художник Анри Матисс, побывавший в Москве в 1911 году, так выразил свои впечатления о древней русской иконе: "Русские не подозревают, каким художественным богатством они обладают. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше".

Разумеется Матисс сделал такое умозаключение после знакомства с иконами написанными художниками иконописцами , а не мазней ремесленников-богомазов.

14 ноября 2021 в 20:51

Гончар, ну это ж известная ошибка( не сказамши прямее)- приписывать высказывания героев произведений их авторам- как их, авторов, писателей,личное убеждение .Достоевский был взращён творчеством и идеями Лермонтова, Гоголя и Толстого, о чём он сам где-то и писал. Если вам не близки Лермонтов и Гоголь, то Достоевский тоже навряд ли. А нам конечно. Всё там понятно везде и близко.

1.0x