Сообщество «Форум» 01:23 29 июля 2020

ТЕАТР - ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ

Очерк о создателе и руководителе театра «Пирамида» Смоленского атомграда Наталье Вениаминовне Курбатовой

ТЕАТР – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ

Пока такие люди длятся,

Метелям не задуть свечу.

(По Д.Самойлову.)

В этом году исполняется 46 лет городу Десногорску, спутнику Смоленской атомной электростанции, энергетического гиганта и флагмана экономики Смоленщины. Советским строителям комсомольской ударной стройки ХХ века и людям, возводившим АЭС и новый, обустроенный ими город на правом берегу реки Десны, посвящено двухтомное издание «Они были первыми», вышедшее в 2005-2008 годах. В одном из очерков издания «Театр – это вся жизнь», размещенном в некотором сокращении ниже, его автором Л.Федоровой рассказывается о режиссере, руководителе и создателе молодежного любительского театра «Пирамида», на сцене которого в роли артистов выступали в свободное от работы время простые труженики, рабочие, строители, бетонщики, бульдозеристы и шоферы, а также инженеры, учителя, врачи, медсестры, представители других специальностей и профессий.

Наталью Вениаминовну Курбатову как режиссера и создателя первого молодежного театра «Пирамида» в городе смоленских атомщиков Десногорск знает каждый. Но она не просто режиссер, необыкновенно творческий и удивительный человек, живущий театром, своей повседневной жизнью и заботами, а еще и женщина, душа которой способна любить, страдать, радоваться, грустить и сопереживать другим.

Охваченные яркими языками жаркого пламени весело потрескивают в камине горящие поленья. Мы сидим с Натальей у огня. Так легче беседовать.

Биография этой, очень живой, обворожительной женщины выходит за обычные рамки. Уже в самом происхождении ее рода много необычного и намешано немало кровей.

- Один из моих прапрапрапрадедушек по линии отца был цыганом, а одна из прапрапрапрабабушек по материнской линии была киргизской, - рассказывает она.

Наталья Вениаминовна – коренная сибирячка. Родилась в городе Иркутск, на берегах выбегающей из Байкала бурной, капризной, непослушной красавицы Ангары. Ее предки попали в Сибирь вместе с походом Ермака. Прадед по отцу, Василий Иванович Долганов, был одним из зажиточных кулаков и терпеть не мог бездельников. Родной дед Натальи по отцовской линии, Михаил Васильевич Долганов, стал в свое время легендарным человеком. Его имя записано навечно в истории легенды ХХ века - города Братск.

В 50-60-х годах ушедшего ХХ столетия в самом центре суровой сибирской земли, у Падунских порогов, среди глухой тайги героическим трудом старших поколений и молодежи тех лет была возведена гигантская электростанция, давшая жизнь крупнейшим промышленным предприятиям, положившим начало преобразованию огромного края.

Рядом с новой ГЭС встал крупный промышленный город Братск, более трех столетий пребывавший селом при остроге Иркутской губернии и насчитывавший в те времена всего 60 дворов и 510 жителей. Все это благодаря таким людям, как дед Натальи Вениаминовны Михаил Васильевич Долганов. Вернувшись в свое время с Дальневосточного фронта в родной домик на окраине Иркутска, спустя годы, опытный шофер Михаил Долганов услышал однажды на партсобрании о строительстве электростанции на Ангаре, куда требовались крепкие рабочие руки, и тут же принял решение поехать на стройку.

Вместе с ним уехал младший сын Вениамин – отец Натальи, и племянник. Строители жили в ту пору в палатках «Зеленого городка». Но «Долгановы в палатку не пошли. В откос пади вкопали на манер охотничьих станов избушку, установили в ней самодельную печь и зажили прямо по Фенимору Куперу», как писал в своем очерке о Михаиле Васильевиче Долганове в книге «Это было на Ангаре» известный писатель Борис Полевой. В этой избушке и делала свои первые робкие шаги маленькая Наташа.

Когда началось перекрытие и укрощение строптивой красавицы Ангары, за безупречную работу, за шоферское мастерство Михаилу Васильевичу Долганову было предоставлено почетное право вести на перекрытие бурной, бунтовавшей Ангары первую колонну самосвалов и сбросить в реку первый камень. Это было не так просто. Пришлось снять дверцы кабины. И доверяли сброс глыб только бывалым, опытным и самым достойным водителям.

18 июня 1959 года в 20 часов по местному времени начался последний, решительный штурм могучей реки. Самосвалы сбрасывали в пучину каменные глыбы. Ни на минуту не затихало великое, невиданное сражение со стихией. Всю ночь продолжался поединок с Ангарой. Две смены подряд работали тогда шоферы, среди которых находился не только дед, но дядя, а также и отец Натальи, Вениамин Михайлович Долганов. Ангара была перекрыта.

Когда поднялся город в тайге, Долгановы одними из первых получили хорошую квартиру. Здесь, в Братске, прошли детство и юность Наташи. Девочка обнаружила хороший слух и незаурядные вокальные способности. Занималась музыкой, игрой на фортепиано, пела и была солисткой в вокально-инструментальной группе «Падун». Побывала вместе с группой на гастролях в Хабаровске, Владивостоке, Находке, во многих других городах и местах Дальнего Востока и Сибири. Юной Наташе пророчили карьеру певицы.

Но сложилось всё по-иному. После окончания школы Наталья поступает в Восточно-Сибирский государственный институт культуры в г.Улан-Удэ, на отделение театральной режиссуры, где продолжает петь солисткой в студенческом вокально-инструментальном ансамбле. На третьем курсе неожиданно для себя знакомится в институте и выходит замуж за Геннадия Алексеевича Курбатова. Вскоре ей пришлось перевестись на заочное отделение и вернуться в Братск, так как она ожидала своего первенца и должна была стать матерью.

Неугомонная и деятельная по натуре, устроилась в Братске инструктором во Дворце культуры «Лесохимик» по работе с молодежью и старшеклассниками и в политехническом институте на факультет общественных профессий. Здесь, в политехе, она создала свой первый в жизни студенческий театр, в котором студенты сыграли ее дипломный спектакль «Любовь, джаз и черт» по пьесе Юозаса Грушаса. Переполненный зал, цветы, аплодисменты, первый успех навсегда запомнились начинающему молодому режиссеру Курбатовой.

Но жизнь подбросила Наталье еще одно испытание. Когда ее первенцу, сыну Марату, еще не исполнилось и года, мальчик тяжело заболел. Врачи рекомендовали поменять климат на Среднюю полосу России. Выбор мужа пал на Смоленскую АЭС. Лес, река, чистый воздух в окрестностях строящейся станции как раз подходили их малышу.

Получив в 1978 году диплом, оставив работу, прекрасную квартиру и заманчивые перспективы, Наталья вместе с сыном переехала из Братска к мужу в Десногорск, который уже работал в управлении строительством станции. Поначалу, как и многие строители, жили в общежитии. Молодой режиссер, Наташа Курбатова работала на общественных началах, поставила для строителей две миниатюры из пьесы В. Розова «Четыре капли», подготовила новогодний карнавал в клубе временного поселка строителей ПДУ. И лишь спустя почти три года в клубе появилась штатная единица руководителя театрального коллектива, которым она и стала. В январе 1981 года прошел первый сбор молодежного театра города «Пирамида». А 27 марта были показаны отрывки из спектакля М. Шатрова «Лошадь Пржевальского» и состоялась первая встреча со зрителем. Этот день и считается днем рождения Десногорского театра.

- В труппе театра «Пирамида» заняты разные актеры и по профессии, и по возрасту. За время своего существования театр представил на суд зрителей около 30 премьер и множество десятков спектаклей таких известных драматургов, как А. Гельман, Ж.-Б. Мольер, Э. Брагинский, В. Розов. М. Шатров, Я. Стельмах, А. Слаповский и других, - рассказывает Наталья Вениаминовна. – Спектакли с удовольствием посещают зрители.

У Натальи Вениаминовны двое взрослых детей, сын и дочь, внук и внучка. Есть у нее небольшая дача в Кукуевке. Она очень любит этот маленький клочок земли, на котором цветут хризантемы, зреют душистые яблоки, а в теплице - особый сорт среднеазиатских дынь. Любит дачу Наташа еще и потому, что здесь собираются у огонька ее лучшие друзья, а частенько и просто знакомые, соседи по даче и хорошие люди. И всем у нее найдется чашечка горячего чая или кофе, душевное тепло и внимание. Такой она щедрый, общительный человек, а гостеприимство - от ее бабушки и матери, от сибирского хлебосольства.

Потрескивают в камине горящие поленья, поднимаются ввысь яркие языки пламени. Я смотрю на огонь и задаю Наташе Курбатовой свой последний, главный вопрос о том, что же такое для нее театр?

- Театр для меня – это постижение, это вся моя жизнь. Театр - это воспитатель. Он учит, ведет, а порой и ломает нас. Я сама расту вместе с театром. А что касается зрителей, то они непредсказуемы. Они и вознесут, и низвергнут. После спектакля «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера мы получили, например, самые неожиданные и самые разноречивые отзывы. Одни восхищались и говорили, что ушли со спектакля с праздником в душе. Другие чуть ли не называли режиссера преступником за то, что такой показ театра якобы уводит город от проблем, которых в нем немало, как алкоголизм, наркомания и так далее. Кто же прав? Думается, что воспитывать искусством можно на любых примерах, и на положительных, и на отрицательных. Как говорится, о вкусах не спорят.

Мне жаль расставаться с этой обаятельной женщиной. Беседовать и общаться с ней одно удовольствие. Находясь в постоянном творческом поиске, Наталья Вениаминовна Курбатова как режиссер и как личность за многие годы работы в созданном ею театре сумела помочь десногорцам соприкоснуться и постичь волшебный мир прекрасного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Когда создавался этот очерк для второй книги «Они были первыми» о строителях Смоленской АЭС и города-спутника Десногорск, вышедшей в 2008 году, театр «Пирамида», посвятивший свой первый спектакль пуску 1-го энергоблока САЭС (1981), еще жил, творил, потрясал и радовал зрителей своими увлекательными постановками и спектаклями. 19 мая 2016 года состоялась церемония передачи театрального архива в Десногорский историко-краеведческий музей. Театр «Пирамида» - яркая страница в истории города, просуществовавший несколько десятков лет, был закрыт, так как САЭС отказалась от спонсирования и помощи, которую она ему оказывала. Многие жители, сама Наталья Вениаминовна Курбатова и артисты мечтают о его возрождении. Ведь в этом маленьком атомграде, насчитывающем сегодня около 30 тысяч жителей, не так уж много культурных учреждений. Среди них четыре муниципальных общеобразовательных школы, детская музыкальная, художественная и спортивная школы, Дом детского творчества и Дворец молодежи, в котором обосновался детский театр «Гном». В декабре 2018 года при Центре культуры и молодежной политики (бывшем ГЦД) после реконструкции открылся, наконец, для зрителей кинозал. Было бы прекрасно, если бы, наряду с детским театром «Гном» снова возродился и молодежный театр «Пирамида», так полюбившийся в свое время десногорцам.

1.0x