Авторский блог Валерий Скрипко 12:05 22 января 2020

СРЕДИ ДУХОВНОГО ВАВИЛОНА

взгляд сквозь слёзы на российскую культуру и литературу

Валерий Скрипко

СРЕДИ ДУХОВНОГО ВАВИЛОНА

Наблюдая много лет мытарства наших чиновников в должности министров культуры, я всё время вспоминаю один образ из итальянской кинокомедии «Сеньор Робинзон» 1976-гр года выпуска, где островитяне устраивали испытание кандидатам в женихи. Бедный герой должен был пройти с завязанными глазами невредимым между привязанных на верёвках качающихся туда-сюда камней. Разумеется, ему это не удалось.

То же самое испытывали, наверно, и министры, которым приходилось лавировать между принципиально разными направлениями российского искусства и литературы, предназначенными для пользователей культурного продукта совсем другого менталитета, с которым у людей «Русского мира» нет почти ничего общего.

Наших министров культуры среди противоборствующих сторон, как правило, постигала участь героя итальянского фильма. Какой-то неведомый «камень» со стороны влиятельных сил настигал смельчака.

Такой же «Вавилон» у нас и в литературе.

В своей статье «Без литературы» на нашем сайте «Завтра» в январе этого года один из корифеев критики Владимир Бондаренко, с ностальгией по великим прошлым временам, замечает:»

«Власти России решили жить без литературы. Кино — да. Телевидение — да. Интернет — конечно же! А литература… О ней уже не упоминается при перечислении главных механизмов влияния на общественное мнение, общественное сознание. О ней давно не спорят.

Литература стала у нас как бы частным, приватным делом, чего не было в России никогда: ни в девятнадцатом, ни в двадцатых веках.

Но и сама Россия становится каким-то частным делом. Чего просто быть не может и не должно!»

Почему всё это случилось с нами? Хочется доискаться до причин. Конечно, мои выводы, сам подбор материала, могут показаться субъективными, но могут послужить и поводом для продолжения разговора на эту тему.

Нашим соотечественникам посчастливилось жить и творить в другие не такие беспокойные времена. Один московский кинокритик утверждал, что в конце пятидесятых годов в СССР, наконец, была достигнута столь долгожданная гармония между обществом и государством.

Возможно, так оно и было. Единственный раз в нашей российской истории и недолго!

Общая коллективистская идеология, лозунги интернационализма и социальной справедливости- объединили на время творческих людей самых разных мировоззрений, часто непримиримых друг с другом в силу принципиально разных философских оснований.

Это было красивое время надежд и упований!

Была у нас тогда и литература «высокого полёта», романтическая, неравнодушная, полная духовных поисков и героизма. Литературу, которую создавали Михаил Шолохов и Леонид Леонов, Андрей Платонов и Михаил Булгаков, можно было творить только в период духовного подъёма самых разных социальных слоёв общества.

Литературу создаёт соответствующая среда-писал академик Д.С. Лихачёв. Для любого творчества-это тоже истина!

Несколько десятилетий после войны духовное самочувствие всего нашего народа, его настрой определял очень высокий авторитет старших поколений советских людей, победителей в войне с фашизмом. Он скреплял всех в единое духовное сообщество, способное на самые большие дела. Авторитет ветеранов долго буквально «держал» в узде мещанский дух, который неизбежно начинает, как плесень, расти в любом социуме с началом мирного времени. Если нет в обществе признаваемой большинством идеологии, эта плесень сведёт на нет любые целеустремлённые усилия, разъест, уничтожит любой энтузиазм.

Но, в данном случае, наши отцы и деды принесли с фронта не только ордена, но и заряд непоколебимой уверенности в правоте общего дела, образно говоря, идеологию Победы. У них было моральное право на эту правоту. Была гражданская смелость….

Поэтому и свою литературу-советскую, они считали своей, родной и защищали её от той части нашей интеллигенции, которая не приняла социализм и только делала вид, что подчиняется новой власти.

Эту сплочённую прослойку интеллектуалов, исповедующих эгоцентризм в самых разных формах, могли в то время духовно нейтрализовать только сограждане, не забывшие боевые навыки солдат на передовой. Среди них были творческие люди, которые ничего и никого не боялись, в том числе, не боялись оказаться в опале у столичных издателей и редакторов, уже незримо присягнувших Западу в своих убеждениях и пристрастиях.

Опубликованная в 1959-м году вторая часть романа Шолохова «Поднятая целина» воспринималась некоторыми критиками-космополитами, как тенденциозный политический заказ. Нобелевский лауреат Михаил Шолохов одним из первых почувствовал на себе их ядовитые «укусы». Положительный герой произведения с коллективистским мировоззрением, уже сам по себе рождал смятение «тёмных сил» словно крест, упавший в скопление бесов!

Советская литература была бы безнадёжно дискредитирована, если бы её не отстояли писатели и читатели-фронтовики.

А потом, ветераны постарели…. И во многих областях культуры сдали свои позиции.

Владимир Бондаренко в своей статье пишет: «Во все времена в нашей стране была та или иная литература: светская и церковная, советская и антисоветская, русская и русофобская, традиционная и авангардная.»

Да, была. Но …хочется добавить, что русская, традиционная литература, близкая православной душе народа, всегда подвергалась непрерывным атакам «темных сил». Её количественно всегда не хватало, чтобы качественно в лучшую сторону изменить, если можно так выразиться, духовный состав всего российского общества.

Господь дал нам удивительный православный архитип человека, но тут же, реальный жизненный процесс его становления , как волчьей стаей, был окружён невиданной «бесовской ордой» наших прозападных любителей сладкой жизни. Человеку «Русского мира» ни одного дня нельзя было прожить без духовных испытаний с её стороны.

Каким-то Небесным Благоволением движимые, в своё время, тянулись петербуржские студенты к нашему гению Фёдору Михайловичу Достоевскому. Встречи эти - крик православной души среди многочисленных приверженцев « европейских ценностей». (Учёный Андрей Фурсов остроумно раскритиковал наших дворян, которые лезли вон из кожи, закладывали имения, чтобы догнать по уровню и качеству жизни француза или немца, других граждан благополучных стран, где урожайность и доходы в разы превышали доходность житниц русской равнины).

Вот это «соседство» с богатыми европейцами, зависть к ним, испортили нашу элиту раньше, чем «квартирный вопрос» москвичей в булгаковские времена.

Уже в 1847 –м году Пётр Вяземский в статье «Взгляд на литературу нашу в 10-летие после смерти Пушкина» вынужден был констатировать, что ныне «литература превратилась в журналистику», «везде под литературной оболочкой проглядывают политика, дух партий, задние мысли», что «господствующее направление к расстройству, к беспорядку» (Православная энциклопедия, том 10)

А почему к беспорядку? А потому- что самодержавие с его строгой государственностью не давало дворянству и его интеллигенции окончательно избавится от всех обязательств перед российским «отсталым обществом» и уже тогда попытаться создать «олигархат», наподобие нынешнего!

Прошло десять лет, но российская среда не стала более благоприятной для традиционного литературного творчества. Историк литературы с мировым именем Д.П. Святополк- Мирский пишет, что: «к началу 60-годов усилилось чувство партийной принадлежности, раскалывающим русское общественное мнение на множество взаимоисключающих отделений и категорий.»

Не лучше, в этом смысле, были все последующие времена.

В уже постсоветской России учёные в своих работах констатируют: «к концу 90-х сознании интеллигенции уподобилось винегрету, немногим лучше выглядела она в организационном плане»

(В.Беленький. «Преобразование России и народные массы», Красноярск, 2001 г. Стр 70)

Где бы не жил сторонник эгоцентризма, в Москве или в глубинке, за тридевять земель, за морями и океанами, он везде чутко слышал любой православный голос и мгновенно принимал меры для его подавления.

Он оправдает многие мерзости всемирного общества потребления. Но тут страх у него вселенский, метафизический! Главная опасность для его бесовской власти-, на российских просторах, КОРЕНИТСЯ в душах некоторой части людей «Русского мира», где рождается и крепнет непобедимая христианская доброта. Язык, на котором о ней сообщают миру- есть язык русский, народный! Поэтому его и стараются предать забвению.

Меня поразило, как в книге Андрея Битова «Текст как текст» утверждается, что наша «литература перестала быть частью культуры, она стала занятием и начала варить новую речь на открытом огне при постоянном социальном перемешивании и родился новый язык, удивительный конгломерат советских и бюрократических клише с языком улицы, отягощённый лагерной феней. Единственно, что осталось в этаком языке родного, это мат! «

Первый вопрос, который возникает после такого сурового «приговора» языку: а куда делись драгоценные «залежи» народного фольклора, чудный народный язык жителей российских сёл и деревень, с которым мы познакомились по книгам писателей-деревенщиков?

Либералы словно не замечали этот культурный феномен большинства населения. Уж если в процессе «варки» новой речи в адовом котле либералов, участвовало «социальное перемешивание»- значит, участвовали и шедевры литературного языка представителей русской деревни Николая Клюева, Василия Шукшина, Василия Белова.

В этот «котёл» надо бы замешать и язык поморов, и языковые «россыпи» сибиряков и множество других достижений народа в этой области культуры.

Нет, везде наши духовные диссиденты твердят только о своем, городском ироничном наречье.

В России сложилась какая-то странная ситуация, неизвестная среди других европейских народов. Имея огромное влияние на развитие литературы и науки непатриотическая часть писателей и поэтов, представителей гуманитарных наук всегда вела и продолжает вести себя так, словно её совсем не интересует национальный характер российского большинства населения: чем живёт? что любит? Какие жизненные ценности предпочитает?

Но это в творчестве такая же нелепость, как если бы скульптора не интересовал состав и качество материала, из которого он собирается ваять скульптуру. Какое чучело он в таком случае может создать?

Так же действуют и литераторы, не имеющие родины в лице России. Они часто пишут, как наши недруги, не желающие знать о русском национальном достоинстве. Тысячи страниц подобных русофобских текстов книг ждут нашего школьника и студента на полках российских библиотек.

Так, нашу литературу без «шума и пыли» приватизируют!

Если мы не изменим ситуацию, то есть не заполним книжные полки книгами, предназначенными для нравственного воспитания людей «Русского мира» в культурных традициях этого «Мира», новые поколения настоящих граждан России мы потеряем!

Они просто уже не воспроизведутся на прежнем генетическом материале, нашем «коллективном, бессознательном».

Литература так и останется разрозненным набором каких-то невразумительных текстов, уделом враждующих литературных клубов.

Нужны новые мощные, национально ориентированные издательства, СМИ, специальные курсы в институтах и училищах, создающих здоровую атмосферу патриотического единства, необходимую для развития родного отечества!

А наших недругов хочется призвать таким образом: демократ и либерал, космополит и русофоб - наступи на горло собственной эгоистической песне о себе «Любимом»! Уймись, дай патриотам России всех сословий и национальностей создать великую страну, в которой, ты, скорее всего, опять будешь ходить в звании большого писателя или главного редактора, определяющего главные направления в искусстве и литературе.

Но будет это всё в великой стране с сильным духовным ядром, а не в нынешней, больше похожей на духовный Вавилон!

А в великой стране нам всем будет жить веселей!

***********************

1.0x