Кремниевая долина инвестирует 4 миллиарда долларов в оборонное производство США
Bloomberg (25.07.2025) пишет:
Десятки промышленных компаний Кремниевой долины строят крупные производственные мощности, в то время как администрация Трампа стремится увеличить расходы на оборону. Примерный подсчёт планов лишь нескольких наиболее известных стартапов в отрасли показывает, что они в совокупности тратят 4 миллиарда долларов и рассчитывают в ближайшие несколько лет на верфи, заводы, производственные инструменты и оборудование.
Производитель оружия Anduril Industries Inc. и производитель автономных судов Saronic Technologies реализуют самые крупные проекты, инвестируя 1 млрд долларов и 2,7 млрд долларов соответственно в создание управляемых программным обеспечением мегазаводов, способных выпускать десятки тысяч автономных судов с искусственным интеллектом, беспилотных летательных аппаратов, истребителей и другого оружия.
К ним присоединились другие игроки с венчурным капиталом, такие как заводской стартап Hadrian, компания по производству беспилотников и оборонной техники Shield AI, спутниковая фирма Astranis Space Technologies Corp. и начинающая компания по производству промышленных деталей и компонентов Divergent Technologies Inc.
Тем временем, у других технологических лидеров ещё более грандиозные амбиции. Разработчики футуристичного сообщества California Forever, финансируемого миллиардером, планируют построить крупнейший в США промышленно-производственный парк оборонного назначения, который также будет включать верфь недалеко от Сан-Франциско. Другой проект, Frontier Valley, предполагает строительство производственных площадей площадью 5 миллионов квадратных футов в районе залива Сан-Франциско.
«Новая эра обороны — это эпоха быстрого производства», — заявил генеральный партнёр Lux Capital Брэндон Ривз, чья фирма поддержала Anduril, Varda и Hadrian. «Все стремятся к масштабированию».
Эти усилия могут помочь решить серьезную проблему национальной безопасности США: медленную по сравнению с Китаем скорость производства оружия в США.
В большинстве современных военных сценариев страна, способная быстро производить наиболее автономные беспилотные летательные аппараты, корабли и другую технику, имеет огромное преимущество, а значит, Америка находится в невыгодном положении.
Однако создание промышленной инфраструктуры — это своего рода авантюра для венчурных инвесторов, которые тратят огромные суммы на расширение производства, не имея никаких гарантий, что известные своей нехваткой оборонные контракты будут реализованы. Согласно июльскому отчёту Silicon Valley Defense Group, венчурные капиталисты вложили более 70 миллиардов долларов в 100 ведущих оборонных стартапов, которые на данный момент получили контракты на общую сумму около 29 миллиардов долларов.
«Это вопрос о том, что было раньше, а что нет», — заявил управляющий директор General Catalyst Пол Кван, инвестор в Anduril, Saronic и более десятка других оборонных стартапов, планирующих расширение в преддверии заключения контрактов. «Частный капитал активизировался. Именно на такой инвестиционный риск мы и идём».
Несмотря на то, что стартапы набирают обороты (в 2024 году Министерство обороны более чем удвоило свои годовые расходы на стартапы), на эту группу по-прежнему приходится менее 1% от общего оборонного бюджета, согласно подсчетам, приведенным в отчете.
Безусловно, основная часть расходов на оборону приходится на традиционных подрядчиков, в частности, Lockheed Martin Corp., RTX Corp., Boeing Co., Northrup Grumman Corp. и General Dynamics Corp. Известные как «Большая пятерка», эти фирмы существуют уже десятилетиями и имеют глубокие связи с Вашингтоном. И хотя эти традиционные компании обладают преимуществом хорошо налаженных цепочек поставок и крупных производственных мощностей, многие в Вашингтоне и Кремниевой долине жалуются, что они двигаются слишком медленно, отягощенные слоями бюрократии, которые влияют на то, как быстро они могут внедрять инновации. Стартапы могут похвастаться своими более гибкими структурами и передовыми технологиями, но у них обычно нет послужного списка, поэтому им часто трудно пробиться в сложном мире вашингтонских закупок, где приоритет отдается надежности.
«Рынок диктует этим компаниям рост, и инвесторы их поддерживают. Но Министерство обороны пока не создало инфраструктуру контрактов и не обеспечило гибкость финансирования, необходимую для текущего момента», — пишет Silicon Valley Defense Group. Результатом может стать «двухскоростная экосистема», в которой частный капитал продолжает расти, а государственные средства остаются привязанными к традиционным процессам и подрядчикам. «В конечном итоге это неустойчиво, — утверждают авторы, — и мы рискуем столкнуться с коллапсом экосистемы».
Одним из ведущих игроков на рынке оборонных технологий является компания Epirus Inc., производящая электронное оружие, способное уничтожать беспилотники. В 2025 году компания готова потратить до 50 миллионов долларов на строительство нового завода в Оклахоме для производства мощных микроволновых устройств, способных идентифицировать и нейтрализовать вражеские беспилотники.
Генеральный директор Энди Лоури заявил, что сможет увеличить производство до 100 единиц в год к 2027 году, используя всего несколько прототипов, используемых сейчас. Однако пока неясно, сможет ли он продавать эти экземпляры после их выпуска.
Крупнейшие компании отрасли уже решили, что строительство крупных производственных объектов оправдывает риск. Например, компания Anduril, завершившая в прошлом месяце раунд финансирования на 2,5 миллиарда долларов, строит в Огайо масштабный мегазавод. Комплекс под названием Arsenal-1 по площади равен 87 футбольным полям. Он будет включать в себя не менее девяти зданий и обеспечит работой около 4500 человек, которые будут производить практически все беспилотники, ракеты, мини-истребители и другую продукцию Anduril.
Компания заявила, что Arsenal-1 станет первым из нескольких подобных крупномасштабных проектов в ближайшие годы, поскольку она работает над созданием передовых производственных систем, предназначенных для быстрого тиражирования в других регионах США и их союзников.
Тем временем компания Saronic, привлекшая $600 млн ранее в 2025 году, вкладывает $2,5 млн в строительство современной верфи Port Alpha и ещё $200 млн в реконструкцию существующей. Генеральный директор и соучредитель Saronic Дино Маврукас заявил, что его компания поставила перед собой задачу возродить судостроение в масштабах, невиданных со времён Второй мировой войны, и стремится удвоить численность сотрудников до 700 человек к концу этого года.
По данным Bloomberg, на данный момент компания Saronic получила от федерального правительства контрактов на сумму всего 33 миллиона долларов. Но с новым партнерством и как минимум тремя новыми судовыми продуктами в этом году Маврукас рассчитывает на большее.
Судостроение, как и строительство ракетных заводов, может помочь США удовлетворить критически важную потребность. Америка строит менее 1% новых кораблей в мире в год, в то время как Китай производит примерно половину. Проблема настолько актуальна, что администрация Трампа недавно издала указ, призывающий к увеличению строительства. Такие компании, как Saronic, могут сыграть ключевую роль в развитии военно-морских технологий, помогая США догнать потенциальных противников.
Однако даже если заказы поступят, нет никаких гарантий, что новые технологии Кремниевой долины сыграют ту роль, на которую надеются технологи. Всё больше компаний спешат стабилизировать цепочки поставок в США, проектируют современные заводы и укомплектовывают сборочные линии персоналом в преддверии растущего спроса, но им ещё предстоит доказать, что новые технологии будут работать так, как обещано, или что новые заводы смогут справиться с резким ростом производства.
«Они не прошли испытаний. У меня остаётся вопрос, смогут ли эти компании действительно масштабировать производство этих новых систем оружия», — заявила Бекка Вассер, заместитель директора по обороне Центра новой американской безопасности. «Они говорят, что могут это сделать, но массовое производство — это очень и очень сложно».
Быстрое развитие оборонного производства требует одновременного решения множества задач. Компания Neros, финансируемая Founders Fund и Sequoia Capital, изо всех сил пытается найти достаточно ракетных двигателей у американского поставщика для производства 10 000 дронов в месяц. После нескольких месяцев работы над расширением производства стартап пока смог обеспечить ежемесячный запас всего около 3000 двигателей — достаточно для выполнения текущих заказов, но значительно меньше конечной цели — 1 миллиона в год.
Оборонная промышленность США развивает искусственный интеллект
National Defense (25.07.2025) пишет:
Военно-промышленная база США работает над внедрением инноваций в соответствии с быстро меняющимся ландшафтом угроз, особенно когда речь идет о применении искусственного интеллекта.
Министерство обороны США сделало интеграцию ИИ приоритетом, инвестируя в программное обеспечение для принятия решений, экспериментируя с автономным оборудованием и предоставляя соответствующие контракты стартапам и известным брендам в интересах сохранения военного превосходства.
Компании, разрабатывающие ИИ для оборонной сферы (многие из которых уже сотрудничают с Пентагоном), используют эту технологию для широкого спектра приложений, включая производство, наблюдение с помощью беспилотников, помощь в принятии решений и повышение надежности визуальных моделей.
Базирующаяся в Лос-Анджелесе компания Divergent Technologies Inc. применяет искусственный интеллект и 3D-печать в аэрокосмическом производстве, производя такое оборудование, как системы микроторпед и конструкции боевых самолетов, за меньшее время и с использованием меньшего количества деталей и ресурсов, заявил основатель и исполнительный председатель Кевин Цзингер в интервью вскоре после выставки AI+ Expo проекта Special Competitive Studies Project, в которой Divergent была экспонентом.
«Соединённые Штаты сильно отстают, если рассматривать долю на мировом рынке производства как главный показатель сохранения лидирующего положения страны», — сказал Цингер. «Нам нужно было создать платформу для инновационного производства, полностью цифровую и основанную на искусственном интеллекте».
Компания начала свою деятельность в автомобильной промышленности 11 лет назад, а её первым шагом в оборонной сфере стало создание дрона для General Atomics Aeronautical Systems Inc. В 2023 году. Divergent сократила количество деталей для сборки системы со 180 до четырёх и сократила цикл разработки с 18 до трёх месяцев, одновременно снизив вес и стоимость, по словам Цингера.
«В тот момент я понял, что существует абсолютно насущная потребность — даже более насущная, чем с коммерческой точки зрения, — в нашей технологии», — сказал он.
По словам Цингера, производственные системы Divergent позволяют построить конструкцию ракеты, а затем штамповать раму Bugatti, не тратя время на переналадку. В отличие от традиционных заводов, здесь нет роботов, ограниченных только одним типом продукции. Вместо этого Divergent может удовлетворить потребности в различных типах продукции — «любой задуманной конструкции» — с помощью машины, которая «обучается, адаптируется, развивается и не устаревает», — сказал он.
По словам Цингера, гибкость производства также означает, что машины Divergent смогут производить оружие в больших количествах, если возникнет такая необходимость, когда страна будет вовлечена в международные конфликты.
По его словам, в настоящее время у компании есть один завод в Торрансе, штат Калифорния, и она ищет второй объект.
Еще одной технологией, возможности которой стремительно развиваются во всем мире, являются беспилотные летательные аппараты, о чем свидетельствуют такие конфликты, как война на Украине.
Компания Hidden Level из Нью-Йорка разработала технологию пассивных датчиков для обнаружения и отслеживания пилотируемых и беспилотных систем в воздушном пространстве, а также для выявления угроз над городами и зонами боевых действий в США.
Главный операционный директор Hidden Level Брэд Гарбер назвал недавние атаки российских беспилотников на Украину «тревожным звонком» для Соединенных Штатов.
Датчики Hidden Level, установленные в виде слоя на заданной территории, собирают и передают данные в облако, позволяя руководителям служб безопасности использовать их для более быстрого принятия решений. Именно здесь в игру вступают искусственный интеллект и машинное обучение, сказал Гарбер в интервью вскоре после выставки.
С 2021 года сенсорные сети компании охватывают города США, включая Национальный столичный регион, отслеживая активность дронов во время таких мероприятий, как инаугурация президента.
«У нас есть огромное озеро данных, на основе которого мы принимаем решения и действуем», — сказал Гарбер. «Возможность использовать ИИ и машинное обучение для более обоснованного принятия решений руководителями, экономя им время и анализируя потенциальные сценарии, — это действительно эффективный способ использования ИИ/МО в дополнение к собираемым нами данным».
Помимо городов, военные операторы используют технологии Hidden Level. Мобильные версии датчиков компании предназначены для установки на транспортные средства или быстрой установки бойцами на тактическом переднем крае.
Базирующаяся в Вирджинии компания DarkSaber Labs также разрабатывает технологию, призванную помочь бойцам, находящимся на грани, с помощью платформы на базе искусственного интеллекта, которая автономно распознает находящиеся поблизости электронные сигналы, изображения и сообщения, позволяя пользователям получать разведданные в режиме реального времени и оставаться в курсе событий, разворачивающихся вокруг них.
Соучредитель и генеральный директор Брайан О'Коннор описал флагманскую программу DarkSaber — Yankee One — как помощника на основе искусственного интеллекта, который может сообщать пользователям вслух местоположение дружественных подразделений и противников, давая солдатам «повышенную выживаемость и смертоносность, зная, где находится враг, и, возможно, предотвращая его поражение».
Бойцы могут взаимодействовать с помощником, давая ему устные указания, например: «Янки-один, просканируй поле боя», — рассказал О'Коннор в интервью в кулуарах выставки.
О'Коннор запустил DarkSaber в 2024 году после десяти лет службы в армии, где он служил оператором радиоэлектронной борьбы в составе 7-го отряда «Морских котиков». На этой должности он часто испытывал разочарование от предоставляемых инструментов. Коммерческие технологии опережали медленный цикл закупок Министерства обороны. По его словам, к моменту получения комплекта он уже устарел.
«Вы просто не смогли бы выполнять свою работу», — сказал О’Коннор. «Вы могли бы попытаться выполнить свою работу. Мне пришлось бы самому собирать всё на периферии, создавать новые возможности. Мне пришлось бы запустить пять разных систем, чтобы выполнить свою работу».
По его словам, Yankee One призван решить эту дилемму, «обеспечивая модульность, гибкость, постоянное совершенствование и разработку программного обеспечения», чтобы гарантировать его полноту на момент поставки и возможность получения новых функций и обновлений интерфейса по мере необходимости.
Данные системы могут оставаться на устройстве или передаваться в веб-приложение для просмотра с удаленного устройства, «так что если у вас действуют несколько подразделений, система начнет рисовать для вас общую картину хода сражения, пока они находятся на месте», - сказал он.
Yankee One был создан для взаимодействия человека и машины в Командовании специальных операций и Объединённом командовании специальных операций. Компания пока не получила ни одного контракта, но уже начала вызывать интерес, сказал О’Коннор.
По его словам, DarkSaber планирует развить технологию до практически полной автономности, поскольку она распространится на все Министерство обороны и начнет решать проблемы на более высоких уровнях принятия решений в армии, предоставляя лидерам «понимание того, что на самом деле происходит на местах».
По мере того, как масштабы оборонных приложений ИИ расширяются, некоторые предприятия сосредотачиваются на повышении надежности моделей ИИ с помощью «красной команды» — процесса тестирования системы для анализа ее недостатков.
Нью-йоркский стартап YRIKKA, основанный в 2022 году, — одна из компаний, которая занимается именно этой проблемой, решая «проблемы доверия, которые неизбежно возникают, когда речь идет о внедрении ИИ в реальный мир», — заявила генеральный директор и соучредитель компании Киа Хезели в интервью на выставке.
По словам Хезели, компания намерена ускорить создание надежного ИИ путем тестирования моделей в контекстных сценариях для выявления их недостатков.
Например, если оператор хочет запустить автономный дрон, но считает, что на него могут повлиять погодные условия в данном регионе, YRIKKA может искусственно сгенерировать реальный контекст для проведения тестового запуска. Это позволит выявить слабые места системы — например, определить, может ли дождь привести к отказу дрона.
«Тогда операторы знают, когда и в какой степени они могут полагаться на эти системы», — сказал Хезели.
До создания своей компании Хезели и соучредитель Джон Калантари работали над применением искусственного интеллекта и машинного обучения в сфере медицины. Они обнаружили, что врачи с огромным интересом выслушивали информацию о том, будет ли модель применима к конкретному случаю, пациенту, демографической группе или уже имеющемуся заболеванию.
Именно это привело их к созданию интеллектуального движка YRIKKA, способного отвечать на вопросы, связанные с конкретной ситуацией, без значительных человеческих усилий.
По словам Хезели, переход к обороне произошел естественным образом, поскольку заинтересованные стороны в медицине и обороне испытывают «одинаковые опасения», когда речь идет об обеспечении готовности своих команд и оборудования к критическим ситуациям, когда под угрозой жизнь.
У компании есть два действующих контракта с армией на общую сумму более 2 миллионов долларов. В рамках этих проектов YRIKKA автоматизирует оперативную подготовку для визуального ИИ, «значительно сокращая сроки разработки и тестирования новых моделей, обеспечивая их готовность к выполнению задач», — сказал он.
Платформа компании «также позволяет осуществлять тонкую настройку и адаптацию моделей для устранения обнаруженных уязвимостей после Red Teaming», добавил Хезели в электронном письме.
Он отметил, что, в то время как возможности искусственного интеллекта в США растут, возможности искусственного интеллекта в Китае «растут очень быстрыми темпами».
«Поскольку масштабы автономий растут, существуют автономные системы как с нашей стороны, так и со стороны противника, в отношении которых мы хотим иметь высшую степень автономии», — сказал он.
Новая модернизация F-22 Raptor будет управлять беспилотниками
The National Interest (29.07.2025) сообщает:
Несмотря на появление более нового истребителя F-35 Lightning II, F-22 по-прежнему доминирует с точки зрения малозаметности и скорости.
Сокращающийся парк истребителей F-22 Raptor ВВС США, возможно, стареет, но эти самолеты пятого поколения пока не будут списаны. Согласно последним сообщениям, платформа Raptor может стать первыми действующими бортовыми системами управления для беспилотников Collaborative Combat Aircraft (CCA) ВВС.
В рамках программы Next-Generation Air Dominance (NGAD) высокоавтономные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) будут летать вместе с самолетами шестого поколения в качестве «лояльных ведомых». Поскольку бюджетный запрос ВВС на 2026 финансовый год включает в себя модификации самолетов Raptor, связанные с CCA, эта платформа может оставаться актуальной в течение многих лет.
Помимо того, что оставшиеся истребители F-22 ВВС станут авианаводчиками контингента NGAD CCA, они также пройдут серьёзную модернизацию, направленную на повышение «жизнеспособности». Как подробно описано в The War Zone, этот пакет модернизации включает в себя инфракрасную оборонительную систему (IRS), а также улучшения радиолокационных возможностей самолёта, малозаметности и комплекса радиоэлектронной борьбы. В документе ВВС на 2026 финансовый год далее описываются предполагаемые модернизации: «Жизнеспособность представляет собой будущую закупку усовершенствований аппаратных и программных возможностей, связанных, помимо прочего, с управлением малозаметными сигнатурами (LO), интерфейсом пилот-машины (PVI), мерами противодействия, шлемом, будущими криптографическими обновлениями, динамическим радаром с синтезированной апертурой (SAR), кибербезопасностью, инфракрасной оборонительной системой (IRDS), которая включает в себя улучшенные возможности обнаружения пуска ракет, и усовершенствования системы радиоэлектронной борьбы (EW) для противодействия меняющимся угрозам РЭБ». Поскольку внедрение истребителей F-47 шестого поколения может столкнуться с задержками, поддержание парка современных и актуальных истребителей Raptor имеет решающее значение для достижения превосходства в воздухе.
Обзор Raptor
F-22 Raptor стал первым в мире действующим самолетом пятого поколения, когда он впервые поднялся в небо в начале 2000-х годов. Возможно, самая узнаваемая и уважаемая платформа среди военных экспертов и любителей авиации, F-22 действительно трудно превзойти. Примечательно, что платформа считается более малозаметной и быстрее, чем ее преемник F-35 Lightning II. Легендарная серия Raptor возникла из программы Advanced Tactical Fighter, инициированной ВВС во время холодной войны. Предназначенный в качестве замены F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon, новый самолет должен был обладать способностью эффективно противостоять наступающему советскому реактивному флоту. В конечном счете, контракты на разработку истребителя и его двигательной установки получили компании Lockheed Martin и Pratt & Whitney, поскольку их прототип YF-22 отличался соплами с отклоняемым вектором тяги и рядом других сложных характеристик.
Помимо непревзойденной малозаметности F-22, эта платформа также может стать надёжным истребителем. Истребители Raptor способны нести оружие классов «воздух-воздух» и «воздух-земля», включая высокоточные управляемые бомбы, такие как Joint Direct Attack Munitions. В конфигурации «воздух-воздух» Raptor также может нести шесть ракет AIM-120 AMRAAM и две AIM-9 Sidewinder.
Несмотря на появление новейшего истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, Raptor по-прежнему доминирует с точки зрения малозаметности и скорости. В настоящее время ВВС США сохраняют 185 Raptor, но только 143 из них имеют боевую кодировку и могут пройти модификацию для участия в будущих CCA.
Армия США обучает дроны сражаться в темноте
Армия США предполагает использовать технологию эхолокации в беспилотных летательных аппаратах, автономных наземных и подводных транспортных средствах, но существуют и многочисленные невоенные применения.
The National Interest (29.07.2025) сообщает, что финансируемое армией США исследование позволило разработать систему эхолокации на базе искусственного интеллекта, вдохновлённую летучими мышами и дельфинами. Новая технология позволит дронам и другому самоуправляемому оборудованию ориентироваться в полной темноте или в условиях, когда традиционные визуальные датчики оказываются неэффективными. Эта новая возможность открывает новые возможности для боевых и разведывательных дронов, а также для множества других применений, как военных, так и гражданских.
Исследовательское управление армии США и Центр систем наземных транспортных средств DEVCOM спонсировали исследование в Мичиганском университете, целью которого было научить машины интерпретировать данные эхолокации реального мира в моделируемой среде. Сложные численные решения создавали виртуальные эхосигналы от объектов различной формы в цифровой трёхмерной среде. Реалистичные искажения усиливали моделируемые эхосигналы, которые использовались для обучения серии «свёрточных нейронных сетей», каждая из которых была запрограммирована на обнаружение определённой формы.
Результатом стала система, имитирующая биологическую эхолокацию, практикуемую летучими мышами и дельфинами. Свёрточные нейронные сети позволяют машинам идентифицировать объекты по тому, как они рассеивают ультразвуковые импульсы. Эта способность обеспечивает точную навигацию и обнаружение в темноте или в условиях плохой видимости, вызванной дымом или пылью.
Армия обучает ИИ в симулированной среде
Свёрточные нейронные сети имеют модульную архитектуру, которая позволяет добавлять новые формы или типы объектов путём обучения и добавления в систему новых специализированных сетей. Это облегчает модернизацию без переобучения всей системы. Эта модульность, опять же, имитирует процесс обучения животных распознаванию новых препятствий или даже добычи и обеспечивает автономным системам возможность адаптироваться к динамичным или непредсказуемым условиям.
Обучение нейронных сетей в моделируемой трёхмерной среде значительно сокращает затраты и время разработки. Кроме того, это минимизирует время, необходимое для необходимых обновлений, таких как добавление новых нейронных сетей. В принципе, этот метод обучения может быть применим и к другим ультразвуковым технологиям, снижая затраты, сокращая время исследований и повышая производительность.
Некоторые задачи всё ещё решаются. Наиболее важная из них связана с идентификацией низкосимметричных объектов, чьи отражения могут напоминать отражения объектов других форм. Последующие поколения, вероятно, расширят возможности за счёт обучения на более разнообразных формах объектов и дополнения данных для моделирования экстремальных условий или сред.
Эхолокация на основе искусственного интеллекта может открыть новые возможности — как для военных, так и для гражданских
Использование звука вместо света или электромагнитных волн открывает новые возможности, в которых возможности световых или тепловых датчиков ограничены. Ультразвуковые волны способны проникать сквозь препятствия, затрудняющие работу визуальных систем. Армия США планирует использовать эту технологию в беспилотных летательных аппаратах, автономных наземных и подводных транспортных средствах. Невоенные применения включают медицинскую визуализацию, поисково-спасательные работы, промышленный контроль и подводные исследования.
Появление этого нового потенциала совпадает с возобновлением внимания Пентагона к установлению «американского доминирования в области беспилотных летательных аппаратов». Эта амбициозная цель потребует не только огромного количества готовых к развертыванию беспилотных систем. Для того, чтобы превзойти и без того значительное лидерство России, Китая, Украины и даже Израиля, потребуются также возможности высочайшего уровня. В настоящее время все виды вооруженных сил заняты разработкой беспилотников и других автономных систем.
Беспилотники, оснащённые эхолокационными датчиками, могут оказаться ценным активом в условиях боевых действий, где применяются всё более сложные средства противодействия. Потеря оптических датчиков не обязательно приведёт к полному выходу такого беспилотника из строя. Эффективные силы беспилотников потребуют множества возможностей для преодоления противодействия противника, а также сложных или неожиданных условий окружающей среды.
Новая американская программа разработки беспилотников делает акцент на быстром развертывании с минимальными задержками в разработке, закупке и модернизации. Система симуляционной подготовки новой программы идеально соответствует этим параметрам, экономя деньги и время. Поддержка армии должна привести к более раннему внедрению этого потенциала, вероятно, во всех родах войск.
Разработчики военных самолетов и дронов отходят от полностью электрических концепций
The Nаtional Defense (29.07.2025) пишет:
Парижский авиасалон 2025 года стал витриной самолетов с альтернативными источниками энергии, отражая то, что некоторые аэрокосмические компании назвали меняющимся ландшафтом в сфере противовоздушной обороны, поскольку системы становятся меньше и маневреннее.
Однако электричество не всегда является лучшей альтернативой для их питания, особенно когда речь идет о военных операциях.
В 2023 году в Париже в центре внимания были электрические аппараты с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL), которые в основном рекламировались как воздушные такси будущего и вызывали сдержанный интерес со стороны оборонного сектора. Использование исключительно электроэнергии, хотя и обеспечивает низкую теплоотдачу и низкий уровень шума, также имеет ограничения по полезной нагрузке и дальности полёта — два важных фактора для военной авиации.
На авиашоу 2025 года появилась более удобная для военных целей альтернатива, которая могла бы объединить лучшее из обоих миров: гибридно-электрическая модель.
Гибридно-электрические самолеты обычно сочетают в себе двигатели внутреннего сгорания с электрическими силовыми установками, используя электродвигатели для взлета и посадки, а обычные двигатели — во время полета, что обеспечивает увеличенную дальность полета.
С точки зрения обороны, сказать военным, что они получат 1000 фунтов полезной нагрузки и 100 миль дальности, «недостаточно», считает Эрик Лентелл, главный юрисконсульт и начальник штаба компании Archer Aviation, базирующейся в Сан-Хосе, Калифорния.
Военные хотят «больше возможностей для перевозки грузов» и «большей дальности полета», но также что-то более дешевое в эксплуатации и производстве, чем вертолеты Apache или Black Hawk для выполнения определенных задач, сказал Лентелл в интервью на авиашоу.
«Они используют Black Hawk и Apache для выполнения многих из этих миссий, для которых им не нужны Apache или Black Hawk, но у них нет чего-то среднего, что могло бы выполнить эту миссию за них», — сказал он.
В результате «выполнение этой миссии обходится им гораздо дороже, чем следовало бы», как если бы они доставляли груз на последнюю милю на 18-колесном грузовике, сказал он. «Они говорят: „Это же какая-то чушь“».
Лентелл отметил, что для военных гибридно-электрическая технология является долгосрочным решением, позволяющим им сократить бюджет.
В декабре 2024 года компания Archer Aviation объявила о стратегическом партнерстве с Anduril Industries с целью совместной разработки гибридного военного самолета с вертикальным взлетом и посадкой, который будет нацелен на потенциальную программу Министерства обороны США.
Хотя подробности дизайна пока не разглашаются, Лентелл заявил, что самолет будет «похож на Midnight», имея в виду пятиместный самолет Midnight eVTOL компании Archer, представленный на авиасалоне.
«По сути, мы берем платформу, которую мы создали с Midnight, и гибридизируем ее, а затем вносим определенные изменения, чтобы удовлетворить потребности клиентов», — сказал он.
Технология использует турбогенератор, «поэтому электроэнергия постоянно расходуется, но аккумуляторы подзаряжаются от турбогенератора», — сказал Лентелл. Гибридный компонент, по сути, питает аккумуляторы, «которые затем питают электрическую силовую установку». Электросиловая установка приводит в движение самолёт, «просто откуда берётся энергия? Поэтому аккумуляторы разряжаются, но турбогенератор постоянно их заряжает».
Компания Archer Aviation, изначально ориентированная на создание воздушных такси, решила изучить гибридные технологии после нескольких лет работы с программой Agility Prime ВВС США и осознания того, что «чистая электроэнергия не решит тех проблем, которые нужны военным», — сказал он. Путь к этому — гибридный.
Тибо Бальдивия, коммерческий директор и соучредитель французского производителя гибридных электрических самолетов Ascendance, назвал эту технологию лучшим из обоих миров.
Компания Ascendance была основана в 2018 году как компания, специализирующаяся на гибридно-электрической авиации, рассказал Балдивия в интервью на авиасалоне. Он отметил, что, перелетев Ла-Манш на полностью электрическом самолете и сделав «множество дел» и «множество полетов», компания все еще испытывала ограничения, связанные с аккумуляторами.
«Электрический самолет не летает далеко» и «требует довольно много времени для зарядки», поэтому компания решила перейти на «полный гибрид» и уже семь лет занимается разработкой гибридно-электрической технологии.
В основе технологии Ascendance лежит гибридный электрический силовой агрегат STERNA Hybrid Pack, представленный на Парижском авиасалоне. Он включает в себя силовую батарею, разработанную специально для гибридно-электрической авиации, систему управления энергией и блок распределения электроэнергии.
«Его можно установить на самолете или беспилотнике», — сказал Балдивия, отметив, что компания недавно поставила свой первый гибридный беспилотник французскому министерству обороны.
Гибридизация дронов означает, что «мы можем утроить их производительность», — сказал он. «Таким образом, это действительно расширяет дальность действия дрона… это то, что действительно нужно нашим клиентам, поскольку это отвечает некоторым требованиям вооружённых сил».
Гибридный дрон может переключать режимы полёта. Он может летать с использованием двигателя, а затем переключаться на питание от аккумулятора, если ему нужно стать тише и незаметнее, сказал он.
Гибридно-электрическая технология может также использоваться в гораздо больших масштабах, например, в Nuuva V300 — беспилотном грузовом самолете большой грузоподъемности с гибридно-электрическим двигателем, вертикальным взлетом и посадкой.
Самолет, построенный дочерней компанией Textron Pipistrel, оснащен гибридно-электрической силовой установкой со специальными подъемными и крейсерскими двигательными установками, а также использует восемь независимых электродвигателей с питанием от аккумуляторных батарей для взлета и посадки.
«После вертикального взлета и посадки самолет выполняет свою миссию с помощью двигателя внутреннего сгорания, «что обеспечивает ему как дальность полета, так и полезную нагрузку», — сказала Крия Шорт, президент и генеральный директор Textron eAviation.
В оборонной сфере Nuuva отлично подходит для решения сложных логистических задач, заявил Шорт в интервью на авиасалоне. «Важна способность доставлять грузы, а решение о том, что туда поместить, будет принимать заказчик».
Самолет рассчитан на перевозку 600 фунтов и дальность полета 300 морских миль, но также может использоваться для перевозки «почти 1000 фунтов и дальности полета около 100 морских миль», — сказала она. «Таким образом, опять же, у вооруженных сил есть множество возможностей доставить грузы на передовую или в другие места, где им может понадобиться, где они, возможно, не захотят сажать человека в самолет».
Nuuva V300 — это беспилотная система, работающая за пределами прямой видимости, то есть она может работать за пределами прямой видимости оператора. «Наземная система управления… работает по принципу «укажи и щёлкни», то есть вы загружаете задачу аппарата, а оператор контролирует её с земли», — сказала она.
«В настоящее время ведется «множество переговоров» с различными подразделениями вооруженных сил США, а у Корпуса морской пехоты есть «несколько разных запросов на информацию о продуктах, к которым, по нашему мнению, идеально подходит Nuuva V300», — сказал Шорт.
Помимо оборонных задач, Nuuva может также использоваться для гуманитарных и специальных миссий, таких как ликвидация последствий землетрясений и ураганов, в случаях, когда повреждены автомобильные дороги, взлетно-посадочные полосы и железные дороги, поскольку «ему не требуется взлетно-посадочная полоса из-за вертикального взлета», и «его действительно можно эффективно посадить где угодно», — сказала она.
У самолета есть посадочные колышки, которые работают как карданные амортизаторы, что позволяет ему работать на различных поверхностях, «поэтому вы можете посадить воздушное транспортное средство на местности, которая может быть не идеальной», добавил Шорт.
Nuuva V300 успешно совершил свой первый висящий полёт в январе. В настоящее время строится второй испытательный образец, который будет «выполнять полный диапазон возможностей, то есть не только вертикальный взлёт и посадку, но и переход к полётам на крыле», — сказала она, заявив, что ввод в эксплуатацию ожидается «в конце этого десятилетия».
Шорт заявил, что Nuuva опережает растущее осознание и понимание в оборонном сообществе того, «что это направление, в котором нам нужно двигаться».
По её словам, гибридно-электрические технологии — это развивающееся направление, которое возникло на фоне eVTOL. «Но за последние пять лет мы столкнулись с проблемой физики, которая заключается в том, что дальность полёта и полезная нагрузка, которые электромобиль сам по себе не может обеспечить».
Другие компании «тоже это поняли», сказала она, и «практически все в той или иной форме занимаются гибридными исследованиями», о чем свидетельствуют многочисленные соглашения и проекты сотрудничества, направленные на развитие гибридно-электрических технологий, о которых было объявлено во время авиасалона.
Четыре аэрокосмические компании — Daher, Safran, Collins Aerospace и Ascendance — объявили о совместном исследовательском проекте по изучению и определению архитектуры гибридно-электрической силовой установки для легких самолетов с оптимизированной эффективностью воздушного винта.
Австралийская компания Dovetail Electric Aviation объявила о долгосрочном сотрудничестве с тайваньским производителем аккумуляторных элементов Molicel в качестве поставщика аккумуляторной системы DovePack нового поколения от Dovetail, которая в настоящее время разрабатывается для электрических и гибридных самолетов.
Airbus и Ascendance сформировали стратегическое партнерство для совместного исследования и разработки гибридно-электрических систем, сокращающих авиационные выбросы.
«Военная сторона действительно отходит от крупных программ, таких как F-35, — сказал Лентелл. — Как нам перейти к более мелким, более гибким проектам, которые будут соответствовать целям, которые стремится развернуть нынешняя администрация и нынешние вооружённые силы?»
По его словам, участие в этих переменах — «очень интересное время», в котором можно «продумать, как будет выглядеть этот военно-промышленный комплекс через 10–15 лет».
Изменения в политике Пентагона в отношении беспилотников
«Внедрение передовых технологий БПЛА в масштабах всей армии тормозилось медленными бюрократическими процедурами, чрезмерно ограничительной политикой, контролем за закупками, не склонным к риску, и вялыми бюджетными дебатами, которые подавляли инновации», — рассказал Breaking Defense (29.07.2025) полковник Ник Райан, директор Управления по возможностям армии США по беспилотным авиационным системам. «Новые указания министра обороны устраняют эти препятствия, чтобы ускорить поставки смертоносных БПЛА непосредственно нашим солдатам».
«БПЛА больше не являются чем-то факультативным. Наша способность распространять, адаптировать, модернизировать и внедрять инновации в технологии БПЛА и тактику, методы и процедуры быстрее, чем у нашего противника, имеет решающее значение для сохранения нашего доминирования», — добавил он.
Годами Пентагон считал все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «имуществом длительного пользования», что означало необходимость строгого учёта и отслеживания каждого из них. Если солдат терял небольшой дрон, даже в бою, это часто приводило к длительному расследованию и финансовой ответственности за потерю имущества (FLIPL).
В октябре 2024, Райан рассказал, что этот процесс стал настолько сложным, что некоторые солдаты и подразделения даже не решались запускать небольшие дроны, призванные дать им преимущество в бою. В частности, он объяснил, что один дрон стал настолько проблемным, что солдаты прозвали его «летающим FLIPL» и предпочли поставить его на полку.
«Если они его теряли или разбивали, им приходилось либо искать его по принципу «Руки через всю Америку», либо проходить процедуру FLIPL, даже в зоне боевых действий», — сказал тогда Райан.
Однако такая перспектива противоречила современным боевым условиям, когда небольшие дроны с видом от первого лица определяют ход боевых действий на Украине и за её пределами.
Чиновники армии позже попытались объяснить, что политика в отношении малых беспилотников на самом деле была более гибкой, чем солдаты верили и работали над созданием новое издание руководства по политике подотчетности, призванное более подробно описать все действия, исключающие ответственность, которые могут быть предприняты до расследования FLIPL.
Но сверху требовалась дополнительная помощь. Частично это произошло в результате недавнего подписания министром обороны Питом Хегсетом меморандума «Раскрытие доминирования американских военных беспилотников».
В нём он призывает к тому, чтобы к концу 2026 финансового года каждое армейское подразделение было вооружено небольшими ударными дронами одностороннего действия. Стремясь побудить солдат к реальному использованию этих дронов, Хегсет отменил политику «длительного использования», распространявшуюся на все дроны. Вместо этого он распорядился, чтобы все дроны групп 1 и 2 (весом менее 25 кг) теперь учитывались как «расходные товары», а не как имущество длительного пользования.
«Малые БПЛА больше напоминают боеприпасы, чем высококлассные самолёты, — писал Хегсет. — Они должны быть дешёвыми, быстро заменяемыми и относиться к категории расходных материалов».
Хегсет также поручает председателю Объединенного комитета начальников штабов генералу Дэну Кейну пересмотреть Минимальные стандарты подготовки по объединенным беспилотным летательным аппаратам, исключив из них дроны групп 1 и 2, а также пересмотреть, какие дроны относятся к группе 3 — вес которых варьируется от 56 фунтов до 1319 фунтов.
По словам Райана, содержащиеся в этой записке указания направлены на то, чтобы устранить любую политику ответственности за имущество, ограничивающую возможности оперативного подразделения быстро закупать и реалистично тренироваться с использованием беспилотников, а также поручить службам изменить любую политику, которая «чрезмерно регулирует» БПЛА обременительными и неоправданно бюрократическими процедурами.
Как недавно заявил журналистам представитель армии Стив Уоррен, «Наша цель — создавать эти беспилотники и во многих случаях обращаться с ними так же, как мы обращаемся с другими расходными материалами, такими как… артиллерийские снаряды, боеприпасы».
Армия США стремится внедрить биопроизводство в войска передового базирования
National Defense (28.07.2025) сообщает:
Армия США инвестировала в американское предприятие по производству биоматериалов, чтобы снизить зависимость от иностранных поставщиков материалов, критически важных для систем обороны, и теперь служба изучает возможность развертывания аналогичной возможности для формирований на поле боя.
Химико-биологический центр Командования по развитию боевых возможностей армии США (DEVCOM CBC) в июне 2024 года открыл отремонтированный и расширенный экспериментальный биопроизводственный объект на Абердинском испытательном полигоне в штате Мэриленд.
Там «наши учёные делают то, что большинство людей делают в сфере пивоварения, но вместо этого мы варим целлюлозу, которую затем нитрируют и превращают в боеприпасы», — заявил Джеймс Уотсон, директор по инжинирингу центра, выступая на конференции Национальной оборонно-промышленной ассоциации по защите от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия (ХБРЯ). «Мы варим энергетику CL-20, всё, что нужно людям, потому что обычно это поставляется из Китая или Индии. Возможно, это не лучший вариант».
После создания отечественного предприятия следующим «толчком» для DEVCOM CBC станет выяснение того, «как нам сократить это и сделать для развернутого биопроизводства», — сказал Уотсон в интервью на конференции.
Недавно центр провел 18-месячную межведомственную оценку с целью определения возможности развертывания мобильной биопроизводственной установки.
«Результаты оценки обнадеживают и свидетельствуют о том, что достижения в области ферментации, автоматизации и модульности позволят развернуть биопроизводство для производства жизненно важных материалов в момент возникновения потребности», — говорится в несекретном кратком отчете об оценке.
Результаты отчета используются в качестве основы для инженерно-проектной работы, которая началась в январе 2025 года. План состоит в том, чтобы построить и развернуть серию реконфигурируемых биопроизводственных систем для полевых демонстраций на Тихоокеанском театре военных действий, начиная с 2026 года, говорится в сообщении.
По словам Уотсона, одним из потенциальных вариантов использования развертываемой биопроизводственной системы может стать производство топлива во время конфликта в Индо-Тихоокеанском регионе.
«Очевидно, что боевые действия» в Индо-Тихоокеанском регионе «будут совершенно другими», — сказал он. «Там будут острова. Я не смогу послать туда армию и сказать: „Пройдите весь этот путь“… Это просто не сработает. Поэтому один из вариантов использования этой технологии — это понять, как мы можем перераспределить эти возможности».
В то время как другие лаборатории могут заниматься биопроизводством в небольших масштабах и производить бактерии, дрожжи и другие соединения, «наша реальная возможность — это возможность делать это в пилотном масштабе», что более соответствует масштабному коммерческому производству, сказал он. «У нас есть процесс, который охватывает все этапы — от реакций в двухмиллилитровом ферментере до ферментера объёмом 1000 литров, чтобы мы могли производить всё необходимое».
Одним из веществ, которое центр производит на экспериментальном объекте биопроизводства, является целлюлоза, которая используется в боеприпасах.
«Целлюлозу можно получить из множества источников — из древесины, откуда угодно, — поэтому производимый нами материал — это биоцеллюлоза, и её эффективность нитрации значительно выше, чем у некоторых других материалов», — сказал Уотсон. «Как нам производить её там, где она нужна, и когда она нужна, — вот наша долгосрочная цель… возможность поставлять её на военные заводы, ведь сейчас Китай — это единственное место, где можно получить этот материал».
В пресс-релизе центра говорится, что DEVCOM CBC начала производство биотехнологий в 2020 году и получила инвестиции в размере 50 миллионов долларов от армии и программы «Трехвидовая биотехнология для устойчивых цепочек поставок» Управления заместителя министра обороны по исследованиям и инжинирингу для модернизации и расширения своих возможностей.
По словам Уотсона, есть надежда, что расширение объекта до пилотного уровня позволит отраслевым партнерам еще больше масштабировать производство «с ферментеров объемом 1000 литров до 20 000, 30 000 литров».
«За последние пять-шесть лет мы приложили немало усилий, чтобы обсудить вопрос о том, как вывести химию и биологию из оборонительной позиции, не разрабатывая при этом наступательную программу, а по-настоящему использовать эти возможности в сфере, где мы обеспечиваем новые возможности», — сказал он. Это и есть цель биопроизводственного предприятия.






