Авторский блог Александр Халдей 00:18 17 мая 2020

Творческие муки современного военного кинематографа

весь постсоветский военный кинематограф — это одна сплошная сюжетная линия «Архипелага ГУЛага»
19

Очень сложно снимать современные фильмы про войну. Здесь уже сложились общепринятые штампы и клише, выйти за пределы которых означает поставить себя вне предписанного курса и лишиться перспективы дальше работать в кино.

Режиссёры попадают в ситуацию противоречивых требований: содержание советской идеологии не раскрывать, молчать о ней, как о самой главной тайне, по косвенным признакам показывая строй однозначно негативно, но с симпатией к героям, далёким от политики. Так скрытно и мягко пропагандируется безыдейность — главный постулат либерализма. «Да» и «нет» не говорите, чёрно, бело не берите.

Самое интересное, что при этом продолжается спор с Западом о «недопустимости переписывания истории».

Советский человек жил не в вакууме, а в идейно накалённой среде. Он вышел из революции и двух войн (Первой мировой и Гражданской). Его готовили к новым войнам и жертвам, и надо было объяснить, во имя чего нужны эти жертвы. Это был не абстрактный патриотизм, а советский патриотизм, идейный. «За Родину» — означало «За Сталина», не за личность с культом, а за символ социализма.

Патриотизм красных был враждебен патриотизму белых и патриотизму монархистов. Они по-разному видели Отечество и его судьбу. Именно поэтому они в ту войну оказались по разные стороны линии фронта. Случись сейчас война, что вложат наши люди в слово «Родина»? С учётом того, что даже по теме коронавируса у них жесточайшие споры, не говоря уже о нашей истории?

В нашем кино та эпоха обозначена портретами Сталина и фоновыми лозунгами. Более ничего. Мир советского человека в каждом сценарии нужно полностью деполитизировать и раскрывать вне исторического контекста, исключительно через бытовые ситуации, в основном запутанную любовь и конфликты с начальством — темы, близкие нашим современникам и облегчающие самоидентификацию зрителей с героями.

Пересказ содержания советской идеологии как причины стойкости и мобилизации киногероев запрещён, чтобы ненароком не вызвать к ней симпатию у нынешнего зрителя. О роли и авторитете комсомола и коммунистов в организации обороны на той войне нельзя говорить ни слова. Это примерно так же, как если в фильме «Андрей Рублёв» запретить упоминать о христианстве и показать только купающихся девок, сенокос и путешествия.

Нынешнему кинематографу о войне, разделяя мнение тогдашних и нынешних врагов о нашем тогдашнем Отечестве, нужно как-то объяснить причину их конфликта с нами. Для этого приходится исторический конфликт двух общественных систем сводить к изображению Сталина и Гитлера как невменяемых психопатов и патологических садистов.

Просто два «плохих парня» в отсутствии «нормальной демократии» оказались у власти в двух странах и потому ввели в заблуждение огромные массы людей. Принцип историзма (трактовать прошлое не с позиций современности, а с позиций взглядов тогдашних современников) в художественном кино запрещён категорически.

История остаётся политикой, повёрнутой в прошлое, при этом сама история пишется не историками, а политическими победителями. В итоге кино про войну — это пошлые пропагандистские поделки, и если в Голливуде они пропитаны американскими идейными критериями, то в России мы видим те же американские критерии в исполнении самих российских режиссёров.

В конфликте НКВД и РККА наше кино копирует ходы немецкой пропаганды на Нюрнбергском процессе: дескать, был конфликт между СС и Вермахтом. Помните тезис генерала в диалоге в вагоне со Штирлицем? «Жгли СС, мы воевали». На что Штирлиц резонно возразил: «А что, изобрели другой способ воевать, не сжигая и без жертв?»

Понятно, что немцы так хотели отвести от себя виселицу, а на деле никакой разницы между Вермахтом и СС для советских людей не существовало. Но немецкая позиция оказалась для новой российской элиты такой привлекательной и плодотворной, что её под кальку скопировали буквально. Армию надо было деидеологизировать и побудить защищать либеральную систему, не задавая вопросов. Это было невозможно, повесив на армию те же обвинения, что и на спецслужбы.

Поэтому место СС в нашем кино заняли звероподобные НКВДшники, а место Вермахта — солдаты и офицеры РККА. Оппозиция «злые спецслужбы — непутёвая, но добрая армия» не только штампуется в тираж, но и переносится на наше время. Для господства либералов очень полезен конфликт между ФСБ и МО. Здесь удаётся выставить силовиков этакими буками-бяками, а армию удержать от солидарности со спецслужбами. Разделяя, они властвуют. Вот и убеди после этого «дорогих россиян», что Сталин и Гитлер — не близнецы-братья!

При этом полностью исчезли из военных сюжетов политруки. В битве между НКВД и РККА их нет. Особисты — это сплошь маньяки и кровопийцы, а военные — жертвы тоталитаризма и рыцари без идеологии и партийной принадлежности, просто попавшие между молотом партии и наковальней НКВД.

Особист — палач, солдат — жертва, которую с двух сторон прессуют заградотряды и фашисты, разница между которыми всё больше теряется. А поскольку армия у нас народная, то попавший между НКВД и Вермахтом солдат — это попавший между Сталиным и Гитлером народ. Это не проговаривается вслух прямо, но именно это и внушается зрителю.

На самом деле весь постсоветский военный кинематограф — это одна сплошная сюжетная линия солженицынского «Архипелага ГУЛага». Такое впечатление, что кино застряло в 1989 году, отстав от умонастроений народа на 31 год. Цензура поменяла полюс, но не хватку.

Разрыв между понятиями нашей политической элиты и народа, давно преодолевшего и изжившего взгляд на историю по версии эпохи поздней перестройки, растёт и углубляется. Ведь кино у нас по-прежнему обслуживает формально запрещённую, но неукоснительно исполняемую либеральную идеологию. Попробуйте снять фильм на иных идейных позициях — и вы поймёте всю призрачность пункта Конституции о запрете на идеологию.

Наше кино стало архаичным и застыло в перестройке, как муха в янтаре. Технические усовершенствования компенсируются нелепой идейной позой. Ведь совершенно понятно, что после 2014 года наше подражание Западу в идейной подаче войны должно как-то измениться.

Сегодня негативизация образа НКВД уже воспринимается как удар по нынешним Росгвардии и ФСБ, выполняющим те же функции по защите государства. Ведь посыл такого кино просматривается чётко — наши спецслужбы душат демократию и насилуют права человека. Если Россия преемница СССР, то и спецслужбы сохраняют преемственность.

Нелепо смотрятся попытки нашего кино реабилитировать царский сыск и контрразведку, но при этом очернять НКВД. В каждом нашем государстве спецслужбы стоят на его страже. Превращать их в преступников — это работать на врага. Голливуд никогда не рисует ЦРУ как преступную организацию. Там могут быть отдельные преступники, но не вся организация, которая преступников находит и карает.

Какая же может быть преемственность истории и консенсус на почве патриотизма, когда продолжается идейная война по поводу нашей истории в кинематографе, остающемся важнейшим из искусств, судя по месту Голливуда в глобальной психологической войне. Так и хочется задать вопрос Горького нашим инженерам человеческих душ: «С кем вы, мастера культуры?».

Публикация: ИА Regnum

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
17 мая 2020 в 07:02

+Да-да, с кем ОНИ, алчные эрзац-мастера "культурки" и уббеждённые неистовые русофобы-инородцы? С кем вы, голубки и петушки?

17 мая 2020 в 07:36

"призрачность пункта Конституции о запрете на идеологию"- А ведь действительно, формально - идеологии нет, а на самом деле - выше крыши. И перелезать нельзя.

17 мая 2020 в 07:58

Видимо кинематограф просто не может обходится без штампов и "генеральной линии".
Надо сказать была такая линия и в советском кино о войне. В советское время было великое множество кинофильмов о войне, в которых наши советские воины "косили немцев пачками" сами при этом оставались невредимыми. Появилось даже выражение - кино и немцы, что означало нечто искусственное.
Теперь смотреть кино про войну уже не возможно из-за новых штампов, про которые совершенно верно написал автор. Причина, как мне кажется, в социальном заказе.

17 мая 2020 в 09:14

Баринов, а можно вас попросить привести пример советских фильмов, где наши "косят" немцев пачками ? Только, не фильмы времен войны , скажем --Подвиг разведчика" или "Два бойца" или "Небесный тихоход". Там эстетика мирового кино иная и цели другие. А вот, скажем с начала -60-х, какое кино бы вы назвали косьбой пачками? Может, "Живые и мертвые", "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Отец солдата", или еще дальше - "Горячий снег"??? Или диффамация советского кино и есть ваша цель?

17 мая 2020 в 12:17

Ужакин, откуда такое барство с такой фамилией? То, ты вот мне принеси водки-с с огурчиком, то приведи хотя бы один не гениально-выдающийся советский фильм про войну!?
Сейчас другое время, любезный голубчик, кругом шведский стол - бери, выбирай и потребляй. Короче, не проси у меня ничего, обходись своими силами. Да-с!

17 мая 2020 в 13:51

Сергей, вы забыли один из главнвых принципов ведения дискуссии антисоветчиками: "Я вам, робяты, говорю ИСТИНУ, а доказательства ищите сами!"

17 мая 2020 в 16:18

Болтун ты,жэковский.Ни ума,ни совести.......Короче,нет у тебя ответа....

17 мая 2020 в 16:19

Это я шурику.....

17 мая 2020 в 11:05

Насколько бездарно руководство - настолько бездарна и навязываемая им идеология. Такой фактической цензуры бездарности не было ни в СССР, ни в царской России. Советская элита как и дворянская и интеллигентская - это было общество грамотных и воспитанных ценителей действительного искусства. Цари и их тусовка очень тонко понимали талант Пушкина, Достоевского или Есенина. И отличали шедевры от фанеры. А эта нынешняя гопота в этом не разбирается. Да она ни в чём не разбирается кроме денег и власти. В которых она тоже ни бум-бум.

Творческие муки современного эрэфовского кинематографа...а почему только кинематографа?
Творческие муки современной эрэфии.
Впрочем а почему муки? Кому то очень сладко...а остальное=симулякр...во всем..

Все ихнее кино вообще безобразное и нерусское.

«С кем вы, мастера культуры?», особенно на ДАННОМ сайте???

Где Вы, НАСТОЯЩИЕ ВОИНЫ и БОРЦЫ, ГДЕ Вы, Ау......................

А вокруг - ТИШИНА и ...................

Тоска смотреть "на это поколенье" ..................

И вспомнилось!!!
++++++++++

Михаил Лермонтов
ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)
++++++++++++++++++++++++++++
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

17 мая 2020 в 14:10

" В каждом нашем государстве спецслужбы стоят на его страже. Превращать их в преступников — это работать на врага." Не возможно не согласиться. Но... На страже КАКОГО государства стоят спецслужбы, кому они служат ? Советское государство, а следовательно и его спецслужбы ( при всех издержках и перегибах), было государством народным. Нынешнее государство народным определить никак нельзя. Следовательно сравнивать " Росгвардию" и прочие силовые и " специальные" службы с НКВД не стоит.

Разного " аромата" продукты. С кинофильмами тоже всё предельно ясно. Антисоветское и антисоциалистическое государство поощряет и финансирует фильмы с соответствующим душком. Труд стал уделом "быдла", " простолюдинов", поэтому и нет фильмов " Большая семья", " Девчата", " Высота", " Весна на Заречной улице", " Дело было в Пенькове"...

Короче говоря какое государство, такие и "службы". СССР - народная милиция, РФ - "полиция" ( с соответствующими ассоциациями). СССР - " Освобвждение", " Горячий снег", РФ - " Сволочи", " Штрафбат"...

18 мая 2020 в 04:20

Александр Баринов: ... кругом шведский стол - бери, выбирай и потребляй.

***
Читая словесные опыты Баринова, понимаешь. что лакей - это не профессия, это состояние души. Вот, человек плюнул в советское прошлое, заявил, что советсткое кино искусство, как он выразился, снимало множество дешевки о той Великой войне. И когда его попросили привести пример, в ответ хамство полового. Но в общем тренде антисоветизма - ревизия истории.

В этом сюжете важно другое, это психология перевертышей. Как, где и при каких обстоятельствах они присягнули новому дивному миру? Вот на ветке "Царевой сотни" читаю, как одна барышня открытым текстом пишет, что она НЕ МОЖЕТ ПРОСТИТЬ КОММУНИСТАМ. При этом строкой выше сообщает, что состояла в партии. Она не просто дистантировалась, она не может им простить!!!! Но ведь и человек в жилетке не сам по себе мальчик. Помнится он здесь выставлял свое фото в голубом берете, надо полагать либо был рядовым, либо прапорщиком на продскладе. Но он был в десантуре, Родине присягал, а сегодня у него лютая ненависть ко всему советскому.

Откуда они взялись, как произошел этот квантовый скачок? Вот в чем вопрос?

1.0x