Сообщество «Форум» 15:57 29 октября 2020

В оппозиции к собственному народу

Нарастающие противоречия можно решить

Несмотря на происходящее за кулисами события, касающиеся конфликтов в Сирии, Ливии и вокруг Нагорного Карабаха, особые дружеские отношения между лидерами России, Ирана и Турции остаются гарантией продолжения сотрудничества между этими тремя странами, что вселяет надежду на достижение урегулирования возникающих конфликтов.

Говоря о Сирии, необходимо отметить, что события, связанные с астанинским треком, вызывают тревогу и могут отрицательно повлиять на отношения между Россией, Турцией и Ираном. С одной стороны, ряд турецких высокопоставленных лиц заявляют в кулуарах различных встреч и совещаний, что участие Ирана в астанинском процессе «не является необходимым», ввиду того, что Иран «не играет никакой роли на северо-западе Сирии» и «не оказывает ни положительного, ни отрицательного влияния на режим прекращения огня на сирийской территории». Более того, эти лица утверждают, что Иран «подстрекает сирийское руководство на решительные действия с целью освобождения северо-западных районов Сирии и на объявление войны турецкому военному присутствию в стране».

Кроме этого, Турция выражает недовольство и выступает против российской инициативы о проведении международной конференции, посвященной проблеме сирийских беженцев и их возвращению на Родину. Анкара считает, что, выдвинув эту инициативу, «Москва предварительно не посоветовалась с Турцией и не привлекла её к организации этого мероприятия», хотя именно Турция приняла 4 миллиона беженцев из Сирии и 3 миллиона перемещенных лиц из различных районов Сирии, которые скопились на сирийско-турецкой границе на северо-западе страны-территории, временно находящейся под контролем Турции.

С другой стороны, мы видим, что в Тегеране выражают обеспокоенность по поводу игнорирования роли Ирана как члена «астанинской тройки», что проявляется и в российско-турецком взаимодействии на северо-западе Сирии, и в подходе к другим сирийским проблемам, которые решаются без участия Тегерана и без консультаций с иранским руководством. К этому надо добавить и недовольство Ирана отсутствием российской реакции на удары, наносимые авиацией Израиля по позициям «Хезболлы» на сирийской территории, что может вынудить Иран пойти на развертывание своих баз в Сирии для противодействия израильским налетам.

Кроме этого, между Россией и Турцией существуют разногласия по ливийскому конфликту. По мнению ряда аналитиков, речь идёт о соперничестве двух стран, имеющих собственные интересы в Ливии и в средиземноморском регионе в целом. Серьёзные противоречия между Россией, Турцией и Ираном есть и по конфликту вокруг Нагорного Карабаха, в результате которого уже погибло 5 тысяч человек, а десятки тысяч получили ранения различной степени тяжести. Это первый после Второй мировой войны прецедент, когда в течение столь короткого промежутка времени стороны конфликта несут такие огромные потери.

В отличие от разногласий между Турцией и Ираном по ряду аспектов сирийского конфликта, обе страны занимают схожую позицию по карабахскому кризису, поддерживая Азербайджан и не нравятся наличия в Армении на протяжении последних тридцати лет российской военной базы. Обеспокоенность по поводу существования этой базы выразилась в решении Ирана закрыть своё воздушное пространство для российских самолетов, направляющихся на этот объект.

С другой стороны, Турция выразила готовность немедленно откликнуться на просьбу Азербайджана (если таковая поступит) о военном вмешательстве в карабахский конфликт.

Уверен, что несмотря на разные позиции России, Турции и Ирана по карабахскому конфликту, дипломатические усилия не должны позволить этим разногласиям повлиять на двусторонние отношения между странами «тройки». Хотелось бы надеяться на то, что руководители Армении и Азербайджана займут ответственную позицию, сделают всё для прекращения боёв «на земле» и станут использовать дипломатические методы как единственный путь для решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Примером для сторон конфликта могут стать страны "астанинской группы", сумевшие достичь взаимопонимания по ряду сложных проблем, преодолев существующие разногласия и сделав всё для обеспечения стабильности, безопасности и процветания стран этого региона.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что основным «заслоном», если можно так сказать, на пути дальнейшего обострения ситуации в этих горячих точках являются дружеские отношения между лидерами «астанинской тройки» - Путиным, Эрдоганом и Роухани, дух конструктивного сотрудничества между тремя странами, преемственность курса на решение сложных региональных и международных проблем, принимаемые в рамках «тройки» ответственные решения, предотвращающие появление каких-либо «трещин» в ходе взаимодействия между этими странами. Все это способствует укреплению безопасности и стабильности на Ближнем Востоке, достижению урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, нормализации ситуации во всём мусульманском мире.

Недавно произошло ещё одно примечательное событие. Россия получила членство в Совете ООН по правам человека сроком на три года, начиная с января будущего года. Утром 13 октября состоялись выборы в Совет, по итогам которых Россия оказалась в числе 15 стран, избранных в состав этой организации.

К сожалению, ряд руководителей сирийской оппозиции включился в кампанию по сбору подписей под так называемой «всенародной петицией» в знак протеста против избрания России членом в Совет ООН по правам человека. Некоторые из них выступили с соответствующими заявлениями на этот счёт. Откровенно говоря, мне даже неловко приводить здесь цитаты из этих заявлений, в которых фигурирует Россия и её роль в сирийском конфликте. Оппозиционеры говорят здесь тем же языком, что и западные СМИ, участвующие в гибридной войне, развязанной против России в то время, когда Сирия живёт в условиях экономических санкций и блокады, при помощи которых Вашингтон хотел бы «наказать» сирийский народ, уморить его голодом, развязать в стране широкомасштабную гражданскую войну с целью превращения Сирии в «несостоявшееся государство» (failed state).

Печально, что некоторые высокопоставленные сирийские оппозиционеры не только не в состоянии оценить последствия широкомасштабной гражданской войны (если такая, не дай Бог, начнётся) для граждан Сирии, для всей территории страны, но и не понимают природу и масштаб роли России и «астанинской группы», благодаря усилиям которых удалось предотвратить захват Сирии террористическими отрядами запрещённого в России «Исламского государства», развязывание широкомасштабной гражданской войны в стране, которая бы неминуемо смела с лица земли Дамаск и другие сирийские города и привела бы к гибели миллионов сирийцев.

Мыслимо ли представить, что с подобными заявлениями выступают представители политического «партнера» – Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС), обвиняющей Россию в «военных преступлениях» и «преступлениях против человечества»?

В этом году весь мир отмечал 75-ю годовщину победы над фашизмом. Именно благодаря Советскому Союзу человечество было спасено от угрозы «коричневой чумы». Сегодня Россия играет важную и эффективную роль в борьбе коронавирусной инфекцией, угрожающей всему миру. В течение последних пяти лет Россия оказывает огромную помощь сирийскому народу. И после всего этого сегодня мы видим, что сирийская оппозиция возражает и протестует, но не против введенных в отношении сирийского народа санкций, не против голода, бедности и болезней – явлений, ставших неотъемлемой частью жизни десятков тысяч семей сирийских беженцев, живущих в палаточных лагерях, то есть, по сути, под открытом небом, не против катастрофических условий жизни граждан Сирии, столкнувшихся вдобавок ко всему с пандемией коронавируса. Нет, оппозиционеры протестуют против избрания (подавляющим большинством голосов делегатов Генеральной Ассамблеи ООН) главного союзника и спасителя Сирии в состав Совета ООН по правам человека.

О какой же оппозиции мы после всего этого говорим? О какой роли оппозиции в Сирии будущего может идти речь? Может ли идти речь о гуманитарной (я уж не говорю о национально-патриотической) составляющей этого вопроса, если мы видим, как эти оппозиционеры практически открыто подстрекают народ к развязыванию гражданской войны?

Подобные заявления оппозиционных деятелей говорят о том, что Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, в сущности, игнорирует резолюцию № 2254 Совета Безопасности ООН, продолжает оставаться в плену иллюзий о «свержении правящего режима в Дамаске». Однако такой подход противоречит вышеупомянутой резолюции и даёт сирийскому руководству повод отказаться от переговоров с НКСРОС и выступить против участия коалиции в работе Конституционного комитета.

Однако думается, что руководство Национальной коалиции получило инструкции из-за рубежа всячески препятствовать межсирийскому диалогу, помешать усилиям, предпринимаемым Организацией Объединённых Наций в этом направлении. При этом внешние игроки ставят перед собой цель раздела Сирии на несколько квазигосударственных образований, независимо от гуманитарных и геополитических издержек и последствий осуществления такого плана. Подобные заявления оппозиционных руководителей нельзя оправдать каким-то «отчаянием» или «отсутствием надежды» на достижение политического урегулирования. Очевидно, что эти заявления направлены на срыв усилий, направленных на достижение гражданами Сирии национального примирения. Я считаю эти заявления открытым призывом к гражданской войне и разделу страны.

Между тем в Ливане несколько дней назад отмечалась годовщина начала народных выступлений, участники которых требовали перемен, формирования «правительства технократов» и отказа от конфессионального принципа органов управления страной.

Несмотря на то, что эти выступления продолжались в течение года и привели к вакууму власти, дело обошлось без столкновений между ливанцами. После того, как Сааду Харири было поручено формирование нового правительства, а его кандидатура была поддержана большинством депутатов в ходе парламентских консультаций, и несмотря на сложные задачи, стоящие перед новым правительством в условиях политических разногласий, у ливанцев появилась надежда на то, что правительство технократов будет сформировано в ближайшее время. Хотелось бы надеяться, что мировое сообщество оперативно окажет Ливану всю необходимую помощь, поможет правительству справиться с экономическим кризисом и приступить к шагам по оздоровлению ливанской экономики.

Нельзя не заметить, что назначение Саада Харири премьер-министром говорит о том, что Ливан избежал угрозы гражданской войны. Очевидно, что ведущие политические силы Ливана проявили зрелый, ответственный подход к проблемам страны и поставили интересы Ливана, ливанского народа выше всех организационных, политических и личных интересов.

Хотелось бы также выразить надежду на то, что политическая элита, партии и оппозиционные силы Сирии пойдут по ливанскому пути, извлекут пользу из опыта Ливана, также столкнувшегося с кризисом, из его умения находить компромиссы при решении сложных вопросов, учёта мнений различных политических сил, что особенно важно для страны, живущей в эпоху испытаний и кризиса.

1.0x