Авторский блог Александр Елисеев 20:59 4 ноября 2017

Советское 4 ноября

Для меня 4 и 7 ноября давно уже тесно связаны. Смуту и оккупантов мы одолели благодаря городовым и уездным Советам.

Для меня 4 и 7 ноября давно уже тесно связаны. Смуту и оккупантов мы одолели благодаря городовым и уездным Советам, которые и организовали Ополчение. И Царская власть была возрождена тоже благодаря им. Это самобытная русская форма самоорганизации, восходящая своими корнями к вечевым собраниям. Собственно говоря, слово «вече» происходит от общеславянского «вѣтъ», т. е. «совет».

Эти образования возникли еще в 1606-1608 году, когда Смута была в самом разгаре. И созданы они были на базе местного самоуправления, которое играло огромнейшую роль в жизни Московской Руси. Так, без воли выборного губного старосты нельзя было арестовать человека – царевы чиновники были вынуждены считаться с «землей». (Собственно одно это уже опровергает досужие байки о деспотическом характере Московского государства.)

«Стихийно» возникшие Советы были вынуждены действовать в отсутствии «нормальной» государственной власти и военной организации. Вот пример: «Когда в декабре 1608 г. к Устюжне Железопольской приблизился польский отряд, в городе не оказалось ни воеводы, ни ратных людей, ни сколько-нибудь надежных укреплений. Тогда горожане создали выборное управление, избрав три головы и городовой совет из 20 чел., в котором посадские и служилые люди получили равное представительство. Деятельность совета не прекратилась и с прибытием в Устюжну воеводы. Он даже приступил к исполнению своих обязанностей лишь после утверждения городовым советом его полномочий». (В. Волков. « Русское государство: испытание Смутой»)

В 1612 году, как результат деятельности местных Советов, возникает общенациональный Совет всей Земли, который возглавляют князь Дмитрий Пожарский – воевода, и земский староста Козьма Минин — «выборный от всей земли человек». Именно под руководством этого Совета и была освобождена Москва. А после состоялся Земский Собор, на котором «избрали» (то есть определили легитимность) Русского Царя. Самодержавие, погубленное в боярских интригах, было создано снизу – с опорой на Советы — тогдашнюю «прямую демократию». Причем, что показательно, когда начались острые споры меду различными «партиями», с их кандидатами, Боярская дума была отправлена на «богомолье». И отсутствие этого аристократического синклита помогло разрешить кризис.

Истории всегда была присуща некоторая цикличность – и вот в начале «бунташного» 20 века Советы возрождаются вновь – уже как объединения рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Впервые они возникают в 1905 году, но повсеместное их создание происходит в 1917 года. (Любопытно, что в 1606 году русские Советы подчинялись руководителям крестьянского восстания, и лишь потом они стали всесословными национально-освободительными структурами.)

Тогда законная русская власть была свергнута либеральными заговорщиками – и вопрос о легитимности повис в воздухе. То есть, сложилась примерно та же ситуация, что и во время Смуты. Тут-то и произошло пробуждение старинного архетипа – широкие массы стали сорганизовываться в Советы . Увы, при этом они не имели перед собой того надежного, Царского ориентира, который имела «земля» в 17 веке - советское движение ставило перед собой идеал народодержавия. Хотя в толще народных масс теплилось ожидание Государя. Не случайно же командование сибирских партизанских отрядов распространяло такие вот воззвания: «Пора покончить с разрушителями России, с Колчаком и Деникиным, продолжавшими дело предателя Керенского… Во Владивосток приехал уже Великий Князь Николай Николаевич, который и взял на себя всю власть над Русским народом. Я получил от него приказ, присланный с генералом, чтобы поднять народ против Колчака. Призываю всех православных людей к оружию. ЗА ЦАРЯ И СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ».

Октябрь 1917 года был двойственным, сложным («Сложный Октябрь») С одной стороны он пробудил народно-советскую энергию. И большевики сбросили либеральную хунту Керенского, чьё правление просто вело к краху. («Мятеж или провокация?») Но в чём-то (не очень многом) почвенные большевики всё-таки проявили себя как западники, навязав России западную партийность, только в очень рационализированной форме. («Ленинская бомба под СССР») Вместо народодержавия массы получило партократию. Поэтому советскую власть можно назвать советской лишь с очень большой долей условности. И, тем не менее, Советы сказали свое веское слово. Уже после разгрома белых в стране развернулась самая настоящая крестьянская война, захватившая огромные территории. Тамбовское восстание были лишь одним губернским «эпизодом», в то время как полыхали – Поволжье, Сибирь и т. д. Восставшие бросили лозунг – «Советы без коммунистов», и он был подхвачен миллионами. В те дни Ленин признал, что «мелкобуржуазная стихия» опаснее, чем все белые генералы вместе взятые. И крестьянско-советское движение заставило коммунистов ввести новую экономическую политику, отказавшись от левацкого «военного коммунизма».

Советский архетип проявился снова – в неожиданной форме. В белой эмиграции возникло мощное движение младороссов, выдвинувших еще один яркий лозунг – «Царь и Советы». («Царь и Советы: идейно-политические поиски движения младоросов») Младороссы, бывшие активными участниками Белого движения, выступали за соединение власти самодержавного Государя и широкого советского самоуправления. Показательно, что младороссы отличались от национал-авторитарных организаций того времени тем, что практиковали в своей среде самые широкие дискуссии-обсуждения.

Советы - эта тема ещё будет поднята в России.

1.0x