Авторский блог Дмитрий Скворцов 10:01 9 апреля 2021

Ублажение предателей Православия вместо поддержки верных – новый курс ОВЦС МП?

Почему игнорируются массовые прошения африканского священства о переходе в РПЦ

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Иларион (Алфеев) подтвердил, что «имеют место» просьбы о принятии в Московский патриархат тех священнослужителей Александрийского патриархата, которые не согласны с признанием т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») их патриархом Феодором Хорефтакисом Причём митр. Иларион признаёт, что «речь идет не о единичных случаях, а о массовых обращениях клириков из разных стран Африки».

«У нас есть искреннее желание оказать им посильную поддержку», – делится владыка чувствами всего коллектива ОВЦС.

Однако чувствами ли, пусть самыми высокими, должно в первую очередь руководствоваться священноначалие? Или же обязанностями, возложенными на них отцами Церкви и Самим Её Основателем? Разве долг церковнослужителей не в том, чтобы обеспечить спасение человеческих душ. И в первую очередь тех, кто желает того, но оказался за бортом Корабля Спасения?

Согласно канонам Александрийский патриархат не может более считаться церковью, ибо все его архиереи находятся в молитвенном общении с предателем Церкви и открытым ересиархом Хорефтакисом. Приходские священники понимают, что их молитвенное общение с собственными правящими епископами втягивает в воронку гибельного раскола и их самих и их паству. Они ждут спасательного круга, кричат русскому кораблю: «Спасите наши души!». Но что же им отвечают с капитанского мостика корабля, чинно проплывающего мимо?

«Мы не хотим углублять разделения, которые по причине признания Патриархом Александрийским Феодором украинских раскольников уже имеют место среди православных в Африке», – поясняет глава ОВЦС МП решение воздерживаться от принятия верных в юрисдикцию Русской церкви. Если проще, «мы еще не теряем надежды, что патриарх Феодор откажется от своего решения». И, продолжая мысль митрополита, пока мы будет тешить себя надеждами о вразумлении одного, но оочень важного товарища, тысячи душ будут лишены спасительных таинств: вступать в жизнь некрещёными, уходить не исповеданными и не отпетыми.

Насколько же оправданы эти надежды, если ради них священноначалие Русской церкви готово попускать такие жертвы среди единоверцев? Должно, наблюдались какие-то подвижки в настроениях иерархии Александрийского патриархата?

Увы, нет. Вся хроника падения данной структуры, указывает не только на продуманность и поступательность действий её руководства, но и на но, что у ОВЦС МП было более чем достаточно возможностей убедиться в порочности собственной реакции, обусловленной высказанной выше боязнью «углубить разделения, которые уже имеют место».

В августе 2019 г. митрополит Александрийского патриархата молился вместе с украинским Епифаном на службе, которую в честь собственных именин правил стамбульский Варфоломей. Реакции ОВЦС МП на вопиющее попрание канонов не последовало. Не это ли придало уверенности сторонникам признания «СЦУ» в епископате Африканской церкви? Уже на следующий месяц на службе с участием епископа Мозамбикского Хризостома молился «епископ СЦУ».

И тут ОВЦС МП, наконец, проснулся. Да так, что лучше бы, наверное, и дальше пребывала в сладостных надеждах. Митр. Иларион направил мозамбикцу послание с выражением глубокой озабоченности. Озабоченность, может, была и праведной. Но имел ли право «глава церковного МИД» обращаться напрямую к африканскому епископу «через голову» александрийского ОВЦС, не говоря уже о местном патриархе? Не случайно сам факт такого послания сработал как подстрекательство. И не благодаря ли этой провокации Хорефтакис развязал себе руки, признав «СЦУ»?

На ближайшем после александрийского предательства синоде РПЦ было решено разорвать евхаристическое общение с Хорефтакисом и переподчинить русские православные приходы в Африке Московскому патриархату. Однако при этом, сохранялось церковное общение с теми архиереями Александрийской церкви, которые не поддержали «легализацию украинского раскола».

Мы уже тогда предупреждал об опасности такого компромисса: «Да, епископат Александрийского патриархата за решение Феодора не голосовал. Но вряд ли кто-то из африканских архиереев (как правило, этнических греков) – даже протестующих в душе против признания «СЦУ» – пожертвует греческой солидарностью ради Христа и разорвёт евхаристическое общение с собственным патриархом. Не случилось же этого в Элладской церкви, где противостояние десятка епископов и двух сотен простых священников архиепископу Афинскому Иерониму было вообще открытым. Значит, рано или поздно их совместная молитва с находящимися в молитвенном общении с украинскими епифанами неизбежна. И тогда они сами лишаются каноничности. В свою очередь, если РПЦ не разрывает евхаристического общения с ними, значит и себя ставит под угрозу потери каноничности. Именно потому, решения синода РПЦ по Элладской и Александрийской церквам (остаться в общении с частью их епископата) не просто половинчатое, но крайне чреватое… Компромиссы тут невозможны. Только анафема Варфоломею, Иерониму и Феодору с их единомышленниками способна поставить вопрос ребром для тех в Турции, Греции и Африке, кто желает сделать окончательный выбор между Христом и Велиаром. Так что “мяч остаётся на половине” РПЦ. Решения синода по греческим церквам – лишь выход из собственной штрафной площадки. Не потерять хотя бы этот темп».

Более того, «темп» этот, ещё до совместного заседания синода РПЦ и Высшего церковного совета РПЦ от 25 декабря 2019 г. «был задан» письмом 27 священников из Кении, Танзании, Замбии, Уганды (практически всех – с местными фамилиями) в поддержку позиции Русской церкви.

Через год уже сотни священников Александрийской церкви обращались в Московский патриархат с прошениями о переходе. Но… Как пояснил в ноябре 2020 г. зампредседателя ОВЦС архиеп. Владикавказский Леонид, «мы порядочная церковь, которая придерживается канонов… у нас в генах заложена помощь ближнему». А потому, «мы как можем, сдерживаем этих клириков, потому что даже в ситуации, когда нас предали, всё равно придерживаемся “правил игры”, которые были установлены между церквями; мы не нарушаем данное слово».

Представим себе, если бы Сталин решил после нападения Гитлера с союзниками «придерживался слова», данного в Пакте о ненападении между Германией и СССР… Кто-то скажет: ну как можно сравнивать поместную церковь с III Рейхом! Да, аналогия, возможно, не совсем уместная. Потому что, в отличие от военно-стратегических уловок Гитлера, вероломство варфоломеев и феодоров есть не просто «нарушение правил игры» (святых канонов, вообще-то). Это, в первую очередь, хула на Духа Святого, Который авторами канонов водил.

«Ну а потом что будет – разброд и шатание? – продолжает замглавы ОВЦС (МП) разъяснять, почему Московская патриархия отказывает африканским священникам. – А как вы потом этого джина в бутылку засовывать будете?». То есть, что, что сейчас происходит в Александрийском и Экуменическом патриархатах, которые по определению того же синода РПЦ «находятся вне канонического поля» – это «мир и благодать». А возвращение верных на каноническое поле – разброд и шатание. Занятное же, однако, понимание «помощи ближнему» «заложено в генах» сотрудников ОВЦС! Ближний, это, очевидно, тот самый джин, которого, зачем-то нужно загнать в лоно Церкви. При том, что по словам того же архиепископа Леонида, «джином» сим управляет греческий МИД, в котором – «ноги Госдепа США».

В функции ОВЦС МП, между прочим, входят и отношения с руководством собственной страны. Но создаётся впечатление, что факты о «ногах Госдепа» до коллег из МИД РФ доносятся не всегда. ФСК писал уже о том, что александрийского патриарха к признанию «СЦУ» (шагу, мягко говоря, недружественному по отношению к Русскому миру) фактически принудил МИД Греции. Но во время недавних поздравлений по случаю 200-летия Греческого восстания, из уст российских официальных поздравителей мы не услышали ни намёка на последнее предательство очередными «балканскими единоверными братьями» (ставшими свободными во многом благодаря позиции России). Тогда как премьер Мицотакис, принимая коллегу Мишустина, не преминул вякнуть о «правах человека» в контексте РФ.

Впрочем, если сама Церковь вместо спасения своих верных озабочивается тонкой душевной организацией тех, кто лишает их спасения, то какой может быть спрос со светских руководителей?

Да и останется ли сама Русская церковь Церковью со столь «деятельными» ожиданиями на «прозрение» ересиархов? Сколько ещё лет наш ОВЦС «не будет терять надежды» и «не усугублять разделения», тогда как души сотен тысяч единоверцев уже погибают вне спасительных таинств? Кто важнее нашим церковным дипломатам – предатели или верные?

Спасение тех православных, кто лишился собственного Корабля, на самом деле – руководство к действию для другой поместной церкви, её прямая обязанность. Но, похоже, у крайне плодотворных богословов из ОВЦС МП своё понимание заповеди «Стучите, и отворят вам».

Фонд стратегической культуры

1.0x