Сообщество «Форум» 20:00 31 июля 2020

Цивилизация, или Почти простая история

Когда и технологии, и прыть «особо одарённых» грозятся-таки взять бразды правления над умами, душами, планетой, озадачилась и я вопросом: «Ты помнишь, как всё начиналось?..» Помню и я, заставочным фото, и доверительно, приобщая к моменту почти истины, когда подготовка к выпускным предполагала экзаменационные консультации... Слева направо, крайняя, 46-летняя, преподаватель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, я - Людмила Николаевна с 11-классниками 101 школы (она же ныне - 2030 - Школа Будущего) и их классным руководителем Татьяной Матвеевной...
4

Цивилизация, или Почти простая история…

Эпистолярно размазывая житейскую кашу по блюду истории, мазками, но искренне, вспоминаю факты почти «ковидной» московской «индульгенции», когда визитом в тубдиспансер на долгие годы «выкупила» себя для работодателя…

Ах, уж, эти, так любимые нашими «опекателями», бесплатные обследования, что, всё ж ещё твердят, для нашей же пользы и проходим мы, соприкасаясь с «очевидностью» …

Признаться, даже теперь, по прошествии десятилетий, не по себе от почти простой истории, приведшей меня в районную поликлинику для плановой «диспансеризации», где рядовой рентгенолог подусомнилась в моей здоровости… И как ни старалась я документально-фактически объяснить закономерность фотографического явления на снимке моих лёгких, вердикт был безоговорочен: необходимо обследоваться в спецдиспансере – туберкулёзном… Безопасностью и моей, и московских школьников «уполномоченные» не могли «жертвовать», пригрозив и под конвоем (!) привести меня в тубучреждение …

Осознавая всю «эпохальность» своего положения, когда лес рубят – щепки летят, я и пошла «дообследоваться», одновременно сожалея и о том, что, увы, к тому времени, уже больше десяти лет как не была на Взморье… Моя пневмония, хроническая, обязывала к отдыху и зимой, и летом, что я и делала, благодаря и Родителям, и Советскому государству, обеспечивавшему бесплатными и путёвками, и курсовками на Черноморское Побережье…

… Что и требовалось доказать, заразного заболевания у меня, Слава Богу, не обнаружили, «планово» отметив деликатность ситуации, когда щадящий режим, отменное питание, ежегодные курсы профилактического «вспоможения», ну, и само-собой – курорт, для меня жизненно необходимы…

В почти приватной беседе, и доверительно осведомившись, давно ли я позволяла себе санаторно-курортный отдых, главный специалист тубдиспансера осторожно поинтересовалась, а кто же у меня по профессии муж… Узнав, что он офицер, сочувственно, дама-врач и посоветовала мне находить всё же возможность выезда на море …

Предвосхищаю беспредельность её удивления, узнай моя милая сочувственница, что за пятнадцать лет моего служения на образовательной ниве Москвы я так и не удосужилась выехать в санаторий… Работа, работа и ещё раз работа, по классической схеме «капиталопреемников», когда активная гражданская позиция, наковальней и молотом, трансформировалась в ярмо обязаловки, и в основном, по принципу: кто не работает – тот ест, совершенствуя и себя, и окружающее вокруг пространство…

Начинать, по секрету всему свету, приходилось с малого: обустройства первого кабинета, доставшегося мне «в наследство», сорока на хвосте принесла, от племянницы директрисы школы. Со свойственной ей прозорливостью, таки взяла она меня на работу в одну из именитейших школ Москвы… «Расквартированная» под Наро-Фоминском в одной из гостиниц, что на территории Орденоносной Таманской дивизии, изо дня в день, к 8-ми, без опозданий, я и буду приезжать в центр столицы, попутно, и без комплексов, в электричке, проверяя контрольные, тетради, составляя планы работ, опросники, программы, экзаменационные материалы, отчёты, неохотно приноравливаясь к совсем не престижному для меня транспорту…

А тем временем, в незакрывающемся кабинете когда-то английского языка, куда я так торопилась для преподавания «разумного, доброго, вечного», было выбито окно и заставлено картонкой, «интерактивная» школьная доска банально подпиралась шваброй, будто фанерная, стенная перегородка, отделявшая мой кабинет от медпункта, впечатляюще зияла дырой, аки дизайнерским привнесением «слепка» с погрязшего в тотальном воровстве текущего момента страны, «вернувшейся из боя»… Мебель, нещадно рвавшая колготки, и та - в разнобой… Что правда, отрадой, всё же, привнесены были «демократические преобразования», согласно которым разрешалось проводить урок без конспекта… Лекционно, аккурат по-ВУЗовски, и выдавали мы на-гора академические знания, трепетно, и на «Вы», воспринимая всех «Петровых, Ивановых, Сидоровых», не без труда просматривались за которыми столичные «именитости» … Одна из них, в нелицеприятной форме, однажды, и высмеяла меня, записавшую на доске доисторическую дату с обратным порядком цифр…

Признаться, «Россия – для русских, Москва – для москвичей» уже в 90-е «речёвочно», в стенах школы звучало, на что у меня, семь бед – один ответ, бумерангом вылетала просьба ценить знания… Бесплатные, и тогда никто не отменял, но уровень их был настолько низок, что невольно приходилось озадачиваться качеством подготовки московских учителей и начальной школы… Пятиклассники с трудом читали по 15 слов в минуту, а ошибок на письме было столько, что приходилось учиться и читать, и писать, как заново …

Программные пробелы устранялись и посредством экскурсий, заочных – в том числе… Жизненно необходимо это было и потому, что «команда нашего двора» дальше парка Декабрьского восстания у метро «1905 года» не хаживала… «Булыжник – оружие пролетариата», веянием времён, невольно, но «трансформировал» сознание их родителей на «ратный» труд, что опосредовано подразумевало и строительство дачной (!) «линии Маннергейма» вокруг Москвы… Потому-то, коренные москвичи, мои же подопечные, и к 11-12 годам Московский Кремль, даже на картинке, не все видели…

Справедливости ради, важно отметить, что именно «родительский фактор» и помогал решать наболевшие проблемы, искусно «расположить» к которым могло руководство школы… Посильно старались все и учиться, и участвовать, и побеждать, приобретая в «Машине времени» на Краснопресненском первую аппаратуру в школьные кабинеты …

Неведомо мне, в Школьном музее Образовательного учреждения 2030, что на Пресне (бывшей 101), сохранился ли Сборник литературных произведений «Мы пишем нашу первую книгу» … То ли да, то ли нет, но, как известно, «рукописи не горят» … Тем более, Победителей Московского конкурса Юных литераторов… Что правда, мировую художественную культуру, слышала, преподают теперь в школе на иностранном… Именно она, как нововведённый в 1997 году директорским предвидением «модный» предмет, помогала нам гармонично развиваться, укрепляясь в знаниях и русского языка… Но, вдруг, пришло-таки время, когда английским, французским, немецким, etc, etc, etc стали владеть в совершенстве? Что важно, и ученики, и учителя Школы Будущего… Так сложилось исторически, что «Ералашить» в неё приходил и Владимир Златоустовский, легендарно спевший и «От героев былых времён» … От них - раритет грозовых лет – пушка на школьном пригорке. Недвусмысленно, она и охраняет память об Ушедших, чтобы не было войны…

Но, «Пушки с берега палят – Кораблю пристать велят…», и в сказочной интерпретации, и наяву… «Хотите ли, не хотите ли, но дело, товарищи, в том…», что, переболев-таки и «Детскими болезнями взрослеющих чад», от мала до велика, «Мы помним»: создаётся цивилизация трудом, талантом, творчеством... И «времён связующей нитью», когда вспоминаем не похвальбы ради, а дабы изыскать "внутренние резервы", что на все времена … Жила бы страна родная...

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Форум»
9
Комментарии Написать свой комментарий
31 июля 2020 в 20:31

Спасибо. Интересно все.
Но цивилизации создаются способом производства. Каков способ производства, такова и формация (цивилизация). Это производительные силы в способе производства, как часть его, преобразуют производственные общественные отношения, другую часть.
"Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (К.Маркс, Избранные произведения, т.I, стр.269-270).
"Каков способ производства у общества, - таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения." Краткий курс

1 августа 2020 в 19:12

Спасибо и Вам, дорогой Евгений Волобуев ...
Не оспаривая классиков, замечу: цивилизации создаются трудом и творчеством, талантом и терпением - благодатно ... По плодам и они узнаются...

1 августа 2020 в 22:33

Когда-то, в далекой молодости, когда я выстраивал свою жизнь, то выбирал свой языковой стиль, перебирая языки и говоры. Мне очень нравились ленинградский и московский говоры, но я просто был восхищен языком экзистенциалистов. Конечно, экзистенциализм - это одна из вершин человеческой цивилизации.
Так вот Ваш, Людмила, языковый стиль, близок к языку экзистенциалистов. Но, в отличие от смысловой пустоты экзистенциалистов, Ваш язык наполнен пластами и линиями смыслов.
Например: кругом разруха, а наши люди такие, что ими залюбуешься.
Вас хочется читать и перечитывать.

4 августа 2020 в 23:33

Спасибо, дорогой Евгений Волобуев! Признаться, без ложной скромности, самой нравится!))) Но! И перепадает же мне за него - за стиль-то за "ентот" особенный!)))
Вдохновили речами бравыми! Приходите ещё! И убеждайте! И побеждайте! Даст Бог, и мы вместе с Вами!

1.0x