Авторский блог Петр Чурухов 15:14 26 декабря 2014

Свобода как смысл жизни

В России, воздвигающей либеральный капитализм и не желающей менять этот вектор движения, рано или поздно возникнут те же баррикады, что разделяют сегодня нас с Америкой в понимании существа Свободы.

Люди старшего поколения без труда ответят на вопрос, какую страну русские называют «Островом Свободы»? Или теперь уже правильнее говорить «называли», имея в виду, что в России давно строят либеральный капитализм, а Куба, этот социалистический остров свободы, освободившись от американской экономической блокады, выстраивает с США дипломатические отношения?

И если история Кубы нам понятна, то ответить на вопрос, что есть Свобода, и старшему поколению, и тем более тому, что родилось уже в «свободной» России, весьма сложно. При этом большинство из нас, россиян, будучи далеко не философами, уверены, что «свобода и демократия», которую декларативно несут американские эмиссары миру, нашему пониманию свободы не соответствуют совершенно, потому мы здесь по разные стороны баррикад.

Эта тема, свободы и несвободы, - одна из основных в материале американского журналиста Патрика Смита (перевод которой опубликован на Иносми http://inosmi.ru/world/20141226/225184524.html) анализирующего причины противостояния США и России и дающего ту же оценку природе конфликта, что и многие наши государственники и патриоты.

Вот выдержка из статьи американского публициста:

«Ввиду того ущерба, который уже нанесен, и который будет нанесен в предстоящем году, по поводу украинского кризиса и политики Запада под руководством США в отношении России возникает вопрос — зачем? Для чего все это? Ответьте на этот вопрос, и мы найдет ответы на многие другие вопросы.

Мой ответ начинается вот с чего. Нам, американцам, пора точно понять, что имеется в виду, когда наши руководители употребляют слово «свобода». Это слово должно означать одну из тех ценностей, критиковать которую для нас просто немыслимо. Но давайте покритикуем.

Для большинства англоязычного населения свобода имеет совершенно очевидное значение, но на самом деле, у этого слова много значений. Свобода делать что? Где пределы чего? Чья свобода?

Гарвардский экономист и нобелевский лауреат Амартия Сен несколько лет назад написал великолепную книгу под названием Development as Freedom (Развитие как свобода). Для него свобода означает такое общество, в котором человек защищен от бедности, где есть образование, здравоохранение, водоснабжение, канализация и все то, что мы называем «общественными благами». Это общество, где существуют реальные возможности для самореализации, где человек может работать с надеждой на приличный заработок и достойное существование. А если этого нет, то есть «несвобода», как замечательно выразился Сен.

Но на американском диалекте, по крайней мере, в лексиконе почти всех наших лидеров, это слово означает нечто совершенно иное. Это свобода для частного предпринимательства — и почти все, точка. Я бы сказал так: в официальном американском смысле под этим словом мы подразумеваем неолиберальную свободу, то есть, свободу для корпораций. Если вы сомневаетесь или растеряны, выгляните из окна».

Но не только тем, что взгляд американца совпадает с моим интересен его анализ. Сказав, что в официальном американском смысле под свободой подразумевается именно «свобода для корпораций», Патрик Смит, вольно или нет, уничтожил весь патриотический запал нашего противоборства американцам. Потому что действующая власть в государстве Россия строит именно неолиберальное общество, в котором, как и в США, - есть свобода только для корпораций. И если по оценке ООН, которую приводит в своей статье американский публицист, на Кубе построено самое социально справедливое в мире общество, то Россия устремлена в противоположном направлении. И на этом пути у нас действительно нет фундаментальных противоречий ни с США, ни с Германией, ни с Порошенко.

Но свобода для корпораций означает оплату труда в несколько миллионов рублей в сутки для немногочисленных близких и прожиточный минимум для миллионов других, чужих и далеких. Эта свобода культивирует и всемерно защищает регрессивную систему налогообложения, при которой больше платит тот, кто меньше зарабатывает. И это означает только одно: и у нас в России, воздвигающей либеральный капитализм и не желающей менять этот вектор движения, рано или поздно, но возникнут те же баррикады, что разделяют сегодня нас с Америкой в понимании существа Свободы. Возникнут уже внутри, между властью и ее немногочисленными корпоратократами, обеспечивающими себе миллионы, и чужим для них народом, оплачивающим это торжество либерального капитализма.

1.0x