Авторский блог Виктор Степанов 09:27 19 апреля 2019

Василий Белов.Продолжение

Василий Иванович -сильная личность,но он бы ничего не изменил в жизни государства?

Василий Иванович придавал большое значение общественной работе, даже не меньше чем литературной, но стал бы Генеральным секретарём и ничего бы не изменил. Он говорил:"

Дав согласие баллотироваться от КПСС, я хочу защищать права наших людей.Я очень надеюсь на предстоящий Пленум ЦК по сельскому хозяйству. Выскажу некоторые собственные соображения о возрождении деревни".

Из беседы с Владимиром Бондаренко:" Нет, я не падал на колени И не сгибался я в дугу, Но я ушел из той деревни, Что на зеленом берегу. Через березовые склоны, Через ольховые кусты, Через еврейские заслоны И комиссарские посты. Мостил я летом и зимою Лесную гибельную гать... Они рванулись вслед за мною. Но не могли уже догнать.

Деревни сегодня нет совсем. Она погибла. Весь двадцатый век непрерывные удары по русской деревне и русскому крестьянству. Перестройка добила окончательно. Советская власть – была нормальная власть, даже сталинская власть, и народ к ней приспособился. А потом началась ненормальная власть, которой народ просто не нужен. Советская власть была создана и Лениным, и Сталиным, и даже Троцким, всеми большевиками, и государство, надо признать, было создано мощное. Может быть, самое мощное за всю русскую историю. И вот его уже нет и не будет. Нет и советской власти. Я понимаю, что и я приложил руку к ее уничтожению своими писаниями; своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели. Вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла еще большая. Бондаренко: Не совсем согласен с тобой, Василий Иванович. Я сам критикан был еще тот, недаром в «Правде» ругали. Но ведь эта критика и на пользу была. Мощному государству не страшна критика, не страшно даже диссидентство. Сильное могучее государство отбрасывает их на обочину без ущерба для себя, но какие-то выводы делает, к чему-то прислушивается. Не будь вас, «деревенщиков» может, до сих пор в деревне без паспортов люди сидели. Правда, не разбежались бы... Вот так всегда: правда государства и правда человека, правда государства и правда народа не всегда и не во всем совпадают. Но в сильном государстве даже полезно критиковать его минусы, его несовпадения с народной правдой. Белов : Деревня дышит, когда печи дышат. А печи в ней дышат теперь только летом, в дачный период, и то не все. Деревня погибла практически. Сколько тысяч деревень русских погибло. Лучше не говорить. Хотя бы только на нашей родной вологодской земле. Я слышу иной раз по телевидению или в газете читаю, мол, наша деревня жива. Наш колхоз жив, наш сельсовет жив... А я утверждаю, что тысячи деревень исчезли с лица земли. Я об этом писал и в прозе своей, не только в публицистике. Есть такой рассказ, как я ночую в деревне. И спрашиваю старенькую хозяйку: куда исчезла деревня? Она хохочет и говорит: через трубу и в синее небо ушла… Бондаренко : И что, больше никогда не возродится? Ты сам по складу своему, по чувствам своим пессимист или оптимист? Белов: Скорее всего, я пессимист. Но, если ты, Володя, спрашиваешь, возродится ли деревня, в этом плане я даже оптимист. Верю в возрождение Родины своей. Не только в возрождение деревни своей и земли вологодской, отеческого гнезда, но в возрождение всего нашего государства. Куда от этого денешься? А вот когда оно будет? Может, уже и тебя, ни меня не будет на земле».

Писатель с русской душой Василий Белов не стал лауреатом Нобелевской премии, а Горбачов стал. Почему? Нужно будет подумать и написать.

1.0x