Авторский блог Проект Время-вперёд 15:43 1 апреля 2019

Так ли плохо российское образование?

отвечает американец

Современное российское образование принято скорее ругать, чем хвалить. Свежее исследование выявило серьёзные проблемы с пониманием математики у школьников. В этом выпуске мы сравниваем эти проблемы с проблемами других стран, а своим мнением делится российский журналист американского происхождения Тим Керби. Разберём эти и другие вопросы после сводки новостей.

Время новостей

На втором энергоблоке Нововоронежской АЭС-2 запущен ядерный реактор ВВЭР-1200.

В Дубне запущена главная установка первой в мире фабрикисверхтяжелых элементов. Это обеспечит лидерство российской науки и вхождение нашей страны в пятерку наиболее развитых научно-технологических держав мира.

В Красноярском крае введена в промышленную эксплуатацию первую серию Богучанского алюминиевого завода стоимостью свыше 1,5 млрд долларов.

В Москве – завод насосного оборудования.

В Тульской области – завод аэрозольных баллонов.

В Рязани – новое литейное производство.

В Татарстане – металлообрабатывающее.

В Челябинске - производство нетканых материалов.

В Вологодской области производство пеллет.

В Оренбургской области - солнечная электростанция мощностью 30 МВт.

Завершено строительство трансграничного подводного переходагазопровода «Сила Сибири» через Амур и строительство российской части железнодорожного моста через Амур.

В Якутии завершено строительство крупнейшего железнодорожного узлана Северо-Востоке России в рамках мегапроекта по возведению Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.

Разбор полётов

Перед тем как говорить про образование, вернёмся на выпуск назад и ответим на частый вопрос из комментариев. Многие зрители не совсем поняли зачем России перенимать технологии у компании Байер и опасаются засилья продуктов с ГМО.

В первую очередь, нужно понять, что генно-модифицированные организмы не обязательно являются злом. Генная модификация это всего лишь метод с помощью которого улучшаются отдельные качества растений и семян, например, устойчивость к морозам, засухе, вредителям и так далее. Опасность возникает тогда, когда применение технологии на конкретном продукте недостаточно изучено, и не исключён риск побочных явлений от их употребления в пищу.

Именно поэтому в России действует целый ряд ограничений. Во-первых, у нас в принципе запрещено производить такую продукцию на полях, поэтому все ГМО на рынке являются импортными. Но и здесь ввозить в Россию разрешено лишь отдельные виды ГМО-продукции, те, которые прошли государственную сертификацию и не являются опасными. Кроме того, с недавних пор, действует закон, обязывающий производителя указывать на упаковке является ли продукт генно-модифицированным.

В это же время в России абсолютно легально проводятся исследования и собственные разработки в сфере ГМО. В наших институтах пытаются вывести такие сорта растений, которые будут безопасны для человека и окружающей среды, но помогут повысить урожайность, а значит и усилить продовольственную безопасность страны. Вот именно для этого нам и нужны западные наработки и то, что мы получили их, является нашей однозначной и безоговорочной победой. И ни в коем случае не отменяет мер контроля в этой сфере.

Время образования

По данным свежего исследования половина российских школьников испытывает сложности с усвоением математики. В исследовании приняли участие почти 13000 школ в 62 регионах страны. Почти половина пятиклассников испытывает сложности с выполнением основных математических действий. Если данные исследования верны, то это действительно тревожный сигнал. Однако для полноты картины стоит взглянуть на ситуацию и в других странах.

В то время как мы привыкли скорее ругать, чем хвалить российское образование, корреспондент шведской газеты удивляется, что в России люди сохранили способность легко считать в уме. Её шокировало то, что водители маршрутных такси безошибочно выдают сдачу пассажирам, не пользуясь калькулятором. Автор признаёт, что скандинавские школы уже не дают детям такие математические навыки.

В это же время исследователи Кембриджского университета проанализировали успеваемость итальянских и британских учащихся младшей и средней школы и выяснили, что дети стали не просто с трудом усваивать математику, но и бояться её, испытывают т.н. «паническую атаку». Авторы доклада советуют перевести детей на более лёгкий уровень обучения, чтобы не травмировать их психику.

Примечательно, что при схожих проблемах, в России и за рубежом видят их причины по-разному. Если на Западе предлагают снижать нагрузку, то в России – призывают родителей больше заниматься с детьми и тщательнее контролировать их успеваемость. В чём разница подходов у нас и у них расскажет наш коллега – российский журналист американского происхождения Тим Керби.

«Здравствуйте! По поводу образования в Америке и России. Есть такой стереотип в России, и возможно это миф, что каждый российский ребенок, который приезжает в Америку сразу становится лучшим в классе, потому что российская система (образования) намного лучше. И вы знаете, ребята, этот миф оправдан, потому что я действительно это слышал, я сам это наблюдал несколько раз, включая свою дочь. У нее были большие трудности с английским языком пока она жила только здесь, со мной, как с единственным носителем языка. И вот, уже примерно через несколько месяцев язык исправился, и она была лучшей в классе. Почему? Потому что здесь в России мы можем толкать детей вперед, мы можем их гонять, говорить: «Надо стать лучше! Тебе надо это делать!..» Мы можем говорить детям то, что им надо делать. Немного как в армии, но об этом попозже. А в Америке, например, если что-нибудь неприятно, то нельзя заставлять детей это делать. Неприятно кушать правильное питание? Не надо, не надо. Ты не хочешь бегать? Не бегай. Ты не хочешь?.. Это тебе неприятно?.. Не делай. Такой армейский подход в России помогает в этом вопросе.

В России почти всё работает как армия, и это имеет свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что армия помогает нам побеждать свой эгоизм, заставляет нас стать лучше, участвовать в жизни коллектива и так далее. Но с другой стороны, армия уничтожает нашу личность и творчество. Армия - это антитворчество. И в России что я вижу? Я вижу, что все дети как правило просто тупо сидят и отвечают на вопросы от учителя так, как она хочет, чтобы они отвечали. Копируют все, что она пишет, в тетрадь. Это точно, как в армии. Сержант сказал - солдаты отвечают: «Так точно, товарищ Марина Ивановна!». И для творческих профессий это очень слабо.

Возможно это и является источником недопонимания русскими того, почему у американцев столько идей и они столько создали, когда их система образования такая тупая и слабая, хуже нашей. Но американская система (образования) дает человеку думать. Также как в Америке принято, что разные мнения и ответы могут быть одновременно правильными, но по-своему. А в России, как правило, если царь сказал, что «а» лучшая буква, нам надо ответить, что «а» лучшая буква. В Америке это выглядело бы так: «Дети скажите, почему эта буква лучше, аргументируйте ваше мнение фактами, изложив его в пяти абзацах». Вроде того.

Вот вы видите, что есть две системы: слабая и слишком творческая система в Америке, где нельзя говорить «нельзя» детям, и с другой стороны система в России, где каждый ребенок попадает как призывник в первый класс. И это кардинально разные позиции, и ни та, ни другая не идеальная на данный момент».

Наверное, действительно в современном мире идеальной системы образования не существует, однако отметим, что российская при всей её критике, позволяет нам традиционно с достоинством участвовать в школьных и студенческих олимпиадах. Так недавно на международных соревнованиях моделей робоавтомобилей в Израиле российская команда завоевала три золотые награды. А чуть ранее российская студенческая сборная одержала победу на открытом Чемпионате Азии по подводной робототехнике в Сингапуре.

Две недели назад нобелевский лауреат по физике Хироси Амано в ходе встречи с российскими старшеклассниками участниками Олимпиады Национальной технологической инициативы высказал восхищение их уровнем подготовки и умением синтезировать квантовые точки, что недоступно в Японии даже студентам. Профессор так впечатлился, что даже попросился на работу в Новосибирский университет.

Очень кстати в России подписан закон о награждении победителей международных предметных олимпиад. Теперь государство будет давать школьникам премии за золотую медаль – 1 млн руб., серебряную – 500 тыс. руб. и бронзовую – 400 тыс. руб. Премии будут получать и тренеры победителей.

За темой образования мы обещаем следить в следующих выпусках, а пока поговорим о науке.

Взгляд со стороны

Ещё один интересный взгляд на нас приведён в статье испанского врача и писателя Педро Гаргантильи. Он напоминает своим читателям, что помимо спутника русским принадлежит ещё множество изобретений и открытий, которыми пользуется человечество. Среди главных он называет телевизор, синтетический каучук, периодическую систему химических элементов и вертолёт.

Под статьёй развернулась бурная дискуссия, в которой читатели мадридской газеты спорят о том, что настоящее авторство этих изобретений принадлежит итальянским, испанским или немецким гениям. В общем, в чём испанцы нам точно не уступают, так это в любви к спорам в интернете. Мы же специально для нашего англоязычного проекта подготовили ролик, в котором даём расширенный список наших изобретений, которые широко используются в мире и заодно объясняем почему вокруг их авторства ходят традиционные споры. Смотрите ролик по ссылке в описании.

Мы желаем вам доброй и бодрой недели, текст выпуска и все ссылки на источники ищите на нашем сайте время-вперед.рус. Подписывайтесь на наш канал, вступайте в наши группы и присоединяйтесь к Клубу «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта.

Источник

1.0x