Авторский блог Сергей Угольников 05:22 29 апреля 2017

Вебер в Законе

Обратный карго-культ гибридных режимов

"Путеводной звездой нашей деятельности должны быть не однообразные фантазии, а ясно усвоенные понятия". Артур Шопенгауэр

Макс Вебер, занимавшийся апологетикой протестантизма через реинтерпретацию сложившихся социальных практик, и, по стопам Маркса, пытавшийся придать этой системе взглядов универсальный характер, по понятным причинам - с задачей справился на троечку. Отдельные постсоветские пропагандисты, конечно, вспоминают про «протестантскую этику», но без былого огонька. А уж попытки экстраполировать образы «капиталистических» и одновременно «сетевых», не имеющих общего центра «революций» за пределы Европы – привели к такому расцвету исламского терроризма, при котором о протестантском благочестии и экономическом росте, из-за следования доктринам Лютера обязательно возникающим, - вспоминать как-то неудобно.

В то же время, делегирование права на насилие государству любого типа никак не устраняет иерархию репрессированных государством, зачастую воспроизводясь в своих властных функциях, особенно в период смены общественных формаций. Устаревший анекдот: «Кто такой Брежнев? – это мелкий политический деятель времён Аллы Пугачёвой» - не совсем анекдот. Эстетическая номенклатура, в отличие от политической, переживает смену идеологического курса достаточно легко. В той же мере эта устойчивость относится и к другим неформальным, антропологическим, созерцательным связям. «Образцово-реформированный» Сингапур – опутан властью триад так же, как и до периода образцовых реформ. И уж совершенно невозможно представить себе успешные феодальные "ельцинские" реформы в России - без сопровождения криминального беспредела.

В данном контексте легче всего рассматривать конфликт католицизма против протестантизма в рамках битв девяностых, «спортсменов» против «воров в законе». «Спортсмены» появились на волне горбачёвского кооперативного движения и соответствующего искусственного дефицита, «возврата к общечеловеческим ценностям», отказа от «Совка», выбив себе право на прямое насилие. Они привыкли быть в свете софитов, в зоне внимания прессы, обходились без понятий и жили на широкую ногу, пышно, как папские кардиналы. Предшествующие им воры, чей генезис неразрывно связан с советской властью («государственно-монополистическим капитализмом» в терминах франкфуртской школы), были аскетами с харизмой, которую за деньги не купишь. Не любили публичности и физического воздействия, в быту вели себя с нордической выдержкой, но за отход от правил общинного, лютерантского поведения – карали жестоким образом.

Поэтому скромные протестанты, на данный момент – в проигравших, и даже на родине Мартина Лютера большинство верующих теперь - латиняне безблагодатные. Собственно, Ленин и Сталин - это туземные Лютер и Кромвель, воры в законе, аскеты, державшие общак и делившие его в соответствии с представлениями паствы о справедливости. При Никите Сергеевиче и Дорогом Леониде Ильиче яркие «спортсмены» начали поддавливать пуритан в законе. Потому что Хрущёв общинным сознанием воспринимался как "шестёрка", не по чину влезшая вперёд положенцев. Возвышение Андропова, человека с очень мутной биографией, на этом фоне – воспринималось, действительно, как возврат к "сверхкапиталистическим" нормам протестантского общежития.

А при Горби-Ельцине, имитировавших политические разногласия, папистские отморозки пошли по полному беспределу, наплевав на сложившиеся технологические уклады, и сверхпотреблением – увеличивающим количество богатых надгробий с короткими сроками жизни. Дефолт 98-го показал бесперспективность неограниченного цезаропапизма, и потребовал возвращения хоть к каким-то этическим нормам. Ранний путинизм держался на возврате к лютеранским понятиям. И его теперешний кризис вызван во-первых, гарантиями спортсменам, ельцинским католикам, несовместимых с протестантской этикой и эстетикой. Во-вторых, духом католицизма, когда за деньги коронуют даже не сидевших, подрывая любую веру в институты. И, в третьих, сложностью, вненаучностью воспроизводства харизматиков, что создаёт проблемы в протестантской преемственности. Последний пункт относится и к мадам Клинтон, которая устроила битву за нормативность, не обладая должным обаянием, и поэтому проигравшая Трампу, восседающему на золотом троне.

1.0x