Авторский блог Ирина Пичугина 12:40 21 февраля 2021

В предверии праздника 23 февраля. Несколько слов о советской авиации и космонавтике

Под козырёк! Героям советской авиации и космонавтики посвящается

В жизни нам несказанно повезло.

Местом прохождения службы было определено одно из управлений Государственного Краснознамённого Научно-Испытательного Института ВВС им. В.П.Чкалова (ГК НИИ ВВС), расположенного на аэродроме "Чкаловский" в Подмосковье. Там же, в посёлке Чкаловский, сразу дали жильё. По соседству находился и Звёздный Городок.

В этом месте Подмосковья собрался цвет авиационной и космической мысли СССР, знаменитейшие военные лётчики- испытатели и космонавты. Почти на каждом подъезде висели памятные таблички. Например: "В этом доме проживал Первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин". "Здесь жил Валерий Чкалов". Сколько знакомых с детства имён лётчиков и космонавтов первого и второго отрядов...

А живые легенды авиации и космоса , вот они, рядом... простые соседи...

Всё это заставляло собраться, попытаться тянуться до их уровня знаний и умений. Конечно, мы были молоды и вращались в своём кругу младших офицеров, но высокомерием "легенды" не страдали и часто беседовали с молодёжью. Тем более, что у "зубров" были свои сыновья, тоже младший офицерский состав. Все дружили.

Из этих бесед и сложились воспоминания

О ДНЯХ МИНУВШИХ И БЕССМЕРТНЫХ ГЕРОЯХ АВИАЦИИ И КОСМОСА.

Глава1.

В ТЕЛЬ- АВИВЕ ВЫЛЕТАЛИ СТЕКЛА.
ИЛИ "ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ".

В прошлом 2019 году мы отмечали 90 лет со дня рождения уникального человека.
Героя.
Истинного патриота нашей Родины. Имя его -
Бежевец Александр Саввич.
Заслуженный летчик- испытатель СССР.
Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Лауреат Государственной премии СССР.

двойной клик - редактировать изображение


Трудовая биография:
Родился 16 июля 1929 года.
Умер 22 июля 2015 года. В возрасте 86 лет.
Окончил в 1951 году Балтийское военное авиационное училище лётчиков, в 1959 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени А.Ф. Можайского.

С 1959 года по 1988 год - лётчик испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС СССР имени В.П.Чкалова. Испытал целую серию сверхзвуковых боевых самолётов МиГ, реактивного военно-транспортного самолёта Ан-124 и других.

двойной клик - редактировать изображение

За этими сухими строками , датами, типами самолётов, скрывается жизнь честного, прямого, порядочного и доброго советского человека, полная героических трудов и необыкновенных приключений.

Об одном из этих страшных и героических "приключений" теперь можно рассказать.

.
В 1970-71 годах авиация Израиля интенсивно вела разведку вдоль Суэцкого канала. Израильское командование считало нужным держать в тонусе "совет рафик" -советских товарищей. Совершались демонстрационные полёты на аэродромы базирования советской авиации, в том числе и на авиабазу Мерса-Матрух, сильно удалённую от линии фронта.

В мае 1971 года путём переворота (теперь мы это явление называем "цветная революция") к власти пришёл прозападно настроенный Анвар Садат. Арабский социалистический союз (АСС) оказался под угрозой, а в Египте начался правительственный кризис. Новый правитель Египта сразу стал проводить социально-экономическую программу отклонения от предыдущей генеральной линии Гамаля Абдель Насера (большого друга СССР).

Советские военные перестали быть желанными гостями в Египте.

Но инерция военно-стратегического взаимодействия оказалась весьма велика. После встречи нового президента Египта А. Садата и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного был подписан договор о дружбе и сотрудничестве.

И о новых поставках вооружения.

Начались полёты МиГ 25Р и МиГ25РБ в разведывательных целях в интересах и по просьбе Египта.

В период с марта 1971года по апрель 1972 года (в том числе во время"шестимесячного перемирия", метко названного "война между войнами") А.С. Бежевец был командиром 63-го отдельного авиаотряда. Лично совершил 50 разведывательных вылетов.


О позиции СССР в арабо-израильском конфликте и об ответе советского командования на "демонстрационные полёты израильской авиации на аэродромы базирования советской авиации" можно попытаться судить по рассказу самого А.С. Бежевеца, уже нашего соседа по дому в посёлке Чкаловская .
В 1983 году Бежевцы проживали на шестом, а мы , молодая семья с годовалым сыном, на двенадцатом этаже.
Вероятно мы вызывали симпатию к себе: трое "жёлторотиков".
Соседи Бежевцы приняли нас "под крыло".
Однажды, за чашкой чая, мы услышали потрясающий по своей силе рассказ о полётах , за которые наш радушный хозяин был награждён "Золотой Звездой" Героя Советского Союза.
По его словам, весной 1972 году ему был доверен новейший разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ (М-500). Самолёт был способен уничтожать наземные цели с высот более 20км.

А.С. Бежевцу, тогда полковнику, была поставлена задача ежедневно , в одно и то же время преодолевать систему ПВО Тель-Авива, построенную на основе американских ЗРК "ХОК", пролетать над городом и переходить звуковой барьер на низких высотах.
Известно, что при переходе звукового барьера возникает ударная волна ," мощный хлопок". Могут вылетать стекла из окон.
Таким аккуратным образом СССР напоминал о себе, своём присутствии, скорее, эти полёты говорили:" Не заигрывайтесь... Мы - рядом."
Почему- то Тель-Авиву этот способ СССР напоминания о себе не нравился (!?)...
Неоднократно предпринимались безуспешные попытки сбить наш МиГ истребителями (стороны Израиля) "Мираж" и штурмовиками F-4E"Фантом" .

Отчаявшись, Израиль по своим каналам обратился за помощью к США.
Те помогли, поставив Израилю новейший , только разрабатывавшийся тогда в США ( с 1963г. по 1976г.) зенитно - ракетный комплекс "ПЭТРИОТ", приём на вооружение которого состоялся много позже, в октябре 1980 года.


Однажды, перед очередным вылетом Александра Саввича вызвали к командованию и предупредили о новой ракетной опасности:

- Могут сбить.
На полёте не настаивали , предложили решать ему самому...
Александр Саввич принял решение лететь... Не смотря на реальную вероятность гибели...

И полетел.

И ему позволили.

Потому, что характеристики ПВО США были известны и вероятность была 50% на 50%.

И состоялась дуэль оборонных ведомств двух генеральных противников.

С их стороны - новейшая система ПВО "ПЭТРИОТ".

С нашей стороны - самолёт МиГ-25РБ(М-500) и русский дух.

В назначенный час Александр Саввич перешёл звуковой барьер над Тель-Авивом, побил стёкла и собрался домой.

двойной клик - редактировать изображение



Но тут на щитке приборов у него появилась информация о том, что его самолёт обнаружен и ведётся радаром системы ПВО.
И по нему уже произведён пуск ракет из зенитно- ракетных установок .
Александр Саввич включил режим двигателя "форсаж".
Самолёт рванул!
Со скоростью более 3000 км/ час!
И его скорость оказалась недостижимой для ракет ПВО США!

Уже принятый на вооружение в СССР самолёт оказался по своим характеристикам недостижим для системы ПВО "ПЭТРИОТ" , находящейся на стадии разработки в США.
Статус СССР в конфликте на Ближнем востоке был подтверждён.
Примерно такими словами:
- Успокойтесь и уймитесь. У США нет средств противодействия оружию СССР.

А что же Александр Саввич?

Когда его самолёт приземлился на аэродром , то обнаружилось, что от высоких скоростей отдельные элементы его самолёта оплавились.
Для открытия люков пришлось производить выпиливание.
Но!
Сам лётчик и аппаратура ( техника) оказались - соответственно- ЗДОРОВЫ и НЕВРЕДИМЫ. Александр Саввич, не смотря на огромные перегрузки, сам посадил самолёт на полосу.

За это 3 апреля 1975 года А.С Бежевцу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали"Золотая Звезда"!
Прожил Александр Саввич в уважении и почёте в посёлке Чкаловский до самой своей смерти.

двойной клик - редактировать изображение



Для желающих усомниться в этом рассказе - вспомните недавние события в Сирии.
Массированный запуск ракет США " Томагавк" встретил такое противодействие, что стал не победой США в плане военной техники, а позором.

Фото приложены:

Бежевец Александр Саввич. Самолёт МиГ-25РБ.

Глава 2.

45-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПОЛЁТА и СТЫКОВКИ СОЮЗ-АПОЛЛОН!

15 июля 1975 года Советский космический корабль "Союз" (командир -Алексей Леонов , бортинженер Валерий Кубасов) стартовал с Байконура. А с мыса Канаверал США стартовал "Аполлон" - американский корабль с тремя астронавтами на борту: Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.
В кораблях почти во всем была техническая разница, вплоть до дыхания. На нашем корабле дышали земным воздухом, на "Аполлоне" - чистым кислородом с пониженным давлением. Смешение атмосфер было невозможным. Технически пришлось нам понижать давление, а американцам - создавать переходный отсек.
Рукопожатие командиров состоялось, когда состыкованные корабли пролетали над рекой Эльба...Так символично!
Командир - Томас Стаффорд- с уважением и искренней дружбой говорил о двухлетней подготовке этого полёта. В частности, в одном из управлений ГК НИИ ВВС им. В.П.Чкалова, расположенном на аэродроме "Чкаловский" в Подмосковье в барокамере ВУТ-50 участники этого полёта отрабатывали порядок использования скафандра и имитировали выход в открытый космос.
В Космосе , как и в любой критической, сложной ситуации, русские, советские люди умели и собраться вовремя , и пошутить для разрядки напряжения в экипаже. Сам А. Леонов смеясь, рассказывал, как предложил американцам выпить за встречу русской водки, "контрабандно пронесённой на корабль!". И подал всем пищевые тюбики с наклейкой "Водка Столичная". И как же разочарованы были американцы, когда в тюбиках оказался борщ...
Узнаваемые силуэты состыкованных кораблей были везде: на плакатах, на духах, на пачках сигарет...

Нам в СССР казалось, что взаимопонимание уже наступает..

Мир-Дружба...
Но тогда ковалось в СССР предательство.
И чем большими были наши достижения, в том числе и совместные, тем сильнее становилась ненависть к нашей Родине и страх перед ней "хозяев денег".
Были задействованы все силы, чтобы в час назначенный мы, советский народ, ещё ничего не подозревая, в расцвете своей страны и силы вступили (вляпались) в... "перестройку".
Вернее сказать-"перемолку".

Но остался в памяти этот светлый миг восторженной дружбы двух, нет не держав, НАРОДОВ!
Это осознание своего коллективного могущества и достижений (в прямом смысле) космических масштабов.
Ещё живы участники этой программы. Ещё помнят дети рассказы отцов.
Ещё значимы фото- и иные документы.
В СССР провозглашали на парадах : "Слава героям Космоса!"

Пусть вернётся всё на круги своя.

Приложены фото:- Не публиковавшееся ранее изображение стыковки с оригинальными подписями ВСЕХ участников (основного и дублирующего состава СССР и США).

двойной клик - редактировать изображение


- Все участники эпохального полёта.

двойной клик - редактировать изображение



- Барокамера ВУТ-50 , в которой участники полёта отрабатывали выход в открытый космос. На приведённом фото - участники более поздних тренировок космонавтов. В том числе : Мишель Тонини (Франция) и космонавт СССР - А.А. Серебров.

двойной клик - редактировать изображение

Глава 3,

"ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ПРАВИЛАМ".
ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ О ПОСЛЕДНЕМ ДНЕ ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ГАГАРИНА.

27 марта 1968 года при выполнении контрольного полёта на самолёте МиГ- 15УТИ оборвались жизни первого в мире советского лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина и командира лётного полка ЦПК Владимира Сергеевича Серёгина.

двойной клик - редактировать изображение



С тех пор прошло немало лет.
Как нам казалось - "нескончаемый"- 20-й век, внезапно, вдруг, сменился новым, незнакомым 21-м веком...
Как нам казалось, "незыблемый" социалистический уклад нашей страны и личной жизни каждого, неожиданно, как-то странно, был сломлен "через колено", и вместе с ним поломаны личные судьбы, жизни, миллионов советских людей.
Уже " бывших"...

Произошедший социально-экономический (по настоящему "тектонический") разлом в бывшем СССР, приведший нашу страну на край гибели в 90-х годах, отразился аналогичным разломом ценностей, понятий в голове каждого её жителя.

И вдруг из под всех лавок и изо всех щелей полезли либеральные СМИ цвета "детской неожиданности" , соревнуясь в "разоблачениях" наших советских героев.
Нашей гордости, нашей славы...!
Слухи распускались обо всех. Не щадя никого... Так, что сердце рвалось... Многие не выдерживали этого потока лжи и грязи, не понимая : как же это возможно- сказать такое!

А СМИ старались.

И гибель Гагарина и Серёгина не стала исключением.
В "мир" и " сеть" было выдано столько одиозных, порочащих память погибших, версий...

Зря старались.
Слишком хорошие, цельные, настоящие люди были- и наш космонавт N1 , и полетевший с ним на спарке В.С. Серёгин, чтобы эти злопыхательства хотя бы дотронулись до памяти о них.

Расскажем то, что поведали нам достойные и знающие люди , когда мы служили и жили в посёлке Чкаловский.

- Тамара Федоровна Волынова, доктор химических наук, жена дважды Героя Советского Союза летчика- космонавта Бориса Валентиновича Волынова, того самого, из первого отряда космонавтов. Проживали Волыновы с семьей Гагариных на одной лестничной клетке.

двойной клик - редактировать изображение



- Член комиссии по расследованию аварии, в результате которой и погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Начальник 2-го отдела испытательного управления ГК НИИ ВВС СССР. На этот отдел ( 2-ое отделение) была возложена обязанность участия в расследовании авиационных происшествий, в частности: анализа использования средств аварийного покидания самолёта ( САПС). По определённым соображениям имя опустим.

- Дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Аксёнов, проходивший 27 марта 1968 года предполётные процедуры медосмотра и одевания вместе с Ю.А.Гагариным и получивший вместе с ним доклад метеоролога по погодной обстановке на тот день ( см. его книга "Дорогами испытаний") , поэтому факты, приведённые в воспоминаниях В.Аксёнова, исключительно достоверны.

двойной клик - редактировать изображение



Метео-обстановка на 27 марта 1968 года была весьма необычная. Облачность - очень плотная, почти без просветов , до высоты 4000 метров над землёй. Нижний край её ( облачности) находился на высоте 600 метров от земли. Над её верхним краем небо было чистое с хорошей видимостью. Полётное задание отрабатывалась на высоте более 4 км в зоне хорошей видимости. Основным пилотом был Ю.А. Гагарин, на спарке В. С.Серёгин.

двойной клик - редактировать изображение


Космонавт Владимир Аксёнов в своей книге "Дорогами испытаний" поясняет, что выходить с высоты испытаний можно двумя способами :
- спиралью вниз, если есть время спускаться медленно,
- переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома, если надо спуститься быстро.

В тот день должно было состоятся еще одно лётное испытание на самолёте Гагарина- Серёгина МиГ- 15УТИ. Вероятно , лётчики спешили.
Согласно исследованиям комиссии - высотомер самолёта МиГ- 15УТИ работал НЕПРАВИЛЬНО с бо́льшей, чем допустимо, ошибкой и инерционностью. Что поделать, такое случается... техника подводит...
И это было бы не фатально, если бы не метеоусловия.

Плотная облачность, ОЧЕНЬ низко к земле нижний край.

Времени на реакцию при обнаружении неточности высотомера уже не было.

По мнению комиссии, Ю.А.Гагарин , ранее имевший травму черепа и металлическую пластину , вживлённую в месте травмы в голову, в момент резкого манёвра на снижение и при вхождении в низкую плотную облачность - "отключился".
В.С.Серёгин не имел времени перехватить управление. И фатальным оказался недостаток высоты при выходе из нижнего края плотной сплошной облачности для вывода самолёта из пикирования.
Вертикальный пилотаж на тяжёлом МиГ- 15УТИ - очень непростая задача.

По выводам комиссии самолёт шёл со скоростью 700 км/ час. Оставшиеся до земли 600 метров он пролетел за 3 секунды!

Самолёт врезался в землю.

двойной клик - редактировать изображение



Тут сошлись четыре обстоятельства.
Каждое из них - не фатально само по себе.
Вместе, они привели к ТРАГЕДИИ.
- Необычная опасная метео-обстановка .
- Неисправность высотомера.
- Спешили вернуться для передачи машины следующему испытателю.
- И всё же , состояние здоровья Ю.А.Гагарина.

Об этом подробнее .
Первый в мире космонавт не допускался до полётов по состоянию здоровья. Тренировки и сам полёт в космос бесследно не прошли. А потом ещё и травма черепа. Нашего героя, любимого всем миром, врачи хотели обезопасить от случайностей.
Однажды, на новогоднем приёме в Кремле (1967 год сменился 1968 годом...) Л.И.Брежнев, очень расположенный к Ю.А. Гагарину, спросил у того, как он поживает... Юрий Гагарин пожаловался на врачей,
- Не дают летать!
Леонид Ильич тут же подозвал Евгения Ивановича Чазова, начальника 4-го Главного управления при Минздраве СССР (назначенного с 1967 г), и приказал исправить здоровье космонавта номер один. Сделать его пригодным для полётов.

Чудес не бывает.
Здоровье восстановили в пределах возможного...
Ю.А.Гагарин стал летать.

двойной клик - редактировать изображение



Но тут сошлись звёзды...


Отдельно Владимир Аксёнов в своей книге отвечает злопыхателям и очернителям, что химический анализ крови и останков Гагарина и Серёгина посторонних веществ не выявил.
Да и не могло быть посторонних веществ.
Просто исходя из характера и отношения Ю.А. Гагарина к службе.

Рассказывает Т.Ф. Волынова:
- В то утро мы с Юрой встретились около лифта и пошли вместе на работу.
На проходной аэродрома Юра вдруг забеспокоился- не находил пропуска!
Я сказала ему :
- Юра, да брось, тебя все в лицо знают! Так проходи!
На что Юра ответил мне:
- Нет. Во всём должен быть порядок.
И повернул назад - домой. За пропуском.
А вечером я узнала страшное.

Этот малый факт, ясно показывающий уважительное и ответственное отношение Юрия Гагарина к порядку службы, к Уставу, к воинскому долгу, раскрывает всю бессовестность клеветников, пытающихся очернить Великих Советских Людей.

А добрая память и любовь нас всех, людей мира, к первопроходцам Космоса, остаётся незыблемой.

В заключение.

двойной клик - редактировать изображение

Сейчас, по прошествии тридцати труднейших для нашей Родины лет, мы рады возможности рассказать о славных героях авиации и космоса ,чтобы наши воспоминания всколыхнули память прошедших лет в наших сверстниках и , может быть, вдохновили молодое поколение, вызвали в нём гордость за их советских предшественников, беззаветно любивших Родину и исполнивших свой Воинский Долг.

1.0x