Авторский блог Владимир Овчинский 00:06 31 октября 2025

Трамп делает ставку на технологическую революцию в Пентагоне Часть XVII

дроны, микрочипы, шлемы с ИИ, подводная разведка и рельсотроны – приоритеты Пентагона

Армия США планирует производить 10 000 дронов в месяц

Командование материально-технического обеспечения армии США работает над пилотной программой «SkyFoundry», предназначенной для быстрой разработки, испытания и производства малых беспилотных летательных аппаратов. По словам представителей армии, на начальном этапе планируется производить до 10 000 дронов в месяц, а в дальнейшем — до 20 000 дронов в месяц. В настоящее время военные ищут и определяют производственные мощности, способные поддержать эту программу.

«Я думаю, что 90 процентов внутреннего рынка беспилотников принадлежит Китаю, поэтому мы не можем пойти на это. Так что давайте создадим наш собственный внутренний рынок беспилотников», — заявил заместитель министра армии США Майкл Обадал на выставке Ассоциации армии США.

В то же время американские законодатели продвигают законопроект, который мог бы произвести революцию на внутреннем рынке дронов в США. Летом конгрессмен Пэт Харриган, республиканец от Северной Каролины, представил законопроект SkyFoundy Act of 2025.

«Китай и Россия наводняют поле боя миллионами беспилотников, в то время как Америка бездействует. Более 80% потерь в современных войнах приходится на беспилотники, но у нас до сих пор нет возможности производить их в больших масштабах. Эта ошибка безрассудна и оставляет наши войска беззащитными», — заявил Харриган .

Сенаторы Тед Круз (республиканец от Техаса), Джон Корнин (республиканец от Техаса), Джон Бузман (республиканец от Арканзаса) и Том Коттон (республиканец от Арканзаса) в июле 2025 года внесли в Сенат соответствующий законопроект. Законопроект обязывает Пентагон создавать государственные предприятия по проектированию, разработке и производству беспилотных летательных аппаратов.

Законопроект пока не принят Палатой представителей и Сенатом.

«Этот законопроект создаёт возможность проектировать, испытывать и производить миллион беспилотников в год прямо здесь, в Америке. Он исключает Китай из наших цепочек поставок, вооружает наши войска всем необходимым для доминирования и чётко даёт понять, что мы больше никогда не позволим нашим врагам превзойти нас в производстве оружия, которое решает исход войн», — добавил Харриган.

Новый микрочип предлагает безопасную альтернативу GPS

Устройство размером меньше кончика пальца готово сыграть важную роль в предотвращении глушения, спуфинга и сбоев синхронизации в навигационных системах.

Базирующаяся в Вирджинии компания Iridium Communications представила 27 октября 2025 года более портативную, доступную и интегрируемую версию своей технологии позиционирования, навигации и синхронизации (PNT).

Специализированная интегральная схема Iridium PNT представляет собой микрочип размером восемь на восемь миллиметров, который может быть встроен в существующие наземные, воздушные и морские системы для обеспечения надежного позиционирования, навигации и синхронизации, а также в качестве резервной копии или замены для GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS).

«Защита GPS никогда не была доступна в таком компактном форм-факторе и в таком глобальном масштабе», — заявил генеральный директор Iridium Мэтт Деш во время пресс-конференции.

Глобальные навигационные спутниковые системы, такие как GPS, являются «сердцем современного мира» и необходимы для предоставления услуг определения местоположения в промышленности и государственном секторе, заявил в ходе брифинга Рохит Брэггс, вице-президент PNT компании Iridium.

Однако, по словам Брэггса, случаи глушения, подмены сигналов и нарушения работы этих систем участились, и он назвал это «повседневным явлением в большей части Восточной Европы».

«Если у нашей национальной инфраструктуры и есть одна ахиллесова пята в цифровую эпоху, то это вполне могут быть GPS или ГНСС», — сказал Брэггс.

По словам Брэггса, сигналы GNSS проходят более 20 000 километров, прежде чем достичь поверхности Земли, из-за чего к моменту прибытия они становятся слабыми и более подверженными глушению.

Iridium управляет тем, что Брэггс назвал «единственной по-настоящему глобальной спутниковой сетью на низкой околоземной орбите», состоящей из 66 взаимосвязанных спутников, которые «криптографически защищены и изначально разработаны для обеспечения безопасности». По его словам, поскольку сеть компании расположена ближе к поверхности Земли, чем созвездия ГНСС, сигналы сильнее и мощнее.

Эти факторы позволяют Iridium «обеспечивать точное время и местоположение, как ГНСС, но с заложенной в них устойчивостью», в то время как альтернативные решения «никогда не были рассчитаны на устойчивость, и тем не менее мы построили на их основе целую цифровую экономику», — сказал Брэггс. «Это как строить небоскрёб на песчаном замке».

Деш добавил, что по мере распространения беспилотных систем в различных отраслях, включая оборонную, возросла потребность в надежном отслеживании местоположения.

«Мы, по сути, стремимся перейти к полностью автономному миру, я думаю, в течение следующих 10–20 лет», — сказал Деш. «И полагаться исключительно на один хрупкий источник — для определения местоположения или даже времени — очень опасно».

По его словам, противники могут вызвать хаос, вмешавшись в работу воздушной, наземной или морской системы, направленной на выполнение миссии по заранее определенному маршруту.

По словам Деша, система PNT компании, предшествовавшая появлению специализированной интегральной схемы, весила около пяти фунтов и обходилась клиентам дороже. Он отметил, что компания Iridium постоянно получает отзывы о том, что потенциальным пользователям нужен более компактный и дешёвый вариант.

«Почему бы не использовать такую ​​технологию в качестве резервной, если учесть, что микрочип менее затратен и его проще интегрировать благодаря своему размеру?» — спросил Деш.

По словам Деша, система полностью готова к развертыванию. Он добавил, что к ней проявляют интерес представители оборонного сектора и Министерства транспорта.

«Любое оборонное приложение, зависящее от GPS или ГНСС, должно подумать об альтернативном источнике, который может использовать сигнал Iridium PNT для обеспечения глобальной оборонной устойчивости в качестве резервного или основного», — сказал Брэггс.

Новая модель военного шлема с искусственным интеллектом и цифровыми очками

Основатель компании Anduril Industries Палмер Лаки сообщил журналистам, что во втором квартале 2026 года компания поставит около 100 единиц своего нового шлема с искусственным интеллектом и цифровой системы защиты очков EagleEye военнослужащим армии США.

«Мы уже находимся в процессе производства многих компонентов», — сказал Палмер Лаки во время круглого стола для СМИ.

Система Lattice от Anduril представляет собой децентрализованную ячеистую сетевую структуру, которая распределяет данные из различных источников по сервисам, доменам, платформам и на большие расстояния.

«Буквально, всё, что мы когда-либо делали, было исчерпывающе описано в научной фантастике. Даже как в случае с Lattice — существует множество систем, которые просто называются Lattice, как и их точное описание».

Он сказал, что крайне важно, чтобы «семейство систем» EagleEye было совместимо с существующими и развивающимися военными технологиями.

Лаки стремится создать возможности, необходимые для удовлетворения потребностей военных. Но основатель компании видит будущее в мире, где EagleEye превратится в платформу, на которой десятки поставщиков смогут одновременно разрабатывать продукты, включая Anduril.

«Например, у пилота конвертоплана Osprey, вероятно, должна быть другая система, чем у пилота танка. Разница не просто небольшая, а огромная», — сказал Лаки.

Он отметил, что отказ от единого устройства для всех пользователей является одним из самых существенных различий в подходах Anduril и Microsoft к производству и совершенствованию устройств. Он подтвердил, что несколько ранних версий Anduril будут представлены на саммите AUSA, включая очки дополненной реальности, которые компания производит совместно с военным подразделением Oakley Sunglasses.

«Что касается ощущений в использовании, то для каждого это очень разное. Например, кто-то будет использовать полностью интегрированный шлем с тепловизором, прибором ночного видения и полным баллистическим щитком, защищающим от взрывов и осколков. Другие будут носить очки и шлем менее конфигурированной конфигурации, не неся на себе всё то, что кому-то не нужно», — рассказал Лаки. «А кто-то будет носить только очки Oakley или другие. Если я работаю на складе или занимаюсь обслуживанием самолётов, мне не нужны все эти дополнительные устройства. Мне просто нужно что-то для удалённого обслуживания и ремонта и для трансляции домой».

Различные варианты будут иметь модульные надстройки и множество общих компонентов, таких как вычислительные чипы и датчики зрения. Они будут различаться по более экзотическим компонентам, таким как тепловизионные датчики и датчики дальности. Некоторые системы будут тяжелее и более громоздкими, а конфигурации будут различаться для ночного и дневного использования.

Эти конфигурации включают шлем, забрало и очки. Системы также разработаны для балансировки веса и выравнивания датчиков относительно центра тяжести пользователя.

Лаки отметил, что некоторые прототипы могут интегрироваться с армейскими винтовками, и у них есть потенциал помочь улучшить процессы прицеливания солдат.

Он отметил, что кибертошнота — это широкий термин, описывающий ряд факторов, присущих исключительно гарнитурам дополненной и виртуальной реальности, которые могут вызывать у некоторых людей недомогание и рвоту.

«Если ваши глаза видят что-то, что не соответствует тому, что измеряет ваше внутреннее ухо, оно считает, что вы отравлены, и это вызывает несоответствие, и вам нужно избавиться от яда с помощью рвоты. Это основной механизм киберболезни», — объяснил Лаки.

Он выразил уверенность в том, что его команда решила проблемы, связанные с этим несоответствием, а также другие проблемы, связанные с задержкой, перепроецированием и калибровкой, которые также могут вызывать физический дискомфорт от носимых устройств.

«Полагаю, что, приступая к работе, я не беспокоился о проблемах с киберусталостью, потому что я уже с ними справился», — сказал Лаки.

Meta* является ключевым партнёром Anduril на этой платформе. Лаки отметил, что материнская компания Facebook* предоставляет «часть технологий волноводов и дисплеев, на разработку которых они потратили миллиарды долларов».

На вопрос о том, имеет ли смысл изначально установленный армией потолок контракта в 22 миллиарда долларов для последней версии этой всеобъемлющей программы, Лаки ответил, что оценка стоимости остается в силе, «если они хотят, чтобы это легло на головы каждого человека, который окажется в бою, будет держать винтовку, стрелять в людей и подвергаться обстрелу».

Первоначально служба рассчитывала платить от 50 000 до 80 000 долларов за единицу по системе IVAS. Лаки отметил, что Anduril рассчитывает «выходить на уровень вдвое ниже». По его мнению, коммерциализация потребительской отрасли в конечном итоге снизит стоимость единицы до нескольких тысяч долларов.

По словам предпринимателя, некоторые армейские чины уже проводили испытания и эксперименты с действующими прототипами EagleEye. Он указал на примеры использования в учебных сценариях, включая управление дронами и запуск барражирующих боеприпасов.

Лаки отметил, что Anduril намерена продвигать EagleEye не только на американские военные объекты, но и на государственные структуры. «Мы будем работать с другими клиентами», — добавил он, предположив, что в ближайшем будущем система может найти применение среди пожарных и других служб быстрого реагирования.

По мнению Лаки, Министерство внутренней безопасности США также является потенциальным покупателем.

«Мы много работаем с различными подразделениями Министерства внутренней безопасности, как с Береговой охраной США, так и с Пограничной службой, занимающимися вопросами безопасности критически важной инфраструктуры. Поэтому я не знаю, кто из них первым начнёт действовать. Но определённо есть варианты использования. И мы активно обсуждаем эти вопросы. Мы отдаём приоритет армии, потому что нам просто нужно всё сделать правильно», — сказал Лаки. «И, если мы сделаем это правильно для армии, у нас будет модульная система, которую можно будет легко адаптировать под их нужды».

Трансформация военной подготовки и проектирования систем с помощью интеллектуального моделирования

Breaking Defense (20.10.2025) пишет:

«Внедрение моделирования и имитации в повседневную практику обучения, экспериментов и разработки новых систем предоставило бойцам возможность тренироваться в более реалистичных условиях, чем когда-либо прежде. Сейчас происходит новый рывок: искусственный интеллект (ИИ) применяется к возможностям моделирования и имитации (M&S - МИИ), улучшая не только возможности бойцов в виртуальном боевом пространстве, но и совершенствуя реальные системы, такие как дроны, действующие в реальном боевом пространстве.

Это открывает возможности для таких компаний, как разработчик систем обучения CAE и поставщик аэрокосмических платформ General Atomics, сотрудничать по мере развития ИИ для применения в моделировании и имитациях. Например, модели и алгоритмы ИИ и машинного обучения могут обрабатывать массивы данных, полученных в ходе моделирования, которые можно использовать для мониторинга событий в M&S для получения конкретной информации, выявления тенденций и извлечения уроков.

Для CAE, которая проводит обучение для ВВС, армии и ВМС США, это означает, что её инструкторы могут оказывать более эффективное влияние на обучение во время и после учебных мероприятий. Для такой компании, как General Atomics Aeronautical Systems, известной своими беспилотниками Reaper и недавней работой над проектом Collaborative Combat Aircraft, это означает предоставление инженерам более глубокого понимания сути их предложений для клиентов.

В целях обучения ИИ может заполнить учебный сценарий автоматизированными компьютерно-генерируемыми силами. Эта технология используется в виртуальных тренажерах уже как минимум два десятилетия, но становится всё более надёжной и реалистичной благодаря применению ИИ. Раньше, если военные хотели обучить командира отделения или одного члена экипажа самолёта, им требовались соответствующие кадры для укомплектования остальной части отделения или экипажа, а также для выполнения функций резервных сил, дополнительных резервных сил на других платформах и т.д. — всё это требовало больших затрат.

Вместо того чтобы просто заполнять виртуальный тренировочный сценарий простыми фоновыми персонажами — похожими на базовых неигровых персонажей в видеоиграх, ведущих себя предсказуемым и не вызывающим вопросов — ИИ становится достаточно сложным, чтобы имитировать хорошо подготовленного боевого товарища или мыслящего противника.

«Искусственный интеллект (ИИ) обещает мне возможность использовать его для построения моделей поведения, которые будут использоваться как в качестве противника, так и в качестве союзников по команде разного уровня сложности», — сказал Брайан Стенсруд, технический специалист по искусственному интеллекту в CAE USA Defense & Security. «Теперь я могу обучать одного оператора или студента с гораздо меньшим количеством участников, что экономит время, логистику и, конечно же, деньги».

Это делает обучение на базе ИИ фактором повышения эффективности, который также может масштабироваться для поддержки большего количества часов обучения для большего числа военнослужащих.

Для разработчика платформы, такого как General Atomics, наличие более реалистичной моделируемой среды на базе искусственного интеллекта означает, что компания может тестировать новые возможности в реалистичной, но моделируемой среде без затрат на реальные летные испытания и с возможностью проводить итерацию за итерацией по мере совершенствования возможностей.

Возможности искусственного интеллекта иногда можно переоценить, но в данном случае он применяется таким образом, что является итерацией проверенной технологии M&S.

Анастейша Макаллистер, технический директор по автономности и искусственному интеллекту в General Atomics, говорит: «Нам просто нужно убедиться, что мы используем правильный инструмент для нужной задачи, а также понимать, какую технологию мы используем и на какие вопросы мы ей отвечаем. Так мы сможем использовать её эффективно».

Одним из новых применений ИИ в сфере обучения является встроенный анализ уровня подготовки. Как в настольных военных играх, так и в полевых учениях сотрудники, проводящие мероприятия, работают на пределе своих возможностей, пытаясь поддерживать ход учений в рамках графика, чтобы военнослужащие достигали своих целей, одновременно наблюдая, отмечая моменты, которые можно было бы использовать для обучения, и формируя идеи, с которыми можно было бы отправить курсантов домой. Из-за большой нагрузки нередко можно увидеть, как инструкторы заканчивают мероприятие шаблонными уроками, которые не отражают уникальности только что прошедших учений.

В ответ на это CAE работает над созданием «вездесущего» ИИ-наблюдателя за учебными мероприятиями, который сможет регистрировать действия, происходящие в ходе учебных сценариев, оценивать их и предоставлять инструктору обратную связь для студентов. По словам Стенсруда, этот ИИ-инструмент позволит создать «качественный, применимый на практике интеллект», который может повысить уровень знаний как студентов, так и инструктора.

Однако этот всё более важный фактор для повышения качества обучения зависит как от количества, так и от качества данных, которыми CAE располагает в большом количестве. Например, CAE может анализировать данные учащихся на одной или даже на нескольких учебных платформах, чтобы выявить устойчивые проблемы с освоением определённых навыков, которые могли бы указывать на недостатки учебной программы или преподавателей. Если у большого процента учащихся возникают трудности с освоением одного и того же навыка, не была ли программа составлена ​​в спешке? Возможно, базовый навык предполагался, но не был освоен. Используя свои алгоритмы машинного обучения, CAE может выявлять подобные закономерности в данных об уровне владения языком.

Однако есть один нюанс в использовании таких алгоритмов. Ключевым моментом является полное понимание цели учебной миссии и нюансов данных.

Примером служат телеметрические данные, собираемые CAE. Алгоритм может попытаться определить, насколько хорошо летал студент, исходя из его скорости, местоположения и угла крена, но первым делом следует задаться вопросом: какова была цель миссии в данном учебном сценарии? Если это не отражено в данных, то телеметрические данные не имеют контекста и не должны использоваться для оценки того, хорошо ли летал студент.

Таким образом, CAE сначала работает над тем, чтобы понять, на какие вопросы об эффективности обучения ему нужно получить ответы, прежде чем собирать данные для обработки алгоритмами искусственного интеллекта/машинного обучения.

«Внедрение в организации процессов мышления, ориентированных на данные, важно, если они хотят эффективно использовать эти инструменты», — сказал Макаллистер. «Мы видим, что люди думают, что количество равно качеству, хотя это не так. Вместо этого компаниям следует относиться к данным не как к отходам нашего процесса, а как к ресурсу, который будет приводить в движение весь механизм».

Качественные данные в сочетании с подходящими алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения позволяют бойцам автономно тренироваться, разрабатывая необходимые тактики, методы и процедуры до начала реальных боевых действий. Кроме того, эти данные могут служить ещё и цели – улучшению характеристик самолётов, изготовленных из алюминиевых композитных материалов.

Подводная разведка

Статья Питера Сучиу в The National Interest (15.10.2025) посвящена подводным кабелям для охоты за вражескими подводными лодками.

Автор пишет, что «усилия ВМС США по разработке возможностей «распределенного акустического зондирования» включали экспериментальные испытания на Западном побережье».

Сегодня глобальная связь чаще передается по морским просторам, чем через спутники. Более 600 действующих и планируемых подводных кабелей связи пересекают Мировой океан, и новые линии постоянно добавляются. Эти кабели служат основой Интернета, а их протяжённость составляет более 1200 000 километров.

Помимо передачи информации по всему миру, новая технология может позволить с помощью тех же кабелей отслеживать перемещения подводных лодок противника.

Краткая история подводных кабелей

Первый трансатлантический кабель, тогда изготовленный из меди, а не из оптоволокна, был запущен в эксплуатацию в августе 1858 года, сократив среднее время связи между Северной Америкой и Европой с 10 дней до нескольких часов. Хотя этот кабель в конечном итоге вышел из строя, менее чем через десятилетие он был значительно модернизирован. В течение почти столетия подводные кабели были монополией на международную связь, пока в 1961 году не был выведен на орбиту первый в мире спутник связи Telestar 1.

Поскольку по подводным кабелям передаётся огромное количество данных, включая секретную информацию, они стали объектом шпионажа. Во времена Холодной войны, в рамках сверхсекретной операции «Айви Беллс», водолазы ВМС США успешно установили подслушивающее устройство на советском кабеле в Охотском море. Оно оставалось незамеченным до тех пор, пока в 1981 году завербованный КГБ СССР сотрудник АНБ не раскрыл информацию о программе Москве.

Сегодня спутники используются не только для передачи информации; они являются важнейшим компонентом сбора разведывательной информации, выступая в роли буквального глаза в небе. Вскоре подводные кабели могут выполнять ту же функцию.

Что такое «распределенное акустическое зондирование»?

Новая технология, известная как «Распределенное акустическое зондирование» (DAS), может превратить сотни тысяч миль кабелей в пассивные гидроакустические решетки, которые смогут обнаруживать, классифицировать и даже отслеживать подводные лодки и другую подводную активность.

«DAS работает, используя стандартные оптоволоконные кабели в качестве длинных цепей акустических датчиков», — пояснили в Interesting Engineering. Компания добавила, что при передаче импульсного лазера по кабелю «мельчайшие отраженные сигналы меняются в зависимости от вибраций или напряжений, вызванных близлежащими звуковыми волнами», что можно проанализировать с помощью передовых алгоритмов для выявления закономерностей. В конечном итоге это может быть использовано для определения того, были ли волны вызваны естественными явлениями, такими как подводная сейсмическая активность, или механическими источниками, например, винтом подводной лодки.

Помимо того, что это огромная «система мониторинга в реальном времени», которая может буквально прослушивать тысячи миль океана, она обещает быть более дешевой в эксплуатации, чем «традиционные гидроакустические системы или гидрофонные сети».

Америка тестирует технологию подводного обнаружения

Лидерами этих усилий являются страны, имеющие прибрежную территорию и использующие подводные кабели. ВМС США провели экспериментальные испытания на Западном побережье, а сейчас работают над интеграцией этой технологии в действующие подводные кабели.

«США тестируют объединение каналов DAS с данными морского патрульного самолета P-8A Poseidon и подводных беспилотников, исследуя, как ИИ может улучшить возможности обнаружения в Тихом океане», — добавили в Interesting Engineering.

Аналогичные программы реализуются в Великобритании, Нидерландах, Норвегии и Германии, включая испытания в морях Северной Арктики.

Разработка технологии DAS также ведётся в рамках трёхстороннего военного альянса AUKUS между Австралией, Великобританией и США. Эти усилия могут включать интеграцию беспилотных подводных аппаратов (UUV) с DAS, а также создание «общей сети подводного наблюдения в Индо-Тихоокеанском регионе».

Это, вероятно, позволило бы отслеживать китайские и российские подводные лодки в этих водах.

У России и Китая есть свои программы DAS

Уже высказываются предположения, что Китай и Россия разрабатывают аналогичные системы DAS как для наблюдения, так и для защиты от несанкционированного доступа. Кабели, способные отслеживать перемещение подводных лодок, будет гораздо сложнее перехватить.

Москва раскритиковала эту технологию, заявив, что любая сеть подводных кабелей НАТО с системой DAS будет представлять угрозу ее стратегическим подводным лодкам.

Однако эта технология всё ещё находится в зачаточном состоянии. Хотя она может быть более экономически эффективной, чем традиционные гидролокационные системы, океан огромен, а современные подводные лодки спроектированы так, чтобы быть очень бесшумными. Уже высказываются опасения, что могут быть предприняты попытки «глушить, обмануть или картографировать кабели с поддержкой DAS».

Самым значительным преимуществом остается его способность использовать существующую инфраструктуру, превращая кабели связи в датчики, работающие в некоторых и без того весьма спорных регионах мира.

Растущая сеть подводных сенсоров Китая направлена ​​на то, чтобы сделать океан прозрачным

Тай Грэм и Питер У. Сингер пишут на пентагоновском сайте Defense One (15.10.2025):

«Народно-освободительная армия Китая создает «невидимую сеть» в западной части Тихого океана — пятислойную архитектуру датчиков, охватывающую все пространство от морского дна до космоса, известную как стратегия «Прозрачный океан», которая бросает вызов способности подводных лодок США и их союзников маневрировать и маскироваться.

Эта угроза была наглядно продемонстрирована в августе 2025 года во время совместных учений ВМС НОАК и России «Море-2025» в районе Владивостока. В ходе совместных противолодочных учений китайские и российские силы установили связь и обменивались гидрометеорологическими данными и данными о воздушно-морских траекториях в режиме реального времени. Цель, по данным китайских государственных СМИ, заключалась в том, чтобы не дать глубоководным подводным лодкам возможности укрыться.

Эти учения стали первой демонстрацией развитой автоматизированной сети обнаружения, которую Китай планирует развернуть на нескольких морях и океанах. Сеть, предназначенная для обеспечения постоянного отслеживания в режиме реального времени на обширных территориях, будет состоять из пяти уровней:

Океаническое звёздное скопление (космос): созвездие спутников, центральное место в котором занимает интерферометрическая радиолокационная система альтиметрии и лидарного профилирования океана «Гуаньлань». Этот слой обеспечивает широкомасштабное наблюдение и отмечает определённые местоположения, давая нижним слоям сигнал «проснуться» и сфокусироваться.

Интерфейс «воздух-море» (поверхность/приповерхность): интеллектуальные буи, волновые глайдеры и беспилотные надводные суда занимают позиции в важных проливах и на шельфах. Они берут пробы верхнего слоя океана и выполняют функции важных маршрутизаторов, преобразуя медленные пакеты подводных акустических данных в высокоскоростные спутниковые или сотовые пакеты для передачи на берег.

Глубокое море (толща воды): глубоководные буи, дальнобойные планеры и автономные подводные аппараты патрулируют под смешанным слоем неделями, профилируя океанскую среду и буксируя акустические приборы. Они заполняют пробелы, выявленные орбитальным слоем.

Подводная перспектива (морское дно): основа всей сети. Обсерватории и узлы, соединённые подводными кабелями, размещают пассивные антенные решетки, точные часы и навигационные маяки. Они обеспечивают необходимую стыковку, передачу данных и подзарядку для прибывающих аппаратов, позволяя беспилотным подводным лодкам бесшумно находиться в зоне действия и перебазироваться без всплытия, что значительно увеличивает их автономность и снижает воздействие.

Deep Blue Brain (слияние данных): основной командный уровень, который объединяет всю картину и координирует работу датчиков. Это центр поддержки задач и принятия решений, который объединяет данные из космоса, воздуха, с поверхности и морского дна, предоставляя готовые цели для боевых сетей.

В учебнике «От убийственной цепи к убийственной сети» теоретики НОАК предупреждают, что традиционная линейная «убийственная цепь» разрушается при уничтожении одного узла. Их ответ — «морская адаптивная убийственная сеть» — устойчивая ячеистая сеть, предлагающая несколько путей от сенсора к стрелку и обеспечивающая мгновенные обходные пути в случае отказа любого узла.

Разработанная система «Прозрачный океан» предназначена для масштабной автоматизации этого процесса. Например, исследование, проведённое в Даляньской военно-морской академии, продемонстрировало модель морского удара с космическим наведением, способную вычислять 45 альтернативных путей и ранжировать их по мощности удара и времени сближения. Команда НОАК разработала алгоритм, который восстанавливает разорванные цепочки, сопоставляя уцелевшие узлы со следующим наилучшим маршрутом. Эта способность мгновенно перенаправлять разорванные пути уничтожения, являющаяся измеримой метрикой для НОАК, играет ключевую роль в поддержании сети боевых действий под огнём.

Эта концепция быстро перешла из лаборатории в океан, и за последнее десятилетие ряд её компонентов, составляющих проект «Прозрачный океан», был реализован. Она также демонстрирует морскую сторону проектов военно-гражданского синтеза.

Что касается датчиков, обсерватория Чжайжошань при Чжэцзянском университете впервые связала морские зонды с берегом в 2014 году и подтвердила передачу данных о состоянии дна в режиме реального времени. Сегодня Китайская академия электроники и информационных технологий управляет междоменной морской сетью, охватывающей космические, воздушные, береговые, надводные и подводные платформы, для обеспечения ситуационной осведомленности и мониторинга окружающей среды. Китайский океанический университет сообщил о создании первой системы наблюдения Куросио Extension, представляющей собой цепь якорных стоянок и ретрансляционных станций, дополненных роуминговым слоем, который отслеживает состояние одной из самых загруженных водных магистралей западной части Тихого океана.

Китайские сверхбольшие беспилотные подводные аппараты (XLUUV) также набирают силу: уже выпущено несколько крупных прототипов, а подводные силы растут, предоставляя испытательные стенды для отработки полезной нагрузки, автономности и логистики аппаратов, которые будут заполнять и обслуживать сенсорную сеть. При поддержке правительственной инициативы «Глубоководные ключевые технологии и оборудование» Шэньянский институт автоматизации Китайской академии наук в 2018 году запустил «Проект 912» по созданию XLUUV класса Orca. Совсем недавно глубоководные глайдеры Haiyan Тяньцзиньского университета продемонстрировали сверхдлительную выносливость в Тихом океане, в то время как волновые глайдеры Blue Whale действуют как поверхностные ретрансляторы, удерживаясь на месте неделями и передавая данные с подводных узлов на берег. Достижения в области шумоподавления, батарей и акустических массивов с тех пор перешли из лабораторий и академических учреждений в испытания PLA, что является именно тем, что нужно для сети уничтожения: больше датчиков, больше маршрутов и более быстрая передача данных.

Уровень ретрансляции также растёт. Новые кросс-доменные конструкции буев и системы могут переключаться между спутниковыми каналами связи, сотовыми сетями и акустическими модемами, сокращая разрыв между беспилотными подводными аппаратами (UUV), датчиками морского дна и береговыми командными пунктами. ВМС НОАК также начали сотрудничество с различными государственными учреждениями для разработки алгоритмов, позволяющих буям связи выбирать оптимальный канал связи на лету и передавать данные в режиме реального времени из водной толщи на берег, что является потенциальным признаком того, что уже сегодня существует готовый к использованию уровень ретрансляции.

Китай также работает над разработкой энергетических систем, необходимых для проекта «Прозрачный океан». Китайские исследования подчёркивают, что постоянное глубоководное патрулирование НПА будет зависеть от выносливости и эффективности. Это отражает западные исследования в области длительной автономности НПА и сбора энергии. В связи с этим краткосрочные приоритеты Китая в области энергетики включают аккумуляторы с более высокой удельной энергией, металловоздушные элементы на морской воде для одноразовых узлов и беспирсовую подзарядку на морских доках и кабельных хабах.

Надёжность остаётся узким местом в спорных водах. Оптика нуждается в чистой воде и точной настройке. Сотовая связь в открытом море умирает. Акустика ухудшается в загромождённой прибрежной зоне. Отсюда акцент на многотрубных ретрансляторах и схемах «пробуждения», которые поглощают милливатт энергии до тех пор, пока это не потребуется. В недавних китайских исследованиях описываются кросс-доменные коммуникационные буи, которые выбирают наилучший канал связи в режиме реального времени, будь то спутниковый, сотовый или акустический. Аналогичным образом, в патентах Харбинского инженерного университета описаны сверхмаломощные акустические пробуждения, которые позволяют спящим узлам спать месяцами и подключаться к сети только по команде.

США и их союзникам следят за работой проекта «Прозрачный океан», особенно в ключевых точках, таких как Южно-Китайское море, воды вокруг Тайваня, Лусонский пролив, Малаккский пролив и подходы к Гуаму.

Более широкая, плотная и эффективная китайская сенсорная сеть оставит союзным подводным лодкам меньше мест для укрытия, а более быстрые циклы подачи сигналов на стрельбу сократят окно, в течение которого их можно поразить. Это значительно осложнит операции не только в потенциальной будущей войне, но и в мирное время, включая тайные и разведывательно-наблюдательные операции.

«Сетка против сетки»

Чтобы противостоять меняющимся условиям моря, Соединённым Штатам и их союзникам разрабатывают подход «сетка против сетки», признающий, что скрытность — это сокращающийся вариант, и вместо этого опирающийся на два столпа: операции по противодействию обнаружению и противодействию НПА. Каждая из этих операций потребует от ВМС США и их союзников разработки новой тактики и доктрины. Сигналы датчиков можно вывести из строя с помощью обманных действий и глушения, а также создания более устойчивых и совместимых систем связи. В свою очередь, сами НПА можно преследовать, нарушать работу или даже уничтожать с помощью как кинетических, так и электромагнитных средств.

Сотрудничество США с партнёрами в регионе также имеет решающее значение для опережения развития новой сети наблюдения Пекина. Австралийский проект Ghost Shark позволит отправлять беспилотные подводные аппараты (БПА) с полезной нагрузкой, а японские инвестиции в подводную связь дальнего радиуса действия могут усилить командование и контроль в районе архипелага Рюкю.

Союзники США планируют объединить эти усилия в более согласованные закупки и общую, отрепетированную стратегию. К ближайшим приоритетам относятся совместные учения по дезинформации и испытания по стыковке на морском дне, которые позволят исключить логистику из длительных операций с НПА, а также готовность к развертыванию или даже предварительному размещению патрульных боксов для борьбы с НПА там, где уже действуют буи и планеры НОАК.

США возрождают мечту о рельсотроне?

Спустя годы после того, как США официально отказались от своего проекта по созданию электромагнитной рельсотронной системы, базирующийся в США оборонный подрядчик General Atomics представил многоцелевую рельсотронную систему, которая может быть специально адаптирована для применения в противовоздушной и противоракетной обороне, интегрирована в амбициозную инициативу «Золотой купол» и использована для защиты Гуама.

Система использует электричество и магнетизм для запуска снарядов на гиперзвуковой скорости. Обычно он состоит из двух параллельных проводящих шин, подключенных к источнику питания, с якорем или проводящим снарядом между ними. Когда по рельсам проходит мощный электрический ток, он генерирует магнитное поле, которое создает силу (силу Лоренца), которая бросает снаряд вперед на гиперзвуковых скоростях (5 Маха или более).

Другими словами, вместо использования пороха и взрывчатки рельсотрон использует электромагнитное поле, чтобы толкать металлический шар к цели на гиперзвуковой скорости. Благодаря своей необычайно высокой скорости снаряд накапливает достаточно кинетической энергии, чтобы убить любую потенциальную цель.

Отвечая на вопрос о системе, Майк Ракер, глава подразделения GA-EMS Weapons, сказал, что компания представила предложение по рельсотрону для инициативы «Золотой купол», выдвинутой президентом США Дональдом Трампом ранее в 2025 году.

Каким образом система противовоздушной и противоракетной обороны на базе рельсотрона впишется в этот щит, конструкция которого все еще развивается, еще неизвестно. Тем не менее, GA-EMS считает, что у нее есть потенциал предоставить экономически эффективное решение для перехвата баллистических ракет, крылатых ракет и дронов на конечном этапе.

Компания заявляет, что эти системы могут перехватывать крылатые и баллистические ракеты. «Только идея начальной скорости и способности противостоять, и особенно, с нашей точки зрения, от конечной защиты для ПВО и ПРО. Именно это с вольфрамовыми гранулами в качестве боеголовки», - цитирует Ракера Naval News.

Помимо «Золотого купола», Ракер отметил, что американские силы, защищающие Гуам, сочтут особенно полезными возможности конечной защиты рельсотрона.

Для справки: Гуам — это передовой форпост США в западной части Тихого океана, который потенциально будет использоваться в качестве плацдарма для атак США на Китай в случае конфликта. Это островное государство, где расположены ключевые военные объекты США, чрезвычайно уязвимо для китайских ракетных атак большой дальности. Таким образом, предложение GA-EMS, по сути, подчеркивает его потенциал в качестве дополнения к существующим системам, таким как Patriot или THAAD (терминальная защита высотной зоны).

Примечательно, что GA-EMS является ведущим частным разработчиком рельсотронных технологий в США с начала 2000-х годов. После более чем 15 лет исследований и инвестиций на сумму более 500 миллионов долларов США отказались от своей программы рельсотрона в 2021 году из-за сохраняющихся технических препятствий. Учитывая конкурирующие приоритеты, такие как гиперзвуковые ракеты, было сложно поддерживать финансирование высокорискованной технологии при ограниченных средствах.

Однако General Atomics продолжала исследовать и развивать экспериментальную технологию. Фактически, Ракер далее заявил, что эксплуатационные недостатки рельсотронных технологий, включая износ ствола и другие технические трудности, с тех пор были устранены.

Далее он добавил, что усилия компании привлекли международное внимание, не назвав ни одной страны. Он сказал, что Вашингтон «сотрудничал» с ними по поводу их интереса к рельсотронам GA-ESM.

Япония продвигает свои проекты по производству рельсотронов, тогда как другие страны Запада, в том числе Франция, Германия и Италия, изучают свой потенциал на этом этапе.

В сентябре 2025 года Япония провела свои первые испытательные стрельбы из корабельного рельсотрона по морской цели. Эта попытка приблизила азиатскую страну к тому, чтобы стать первой страной, применяющей технологию рельсотрона, намного опередив своего ближайшего союзника, Соединенные Штаты.

Испытания проводились с июня по начало июля 2025 года с использованием прототипа рельсотрона, установленного на испытательном стенде корабля JS Asuka, специализированном испытательном стенде водоизмещением 6200 тонн и конструкцией, напоминающей военный корабль, как отмечает Японское агентство технологий закупок и логистики (ATLA).

«Это первый случай, когда установленный на корабле рельсотрон был успешно обстрелян по реальному кораблю», — говорится в тогдашнем заявлении ATLA.

Испытания проводились с использованием прототипа башенного электромагнитного рельсотрона среднего калибра массой 8–9 тонн. Сообщается, что в ходе предыдущих испытаний прототип рельсотрона использовал энергию заряда 5 мегаджоулей (МДж) или 5 миллионов джоулей (Дж) для стрельбы со скоростью примерно 6,5 Маха. Однако подробности испытания не разглашаются.

Согласно дорожной карте развития ATLA, Япония стремится увеличить выработку энергии до 20 МДж на выстрел. Это увеличение повысит начальную скорость и дальность полета, потенциально превысив 7 Маха и 150 километров, позволит использовать более тяжелые снаряды или большее кинетическое воздействие для противокорабельных и противоракетных задач, а также поддержит устойчивые скорострельные операции.

В настоящее время исследования сосредоточены на оснащении артиллерийской системы набором механизмов для реальных операций. Кроме того, ведутся работы по облегчению непрерывной стрельбы, разработке специальной системы управления огнем и повышению устойчивости полета снаряда.

Токио рассматривает два основных применения рельсотрона, включая перехват гиперзвуковых ракет и противокорабельные возможности высокой проникающей способности с высокой скорострельностью.

В мае 2024 года министерства обороны Японии, Франции и Германии (через ISL) подписали «Руководство по осуществлению сотрудничества в области рельсотронных технологий» и Техническое задание (TOR). Несколько других стран, в том числе Италия и Турция, также работают над своими проектами рельсотрона.

Китай — еще одна страна, продвигающая развитие этой востребованной технологии. Ее программа рельсотрона, которая фокусируется на военно-морских и наземных приложениях для противодействия гиперзвуковым угрозам, повышения противокорабельных возможностей и укрепления противоракетной обороны в спорных условиях, последовательно получает финансирование и показывает прогресс.

В 2018 году Китай установил рельсотрон на десантный корабль типа 072III «Хайяншань», который стал первым в истории морским прототипом. Хотя подробности держались в секрете, испытания проводились с начальной скоростью до 7 Маха и дальностью 100–200 километров.

В 2023 году Китай испытал 124-килограммовый снаряд с начальной скоростью 700 километров в час. За этим последовала еще одна веха, во время которой он провел непрерывную стрельбу с помощью системы, контролируемой искусственным интеллектом, с использованием 100 000 датчиков, чтобы произвести 120 выстрелов со скоростью 6–7 Маха без повреждения ствола.

Сообщается, что к февралю 2024 года китайские военно-морские исследователи преодолели технические проблемы с гиперзвуковыми «умными кинетическими энергетическими снарядами», выпущенными из электромагнитной рельсовой пушки.

Команда под руководством Фэн Цзюньхуна в Национальной ключевой лаборатории электромагнитной энергии Военно-морского инженерного университета провели исследование, которое включено раунд, чтобы получить стабильные сигналы спутниковой навигационной системы BeiDou. Он последовательно корректировал траекторию полета, сохраняя погрешность менее 15 метров, «пока не достигнет цели».

Хотя теория, лежащая в основе технологии рельсотрона, интригует, все еще существуют проблемы, которые не позволяют любому государству разработать и внедрить ее, даже после столетия исследований.

Обычно рельсотронам требуется большое количество электроэнергии, которая обеспечивается конденсаторами или импульсными системами питания, поскольку стандартные батареи не могут обеспечить необходимую мгновенную мощность. Этот огромный спрос на энергию стал препятствием, поскольку небольшая рельсотронная пушка могла потреблять электроэнергию, эквивалентную 10 000 домов. Вырабатывать и хранить такое количество электроэнергии оказалось чрезвычайно сложно.

Более того, эта система требует охлаждения, что еще больше ограничивает ее использование.

Еще одна постоянная проблема, с которой инженеры и ученые сталкивались на протяжении многих лет, — это износ ствола, вызванный чрезмерным нагревом и трением. Параллельные проводники также часто повреждаются сильным электрическим током и магнитным напряжением. Ученым нужно было разработать рельсы, которые могли бы постоянно выдерживать такую ​​большую силу.

Некоторые из этих проблем сохраняются, и гонка по разработке электромагнитного рельсотрона еще далека от завершения. Предложение General Atomics и заверения о том, что старые препятствия преодолены, интригуют, но еще неизвестно, возобновят ли США свою программу рельсотронного оружия, от которой отказались четыре года назад.

двойной клик - редактировать изображение

*компания Meta* (соцсеть Facebook) признана экстремистской и запрещена в РФ

1.0x