Сообщество «Форум» 01:23 29 июля 2020

ТЕАТР - ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ

Очерк о создателе и руководителе театра «Пирамида» Смоленского атомграда Наталье Вениаминовне Курбатовой
7

      ТЕАТР – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ

     Пока такие люди длятся,

     Метелям не задуть свечу.

    (По Д.Самойлову.)

    В этом году исполняется 46 лет городу Десногорску, спутнику Смоленской атомной электростанции,  энергетического гиганта и флагмана экономики Смоленщины. Советским строителям комсомольской ударной стройки ХХ века и людям, возводившим АЭС и новый, обустроенный ими город на правом берегу реки Десны, посвящено двухтомное издание «Они были первыми», вышедшее в 2005-2008 годах. В одном из очерков издания «Театр – это вся жизнь», размещенном в некотором сокращении ниже, его автором  Л.Федоровой рассказывается о режиссере, руководителе и создателе молодежного любительского театра «Пирамида», на сцене которого в роли артистов выступали в свободное от работы время простые труженики, рабочие, строители, бетонщики, бульдозеристы и шоферы,  а также инженеры, учителя, врачи, медсестры, представители других специальностей и профессий.

    Наталью Вениаминовну Курбатову как режиссера и создателя первого молодежного театра «Пирамида» в городе смоленских атомщиков Десногорск знает каждый. Но она не просто режиссер, необыкновенно творческий и удивительный человек, живущий театром, своей повседневной жизнью и заботами, а еще и женщина, душа которой способна любить, страдать, радоваться, грустить и сопереживать другим.

    Охваченные яркими языками жаркого пламени весело потрескивают в камине горящие поленья. Мы сидим с Натальей у огня. Так легче беседовать.

    Биография этой, очень живой, обворожительной женщины выходит за обычные рамки. Уже в самом происхождении ее рода много необычного и намешано немало кровей.

    - Один из моих прапрапрапрадедушек по линии отца был цыганом, а одна из прапрапрапрабабушек по материнской линии была киргизской, - рассказывает она.

    Наталья Вениаминовна – коренная сибирячка. Родилась в городе Иркутск, на берегах выбегающей из Байкала бурной, капризной, непослушной красавицы Ангары. Ее предки попали в Сибирь вместе с походом Ермака. Прадед по отцу, Василий Иванович Долганов, был одним из зажиточных кулаков и терпеть не мог бездельников. Родной дед Натальи по отцовской линии, Михаил Васильевич Долганов, стал в свое время легендарным человеком. Его имя записано навечно в истории легенды ХХ века - города Братск.

    В 50-60-х годах ушедшего ХХ столетия в самом центре суровой сибирской земли, у Падунских порогов, среди глухой тайги героическим трудом старших поколений и молодежи тех лет была возведена гигантская электростанция, давшая жизнь  крупнейшим промышленным предприятиям, положившим начало преобразованию огромного края.

    Рядом с новой ГЭС встал крупный промышленный город Братск, более трех столетий пребывавший селом при остроге Иркутской губернии и насчитывавший в те времена всего 60 дворов и 510 жителей.  Все это благодаря таким людям, как дед Натальи Вениаминовны Михаил Васильевич Долганов. Вернувшись в свое время с Дальневосточного фронта в родной домик на окраине Иркутска, спустя годы, опытный шофер Михаил Долганов услышал однажды на партсобрании о строительстве электростанции на Ангаре, куда требовались крепкие рабочие руки, и тут же принял решение поехать на стройку.

    Вместе с ним уехал младший сын Вениамин – отец Натальи, и племянник. Строители жили в ту пору в палатках «Зеленого городка». Но «Долгановы в палатку не пошли. В откос пади вкопали на манер охотничьих станов избушку, установили в ней самодельную печь и зажили прямо по Фенимору Куперу», как писал в своем очерке о Михаиле Васильевиче Долганове в книге «Это было на Ангаре» известный писатель  Борис Полевой. В этой избушке и делала свои первые робкие шаги маленькая Наташа.

    Когда началось перекрытие и укрощение строптивой красавицы Ангары, за безупречную работу, за шоферское мастерство Михаилу Васильевичу Долганову было предоставлено почетное право вести на перекрытие бурной, бунтовавшей Ангары первую колонну самосвалов и сбросить в реку первый камень. Это было не так просто. Пришлось снять дверцы кабины. И доверяли сброс глыб только бывалым, опытным и самым достойным водителям.

    18 июня 1959 года в 20 часов по местному времени начался последний, решительный штурм могучей реки. Самосвалы сбрасывали в пучину каменные глыбы. Ни на минуту не затихало великое, невиданное сражение со стихией. Всю ночь продолжался поединок с Ангарой. Две смены подряд работали тогда шоферы, среди которых находился не только дед, но дядя, а также и отец Натальи, Вениамин Михайлович Долганов. Ангара была перекрыта.

    Когда поднялся город в тайге, Долгановы одними из первых получили хорошую квартиру. Здесь, в Братске, прошли детство и юность Наташи. Девочка обнаружила хороший слух и незаурядные вокальные способности. Занималась музыкой, игрой на фортепиано, пела и была солисткой в вокально-инструментальной группе «Падун». Побывала вместе с группой на гастролях в Хабаровске, Владивостоке, Находке, во многих других городах и местах Дальнего Востока и Сибири. Юной Наташе пророчили   карьеру певицы.

    Но сложилось всё по-иному. После окончания школы Наталья поступает в Восточно-Сибирский государственный институт культуры в г.Улан-Удэ, на отделение театральной режиссуры, где продолжает петь солисткой в студенческом вокально-инструментальном ансамбле. На третьем курсе неожиданно для себя знакомится в институте и выходит замуж за Геннадия Алексеевича Курбатова. Вскоре ей пришлось перевестись на заочное отделение и вернуться в Братск, так как она ожидала своего первенца и должна была стать матерью.

    Неугомонная и деятельная по натуре, устроилась в Братске инструктором во Дворце культуры «Лесохимик» по работе с молодежью и старшеклассниками и в политехническом институте на факультет общественных профессий. Здесь, в политехе, она создала свой первый в жизни студенческий театр, в котором студенты сыграли ее дипломный спектакль «Любовь, джаз и черт» по пьесе Юозаса Грушаса. Переполненный зал, цветы, аплодисменты, первый успех навсегда запомнились начинающему молодому режиссеру Курбатовой.

    Но жизнь подбросила Наталье еще одно испытание. Когда ее первенцу, сыну Марату, еще не исполнилось и года, мальчик тяжело заболел. Врачи рекомендовали поменять климат на Среднюю полосу России. Выбор мужа пал на Смоленскую АЭС. Лес, река, чистый воздух в окрестностях строящейся станции как раз подходили их малышу.

    Получив в 1978 году диплом, оставив работу, прекрасную квартиру и заманчивые перспективы, Наталья вместе с сыном переехала из Братска к мужу в Десногорск, который уже работал в управлении строительством станции. Поначалу, как и многие строители, жили в общежитии. Молодой режиссер, Наташа Курбатова работала на общественных началах, поставила для строителей две миниатюры из пьесы В. Розова «Четыре капли», подготовила новогодний карнавал в клубе временного поселка строителей ПДУ. И лишь спустя почти три года в клубе появилась штатная единица руководителя театрального коллектива, которым она и стала. В январе 1981 года прошел первый сбор молодежного театра города «Пирамида». А 27 марта были показаны отрывки из спектакля М. Шатрова «Лошадь Пржевальского» и состоялась первая встреча со зрителем. Этот день и считается днем рождения Десногорского театра.

    - В труппе театра «Пирамида» заняты разные актеры и по профессии, и по возрасту. За время своего существования театр представил на суд зрителей около 30 премьер и множество десятков спектаклей таких известных драматургов, как А. Гельман, Ж.-Б. Мольер, Э. Брагинский, В. Розов. М. Шатров, Я. Стельмах, А. Слаповский и других, - рассказывает Наталья Вениаминовна. – Спектакли с удовольствием посещают зрители.

    У Натальи Вениаминовны двое взрослых детей, сын и дочь, внук и внучка. Есть у нее небольшая дача в Кукуевке. Она очень любит этот маленький клочок земли, на котором цветут хризантемы, зреют душистые яблоки, а в теплице - особый сорт среднеазиатских дынь. Любит дачу Наташа еще и потому, что здесь собираются у огонька ее лучшие друзья, а частенько и просто знакомые, соседи по даче и хорошие люди. И всем у нее найдется чашечка горячего чая или кофе, душевное тепло и внимание. Такой она щедрый, общительный человек, а гостеприимство - от ее бабушки и матери, от сибирского хлебосольства.

    Потрескивают в камине горящие поленья, поднимаются ввысь яркие языки пламени. Я смотрю на огонь и задаю Наташе Курбатовой свой последний, главный вопрос о том, что же такое для нее театр?

   - Театр для  меня – это постижение, это вся моя жизнь. Театр - это воспитатель. Он учит, ведет, а порой и ломает нас. Я сама расту вместе с театром. А что касается зрителей, то они непредсказуемы. Они и вознесут, и низвергнут. После спектакля «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера мы получили, например, самые неожиданные и самые разноречивые отзывы. Одни восхищались и говорили, что ушли со спектакля с праздником в душе. Другие чуть ли не называли режиссера преступником за то, что такой показ театра якобы уводит город от проблем, которых в нем немало, как алкоголизм, наркомания и так далее. Кто же прав? Думается, что воспитывать искусством можно на любых примерах, и на положительных, и на отрицательных. Как говорится, о вкусах не спорят.

    Мне жаль расставаться с этой обаятельной женщиной. Беседовать и общаться с ней одно удовольствие. Находясь в постоянном творческом поиске, Наталья Вениаминовна Курбатова как режиссер и как личность за многие годы работы в созданном ею театре сумела помочь десногорцам соприкоснуться и постичь волшебный мир прекрасного.

     ПОСЛЕСЛОВИЕ:

    Когда создавался этот очерк для второй книги «Они были первыми» о строителях Смоленской АЭС и города-спутника Десногорск, вышедшей в 2008 году, театр «Пирамида», посвятивший свой первый спектакль пуску 1-го энергоблока САЭС (1981), еще жил, творил, потрясал и радовал зрителей своими увлекательными постановками и спектаклями. 19 мая 2016 года состоялась церемония передачи театрального архива в Десногорский историко-краеведческий музей. Театр «Пирамида» - яркая страница в истории города, просуществовавший несколько десятков лет, был закрыт, так как САЭС отказалась от спонсирования и помощи, которую она ему оказывала.      Многие жители, сама Наталья Вениаминовна Курбатова и артисты мечтают о его возрождении. Ведь в этом маленьком атомграде, насчитывающем сегодня около 30 тысяч жителей, не так уж много культурных учреждений. Среди них четыре муниципальных общеобразовательных школы, детская музыкальная, художественная и спортивная школы, Дом детского творчества и Дворец молодежи, в котором обосновался детский театр «Гном». В декабре 2018 года при Центре культуры и молодежной политики (бывшем ГЦД)  после реконструкции открылся, наконец, для зрителей кинозал. Было бы прекрасно, если бы, наряду с детским театром «Гном» снова возродился и молодежный театр «Пирамида», так полюбившийся в свое время десногорцам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
29 июля 2020 в 18:01

Кажется, нет ни одного человека, который хотя бы раз ни побывал в театре.

- "Театр. Вы любите театр?.. Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное я исчезает, растворяется в пламенном эфире любви... Ступайте, ступайте в театр..., - такой монолог произносила героиня Татьяны Дорониной в фильме "Старшая сестра".

Наверное, не все так пламенно любят театр. Но ведь многим он нравится. А потому плохо, когда совсем нет театра. Например, многие жители нашего атомгородка, чтобы развеяться, отвлечься от повседневности, едут за сто с лишним километров в областной Смоленский драматический театр имени А.С.Грибоедова на спектакли. Нередко целыми семьями, берут с собой детей, родных, друзей. И плохо. что такое богатое предприятие, как САЭС, жалеет потратить деньги и средства на такое благое дело. Всего с начала года САЭС выработало более 4,1 млрд. кВтч, сверх плана – 208 млн. кВтч. Её электроэнергия идет в другие регионы и города России, в Москву и за рубеж.

29 июля 2020 в 22:05

Полагаю, что САЭС в состоянии помочь молодежному любительскому театру, как она это делала много лет, когда коллективу артистов "Пирамиды во Дворце молодежи выделялось помещение и сцена со зрительным залом для показа выступлений. Но кто-то решил сэкономить на духовном и прекрасном. Такова суть рыночных отношений.

Еще недавно в нашем городке на несколько лет был закрыт Автовокзал, который с 2012 года стал принадлежать ЗАОрНП «Автотранс» и муниципалитет не имел права вмешиваться, т.к. это, по сути, частная собственность. Конечно, странно, что социально значимый объект оказался в частных руках.
В настоящее время Автовокзал по требованию жителей города вновь открыли, сделав небольшой ремонт. Тем более, что с 2017 года Десногорск принимает участие в федеральном проекте "«Формирование комфортной городской среды», которая дает возможность создать комфортные и безопасные условия проживания граждан в своем городе, в каждом микрорайоне, улице и в каждом доме. Закрытие и отсутствие Автовокзала усложнило жизнь десногорцев. Ведь с Автовокзала они отправлялись автобусами в столицу Москву, областной Смоленск, Брянск и другие города. Правда, в период закрытия Автовокзала к центральному магазину "Дикси" приезжали из Москвы частные маршрутки и мини-автобусы, которые и отвозили пассажиров в столицу и обратно. В другие города жители также добирались частным транспортом. В Десногорске нет железной дороги. Она находится в тридцати пяти километрах, в районном городе Рославль.
Такова жизнь в маленьких городах. Хотя в них есть и своя прелесть. Они, как правило, окружены природой - леса, реки и так далее. Тишина. Более чистый воздух, размеренная жизнь, без уличной суеты больших городов.

30 июля 2020 в 04:19

Людмила - я больше не люблю театр! Русского репертуарног театра, властителя дум и мыслей больше нет. Было время, когда я им бвл болен, болезнь прошла. Слава Богу, пришло выздоровление. Я видел все, что шло в Ленинграде - и Холстомера ( История одной лошади), и Энергичных людей с великолепным Лебедевым и изящного Лемке в "Троянской войны не будет", видел и Фрейндлих в "Варшавской мелодии" . Я видел все постановки "Мастера и Маргариты" в Москве - от Театра на Юго-Западе, до Театра Сатиры.

Но это все в прошлом! Русский театр умер. Сегодня театр -конформист, послушный инструмент буржуазной диктатуры в подавлении общественного сознания. Сегодня вершина торчества, это - Самый женатый таксист.

Сегодня театр не способен и не готов поставить социальную пьесу, ибо он сразу бкдет раздавлен и уничтожен. А если и поставит, то исключительно антисоветчину. Поставить современную "На дне" или не дай Бог "Русскую трагедию", промто невозможно.

Русский репертуарный театр умер, склоните головы и положите бумажные цветы на его могилку.

30 июля 2020 в 10:05

Уважаемый Сергей, к сожалению, живу я в провинции и судить о состоянии наших ведущих театров и театрального дела могу лишь по сообщениям и публикациям в СМИ. Вот, полистала на эту тему размышления в интернете. Они не утешительны.
К примеру, свою точку зрения на проблему высказывает режиссер Андрей Кончаловский:
"Русский театр на распутье: нам предлагают отказаться от идеи репертуарного театра как устаревшей и активнее внедрять западную модель: театр интендантский, гастрольный, более мобильный и дешевый".

Упадок театра начался со времен Ельцина. Упадочное состояние театра признают и члена Совета Минкульта России. Как высказался председатель Совета Павел Жигайло, "разрушают «великий русский театр» совсем не либералы..., а новые экономические реформы и бюрократизм... Репертуарный театр никак сегодня не защищен от экономических нападок (оптимизаций, сокращений), а вслед за ними и политических. «Создается опасная тенденция все контролировать».
Николай Бурляев, зампред Совета предложил Минкульту вернуть в театры художественные советы. Елена Драпеко от лица Госдумы предложила вместо них Советы общественные, чтобы наверняка – ведь художественные уже были когда-то уничтожены. Общественные Советы, по ее мнению, будут свободны от власти денег, которую сегодня боятся руководители театров: не то скажешь – и денег не получишь".

30 июля 2020 в 13:43

Уважаемая Людмила! Спасибо Вам за интересную подборку мнений по теме современного театра. Качественно собрано. В иных, неккмерческих условиях вам бы впору вести журнал, что в западной терминологии называется, как Дайджест". Извиняюсь, но не нахожу равноценного русского аналога.

И все же в своем первом суждении я исходил исключительно из своей личностной позиции, а она такова. Русский репертуарный театр исчезает, его заменила антреприза. И театр стал служанкой власти, а значит класса буржуа. Нет ничего проще ставить из раза в раз того же Шекспира, объясняя это вечностью темы. Но этот театр уже никогда не поставит социально звучащие темы, отражающие все пороки и язвы нашего общества.

30 июля 2020 в 15:25

Уважаемый Сергей, согласна с Вами, Вы на сто процентов правы.

Как сказал обладатель "Золотой Маски" авангардный режиссер Клим (Владимир Клименко), "пьесу делает театр, а он разваливается.
По его мнению, проблема развала театра напрямую зависит от состояния нации. "Драматический театр - это театр языка, нации, а если нет нации, то и театра нет. Ни один богатый человек в России искусством не наслаждается, они садятся на самолет и летят в Ковент-Гарден", - считает режиссер.

31 июля 2020 в 10:23

Спасибо, Сергей, за Ваши весомые отзывы. Данная публикация, тема театра и отношение к нему и искусству руководства прошла мимо завсегдатаев сайта. Но эта публикация не только о театре.

Вот, две фразы, приписываемые Уильяму Шекспиру:
"Весь мир – театр, а люди в нем – актёры.
Вся жизнь – театр, а люди все – актёры".

ВЕСЬ МИР — ТЕАТР

Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

(Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится».)
Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник (1952.)

1.0x