Авторский блог Исраэль Шамир 13:20 18 декабря 2019

Вьетнамский визит: за рамками протокола

в Москву прилетела Нгуен Тхи Ким Нган

Визит вьетнамского спикера парламента в Москву выходил за рамки протокола. Обычно во главе Социалистической Республики Вьетнам стоят четыре человека, «четыре столпа» - генсек компартии, президент, премьер и спикер парламента, но сейчас сложились необычные обстоятельства. Заболел и умер президент; генсек Чонг стал президентом, не оставляя пост генсека, но ему уже больше 75 лет. Так что толком функционируют только премьер Фук и спикер г-жа Нган, и так, видимо, и продлится до очередного съезда партии в 2021 году. А там уж решат, кто будет каким столпом. Но уже понятно, что спикер, или более формально, председатель Национального собрания Нгуен Тхи Ким Нган сейчас играет большую роль в управлении страной и в принятии решений.

Г-жа Нган – южанка, с юга страны, родом из провинции Бен Тре, в Дельте Меконга, одной из самых боевых в прошлом. Там в 1960 году началась война, завершившаяся изгнанием американских оккупантов. А началась с того, что американцы полностью разбомбили в пух и прах городок Бен Тре, и президент в Вашингтоне сказал, что его «потребовалось уничтожить, чтобы спасти». «Лучше мертвые, чем красные» - такой был лозунг у американцев. Вот в такой боевой обстановке росла спикер Нган – ее мать была бойцом Национального Фронта освобождения Южного Вьетнама, то есть известной «красной партизанкой». У нее широкий кругозор: я нашел ее интересную статью о средневековой вьетнамской литературе, где она ссылается на Бахтина и Проппа и выделяет карнавальный элемент в фольклоре. Но по образованию она – финансист, а не лингвист, и не спец по партизанской войне, что, наверное, актуально в ее нынешнем положении.

Во Вьетнаме о положении политика высшей лиги можно судить по его визитам за рубеж. И по этой мерке г-жа Нган стала чаще ездить и встречаться с мировыми лидерами. На этот раз она провела долгую беседу с Дмитрием Медведевым и выступила в Совете Федерации – так в США наиболее важные гости из-за рубежа выступают в Конгрессе.

Главных забот у Вьетнама – две. Одна связана с США, где неугомонный оранжеволосый президент развязал экономическую войну против всех на свете. Вьетнам тоже попал под американские санкции. Чувство вины у американцев появляется только по отношению к евреям и – иногда –неграм; Вьетнам под эту квоту не подпадает, хотя американцы убили пять миллионов вьетнамцев и уничтожили все, что смогли. Сейчас еще и санкции. По этой линии в России г-жа Нган встретила полное понимание – русские лидируют по американским санкциям, сразу после Северной Кореи и Сирии.

Вторая забота Вьетнама – спор из-за островов в Южно-Китайском море, на которые претендуют Китай, Тайвань, Филиппины, Япония, Бруней, Малайзия, Корея и Вьетнам. Китай, бывший суверен, а ныне гегемон региона, считает, что все острова – его; США, как мировой жандарм, считает – ничто не должно препятствовать проходу американских авианосцев.

И тут позиция России крайне важна. Как обычно, позиция России – легалистическая, основывается на примате международного права. Россия приветствует диалог АСЕАН - КНР по созданию кодекса поведения в Южно-Китайском море и выступает за то, чтобы тамошние территориальные споры решались на основе Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года и без вмешательства третьих стран, то есть США и Японии.

Вьетнамцев это устраивает. «Вьетнам высоко оценивает позицию России по Южно-Китайскому морю, в соответствии с которой выступает за мирное решение всех споров на основе международного права, в первую очередь конвенции ООН по морскому праву 1982 года», сказала г-жа Нган. Видимо, это оптимальный подход: России не хочется ввязываться в спор между дружественными ей странами. Договоренность на основе сложившегося права – что может быть лучше! Но пока спор идет, и становится все жарче.

Русские нефтяные компании работают на вьетнамском шельфе; там, вроде, принадлежность шельфа не оспаривают. Но в будущем с кем придется договариваться по шельфу – для России совсем не безразлично. Вьетнам и Китай – союзники и стратегические партнеры России, и Россия смогла бы помочь им договориться, если они того попросят.

По большому счету, Москва и Ханой довольны сложившимися отношениями дружбы и партнерства, и хотят и дальше развивать и укреплять эти отношения. Так, наверное, лучше всего отрезюмировать визит г-жи Нгуен Тхи Ким Нган.

1.0x